Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАКТИКИ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ МУЗЕЕ И ИХ ВОЗМОЖНОСТИ В ПРОЕКТАХ, ПОСВЯЩЁННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННОМУ ИСКУССТВУ: НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЕВ РОССИИ 2010-2020-Х ГОДОВ

Работа №152648

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы90
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1 Теоретическое основание исследования эдьютейнмента в музейной
деятельности 12
1.1 Специфика функций современного музея 12
1.2 Эдьютейнмент: сущность и специфика 22
2 Эдьютейнмент в современном музее 37
2.1 Мировые и отечественные примеры применения эдьютейнмент-практик в
музейной деятельности 37
2.2 Эдьютейнмент в практиках Музейного центра «Площадь Мира»
(г. Красноярск) 47
2.2.1 Результаты наблюдения практик эдьютейнмента в Музейном центре
«Площадь Мира»: проект «Книгоигры» 47
2.2.2 Анализ экспертного интервью о практиках эдьютейнмента в Музейном
центре «Площадь Мира» (проект «Книгоигры») 56
Заключение 60
Список использованных источников 64
Приложение А 72
Приложение Б 75

Актуальность темы исследования
Развлекательное обучение, также именуемое как «эдьютейнмент» (от англ. «edutainment») - все чаще употребляемый в литературе термин, обозначающий подход в образовании, основанный на соединении развлекательных и образовательных элементов. Эдьютейнмент в настоящее время активно применяется как концепция для корпоративного обучения, разработки методик преподавания в образовательных организациях, образовательно-развлекательных форматов в культурных учреждениях. Несмотря на актуальность, распространение и известность понятия за рубежом, рамки этого явления достаточно размыты, а научная проработка этого подхода практически отсутствует, в том числе и применительно к музейным практикам. Специалисты ведут дискуссии о плюсах и минусах применения данной технологии, многие настроены скептически в виду развлекающей составляющей эдьютейнмент-форматов. Тем не менее, популярность данного подхода как формата организации образовательного процесса и потребления культурного контента позволяет обратиться к рассмотрению такой технологии для последующего ее изучения.
Проблема научного исследования образовательной практики в сфере культуры состоит в том, что до настоящего времени взгляды на специфику взаимодействия таких явлений, как культура и образование, многообразны. Исследование требует первоначального определения ключевых терминов.
Большинство исследователей придерживается позиции, что образование является подсистемой культуры, которая в свою очередь состоит из элементов, образующих каждую из подсистем - идеалов - «чувственно явленных репрезентантов эталонного отношения человека и мира»1. Идеалы различаются в зависимости от подсистемы: в качестве идеала может выступать научная
модель, религиозный канон, общественно-политический закон, произведение искусства. Авторы монографии «Образовательная функция художественной культуры» определяют, что образовательный идеал является неотъемлемой частью, атрибутом идеала культуры, из чего следует, что культурные идеалы оказывают огромное образовательное воздействие на человека, социум, и все человечество. В настоящее время в мире господствует гуманистическая концепция образования, которая выгодно отличается тем, что учитывает индивидуальные особенности и цели отдельного человека, и понимает образование как «событийное бытие», где познание человеком себя происходит через взаимодействие с чем-то, что им самим не является. Хотя сущность идеалов образования трактуется более узко, чем сущность идеалов культуры, но в данном подходе не теряется жизненная необходимость образования как особого способа коммуникации, обеспечивающего продолжение существования человечества.
Образование как процесс отношения человека с образовательным посредником или репрезентантом, содержащим знания и идеалы, регулируется образовательными технологиями, и значит, с помощью них и формируются определённые представления у человека о мире, о себе в этом мире, о способах взаимодействия себя и мира. Образовательные технологии выполняют функцию культурного посредничества, или функцию культурной коммуникации, например, между современностью и культурой прошлого.
Тема представляет теоретический и практический интерес, поскольку эдьютейнмент, как одна из образовательных технологий, которая с недавнего времени стала применяться и в отечественной музейной практике, может являться примером создания культурного моста между аудиторией и экспонатом (произведением искусства/ идеалом культуры).
Степень изученности
Несмотря на то, что изначально эдьютейнмент как практика неформального образования, применялся и изучался в педагогике и психологии образования, в данный момент эдьютейнмент можно назвать технологией, 6
которой находят применение в разных культурных сферах. В настоящее время практики эдьютейнмента все чаще применяются отечественными музеями, хотя в западной музейной деятельности этот метод работы с посетителями уже успел стать одним из основных. Интерес к эдьютейнменту как относительно новой и актуальной форме взаимодействия музея и посетителя, зрителя и произведения искусства в научной среде возрастает и становится предметом педагогических, искусствоведческих, музееведческих и философско- культурологических размышлений. Однако комплексных подходов к изучению данной темы все еще немного: в основном о развлекательно-образовательных способах организации работы с музейным зрителем пишут «локально», рассматривая отдельные аспекты или описывая проекты, проводимые в рамках данной технологии определенным музеем без указания на методы, разработку и конкретные результаты.
