ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КАТЕГОРИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ 7
1.1. Специфика дискурса детской художественной литературы 7
1.1.1. Понятие дискурса в лингвистике 7
1.1.2. Художественный дискурс 9
1.1.3. Детская художественная литература 11
1.2. Методы критического дискурс-анализа применительно к детской
литературе 14
1.2.1. Модель Рут Водак 15
1.2.2. Модель Т. ван Дейка 18
1.2.3. Модель ван Леувена 21
1.3. Категория толерантности как объект легитимации 31
1.3.1. Понятие толерантности 31
1.3.2. Понятие легитимации 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ЛЕГИТИМАЦИИ КАТЕГОРИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ 38
2.1. Стратегии легитимации категории толерантности в дискурсе франкоязычных произведений для детей 41
2.1.1. Стратегия апелляции к авторитету 41
2.1.2. Стратегия моральной оценки 49
2.1.3. Стратегия рационализации 55
2.1.4. Мифопоэтическая стратегия 60
2.1.5. Анализ стратегий легитимации 63
2.2. Коммуникативное поведение главного героя как дополнительный
инструмент формирования толерантности 66
2.3. Коммуникативное поведение второстепенных персонажей как
дополнительный инструмент формирования толерантности 70
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 89
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ 90
Современный мир - это свободное, мультикультурное общество, в котором проживают представители разных рас и народов, культур и религий, идеологий и мировоззрений. Толерантность является одним из важнейших условий гармоничного существования каждого человека и общества в целом. Основой толерантности является признание за окружающими права на уважение их личности и самоидентичности, умение терпимо относиться к чужому мнению, образу жизни, а также к другой национальной культуре, религиозным взглядам, языку и так далее.
Актуальность данной работы обусловлена важностью воспитания толерантности в условиях национального, культурного и социального разнообразия. Одной из наиболее доступных форм воспитания толерантности у детей и формирования социализированной личности являются книги.
Объектом данной работы является категория «толерантность» в детской франкоязычной художественной литературе. Предметом изучения выступают дискурсивные средства легитимации категории толерантности в детской франкоязычной художественной литературе.
Цель исследования заключается в выявлении дискурсивных средств легитимации категории толерантности в детской франкоязычной художественной литературе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1) раскрыть понятие дискурса в лингвистике и дать характеристику художественному дискурсу и дискурсу детской художественной литературы;
2) рассмотреть методы критического-дискурс-анализа (модель Р. Водак, Т. ван Дейка, Т. ван Леувена);
3) рассмотреть понятие категории толерантности;
4) изучить понятие легитимации и уточнить роль мифопоэтического мышления в процессе воздействия на массовое сознание;
5) выявить языковые средства объективации категории толерантности во франкоязычной художественной литературе для детей.
Для достижения поставленных задач были использованы методы дискурс-анализа, контекстуального анализа, стилистического анализа, описательный метод, элементы качественно-количественного анализа, анализ коммуникативных тактик.
Материалом для исследования послужили десять художественных произведений на французском языке (Aguilar, L. Oreilles papillons; Baldacchino, C. Boris Brindamour et la robe orange; Carrier, I. La petite casserole d’Anatole; Desbordes, A. Mon ami; Kollender, S. On n’est pas si differents; Merveille, C. Petit cube chez les tous ronds; Neouanic, L. Petite tache; Prevot, F. Tout allait bien; Ruillier, J. Quatre petits coins de rien du tout; Schlossmacher, M. La petite poule noire) для детей в возрасте от 3-7 лет. Общий объем проанализированного текстового материала составил 3362 слова.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных в рамках вузовских курсов коммуникативной лингвистики, лингвокультурологии, политической лингвистики.
Во Введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, указываются объект и предмет исследования, определяются цели и задачи, необходимые для ее достижения, ее общая методика, указываются источники фактического материала.
В первой главе «Теоретические основы исследования категории толерантности в художественном дискурсе» раскрываются такие понятия как дискурс, легитимация, толерантность, выявлены особенности художественного дискурса и дискурса детской художественной литературы, рассмотрены методы критического дискурс-анализа, в том числе модели Рут Водак, Т. ван Дейка и Ван Леувена.
Во второй главе «Анализ средств легитимации категории толерантности» произведен анализ стратегий легитимации в текстах детской художественной литературы по модели критического дискурс-анализа Ван Леувена, а также приведены рассмотрены лексические, грамматические и стилистические средства выражения различных стратегий.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, их соотнесенность с поставленной целью и конкретными задачами.
