МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МЕДИЙНОГО ОБРАЗА ПЭН ЛИЮАНЬ В КИТАЙСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ КИТАЙСКИХ НОВОСТНЫХ РЕСУРСОВ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИАОБРАЗА В КИТАЙСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ 7
1.1. Политический дискурс как объект лингвистического исследования 7
1.1.1 Политическая лингвистика как наука, изучающая политический язык
7
1.1.2. Элементы политического дискурса 10
1.1.3. Политический дискурс Китая 13
1.2. Мягкая сила как объект исследований в отечественной и зарубежной
лингвистике 17
1.3. Медиаобраз политического деятеля и проблемы его реконструкции 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЙНОГО ОБРАЗА ПЭН ЛИЮАНЬ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ КНР 32
2.1. Реализация медийного образа Пэн Лиаюнь в китайском политическом
медиадискурсе на базе культурно-коммуникативных векторов китайского культурно-дискурсивного пространства 32
2.1.1. Вербализация модуса «Образ» / « Ж» 34
2.1.2. Вербализация модуса «Включение в отношения» / « )<С;» 40
2.1.3. Вербализация модуса «Патриотизм» / «Мй» 44
2.2. Проведение эксперимента 50
2.3. Невербальные средства формирования медийного образа Пэн Лиюань . 58
2.3.1. Визуальное измерение имиджа 60
2.3.2. Контекстное измерение 63
2.3.3. Событийное измерение 67
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета для опроса
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИАОБРАЗА В КИТАЙСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ 7
1.1. Политический дискурс как объект лингвистического исследования 7
1.1.1 Политическая лингвистика как наука, изучающая политический язык
7
1.1.2. Элементы политического дискурса 10
1.1.3. Политический дискурс Китая 13
1.2. Мягкая сила как объект исследований в отечественной и зарубежной
лингвистике 17
1.3. Медиаобраз политического деятеля и проблемы его реконструкции 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЙНОГО ОБРАЗА ПЭН ЛИЮАНЬ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ КНР 32
2.1. Реализация медийного образа Пэн Лиаюнь в китайском политическом
медиадискурсе на базе культурно-коммуникативных векторов китайского культурно-дискурсивного пространства 32
2.1.1. Вербализация модуса «Образ» / « Ж» 34
2.1.2. Вербализация модуса «Включение в отношения» / « )<С;» 40
2.1.3. Вербализация модуса «Патриотизм» / «Мй» 44
2.2. Проведение эксперимента 50
2.3. Невербальные средства формирования медийного образа Пэн Лиюань . 58
2.3.1. Визуальное измерение имиджа 60
2.3.2. Контекстное измерение 63
2.3.3. Событийное измерение 67
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета для опроса
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию языковых и неязыковых средств, реализующих «мягкую силу» в китайском политическом дискурсе через такой инструмент трансляции, как медийный образ первой леди страны - Пэн Лиюань.
Актуальность избранной темы определяется следующими факторами:
1) особенностями функционирования китайского дискурсивного пространства, требующего специального подхода к исследованию; 2) особенностями формирования медийного образа Пэн Лиюань при помощи вербальных и невербальных средств; 3) недостаточной изученностью такого значимого для китайского политического дискурса явления, как стратегия «мягкой силы», сочетающая в себе тактики ведения внешней и внутренней политики и находящая схожие черты с принципом функционирования медиаобраза политического деятеля; 4) важностью проведения исследования феномена «мягкой силы», транслируемого через медиаобраз политического деятеля, в рамках мультимодального подхода, включающего китайский культурологический дискурс-анализ и мультимодальный анализ невербального компонента медиаобраза.
Объектом исследования является политический дискурс КНР как сфера репрезентации медийного образа первой леди.
Предметом данного исследования являются мультимодальные средства конструирования медиаобраза первой леди КНР Пэн Лиюань.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является изучение специфики функционирования в рамках китайского политического дискурса мультимодальных средств конструирования медийного образа первой леди КНР Пэн Лиюань, способных оказывать модифицирующее воздействие на общественное сознание.
