Введение 4
1 Теоретические основы изучения фразеологии на уроках русского языка 7
1.1 Современные процессы во фразеологии русского языка 7
1.2 Анализ учебников русского языка 17
2 Методические аспекты изучения фразеологии на уроках русского языка .. 36
2.1 Обобщение педагогического опыта по изучению фразеологии на уроках
русского языка в школе 36
2.2 Диагностическое исследование по выявлению сложностей у
обучающихся в заданиях с фразеологическими оборотами 42
2.3 Методические рекомендации по изучению фразеологии на уроках
русского языка 47
Заключение 75
Список использованных источников 77
Приложение А 82
Приложение Б 83
Приложение В
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена приемам изучения фразеологизмов на уроках русского языка.
Теоретические основы фразеологии заложены в трудах В.В Виноградова, А.А. Шахматова, Ф.Ф. Фортунатова и др. Продолжали исследования фразеологизмов Н.М. Шанский, А.И. Молотков. Методика преподавания фразеологизмов в школе находит свое отражение в работах таких ученых как М.А. Рыбникова, М.Р. Львова.
На современном этапе методика изучения фразеологии продолжает вызывать интерес у исследователей. Так, Д.Ю. Колесникова [13] предлагает изучение фразеологизмов как средство формирования языковой компетенции. Е.А. Бурцева [5] рассматривает фразеологизмы с точки зрения их происхождения. С.Г. Панькова [19] обращает внимание на культурную информацию, которая закреплена в устойчивых сочетаниях. Она исследует лингвокультурологический аспект фразеологии, рассматривая внутреннюю форму фразеологизма как транслятора культурной коннотации.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время одной из важнейших задач образования является формирование коммуникативной компетенции школьников. Фразеологические обороты - важный элемент речи, который обогащает нашу речь, делает ее более выразительной и образной.
По словам В.Г. Белинского [2], фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его самобытное богатство. Фразеологические обороты действительно являются отражением народной культуры, а использование фразеологизмов в речи является показателем речевой компетенции человека. Именно поэтому стоит уделить особое внимание изучению фразеологизмов на уроках русского языка.
Целью данной работы является описание приемов изучения фразеологизмов на уроках русского языка.
Объект исследования - процесс изучения фразеологизмов в школе.
Предмет исследования - приемы изучения фразеологизмов на уроках русского языка.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
6) рассмотреть современные процессы, происходящие во фразеологии русского языка;
7) проанализировать УМК по русскому языку на предмет предложенных приемов по изучению темы «Фразеология. Фразеологизмы»;
8) провести опрос среди учителей с целью выявления проблем у обучающихся при изучении темы «Фразеология. Фразеологизмы»;
9) проанализировать выполненные работы обучающихся 9 и 11 классов с целью выявления ошибок по теме «Фразеология. Фразеологизмы» в рамках экзаменационных заданий;
10) разработать методические рекомендации по использованию приемов изучения фразеологии на уроках русского языка в 5-6 и 9-11 классах.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, а также нормативных документов.
2. Практические: диагностическое исследование, статистическая обработка данных, проектирование комплекса приемов по теме исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется возможностью использования материалов исследования учителями русского языка при изучении раздела «Фразеология».
Апробация. Отдельные материалы работы были апробированы:
1) в форме доклада «Сжатое изложение как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся» на I Всероссийской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 8 ноября 2022 г.);
2) в форме доклада «Приемы работы над сжатым изложением» на II Всероссийской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (11 апреля 2023 г.).
3) в форме статьи на тему «Современные процессы во фразеологии русского языка» в сборнике научных статей II Всероссийского молодёжного научного форума «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты». - Красноярск, 2023. - С. 157-160.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований). Общий объем работы - 84 страницы.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами были сделаны следующие выводы.
1. Фразеологические обороты - достаточно большой пласт языка, который является отражением народной культуры и общественной жизни социума. Фразеологический запас языка пополняется вместе с развитием общества и неразрывно связан с происходящими событиями и изменениями в обществе. В связи с тем, что фразеология составляет достаточно сложный и неоднозначный раздел языка, существует несколько подходов к пониманию и изучению фразеологизмов.
2. Раздел «Фразеология» представлен для изучения в школьных УМК по русскому языку. В учебном пособии под редакцией Е.А. Быстровой фразеологизмы изучаются в широком значении. В учебниках под редакцией М.Т. Баранова и А.Д. Шмелева фразеологические обороты рассматриваются в узком понимании. В учебниках по русскому языку упражнения по данной теме направлены на умение видеть фразеологизмы в тексте и употреблять их в своей речи, умение определять происхождение и источники фразеологизмов, умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний. Упражнения, предлагаемые авторами учебников, реализуют такие методы обучения как репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.
