СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 7
1.1. Предпосылки введения в Российской Федерации
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 7
1.2. Понятие и правовая природа договора страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных средств 10
1.3. Форма и содержание договора страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных средств и порядок его заключения 17
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ОСАГО) 27
2.1. Права и обязанности страхователя в обязательстве ОСАГО 27
2.2. Права и обязанности страховщика в обязательстве ОСАГО 32
3. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, А ТАКЖЕ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩЕГО ИЗ ДОГОВОРА ОСАГО 36
3.1. Определение размера и выплата страхового возмещения.
Обязанность страхователя с момента возникновения страхового случая 36
3.2. Определение размера выплаты с учетом износа и утраты
товарной стоимости транспортного средства 46
3.3. Ответственность участников правоотношения, возникающего из
договора ОСАГО, за нарушение обязательств 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является одним из актуальных видов страхования на экономическом рынке. Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, регулирующий порядок разрешения различных ситуаций на дорогах, был принят в апреле 2002 года. Вступил в законную силу с 1 июля 2003 года.
Законодательство Российской Федерации прямо устанавливает, что каждый владелец автомобиля должен заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Отсутствие полиса ОСАГО делает невозможным регистрацию и пользование транспортным средством. В случае несоблюдения законодательных норм нарушителю грозит штраф.
Однако следует заметить, что существуют некоторые проблемные аспекты, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Прежде всего, это введение института обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вызвано острой необходимостью, поскольку до этого была только система добровольного страхования. Существовавшая до вступления в силу Закона об ОСАГО система возмещения вреда была не способна решить эту задачу.
Одной из главных функций обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является защита прав потерпевших при возмещении ущерба, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в процессе эксплуатации транспортных средств иными лицами. Заключенный договор ОСАГО позволяет страхователю защитить свои имущественные интересы, то есть при совершении дорожно-транспортного происшествия, гражданину не нужно будет из своего бюджета возмещать вред потерпевшему, за него это сделает страховая компания, в которой он застраховал свою гражданскую ответственность. Ему придется возмещать вред, лишь в том случае, если стоимость восстановительных работ превысит установленную законом страховую сумму. Также следует отметить, что наличие ОСАГО является и большим плюсом для потерпевшего, так как не всегда виновник обладает той суммой денег, которая необходима для покрытия того ущерба, который он причинил.
На основании вышеизложенного, можно говорить об актуальности темы исследования «Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Объектом работы является правоотношения, вытекающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Предмет исследования - нормы гражданского законодательства, законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, об организации страхового дела в Российской Федерации, иного законодательства, и практика их применения.
Цель работы - исследование договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Достижение данной цели зависит от решения следующих задач:
- изучить социально-экономические предпосылки введения в Российской Федерации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- рассмотреть источники правового регулирования отношений обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- изучить понятие и правовую природу договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- проанализировать участников договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- исследовать форму и содержание договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и порядок его заключения;
- изучить содержание обязательства, возникающего из договора ОСАГО;
- рассмотреть права и обязанности страхователя в обязательстве ОСАГО;
- рассмотреть права и обязанности страховщика в обязательстве ОСАГО;
- изучить вопрос об определении размера и выплата страхового возмещения;
- исследовать правовое регулирование учета износа и утраты товарной стоимости транспортного средства.
- проанализировать ответственность участников правоотношения, возникающего из договора ОСАГО, за нарушение обязательств.
Таким образом, в ходе исследования можно прийти к следующим выводам:
1. Страхование автогражданской ответственности имеет большое значение для обеспечения социальной и экономической стабильности как для потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии, так и для виновного в нем.
2. Всю совокупность нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере обязательного страхования, можно условно разделить на три уровня.
• Гражданский кодекс Российской Федерации. Основная его роль заключается в обеспечении равноправия участников страховых отношений.
• Специальное (отраслевое) законодательство, которое регулирует правовые и экономические отношения непосредственно в сфере обязательного страхования.
• Нормативные акты Президента, Правительства, министерств и ведомств, в сфере обязательного страхования.
Данная иерархия нормативных актов представляется более целесообразной.
В законе об ОСАГО содержится легальная дефиниция понятия «договор ОСАГО».
Договор ОСАГО по своей правовой природе - это публичный, двусторонний, взаимный, возмездный, алеаторный договор, являющийся разновидностью имущественного страхования.
Сторонами договора ОСАГО являются страховщик с одной стороны, и страхователь, выгодоприобретатель - с другой.
Участниками договора ОСАГО являются страховщик, сам страхователь, законный владелец застрахованного транспортного средства и водитель застрахованного транспортного средства.