В соответствии с поставленной целью при проведении исследования предполагается решить ряд конкретных задач:
1) определить теоретические основы изучения политического дискурса в современной лингвистической науке и специфические особенности функционирования политического дискурса КНР;
2) определить основные черты и направления реализации стратегии «мягкой силы» в китайском политическом дискурсе;
3) описать проблемы реконструкции медийного образа и определить дальнейшую методику его исследования;
4) выявить и описать вербальные средства репрезентации медийного образа Пэн Лиюань на базе коммуникативных векторов китайского дискурсивного пространства в соответствии с классификацией И.Г. Нагибиной;
5) выявить и проанализировать невербальные средства медиаобраза Пэн Лиюань в трех измерениях в соответствии с классификацией Г.Г. Почепцова;
6) провести ассоциативный эксперимент для подтверждения гипотезы об эффективности транслируемого имиджа.
Материалом исследования послужили публикации официальных и неофициальных новостных изданий КНР: xinhua wang (новостная сеть «Синьхуа»), qinghua wang новостная сеть «Цинхуа»), lianhe zaobao (сингапурская утренняя газета «Ляньхэ цзаобао»), yangguang xinwen (Центральная народная газета), zhongguowang (Китайский информационный Интернет-центр), renmin wang (Интернет-версия газеты «Жэньминь жибао»), zhongxinwang (Информационное агентство Китая ChinaNews), zhongguo ribao wang (Интернет- версия газеты «China Daily»), dushi nu bao (газета «Городская леди»), zhongguo junwang (Интернет-версия газеты Армии Китая), xinhuashe kehuduan (приложение официального издания агентства «Синьхуа»), xinhua lang (Интернет-портал «Синьхуалан»), zhongguo jingji wang (Интернет-версия газеты «Экономика Китая»), а также независимых блогеров социальной сети Weibo (в количестве 130 наименований).
В работе нашли применение следующие методы: общенаучные в виде дедуктивного и индуктивного методов теоретического анализа при составлении теоретико-методологической основы работы, метода сплошной и специальной выборки материалов для последующего анализа, метода интерпретации рассуждений о языке с позиции китайского философского знания, статистического метода сбора информации для формирования кривой популярности медийной фигуры, а также лингвистические в виде метода китайского культурологического дискурс-анализа, мультимодального метода анализа вербальных и невербальных средств реализации образа и метода проведения ассоциативного эксперимента для подтверждения ряда гипотез.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей по изучению дискурса (Т. ван Дейк, И.Г. Нагибина, / Фэн Синьсинь, / Ши Сюй, / Ян На), в частности, политического дискурса (Е.Н. Белых, С.А. Домышева, Н.М. Перельгут, С.Н. Плотникова, Е.Б. Сухоцкая, Е.Н. Шейгал), лингвополитологии (Л. Го, О.И. Завьялова, Я. Кэ, Т. Лу, В.А. Маслова, Е.М. Пак, Д.С. Судниченко, А.П. Чудинов, Д.Р. Шарафутдинов, B. Wilkinson, ЭД £ / Лю Хун, ^#ЭД / Пэн Вэньчжао, #^В / Сунь Цзишэн, / Сунь Юйхуа, / Юань Ша), лингвоимиджеологии (Т.Н. Галинская, Е.М. Гурина, Г.Г. Почепцов, Ю.С. Сабаева, Л.С. Чикилева), феномена «мягкой силы» (А.В. Бояркина, Л.Г. Коваленко, Д.М. Ковба, J. Nye, О.А. Селиверстова, Б.О. Хубриков, В.Е. Цыганов, / Пун Гунъин), коммуникативных стратегий и тактик (М.В. Загидуллина, Н.А. Коробцева, О.С. Иссерс, М.Р. Нашхоева, В.А. Омельяненко, Е.А. Петрова, А. Пиз, Е.А. Полякова), мультимодального анализа (G. Kress, T. van Leeuwen, Ю.В. Сорокина), лингвокультурологии (Н.А. Спешнев, X. Сюи), зарубежного регионоведения (J. Kurlantzick, J. Nye) и востоковедения (Ч. Юй).
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейшем в качестве основы для исследований специфики конструирования медийного образа отдельных речепроизводителей в рамках политического дискурса отдельного государства.
