Введение 8
Теоретическая часть 1 АПК как экономическая категория и объект исследования в экономике страны 11
1.1 Роль и структура отрасли, значение её развития в рыночной экономике. 11
1.2 Особенности развития АПК за рубежом и в России 22
1.3 Состояние АПК в Республике Хакасия 32
Аналитическая часть 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОПХ «Черногорское» - филиала ФИЦ КНЦ СО РАН 39
2.1 Характеристика деятельности предприятия 39
2.2 Анализ активов и пассивов 40
2.3 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности 47
2.4 Вопросы экологии 51
Проектная часть 3 Рекомендации и пути развития АПК России, АПК
Республики Хакасия и ОПХ «Черногорское» - филиала ФИЦ КНЦ СО РАН 53
3.1 Рекомендации и предложения по развитию АПК Российской Федерации53
3.2 Рекомендации по развитию АПК Республики Хакасия 59
3.3 Рекомендации по развитию ОПХ «Черногорское» - филиала ФИЦ КНЦ СО РАН 63
Заключение 66
Список использованных источников 73
Сокращения 76
Приложения А-Ж 77-97
Иллюстративный материал (слайды) 98-115
В соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в ред. от 31 июля 2020 г.) сформирована система организации стратегического планирования, включающая федеральный, отраслевой и территориальный уровни. [1]
Реализация целей и задач долгосрочного развития аграрного сектора экономики России во многом будет определяться как макроэкономической ситуацией в стране, так и существенным улучшением климата в международном сотрудничестве. Одним из ключевых направлений международного сотрудничества в экономической сфере является углубление интеграции с Евразийским экономическим союзом.
Необходимость определения элементов, повышающих ценность предприятия, требует разработки различных стратегий с учетом технологических разработок, потребностей, различий в восприятии во многих аспектах, прибыльности бизнеса, потребностей предприятия, приобретения устойчивого конкурентного преимущества, бизнес-анализа. Эти стратегии станут возможными при адаптации к внутренней и внешней среде бизнеса. Существование новых технологий, добившихся успеха, обуславливает усилия предприятий по их передаче для получения конкурентного преимущества. Однако тот факт, что среда предприятия отличается от среды, в которой применяется новая технология, представляет собой фактор риска для предприятий в развивающихся странах. Для минимизации риска должны быть разработаны конкретные стратегии, а процесс переноса должен осуществляться с учетом адаптации.
Эта тема актуальна, поскольку агропромышленный комплекс очень важен для страны, а решение вопросов продовольственной безопасности страны имеет исключительное социально-политическое значение. Улучшение продовольственного обеспечения населения на региональном и общероссийском уровнях занимает первое место в национальной экономической стратегии.
Это исследование было проведено, чтобы продемонстрировать варианты развития сельского хозяйства. Предлагается одно общее видение возможного подхода к условиям сценария и последствиям, которые его реализация принесет в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Цель этого исследования состоит в том, чтобы разработать рекомендации по устойчивому росту экономики, в частности АПК России и Республики Хакасия. А также разработать рекомендации по развитию предприятия ОПХ «Черногорское» - филиала ФИЦ КНЦ СО РАН. Внешнеэкономические и политические факторы в последние годы оказывали непосредственное влияние на агропромышленный комплекс России. Что также воздействует на социально-экономическое развитие России. Таким образом, механизм внутренней государственной поддержки АПК России окончательно не разработан.
Конечной целью выпускной квалификационной работы является анализ роли государственной поддержки в развитии АПК региона и изучение влияния экономических и политических факторов на развитие АПК России и разработка практических рекомендаций, направленных на формирование общенационального механизма поддержки АПК России.
Для достижения этой цели необходимо решить комплекс взаимосвязанных задач:
- выявить динамику развития АПК за период нескольких лет;
- определить место агропромышленного комплекса в экономике России;
- анализ влияния экономических, политических и других факторов на развитие сельского хозяйства России;
- разработать практические рекомендации по государственной внутренней поддержке сельскохозяйственных производителей в современных условиях.