3. Нами был проанализирован и обобщен педагогический опыт по изучению данной темы, который позволяет заключить, что учителя используют разнообразные методы и приемы при изучении фразеологизмов. Однако, опрос учителей русского языка показал, что фразеологические обороты в своей речи школьники используют нечасто, причем не всегда используют их правильно.
4. Нами был проведен констатирующий эксперимент среди учащихся 9-11 классов с целью выявить существующие трудности при выполнении экзаменационных заданий с фразеологическими оборотами. Результаты исследования позволяют заключить, что к наиболее частым ошибкам в заданиях с фразеологическими оборотами у старшеклассников относятся такие ошибки, как нарушение структуры фразеологизма, неумение видеть фразеологизм в тексте, неумение отличать фразеологизм от других средств выразительности.
5. Результатом нашей работы стала разработка эффективных приемов, которые могут быть использованы учителями русского языка при изучении темы «Фразеология. Фразеологизмы». Предложенные приемы работы направлены на обогащение фразеологического багажа учащихся, повышение уровня знаний по изучаемой теме и формирование умения использовать фразеологические обороты в своей речи. Кроме того, методическая разработка нацелена на успешное выполнение заданий с фразеологическими оборотами, которые включены в контрольно-измерительные материалы государственной итоговой аттестации.
1. Баранов, М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка : учебное пособие / М.Т. Баранов. - Москва : Просвещение, 1988. - 191 с.
2. Белинский, В.Г. Сочинения в четырех томах / В.Г. Белинский // Киев : Южно-Русское книгоиздательство Ф.А. Иогансона. - 1902. - 988 с.
3. Бобровская, А.С. Использование фразеологизмов и неологизмов коммуникантами социальной сети / А.С. Бобровская // Молодой исследователь Дона. - 2018. - №2 (11). - С. 35-40.
4. Бондаренко, М.А. Приемы организации уроков при изучении фразеологии / М.А. Бонадренко // Русский язык в школе. - 2016. - №9. С. 22¬28.
5. Бурцева, Е.А. Изучение фразеологизмов на уроках русского языка с точки зрения их происхождения / Е.А. Бурцева, В.В. Шамагулова // Современная наука и ее ресурсное обеспечение: инновационная парадигма : Материалы международной научно-практической конференции / Международный центр научного партнерства «Новая наука». - Петрозаводск, 2020. - С.176-181.
6. Введенская, Л. А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка» : учебное пособие / Л. А. Введенская, М. Т. Баранов, Ю. А. Гвоздарев. - Москва : Просвещение, 1983. - 143 с.
7. Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография : избранные труды / В.В. Виноградов. - Москва : Наука, 1977. - 318 с.
8. Гвоздарев, Ю. А. Рассказы о русской фразеологии : монография / Ю. А. Гвоздарев. - Москва : Просвещение, 1988. - 192 с.
9. Жуков, А. В. Очерки по фразеологической семантике : монография / А. В. Жуков. - Москва : Русайнс. - 2020 - 280 с.
10. Жуков, В. П. Русская фразеология : учебное пособие / В. П. Жуков. - Москва : Высшая школа, 1986. - 310 с.
11. Касаткин, Л. Л. Русский язык / Л. Л. Касаткин //Фразеология : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений /Л.П. Крысин. - Москва : Академия, 2005 - 768 с. - ISBN 5-7695-2337-9.
12. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник / Г. М. Коджаспирова. - Москва : Юрайт, 2019. - 719 с.
13. Колесникова, Д.Ю. Формирование языковой компетенции учащихся на уроках русского языка на примере изучения фразеологизмов / Д.Ю. Колесникова // Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации общества : Материалы международной научно¬практической конференции / Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований». - Воронеж, 2021. - С.57-60.
14. Лаврова, С. А. Приключения фразеологических оборотов : монография / С. А. Лаврова. - Москва : Воскресный день, 2018. - 128 с.
15. Меняев, Л. Ф. Педагогика : учебное пособие / Л. Ф. Меняев. - Москва : МГОУ, 2018. - 119 с.
16. Молотков, А. И. Основы фразеологии русского языка : учебник / А. И. Молотков. - Ленинград : Наука, 1977. - 283 с.
17. Николенко, Л. В. Лексикология и фразеология современного русского языка : учебное пособие / Л. В. Николенко. - Москва : Академия, 2017 - 144 с.