Работа состоит из теоретической и практической глав. В Главе 1 нами были рассмотрены теоретико-методологические основы исследования политического дискурса КНР, обозначен принцип его функционирования и подразделение на элементы, раскрыто понятие медийного образа первой леди КНР и «мягкой силы», выявлена схожая черта в их предназначении, а также установлена необходимая методологическая база для дальнейшего осуществления анализа медиаобраза с точки зрения вербальных и невербальных средств его трансляции. В Главе 2 настоящей работы было проведено исследование вербального и невербального компонента медийного образа первой леди КНР, а также путем проведения эксперимента подтверждена гипотеза восприятия образа реципиента в определенных контекстах.
Апробация настоящей выпускной квалификационной работы была осуществлена в виде публикации доклада на постерной сессии «Молодые исследователи в мире науки и практики» II Международного форума языков и культур 27-30 мая 2021 года.
Актуальность избранной темы определяется следующими факторами:
1) особенностями функционирования китайского дискурсивного пространства, требующего специального подхода к исследованию; 2) особенностями формирования медийного образа Пэн Лиюань при помощи вербальных и невербальных средств; 3) недостаточной изученностью такого значимого для китайского политического дискурса явления, как стратегия «мягкой силы», сочетающая в себе тактики ведения внешней и внутренней политики и находящая схожие черты с принципом функционирования медиаобраза политического деятеля; 4) важностью проведения исследования феномена «мягкой силы», транслируемого через медиаобраз политического деятеля, в рамках мультимодального подхода, включающего китайский культурологический дискурс-анализ и мультимодальный анализ невербального компонента медиаобраза.
Объектом исследования является политический дискурс КНР как сфера репрезентации медийного образа первой леди.
Предметом данного исследования являются мультимодальные средства конструирования медиаобраза первой леди КНР Пэн Лиюань.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является изучение специфики функционирования в рамках китайского политического дискурса мультимодальных средств конструирования медийного образа первой леди КНР Пэн Лиюань, способных оказывать модифицирующее воздействие на общественное сознание.
В соответствии с поставленной целью при проведении исследования предполагается решить ряд конкретных задач:
1) определить теоретические основы изучения политического дискурса в современной лингвистической науке и специфические особенности функционирования политического дискурса КНР;
2) определить основные черты и направления реализации стратегии «мягкой силы» в китайском политическом дискурсе;
3) описать проблемы реконструкции медийного образа и определить дальнейшую методику его исследования;
4) выявить и описать вербальные средства репрезентации медийного образа Пэн Лиюань на базе коммуникативных векторов китайского дискурсивного пространства в соответствии с классификацией И.Г. Нагибиной;
5) выявить и проанализировать невербальные средства медиаобраза Пэн Лиюань в трех измерениях в соответствии с классификацией Г.Г. Почепцова;
6) провести ассоциативный эксперимент для подтверждения гипотезы об эффективности транслируемого имиджа.
Материалом исследования послужили публикации официальных и неофициальных новостных изданий КНР: xinhua wang (новостная сеть «Синьхуа»), qinghua wang новостная сеть «Цинхуа»), lianhe zaobao (сингапурская утренняя газета «Ляньхэ цзаобао»), yangguang xinwen (Центральная народная газета), zhongguowang (Китайский информационный Интернет-центр), renmin wang (Интернет-версия газеты «Жэньминь жибао»), zhongxinwang (Информационное агентство Китая ChinaNews), zhongguo ribao wang (Интернет- версия газеты «China Daily»), dushi nu bao (газета «Городская леди»), zhongguo junwang (Интернет-версия газеты Армии Китая), xinhuashe kehuduan (приложение официального издания агентства «Синьхуа»), xinhua lang (Интернет-портал «Синьхуалан»), zhongguo jingji wang (Интернет-версия газеты «Экономика Китая»), а также независимых блогеров социальной сети Weibo (в количестве 130 наименований).