Объектом исследования являются процессы трансформации АПК в России и развитых странах Европы, их воздействие на развитие АПК Республики Хакасия и Опытно-производственного хозяйства «Черногорское» - филиала Федерального исследовательского центра Красноярского научного центра сибирского отделения Российской академии наук (далее ОПХ «Черногорское» - филиала ФИЦ КНЦ СО РАН).
Предмет исследования - государственная поддержка развития агропромышленного комплекса на региональном уровне.
Информационная база: 1) нормативные акты (законы и постановления Правительства РФ); 2) научная литература; 3) статьи в периодических изданиях; 4) аналитические обзоры в сети Интернет.
Методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение, синтез.
В первой части исследованы теоретические основы государственной поддержки агропромышленного комплекса региона, определена сущность и необходимость государственной поддержки АПК; выявлены направления, формы и методы государственной поддержки АПК, изучен зарубежный опыт государственной поддержки АПК.
Во второй части выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) проведен анализ финансовой отчетности ОПХ «Черногорское» - филиала ФИЦ КНЦ СО РАН.
В третьей части ВКР определены основные направления совершенствования государственной поддержки развития АПК России, определены пути оптимизации механизма субсидирования АПК, предложены меры по повышению эффективности целевых программ развития АПК в регионе, даны рекомендации по развитию ОПХ «Черногорское» - филиала ФИЦ КНЦ СО РАН.
Информационно-аналитической базой исследования послужили отчетные данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, а также данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия.
Целью данного заключения исследования является вывод с предложениями, исходя из проведенного анализа экономического состояния:
- АПК Российской Федерации;
- АПК Республики Хакасия;
а также заключение по анализу финансовых результатов ОПХ «Черногорское» - филиала ФИЦ КНЦ СО РАН за 2020-2021 годы.
Для достижения положительных финансовых результатов мы уже ответили на ряд поставленных задач в тексте работы. Перейдем к результатам исследования:
Вывод по анализу экономического состояния АПК Российской Федерации:
В организации крестьянских (фермерских) хозяйств в стране следует выделить следующие основные проблемы, решение которых позволит повысить эффективность сельского хозяйства в структуре национальной экономики:
- достичь рационального размера земельного надела и производственных сооружений и инфраструктуры;
- техническое оснащение;
- улучшение экономических отношений с финансово-кредитной системой;
- развитие межфермерской и кредитной кооперации;
- четкое определение правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, ценовой политики;
- получить государственную поддержку;
- внедрить госзаказ на продукцию, производимую фермерами по доступным ценам.
Например, фермеры во многих странах Западной Европы (Дания, Голландия, Германия и др.) уже в декабре и январе знают, какое количество продукции они могут произвести и по каким ценам они могут поставить свою продукцию, что повышает эффективность и доверие фермеров. Гарантией этого является государство.
Оценивая развитие современного сельского хозяйства в России, можно сделать вывод, что сельское хозяйство нашло свою экономическую нишу в аграрном секторе экономики страны и имеет неплохой потенциал развития. Государственная аграрная политика должна содержать отдельную стратегию развития сельского хозяйства России. В этой стратегии очень важно усилить роль государства в дальнейшем развитии и поддержке сельского хозяйства и распространить превосходство сельского хозяйства в стране и за рубежом.
Вместе с крупными фермерскими хозяйствами и частными семьями сельское хозяйство может серьезно улучшить продовольственную безопасность страны и улучшить качество жизни на селе.
Несомненно, что наиболее действенным фактором развития К(Ф)Х является государство. Сегодня очень важно разработать и реализовать программы государственной поддержки фермеров, которые способствуют повышению мотивации труда и условий жизни на селе. Развитие сельского хозяйства в России, приток аграрных специалистов также будут способствовать расширению набора будущих студентов в аграрные вузы, техникумы и сельхозучилища.