Апробация работы: работа была представлена докладах II Международном форуме языков и культур (г. Красноярск, 27 -30 мая 2021) и на XIV Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (г. Красноярск, 21-22 апреля 2022).
Подводя итоги, в ходе данной выпускной квалификационной работы мы выявили дискурсивные средства легитимации категории толерантности в детской франкоязычной художественной литературе.
В процессе изучения языковых средств было раскрыто понятие дискурса в лингвистике, дана характеристика художественного дискурса, рассмотрены особенности дискурса детской художественной литературы, методы критического дискурс-анализа, рассмотрено понятие категории толерантности, изучено понятие легитимации, выявлена роль мифопоэтического мышления в процессе воздействия на массовое сознание, выявлены языковые средства легитимации категории толерантности во франкоязычной художественной литературе для детей на примере 10 произведений.
Мы выявили, что художественный дискурс представляет собой контакт между читателем и писателем, который способен воздействовать «духовное пространство», а дискурс детской художественной литературы отличается тем, что в нем сочетаются развлекательная, воспитательная и эстетическая функции, так как детская литература является из главных инструментов формирования системы ценностей.
Процессы глобализации в современном мире ставят вопрос об острой необходимости умения выстраивать политически-корректную коммуникацию среди людей, вне зависимости от их возраста, гендера, расовой принадлежности, физического состояния, сексуальной ориентации и т.д. Дети - это одна из самых важных аудиторий в силу психологической гибкости, а литература - это один из самых эффективных способов воспитания человека, формирования его системы ценностей.
В качестве рабочего определения дискурса и легитимации нами были использованы следующие: дискурс - последовательность предложений, произнесенная (или написанная) одним (или более) человеком в определенной ситуации, легитимация - процесс, социальная практика, целью которого является достижение сделать некий феномен желаемым, приемлемым, соответствующим системе норм, убеждений и ценностей определенного общества.
В качестве основной модели критического дискурс-анализа нами была выбрана модель ван Леувена, так как она наиболее применима к предмету исследования. Он выделяет 4 стратегии легитимации: апелляции к авторитету, моральной оценки, рационализации, мифопоэтическую. Среди всех стратегий главной можно назвать - мифопоэтическую, так как на основе этой стратегии были построены все проанализированные произведения. Не менее важной стратегией является стратегия апелляции к авторитету.
По частотности ведущая стратегиями являются стратегии моральной оценки и рационализации. В этих стратегиях мы можем увидеть яркие примеры того, как легитимируется и делегитимируется категория толерантности в книгах. Стратегию моральной оценки автор в основном использует для делегитимации стратегии толерантности при помощи сценария «если другой человек не такой как я, то он “чужой”». Компенсирует действие стратегии моральной оценки стратегия рационализации, которая дает объяснение, почему дети могут отличаться и почему к ним следует относиться толерантно.
Следующая по частотности - стратегия моральной оценки. В данной стратегии авторы не использовали две подстратегии - апелляции к безличному авторитету, апелляции к авторитету эксперта. Для легитимации категории толерантности наиболее важную роль играют подстратегия апелляции к личному авторитету, а именно авторитету родителя, который способен защитить ребенка, а также подстратегия апелляции к авторитету большинства, так как ребенку также важно получить одобрение и толерантное отношение со стороны общества.
Для выполнения педагогической функции формирования толерантности авторы используют различные тактики: выражения одобрения, сближения, принятия, повышения самооценки, принижения собственного достоинства, выделения отличий, унижения, обвинений и т.д. Эти тактики реализуются с помощью средств как с положительной, так и с отрицательной коннотацией. Положительная необходима для умения правильно выстраивать свой дискурс, а отрицательная необходима для того, чтобы дети знали, с чем они могут столкнуться и как этому противостоять. Использование различных лексико-семантических полей и стилистических приемов играет важную роль при описании коммуникативных тактик поведения персонажей. Выявленные стратегии должны производить определенный эффект, формируя толерантное поведение у ребенка.
Перспективами для дальнейшего исследования является рассмотрение и анализ отзывов родителей и литературных рецензий на данные произведения, а так же расширение языкового материала и анализ произведений детской испаноязычной литературы.
1. Асратян З.Д. Дискурс и текст художественного произведения // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2015. т.12. №4. С. 17-20.