В работе нашли применение следующие методы: общенаучные в виде дедуктивного и индуктивного методов теоретического анализа при составлении теоретико-методологической основы работы, метода сплошной и специальной выборки материалов для последующего анализа, метода интерпретации рассуждений о языке с позиции китайского философского знания, статистического метода сбора информации для формирования кривой популярности медийной фигуры, а также лингвистические в виде метода китайского культурологического дискурс-анализа, мультимодального метода анализа вербальных и невербальных средств реализации образа и метода проведения ассоциативного эксперимента для подтверждения ряда гипотез.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей по изучению дискурса (Т. ван Дейк, И.Г. Нагибина, / Фэн Синьсинь, / Ши Сюй, / Ян На), в частности, политического дискурса (Е.Н. Белых, С.А. Домышева, Н.М. Перельгут, С.Н. Плотникова, Е.Б. Сухоцкая, Е.Н. Шейгал), лингвополитологии (Л. Го, О.И. Завьялова, Я. Кэ, Т. Лу, В.А. Маслова, Е.М. Пак, Д.С. Судниченко, А.П. Чудинов, Д.Р. Шарафутдинов, B. Wilkinson, ЭД £ / Лю Хун, ^#ЭД / Пэн Вэньчжао, #^В / Сунь Цзишэн, / Сунь Юйхуа, / Юань Ша), лингвоимиджеологии (Т.Н. Галинская, Е.М. Гурина, Г.Г. Почепцов, Ю.С. Сабаева, Л.С. Чикилева), феномена «мягкой силы» (А.В. Бояркина, Л.Г. Коваленко, Д.М. Ковба, J. Nye, О.А. Селиверстова, Б.О. Хубриков, В.Е. Цыганов, / Пун Гунъин), коммуникативных стратегий и тактик (М.В. Загидуллина, Н.А. Коробцева, О.С. Иссерс, М.Р. Нашхоева, В.А. Омельяненко, Е.А. Петрова, А. Пиз, Е.А. Полякова), мультимодального анализа (G. Kress, T. van Leeuwen, Ю.В. Сорокина), лингвокультурологии (Н.А. Спешнев, X. Сюи), зарубежного регионоведения (J. Kurlantzick, J. Nye) и востоковедения (Ч. Юй).
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейшем в качестве основы для исследований специфики конструирования медийного образа отдельных речепроизводителей в рамках политического дискурса отдельного государства.
Работа состоит из теоретической и практической глав. В Главе 1 нами были рассмотрены теоретико-методологические основы исследования политического дискурса КНР, обозначен принцип его функционирования и подразделение на элементы, раскрыто понятие медийного образа первой леди КНР и «мягкой силы», выявлена схожая черта в их предназначении, а также установлена необходимая методологическая база для дальнейшего осуществления анализа медиаобраза с точки зрения вербальных и невербальных средств его трансляции. В Главе 2 настоящей работы было проведено исследование вербального и невербального компонента медийного образа первой леди КНР, а также путем проведения эксперимента подтверждена гипотеза восприятия образа реципиента в определенных контекстах.
Апробация настоящей выпускной квалификационной работы была осуществлена в виде публикации доклада на постерной сессии «Молодые исследователи в мире науки и практики» II Международного форума языков и культур 27-30 мая 2021 года.
В настоящей выпускной квалификационной работе представлены результаты выявления, анализа и описания средств формирования медийного образа первой леди КНР Пэн Лиюань в китайском политическом дискурсе дискурсе на материале новостных публикаций популярных изданий Китая, а также независимых новостных блогов социальной сети «Вэйбо».
В качестве теоретической основы было принято определение медийного образа как результата воздействия различных участников политического медиадискурса дискурсами-стимулами на общественные массы в виде дискурса реагирования, то есть преобразованного осмысления субъекта объектами воздействия. Принцип функционирования медийного образа оказался схожим с принципом «мягкой силы» ведения внешней политики, направленной на достижение целей силой привлекательности и убеждения, а не насильственными методами, что в последующем проявило себя в выявлении в ходе анализа актуализации позитивного влияния имиджа Пэн Лиюань на политику через употребление прецедентного феномена «мягкая сила». В ходе работы над теоретическими основаниями исследования было также выяснено, что особенности функционирования китайского политического дискурса доказывают существование феномена «мягкой силы» задолго до становления медиасферы.
Особенности функционирования и наполнения китайского политического дискурса влекут за собой и особенности проявления медийного образа первой леди КНР. Как результат, в поле нашего исследования оказался однородный материал, на вербальном уровне представляющий собой художественное произведение средств массовой информации осмысления реалий политики Китая с внедрением ряда средств речевого воздействия.