18. Нургалина, Х.Б. Характерная особенность разговорных фразеологизмов / Х.Б. Нургалина // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. - №3 (332). - С. 74-77.
19. Панькова, С.Г. Лингвокультурологический аспект изучения фразеологизмов на уроках русского языка / С.Г. Панькова // Наука, образование и культура. - 2016. - № 12 (15). - С. 84-87.
20. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебное пособие / П. И. Пидкасистый. - Москва : Педагогическое общество России, 2018. - 640 с.
21. Попов, Р. Н. Фразеологизмы современного русского языка с архаичными значениями и формами слов : учебное пособие / Р. Н. Попов. - Москва : Высшая школа, 1976. - 200 с.
22. Русский язык : 5 класс : учебник для общеобразовательных
организаций. В 2 ч. Ч. 1. / А.Д. Шмелёв, Э.Л. Флоренская, Ф.Е. Габович; под редакцией А.Д. Шмелёва. - Москва: Вентана-Граф, 2014. - 318 с.
23. Русский язык : 6 класс : учебник для общеобразовательных
организаций. В 2 ч. Ч. 1. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; под редакцией М.Т. Бранова. - Москва : Просвещение, 2019. - 198 с. - ISBN 978-5-09-070477-9.
24. Русский язык : 6 класс : учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под редакцией Е.А. Быстровой. - 3-е изд. Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 249 с.
25. Русский язык : учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Л.Л. Касаткин, Л.П. Крысин, М.Р. Львов, Г.М. Ставская, М.Ю. Федосюк; под редакцией Л.Л. Касаткина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2005.
- 768 с. - ISBN 5-7695-2337-9.
26. Савченко, А.В. Спортивная фразеология современного русского языка : общая характеристика и основные особенности / А.В. Савченко // Мир русского слова. - 2015. - №4. - С.31-37.
27. Сборник упражнений по русскому языку : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Л. Гордиевская, М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под редакцией М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2005.
- 304 с. ISBN 5-7695-1558-9.
28. Свекла, Т.П. Слоган как основной компонент рекламного сообщения и его влияние на массовое сознание / Т.П. Свекла // Коммуникативные исследования. - 2015. - №3 (5). - С. 87-95.
29. Селиверстова, Е.И. Языком фразеологии об экономике и политике / Е.И. Селиверстова // Филология и культура. - 2015. - №2(40). - С. 107-115.
30. Современный русский язык : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология» / П.А. Лекант, Е.А. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под редакцией П.А. Леканта. - 3-е изд., - Москва : Дрофа, 2002. - 560 с. - ISBN 5-7107-6144-3.
31. Современный русский язык : учебник для студентов
филологических факультетов университетов / Л.А. Новикова, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов, В.И. Петрянкина и др.; под редакцией Л.А. Новиковой. - 4-е изд., - СПб : «Лань», 2003. - 864 с. - ISBN 5-8114-0255-4.
32. Сохиева, Э.С. Мастер-класс «В царстве фразеологизмов» / Э.С. Сохиева // Перовое сентября, - 2023. - №4. - С. 53-61.
33. Сульниченко В.Н. Использование фразеологизмов при изучении глагола в школе / В.Н. Сульниченко // Русский язык в школе. - 2016. №9. С. 28-30.
34. Телия, В. Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и культурологический аспекты : монография / В. Н. Телия. - Москва : Языки русской культуры, 2010. - 284 с.
35. Фёдоров, А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок 13 000 фразеологических единиц / А.И. Фёдоров - Москва: АСТ, 2008. - 878 с. - ISBN 978-5-17-049014-1.
36. Чернова, О.Е. Мир никогда не будет прежним : актуальные фразеологизмы в период пандемии и короновируса / О.Е. Чернова, А.А. Осипова, Н.В. Позднякова // Научный диалог. - 2021. - №5. - С. 140-153.
37. Чжан, Цзе. Фразеологизмы с колоративным компонентом в экономической сфере конца XX - начала XXI в. / Цзе Чжан // Известия ВГПУ. Филологические науки. - 2018. - №3. - С. 97-100.
38. Шанский, Н. М. Фразеология современного русского языка : учебное пособие / Н. М. Шанский. - Санкт-Петербург : Специальная Литература, 1996. - 192 с.
39. Эмирова, А. М. Русская фразеология в
коммуникативнопрагматическом освещении : монография / А. М. Эмирова. - Симферополь : Научный мир. - 2020. - 228 с.
40. Яранцев, Р. И. Русская фразеология : словарь-справочник / Р. И. Яранцев. - Москва : Дрофа, 2008. - 894 с.