Наряду с государственным хозяйством, кооперативным и другими формами хозяйства, равноправной и самостоятельной формой земледелия в сельском хозяйстве является сельское хозяйство, эта форма хозяйства имеет право на дальнейшее развитие.
Повышенное внимание к малым предприятиям на селе, в том числе К(Ф)Х, реализация ряда стратегических и оперативных мер по их дальнейшему развитию, что в последнее время, несомненно, будет способствовать повышению эффективности их работы и обеспечит ускоренное восстановление сельского хозяйства страны.
Вывод по анализу экономического состояния АПК Республики Хакасия:
На данный момент развитию сельского хозяйства препятствует множество факторов:
- отсутствие навыков;
- нерациональное использование ресурсов;
- слабая сельскохозяйственная техника;
- слабая кооперация населения.
Государство пытается решить эти проблемы всеми возможными мерами.
Сельскохозяйственная политика должна быть направлена на устойчивый рост производства, поскольку существует риск возможного спада. Необходимо развивать все формы хозяйствования, обеспечивающие наиболее эффективное использование ресурсов и увеличение сельскохозяйственного производства, в частности производства сырья.
Агропромышленный комплекс объединяет все отрасли хозяйства для производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и достижения потребителя. Уровень жизни населения и его продовольственная обеспеченность напрямую зависят от его развития. Проведенный системный анализ общего состояния и возможных перспектив развития, как в АПК РХ, так и ее отдельных филиалов позволил выделить наиболее важные стратегические ориентиры решения задач, в том числе:
- диверсификация сельскохозяйственного производства за счет оптимального сочетания разных типов хозяйств с разными формами собственности с учетом природно-экономических направлений и специфики рынка продовольствия;
- постепенное внедрение требований ВТО и самых передовых производственных и управленческих практик при производстве сельскохозяйственной продукции;
- разработка и внедрение на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной, энергосберегающей и ресурсосберегающей агротехники для производства продукции растениеводства и животноводства, адаптированной к потребностям сельских товаропроизводителей;
- максимальное сохранение и постепенное повышение плодородия почвы, что представляет собой наиболее эффективную долгосрочную инвестицию государства в свое будущее;
- особое внимание следует уделить вопросам организации унифицированной переработки, транспортировки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, что означает разработку новых технологий, технических решений и информационных продуктов;
- с учетом повышенных агроклиматических рисков необходимо развивать все виды мелиорации, антистрессовый уход за посевами, строительство современных садов и комплексных теплиц;
- в области животноводства, помимо традиционного молочного животноводства, особое внимание уделяется развитию традиционного для республики овцеводства и коневодства, а также созданию устойчивой кормовой базы;
- решение всех проблем возможно только при адекватном техническом и технологическом обеспечении, что означает создание высокоэффективных систем для сельскохозяйственной техники;
- особую роль в развитии сельского хозяйства Хакасии должно играть непрерывное обучение кадров;
- необходимость улучшения качества жизни на селе;
Кризисную ситуацию с материально-технической базой сельского хозяйства следует решать за счет развития сети машинно-технологических станций на базе современных технологических систем производства сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также совершенствования технико-производственной базы за счет развития лизинга сельскохозяйственной техники.
Одним из важнейших вопросов экономического развития сельской местности является вопрос о путях решения социальных проблем села, которые в основном связаны с достойным уровнем и качеством жизни сельчан. Развитие и дальнейшее совершенствование сельской социальной инфраструктуры не только способствует достижению стратегической цели постепенного преодоления различий между городом и селом, но и имеет большое значение для успешного решения текущих производственных и экономических проблем. Поэтому было рекомендовано продолжить строительство железной дороги Курагино-Кызыл. Это позволит увеличить объемы торговли, инвестиций, количества туристов и т.д. Хакасия нуждается в дальнейшей экспансии на зарубежные рынки сбыта в Монголии и Китае. Это хорошо скажется на экономике Хакасии и прилегающих регионах.