На основании 130 новостных публикаций новостных изданий и независимых блогов был проведен анализ, в ходе которого были выявлена реализация медийного образа Пэн Лиюань в китайском политическом медиадискурсе в виде модусов на базе коммуникативных векторов китайского культурно-дискурсивного пространства, выделенных И.Г. Нагибиной, среди которых наиболее частотными оказались «Образ» (70 единиц), «Включения в отношения» (50 единиц), «Патриотизм» (30 единиц).
В рамках модуса «Образ» политический медиадискурс КНР реализуется на двух уровнях (абстрактный и конкретный) снижением уровня статусности характера сообщения при помощи использования позитивной оценочной лексики, прецедентных феноменов и имен, а также апелляцией к социально и культурно значимым ключевым словам «мягкая сила» и «визитная карточка» как стереотипному проявлению концепта «Лицо» национальной психологии и др. Данные средства формируют позитивное отношение реципиента к образу политического деятеля с позиции включения в него характеристик, свойственных не только официальному лицу, а значит, сближения с массами.
В рамках модуса «Включение в отношения» политический медиадискурс КНР находит свою реализацию по двум уровням: международные отношения и личные отношения. В его пределах актуализируется социальная значимость ценностей первой леди в виде хороших отношений на разных уровнях, позитивное влияние Пэн Лиюань на ход внешней политики, реализуется сближение с реципиентом, посвящая его в историю и процесс личных взаимоотношений первой леди и делая его наблюдателем и соучастником исторического процесса построения международных отношений.
В рамках модуса «Патриотизм» политический медиадискурс КНР характеризуется акцентированием на национальной идентификации Пэн Лиюань, снижением тенденции к оппозиционному характеру сравнения и повешением к солидаризированному, аппеляцией к прецедентным именам и явлениям для интенсификации авторитетности сообщения и усилением эффекта при помощи эмоционально окрашенной лексики.
Анализ невербального компонента имиджа первой леди в трех измерениях (визуальном, контекстном и событийном) позволил выявить закономерность: а) между культурной основой китайского общества и транслируемыми ценностями и интересами Пэн Лиюань; б) между статусом Пэн Лиюань до становления первой леди и ее нынешней благотворительной деятельностью: в) между событиями, в которых Пэн Лиюань приняла участие, и ее растущей популярностью на их фоне.
Ассоциативный эксперимент, несмотря на определенные трудности в его проведении, подтвердил гипотезы и поспособствовал утверждению выводов касательно: а) высокой позитивной оценочной реакции реципиентов на образ Пэн Лиюань; б) основного канала-модуса трансляции имиджа, которым стал «Образ», репрезентирующий себя в нескольких тематических группах (поведение, личностные качества, внешние атрибуты); в) совпадения ключевых слов-реакций на стимул «образ первой леди» с наиболее часто упоминаемыми в СМИ характеристиками Пэн Лиюань; г) роста уровня доверия к первой леди прямо пропорционально ее упоминаниям в СМИ, а значит эффективности «мягкой силы» в усилении внутреннего имиджа Китая.
На основании работы можно сделать вывод, что «мягкая сила» представляется в китайском политическом дискурсе в разных формах, и одним из ее инструментов может представать медийный образ политической фигуры, направленный на привлечение внимания и позитивного отношения к Китаю как внутри государства, так и извне. Традиционный подход к исследованию политического дискурса Китая, с учетом всех его специфических характеристик, оказывается недостаточно исчерпывающим, в то время как сочетание китайского культурологического дискурс-анализа вербального компонента и мультимодальный подход к исследованию невербальной составляющей помогут в нужной мере раскрыть все особенности реализации медийного образа в рамках политического дискурса КНР, поэтому настоящая работа может стать основой для подтверждения или опровержения ряда поднятых в ее рамках гипотез в ходе дальнейших исследований.
В качестве теоретической основы было принято определение медийного образа как результата воздействия различных участников политического медиадискурса дискурсами-стимулами на общественные массы в виде дискурса реагирования, то есть преобразованного осмысления субъекта объектами воздействия. Принцип функционирования медийного образа оказался схожим с принципом «мягкой силы» ведения внешней политики, направленной на достижение целей силой привлекательности и убеждения, а не насильственными методами, что в последующем проявило себя в выявлении в ходе анализа актуализации позитивного влияния имиджа Пэн Лиюань на политику через употребление прецедентного феномена «мягкая сила». В ходе работы над теоретическими основаниями исследования было также выяснено, что особенности функционирования китайского политического дискурса доказывают существование феномена «мягкой силы» задолго до становления медиасферы.