2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / редкол.: Н.Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др. Т. 4. Статьи и рецензии. 1840-1841 / [текст подгот. и коммент. сост. Л.Н. Назарова и др.; ред. Н.Ф. Бельчиков]; АН СССР; ИРЛИ. М.: Изд-во АН СССР, 1954. 675 c.; 4 л. ил.
3. Белоглазова Е.В. Дискурсная гетерогенность литературы для детей: когнитивный и лингво-прагматический аспекты: автореф. дис ... д-ра филол. наук: 23.10.10. Санкт-Петербург, 2010. 42 с.
4. Белоглазова Е.В. Установка на социализацию адресата как фактор формирования полидискурса детской художественной литературы // Знание. Понимание. Умение. 2010. №3. С. 172-176.
5. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. 448 с.
6. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с немецкого. Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
7. Голев Н.Д. Конфликтность и толерантность как универсальные
лингвистические категории //Лингвокультурологические проблемы
толерантности: Тез. докл. Междунар. научной конф. Екатеринбург: Изд -во Урал. ун-та, 2001. С.37-41.
8. Горбунова М.В. К истории возникновения термина «дискурс» в лингвистической науке // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012. № 27. С. 244-247
9. Демьянков В.З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка // Вопросы филологии, Спецвыпуск. IV Международная научная конференция «Язык, культура, общество». Москва, 27-30 сентября 2007 г.: Пленарные доклады. С. 86-95.
10. Карасик В.И. О категориях дискурса // Языковая личность социолингвистические и эмотивные аспекты : сб. науч. трудов. Волгоград: Перемена, 1998. С. 185-197;
11. Карасик В.И. Языковой круг, личность, концепты дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 331 с.
12. Карпухина В.Н. Дискурс детской художественной литературы в процессах институализации общества // Сибирский филологический журнал. 2015. №2. С. 248-255.
13. Карпухина В.Н. Современная детская литература в политически
корректном дискурсе: лингвоаксиологический аспект// Сибирский
филологический журнал. 2019. №4. С. 155-167.
14. Кенжергаев Н.Д. Особенности дискурсивного анализа художественного текста // Молодой ученый [Электронный ресурс]. 2012. №4 (39). URL:https://moluch.ru/archive/39/4560/ (дата обращения: 10.11.2020).
15. Козачина А.В. Стратегии и средства легитимации институализированных ценностей в педагогическом дискурсе: дис. ... канд. филол. наук. Красноярск, 2021. 225 с.
16. Колмогорова, А. В. Легитимация как социополитический феномен и объект дискурс-анализа // Политическая лингвистика. 2018. №1(67). С. 33-40.
17. Колмогорова А.В. Дискурсивные стратегии легитимации однополых браков в российском медиапространстве // Лингвистика информационно-психологической войны: монография. Кн. II. под ред. проф. А.П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. С. 261-287.
18. Кудрявцев А.Г. Языковая толерантность как элемент культурной компетентности // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2011. Вып. 4. С. 8-12.
19. Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011. 224 с.
20. Макаров М. Л. Основы теории дискурса: монография. М.: Гнозис, 2003. 277 с.
21. Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования. М.: Центр СМИ МГУ им М.В. Ломоносова, 2004. 143 с.
22. Михайлова О.А. Лингвокульторогические аспекты толерантности. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2015. 124 с.
23. Олизько Н.С. Семиотико-синергетическая интерпретация
особенностей реализации категорий интертекстуальности и
интердискурсивности в постмодернистском художественном дискурсе. дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2009. 343с.
24. Седых А. П., Куган Е. И. Коммуникативно-когнитивные
особенности художественного дискурса и наука о языке // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики [Электронный ресурс]. 2015. Т. 1. Вып. №4. URL:http://rrlinguistics.ru/journal/article/590/ (дата обращения: 11.11.2021).
25. Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М.: «Прогресс», 1999. С. 12-53.
26. Солганик Г.Я. Стилистика текста: учеб. пособие
М.: Флинта; Наука, 2000. 253 с.
27. Стернин И.А. Модели описания коммуникативного поведения. Воронеж: «Гарант», 2000. 27 с.
28. Стернин И.А., Шилихина К. М. Коммуникативные аспекты толерантности. Воронеж, 2000. 110 с.
29. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М.: Слово, 2000. 624 с.