На сегодняшний день целями, которые преследует устойчивая экономика, являются: экологическое благополучие, экономическая устойчивость, равные социально-экономические условия. Устойчивое развитие основано на принципе, согласно которому население должно удовлетворять потребности сегодняшнего дня с учетом потребностей будущих поколений. Сельское хозяйство будет функционировать устойчиво, если все факторы производства используются рационально, а реализация социально-экономической и аграрной политики идет рука об руку с правовым и финансовым обеспечением. В настоящее время агропромышленный комплекс России постепенно выходит из экономического и финансового кризиса. Долгое время из-за недостаточной государственной поддержки и сильного износа основных фондов российский комплекс не мог обеспечить внутренний рынок продовольствием. Низкая экономическая оценка современного состояния сельского хозяйства страны связана с низкой конкурентоспособностью отрасли в целом.
Развитие сельского хозяйства было и остается одним из приоритетов экономической политики руководства Хакасии. При достаточно продуманной программе развития, правильном распределении государственных средств любая отрасль может выйти из кризисной ситуации. Это можно с уверенностью сказать об агропромышленном комплексе Республики Хакасия.
Вывод по анализу финансовых результатов ОПХ «Черногорское» - филиала ФИЦ КНЦ СО РАН:
Анализ теории вопроса показал, что финансовое состояние предприятия является характеристикой его активов и величиной его обязательств в любой момент времени; в то же время это характеристика способностей предприятия выполнять свои обязательства (например, платежеспособность и финансовая устойчивость); и его способность развивать и наращивать коммерческий потенциал.
Анализ показал, что оборотные средства ОПХ «Черногорское» регулируют внешние перевозки, а собственный капитал преобладает над заемным. Заемный капитал в основном представлен только пассивами, долгосрочных обязательств нет. Рост активов был обусловлен ростом запасов и кредитов, а рост обязательств - ростом нераспределенной прибыли.
Мы признали баланс компании абсолютно ликвидным, а саму компанию платежеспособной. Коэффициент текущей ликвидности даже выше нормативных значений. Исключение составили только коэффициенты абсолютной и критической ликвидности: сокращение поголовья скота вызвало снижение этого коэффициента.
Предприятие отличается абсолютной финансовой устойчивостью, поскольку его собственный капитал превышает заемный, а запасы на 100% сформированы за счет собственного оборотного капитала. Кроме того, вся чистая прибыль предприятия капитализируется. Это и служит причиной роста финансовой устойчивости предприятия.
Компания значительно улучшила свое финансовое положение за анализируемый период, в свою очередь увеличила соотношение собственного капитала к обязательствам за счет роста нераспределенной прибыли, частично погасила краткосрочные кредиты и немного сократила долгосрочные кредиты. В результате повышается ликвидность и финансовая устойчивость.
Всем предприятиям занимающимися разведением скота и выращивание злаковых культур рекомендуется выходить на рынки сбыта как внутри страны, так и на зарубежные площадки. Одним из вариантов преодоления низкой рентабельности можно рекомендовать приобретение перерабатывающего оборудования, чтобы часть сырья были произведены, к примеру, в сметану и сыры для внутреннего рынка. Это поспособствует увеличению прибыли, что положительно скажется на рентабельности.
Однако есть и другой вариант. Можно заключить с фирмами посредниками договора на поставку сырья в другие страны. Дело в том, что напрямую практически невозможно, потому как предприятие не отвечает тем объемам продукции, что требуются для получения лицензии. Есть варианты кооперации с другими фермерскими хозяйствами региона.
Дополнительную ценность данному инвестиционному проекту (в случае его реализации) придают нижеуказанные пункты:
- востребованность высокого научного потенциала;
- внедрение современных ресурсосберегающих технологий
производства;
- улучшение экологических показателей;
- повышение конкурентоспособности завода вследствие проводимой диверсификации, в том числе из-за значительно меньшей, нежели устоявшиеся запланированной цены реализации продукции;
1. Федеральный закон от 28 июля 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в ред. от 31 июля 2020 г.).
2. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О науке и государственной научно-технической политике».
3. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86"О порядке реорганизации колхозов и совхозов"
4. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. №1607-р «Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности».