Недостаток трудов, предполагающих всестороннее рассмотрение вопроса эдьютейнмента в музее как культурной практики, позволяет привлечь широкий круг педагогических, музееведческих, культурологических,
искусствоведческих и философских научных работ.
Имеется ряд работ, касающихся функций и предназначения музея в современном мире: это публикации А. М. Бережной, А. В. Суворовой, а также сборники статей2 и аналитические отчеты3 по заказу Министерства Культуры РФ. На основе проведенного социологического исследования о развитии музейного дела в России, авторы дают оценку современному состоянию, а также дают рекомендации по дальнейшей работе, например, продвижению музеев с помощью различных каналов информирования.
Вопросы, связанные с определением сущности эдьютейнмента как образовательной технологии, освещают такие исследователи и педагоги, как С.
Г. Косарецкий, М. А. Кудрявцева, К. А. Фиофанова4, Е. В. Горбачева5, Е. Ю. Кармалова, А. А. Ханкеева6, Н. А. Кобзева7, И. В. Кондрашова8, И. А. Купцова9, А. В. Попов10, Т. В. Сапух11, И. Г. Хангельдиева12, Е. М. Богданова13.
К числу исследователей, рассматривающих примеры применения эдьютейнмент-технологии в музейной практике, относятся Ю. П. Блаженкова14, Л. С. Тимофеева15, К. Е. Шолкина16, Л. М. Шляхтина17....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы была поставлена цель изучения специфики практик эдьютейнмент и их возможностей в проектах, посвященных отечественному искусству, достижение которой было реализовано через решение обозначенных задач исследования. В ходе работы изучены теоретические основания изучения эдьютейнмента в рамках образовательной деятельности и как коммуникации человека и культуры, а возможности применения этой технологии в музейной деятельности определены в практической части работы, составляющей рассмотрение опыта работы музеев искусства России и мира, а также проведения наблюдения и экспертного интервью по итогам наблюдаемой эдьютейнмент-практики.
Выводы теоретической части:
Музеи в виду социокультурных изменений общества оказываются в ситуации необходимости поиска новых действенных форм работы с посетителями, что подтверждается расширением музейного функционала в виду новых потребностей и особенностей современной музейной аудитории. Но «погоня» за трендами и большим количеством посетителей не должна превратиться в самоцель, так как музей продолжает следовать избранной миссии, стремится не терять свою уникальность и продолжать реализовывать все свои функции, среди которых с недавнего времени фиксируется и рекреационная.
Музейная коммуникация как отдельное направление музейной работы и исследовательское поле, нуждается в дальнейшей проработке, и выступает ориентиром для проработки методов работы с аудиторией и музейным фондом, экспозициями. Курс на интерактивность и внедрение цифровых, информационных и других современных технологий, обозначившийся несколько лет назад, по-прежнему актуален, особенно, как считают специалисты, для локальных музеев.
Эдьютейнмент зародившийся как подход к организации образовательной деятельности имеет ряд преимуществ как практика работы по ведению процесса обучения, в том числе и ввода в культуру, а также может реализовывать выполнение ряда новых функций музея. Эдьютейнмент имеет ряд специфичных черт и основных положений: использование новшеств из областей цифровых технологий, педагогики и психологии; активная позиция участников образовательного процесса; упор на получение практических знаний, чувственного опыта и установления эмоциональной связи с изучаемым объектом; введение в контекст; обращение к уже имеющемуся личному опыту; увлекательность и понятность контента; основание для появления мотивации к обучению и познавательно-исследовательской деятельности; событийность; положительный и приятных характер процесса. Эдьютейнмент реализует культурную коммуникацию как познание культуры через активное участие и интересное изучение предметов культуры субъектом в особых условиях, способствующих постижению через эту практику культурных смыслов.
Вторая глава как практическая часть исследования была посвящена анализу мирового и отечественного опыта применения эдьютейнмент- технологии в музейной образовательно-досуговой деятельности, а также анализу проведенных наблюдения и интервью с экспертом. В результате наблюдения и проведенного экспертного интервью, был получен материал, анализ которого позволил заключить, что теоретические аспекты исследования эдьютейнмента как образовательной практики подтверждаются при перенесении специфики этого способа организации образовательного события в музейное пространство. А также имеют положительные результаты, а значит, эффективны и рекомендуются для использования в рекреационной, коммуникативной и образовательно-культурной деятельности музеев. Опыт, рассмотренный в практической части выпускной квалификационной работы, подтверждает факты и ценность теоретических выводов исследования.
На основании вышеизложенного можно выделить ряд ключевых тезисов.