30. Трыкова О.Ю. Детская литература: основные функции, особенности восприятия, феномен бестселлера // Информационный бюллетень РБА. 2003. № 25. С. 86-87.
31. Тушинцева Н.Ю. Признаки современного художественного дискурса // Научный альманах, 2016. №10-2(24). С. 209-211.
32. Шарифуллин Б.Я. Толерантность и объективность // Речевое
общение: специализированный вестник. 1952. № 8-9 (16-17).
Красноярск, 1952. С. 118-121.
33. Beuchat Cecilia Orejas de mariposa / Habia una vez (revista : Santiago, Chile) no. 4 (primavera 2010). p. 42.
34. Fairclough, N. Critical Discourse Analysis. London: Longman, 1995. 265 p.
35. Johnson R.R. Childhood: a narrative chronotope // Children’s Literature: Critical Concepts in Literary and Cultural Studies / Ed. by P. Hunt. Vol. 3: Cultural Contexts. L.: N.Y., 2006. P.236-247.
36. Kuhler M. Can a value-neutral liberal state still be tolerant? Critical Review of International Social and Political Philosophy. 2021(24:1). P 25-44.
37. "La Petite Casserole d'Anatole" nomme aux Cesar [Электронный ресурс]. 2015. URL:https://ciclic.fr/actualites/la-petite-casserole-d-anatole-nomme-aux-cesar-2015(дата обращения: 21.02.2022).
38. Prix Hand-Livres [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.faire-face.fr/2016/12/06/prix-handi-livres-2016/(дата обращения: 21.02.2022).
39. Prix sorciers laureats [Электронный ресурс]. 2010. URL :
https://www.abf.asso.fi74/145/107/ABF/prix-sorcieres-laureats-2010 (дата
обращения: 21.02.2022).
40. Searle J. R. The logical Status of fictional Discourse // New Literary History, 1974. P. 319-332.
41. Stonewall Honor Books in Children’s and Young Adult Literature,
[Электронный ресурс]. 2015. URL:
http ://www.ala.org/rt/rrt/award/ stonewall/honored#2015 (дата обращения:
21.02.2022).
42. The white ravens [Электронный ресурс]. 2016. URL:
https://www.ijb.de/en/events/single/the-white-ravens-2016-1 (дата обращения:
21.02.2022).
43. Van Dijk T. A. Critical discourse analysis // The handbook of discourse analysis. Oxford: Blackwell Publishers Inc., 2001. P. 352-371.
44. Van Dijk T. A. Discourse as structure and process. London: SAGE Publications, 1997. 356 p.
45. Van Leeuwen T. Discourse and Practice. New tools for critical discourse analysis. Oxford: University press, 2008. 185 p.
46. Verkuyten M, Yogeeswaran K. The Social Psychology of Intergroup
Toleration: A Roadmap for Theory and Research. Personality and Social Psychology Review [Электронный ресурс]. 2017 21(1). URL:
https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1088868316640974(дата обращения: 26.01.2021).
47. Verkuyten M., Yogeeswaran K., Adelman L. Intergroup Toleration and
Its Implications for Culturally Diverse Societies. Social issues and policy review [Электронный ресурс]. 2019. 13(1). P. 5-35. URL:
https://spssi.onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/sipr.12051(дата обращения: 26.01.2021).
48. Verkuyten М., Yogeeswaran К., Adelman L. The Negative Implications of Being Tolerated: Tolerance From the Target’s Perspective // Faculty of Social and Behavioural Sciences, Utrecht University; European Research Centre on Migration and Ethnic Relations (ERCOMER), Utrecht University; and Psychology, Speech, and Hearing, University of Canterbury, 2020. P. 544-561.
49. Wellek R., Warren A. Theory of Literature. New York: A Harvest Book. Harcourt. Brance and World. Inc., 1962. P. 403.
50. Wodak R., Methods of critical discourse analysis. London: SAGE publications, 2001. 209 p.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 136-137 с.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: Харвест, 1998, 749 с.
3. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Издание 4-е, исправленное и дополненное. Назрань: ООО Пилигрим, 2005. 376 с.
4. Кожевников В.М., Николаева П Литературный
энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. 752с.
5. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М.: Инфра-М, 2005. 745 с.
6. Николаева Т.М. Краткий словарь терминов лингвистики. М.: Прогресс, 1978. 480 с.
7. Романцев Г.М. Профессионально-педагогические понятия. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2005. 455 с.