5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
6. Закон Республики Хакасия от 12 февраля 2020 г. N 01-ЗХ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития республики Хакасия до 2030 года»
7. Постановление Правительства Республики Хакасия от 19 ноября 2012 года N 781 Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе" (в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от14.02.2022 N 57)
8. Постановление Правительства Республики Хакасия № 66 от 19.02.2021 Об утверждении Порядка предоставления в 2021 году субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Хакасия
9. Акимова А.Ю., Кочеткова С.А. Европейский опыт регулирования развития аграрной сферы экономики. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015. - № 12'7.
10. Бутина А.А. Возрастание роли и значения АПК в экономике России // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 3-4.- С. 585-586.
11. Вдовин С. М. Стратегия и механизмы устойчивого развития региона: Монография / С.М. Вдовин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 154 с.
12. Виноградов Н.В., Денисова Н.В. Агропромышленный комплекс страны: структура и проблема реформирования в современных условиях. // Вестник НГИЭИ, 2015. № 3.
13. Власов С. Д. Государственное регулирование АПК и внедрение информационных технологий // Информационная безопасность регионов. -
2012. - № 2 (11). - С. 88-94.
14. Гайсин Р.С., Кирюшин О.И., Кучкин В.Г., Семенович В.С. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Р.С. Гайсина. - М.: НИЦ ИНФРА-М,
2013. - 330 с.
15. Зубов Д. Кооперация развивается там, где существует спрос // Вестник АПК. 2017. № 10. С. 60-61.
16. Плотников В. Весомую долю в приросте сельхозпродукции дают фермеры // Вестник АПК. 2017. № 10. С. 61-62. С. 349
17. Прокопенко В.В. Место агропромышленного комплекса в социальном экономическом развитии России // 2013. - С. 230-235
18. Сидоренко В.В. Аграрная политика и продовольственная безопасность России. Краснодар: Мир Кубани, 2017. 357 с.
19. Стефанов Р.Е. Государственное регулирование региональной инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе // Вестник АКСОР. - 2011. - № 4. - С. 192-197.
20. Тамова Б.А. Агропромышленный комплекс как подсистема региональной экономической системы // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Юга России сборник научных трудов по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. под научной редакцией / Майкоп, 2014. - C. 73-77.
21. Трубилин А.И., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В., Баталов Д. Современные проблемы аграрных преобразований в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 1. С. 26-30.
22. Ушачев И.Г. Социально-экономическое развитие АПК России // АПК: экономика, управление. - 2015. №12. - С. 88-89.
23. Харитонов И. Принципы государственного регулирования при совершенствовании структуры АПК в России // Молочное и мясное скотоводство. - 2010. - № 2. - С. 17-18.
24. Управленческий анализ в различных отраслях: Учебное пособие / Н.А. Казакова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 288 с.
24. Финансовое обеспечение производственных ресурсов АПК (под ред. ПИ. Глотовой и др.). - Ставрополь: Седьмое небо, 2014. - с. 28
25. Аграрная экономика и аграрная политика [электронный ресурс] / Под ред. О. А. Николайчук. - Псков, 2008. - 312с.
26. Аналитика и обзоры / Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. [Электронный ресурс] // URL: http://wwwZakkor.ru
27. Европейская служба статистики. (таблица) Смеси ржи и озимых злаков по площади, производству и влажности [Электронный ресурс] / https://ec.europa.eu (дата обращения: 07.06.2022).
28. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике по субъектам Российской Федерации с 2018 года (таблица) [Электронный ресурс] // rosstat.gov.ru(дата обращения: 07.06.2022).
29. Объем продукции и индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств по Российской Федерации (таблица) [Электронный ресурс] // rosstat.gov.ru. (дата обращения: 07.06.2022)
30. ФГБУ ГСАС «Хакасская». (публикация) Мониторинг почвенного плодородия пахотных земель Республики Хакасия [Электронный ресурс] // http://19agro.ru (дата обращения: 07.06.2022).