Эдьютейнмент как метод работы с различной аудиторией позволяет привлечь посетителей в музей, и реализовать различные направления музейной работы.
Эдьютейнмент при использовании в музейном проекте может помочь реализовать различные потребности, в том числе и образовательные, и потребность в рекреации, восстановлении энергетического баланса человека.
Эдьютейнмент позволяет зрителю стать активным субъектом при взаимодействии с музейными предметами, в частности - произведениями искусства, что может повысить эффективность освоения образовательного содержания культурных идеалов.
Эдьютейнмент-практики показывают успешность и эффективность их применения в современных музейных проектах, посвящённых отечественному искусству.
Эдьютеймент дает возможность участнику данной практики освоиться к культурном контексте, в результате чего подготовиться к наиболее эффективному диалогу с произведениями искусства, в частности - отечественного, и иметь основания для активного взаимодействия с репрезентантами культуры, быт вооруженным для проникновения в их смыслы.
Одной из важных возможностей эдьютейнмента в проектах, посвященных отечественному искусству, можно назвать близость контекста, возможность экстраполяции получаемой информации на современное участникам общество и место их жизни. Эдьютейнмент-практика позволяет, таким образом, обновить, обогатить знание участников о самих себе и том, к чему они ощущают себя причастными - отечественному искусству, культуре, истории, месту жизни, как глобальным (страна), так и локальным (регион, город).


1. Актуальная ситуация развития сектора «эдьютейнмент» для детей в России / С. Г. Косарецкий, М. А. Кудрявцева, К. А. Фиофанова ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - Москва : НИУ ВШЭ, 2018. - 36 с.
2. Асонова, Е. А. Право на культуру: опыт интеграции ресурсов музеев в образовательный процесс / Е. А. Асонова, К. С. Киктева, А. Н. Россинская // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия : Педагогика и психология. - 2018. - № 2. - С. 63-77.
3. Бакиева, Д. А. Новая модель образовательной деятельности музея в условиях XXI века / Д. А. Бакиева // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - № 1 (86). - С. 64-72.
4. Бережная, А. М. Художественный музей в коммуникативном пространстве современности: ценностные ориентиры и практики / А. М. Бережная // Мир Русского Слова. - 2018. - № 4. - С. 115-120.
5. Блаженкова, Ю. П. Современные интерактивные технологии в
культурно-просветительской деятельности художественного музея (на примере Приморской государственной картинной галереи) / Ю. П. Блаженкова // Искусство Евразии [Электронный журнал]. - 2020. - № 3 (18). - С. 121-130. - URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.03.010 (дата обращения:
01.05.2023).
6. Большакова, Ю. М. Оценка педагогических функций и практик современных музеев / Ю. М. Большакова, С. Н. Большакова, Н. А. Михальченкова // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2020. - № 3 (44). - С. 108-116.
7. Будко, А. А. Кризис современного музея: между универсальностью и уникальностью / А. А. Будко // Музей. - 2009. - № 1. - С. 30-41.
8. Великая Тартария. Как томский иллюстратор придумала и
нарисовала книгу про Сибирь // Томский Обзор (электронный ресурс). - 2022. - URL: https://obzor.city/article/664585—velikaj a-tartarij a. -kak-tomskij -illj ustrator-
pridumala-i-narisovala-knigu-pro-sibir (дата обращения 07.06.2023).
9. Выставка-лаборатория «Цвет и краска» // Русский музей : официальный сайт. - 2022. - URL: http: //rusmuseum. ru/pavilions-mikhailovsky- castle/exhibitions/vystavka-laboratoriya-tsvet-i-kraska-/#rmPhoto [ gallery21987]/0/ (дата обращения: 31.05.2023).
10. Галкина, Т. В. Музейная педагогика XXI века: социальные и образовательные проекты как новая форма работы с детской и молодежной аудиторией / Т. В. Галкина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 8. - С. 5-10.
11. Гафар, Т. В. Художественный музей как субъект образовательного процесса / Т. В. Гафар // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - № 8. - С. 20-23.
12. Глухова, И. Л. Музей и посетитель: новые подходы во взаимодействии в современном мире / И. Л. Глухова // Молодой ученый. - 2018. - № 24 (210). - С. 341-344.
13. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О. Л. Гнатюк. - Москва : Кнорус, 2012. - 256 с. - ISBN: 978-5-406-00229-2.
14. Горбачева, Е. В. Эдьютейнмент — он повсюду, или Современное подрастающее поколение нужно учить по-другому / Е. В. Горбачева // Молодой ученый. - 2020. - № 1 (291). - С. 130-132.
15. Доровенчик, Е. И. Приемы эффективной коммуникации в музейной экскурсии / Е. И. Доровенчик // Баландинские чтения : сборник статей. - 2014. - № 1. - С. 438-445...65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