Существенными условиями договора ОСАГО являются условие о предмете, об объекте страхования, о страховом случае, размере страховой суммы. Кроме того, важным условием является условие о цене договора ОСАГО.
При заключении договора иногда возникают проблемы, связанные с отказом в заключении договора ОСАГО. Данные проблемы связаны с навязыванием дополнительных услуг. Данные действия страховщиков являются несоответствующими законодательству.
Содержание обязательства, вытекающего из договора ОСАГО, составляют рассмотренные выше права и обязанности субъектов правоотношения.
Размер страховой выплаты, а также порядок ее выплаты определяется в Законе об ОСАГО.
Правовое регулирование учета износа и утраты товарной стоимости транспортного средства осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации.
Специальные нормы содержатся в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а также в Правилах ОСАГО, утвержденных Банком России 19 сентября 2014 г.
Кроме того, регламентация данного вопроса осуществляется также единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России.
Заметим, что некоторые позиции по рассматриваемому вопросу содержатся в судебных актах высших судебных инстанций. Ответственность за неисполнение норм закона об ОСАГО несут все участники страхового правоотношения. Однако страхователь является наименее защищенным участником правоотношения. Поэтому в законе об ОСАГО большинство норм направлено именно на ответственность страховщика. Однако следует заметить, что автовладелец также может нести ответственность, предусмотренную КоАП РФ.
Страховая компания, выплатившая страховую сумму в счет возмещения вреда, вправе требовать с причинителя вреда данную сумму. Таким образом, причинитель вреда также несет ответственность за вред, причиненный им.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
2. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: федер. закон от 25.04.2002 N 40- ФЗ (ред. от 02.12.2019) // КонсультантПлюс : справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2020
3. О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств [Электронный ресурс]: положение Банка России 19.09.2014 N 431-П // КонсультантПлюс: справ.правовая система.
4. Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П // Вестник Банка России. N 93.2014.
Специальная литература
1. Витрянский, В.В., Ем, В.С., Козлова, Н.В., и др.; отв. ред. Суханов, Е.А., Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / М., 2011. Т. 2: Обязательственное право. С. 234.
2. Газизулина, А.В. Правовое регулирование обязательного
страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: автореф. дис. на соискание ученой степени к.ю.н. СПб. ,2004. С. 12.
3. Глинка, В.И., Ручкин О.Ю., Трунцевский, Ю.В. Обязательное
страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: теоретические и практические аспекты: научно¬
практическое пособие. М., 2013. С. 101.
4. Глинка, В.И., Ручкин О.Ю., Трунцевский, Ю.В. Указ.соч. С. 183.
5. Глинка, В.И., Ручкин, О.Ю., Трунцевский, Ю.В. Обязательное
страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: теоретические и практические аспекты: научно¬
практическое пособие. М., 2013. С. 150.
6. Глинка, В.И., Ручкин О.Ю., Трунцевский, Ю.В. Указ.соч. С. 155.
7. Глинка, В.И., Ручкин, О.Ю., Трунцевский, Ю.В. Обязательное
страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: теоретические и практические аспекты: научно¬
практическое пособие. М., 2013. С. 56.
8. Грачева, Е.Ю., Болтинова, О.В. Правовые основы страхования. М., 2011. С. 23
9. Грудцына, ЛЮ., Спектор, А.А. Указ.соч. С. 172.
10. Грудцына, ЛЮ., Спектор, А.А. Указ.соч. С. 182.
11. Иоффе, О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 97.
12. Кабанцева, Н.Г. Страховое дело: Учебное пособие. М., 2008. С. 145.
13. Радостева, М.А. Проблемы правового регулирования расчета размера ущерба в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 2016. № 26.
14. Сокол, П.В. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: научно-практическое пособие. М.: Деловой двор, 2013. 168 с.
15. Худяков, А.И. Теория страхования. М., 2010. С. 145.
16. Худяков, А.И. Указ.соч. С. 175.
17. Худяков, А.И., Демидова, Г.С., Худяков, А.А. Основы страхового права: Учеб.пособие. Челябинск, 2010. С. 224.
18. Худяков, А.И. Теория страхования. М., 2010. С. 154.
19. Худяков, А.И. Указ.соч. С. 186.
20. Ширипов, Д.В. Страховое право: учебное пособие. М., 2008. С. 105.
21.Эрделевский, А.М. О некоторых вопросах добровольного
страхования имущества граждан // М., 2013. С. 134.
Судебная практика
1. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
2. О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 2 // КонсультантПлюс: справ. правовая система.