Особенности функционирования и наполнения китайского политического дискурса влекут за собой и особенности проявления медийного образа первой леди КНР. Как результат, в поле нашего исследования оказался однородный материал, на вербальном уровне представляющий собой художественное произведение средств массовой информации осмысления реалий политики Китая с внедрением ряда средств речевого воздействия.
На основании 130 новостных публикаций новостных изданий и независимых блогов был проведен анализ, в ходе которого были выявлена реализация медийного образа Пэн Лиюань в китайском политическом медиадискурсе в виде модусов на базе коммуникативных векторов китайского культурно-дискурсивного пространства, выделенных И.Г. Нагибиной, среди которых наиболее частотными оказались «Образ» (70 единиц), «Включения в отношения» (50 единиц), «Патриотизм» (30 единиц).
В рамках модуса «Образ» политический медиадискурс КНР реализуется на двух уровнях (абстрактный и конкретный) снижением уровня статусности характера сообщения при помощи использования позитивной оценочной лексики, прецедентных феноменов и имен, а также апелляцией к социально и культурно значимым ключевым словам «мягкая сила» и «визитная карточка» как стереотипному проявлению концепта «Лицо» национальной психологии и др. Данные средства формируют позитивное отношение реципиента к образу политического деятеля с позиции включения в него характеристик, свойственных не только официальному лицу, а значит, сближения с массами.
В рамках модуса «Включение в отношения» политический медиадискурс КНР находит свою реализацию по двум уровням: международные отношения и личные отношения. В его пределах актуализируется социальная значимость ценностей первой леди в виде хороших отношений на разных уровнях, позитивное влияние Пэн Лиюань на ход внешней политики, реализуется сближение с реципиентом, посвящая его в историю и процесс личных взаимоотношений первой леди и делая его наблюдателем и соучастником исторического процесса построения международных отношений.
В рамках модуса «Патриотизм» политический медиадискурс КНР характеризуется акцентированием на национальной идентификации Пэн Лиюань, снижением тенденции к оппозиционному характеру сравнения и повешением к солидаризированному, аппеляцией к прецедентным именам и явлениям для интенсификации авторитетности сообщения и усилением эффекта при помощи эмоционально окрашенной лексики.
Анализ невербального компонента имиджа первой леди в трех измерениях (визуальном, контекстном и событийном) позволил выявить закономерность: а) между культурной основой китайского общества и транслируемыми ценностями и интересами Пэн Лиюань; б) между статусом Пэн Лиюань до становления первой леди и ее нынешней благотворительной деятельностью: в) между событиями, в которых Пэн Лиюань приняла участие, и ее растущей популярностью на их фоне.
Ассоциативный эксперимент, несмотря на определенные трудности в его проведении, подтвердил гипотезы и поспособствовал утверждению выводов касательно: а) высокой позитивной оценочной реакции реципиентов на образ Пэн Лиюань; б) основного канала-модуса трансляции имиджа, которым стал «Образ», репрезентирующий себя в нескольких тематических группах (поведение, личностные качества, внешние атрибуты); в) совпадения ключевых слов-реакций на стимул «образ первой леди» с наиболее часто упоминаемыми в СМИ характеристиками Пэн Лиюань; г) роста уровня доверия к первой леди прямо пропорционально ее упоминаниям в СМИ, а значит эффективности «мягкой силы» в усилении внутреннего имиджа Китая.
На основании работы можно сделать вывод, что «мягкая сила» представляется в китайском политическом дискурсе в разных формах, и одним из ее инструментов может представать медийный образ политической фигуры, направленный на привлечение внимания и позитивного отношения к Китаю как внутри государства, так и извне. Традиционный подход к исследованию политического дискурса Китая, с учетом всех его специфических характеристик, оказывается недостаточно исчерпывающим, в то время как сочетание китайского культурологического дискурс-анализа вербального компонента и мультимодальный подход к исследованию невербальной составляющей помогут в нужной мере раскрыть все особенности реализации медийного образа в рамках политического дискурса КНР, поэтому настоящая работа может стать основой для подтверждения или опровержения ряда поднятых в ее рамках гипотез в ходе дальнейших исследований.



