Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы изучения развития эмоционального интеллекта у
младших школьников из приёмных семей 8
1.1 Понятие «эмоциональный интеллект» в зарубежной и
отечественной психологии 8
1.2 Психологические особенности младших школьников,
воспитывающихся в приёмных семьях 18
1.3 Методы развития эмоционального интеллекта у младших
школьников из приёмных семей 25
2 Экспериментальное изучение эмоционального интеллекта у младших
школьников из приёмных семей 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3 Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта младших
школьников из приёмных семей 41
Заключение 46
Список использованных источников 47
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента 54
Приложение Б Примеры занятий, развивающих эмоциональный интеллект младших школьников из приёмных семей 56
Изменения, происходящие в России последние годы, постоянное усложнение и ускорение социальных процессов, предъявляют повышенные требования к способностям человека. Высокий динамизм развития общества актуализирует проблему развития личности, в том числе и эмоционального интеллекта. Для успешной социализации личности младшим школьникам необходимо иметь достаточную компетентность в сфере эмоционального интеллекта. Развитие эмоционального интеллекта в современном обществе необходимо для формирования способности понимать себя и других людей и управлять эмоциями.
Л. С. Выготский в своё время указал на совместную работу интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности человека с целью обеспечения эффективного функционирования и адаптации человека в окружающей среде. В психологии принцип единства аффекта и интеллекта лучше всего выражается концепцией эмоционального интеллекта [6].
Современная семья испытывает определенные трудности, но благодаря хорошим взаимоотношениям в семье, создают благоприятные условия для развития эмоционального интеллекта. Воспитание школьников в приемной семье несколько отличается от воспитания в полных семьях, что соответственно влияет на интеллектуальное развитие.
По мнению И. Н. Андреевой, навыки эмоционального интеллекта основаны на условиях общения семьи, на эмоциональном опыте, сформированном в процессе эмоционального контакта с родителями. Таким образом, автор приходит к выводу что, условием для развития эмоционального интеллекта у младших школьников выступает благоприятная атмосфера в семье [2].
В связи с актуальностью проблемы, целью нашего исследования выступает изучение эмоционального интеллекта у младших школьников из приёмных семей и возможностей его развития.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект у детей младшего школьного возраста из приёмных семей.
Для достижения нами поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определить понятия «эмоциональный интеллект», «приемная семья».
2. Охарактеризовать психологические особенности младших школьников из приемных семей.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение уровня развития эмоционального интеллекта у младших школьников из приёмных семей; осуществить количественный и качественный анализ полученных результатов.
4. На основе полученных результатов констатирующего эксперимента разработать и предложить рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста из приемных семей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Эмоциональная идентификация», Е. И. Изотова; методика «Эмоциональная пиктограмма», Е. И. Изотова); констатирующий эксперимент.
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологическая база выпускной квалификационной работы представлена исследованиями в области эмоционального интеллекта зарубежных и отечественных ученых (Гоулман Д., Люсин Д. В., Мэйер Дж. и др.). Проблемой изучения особенностей эмоциональной сферы младших школьников из приёмных семей занимались Е. А. Лесина, Н. М. Ломакина.
Исследование в виде эксперимента было проведено на базе «Пировской средней общеобразовательной школы», Пировского района, с. Пировского, Красноярского края. Выборка исследования представлена младшими школьниками из приёмных семей в возрасте 8-9 лет в количестве 19 человек.
Этапы исследования:
Первый этап (ноябрь - декабрь 2019 г.) - анализ психологопедагогической литературы; определение методологической базы; теоретический анализ основных понятий.
Второй этап (январь - апрель 2020 г.) - определение диагностического инструментария, выборки исследования; проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня развития эмоционального интеллекта у младших школьников из приёмных семей; количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
Третий этап (май - июнь 2020 г.) - разработка рекомендаций по развитию эмоционального интеллекта младших школьников из приёмных семей; формулирование выводов; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что экспериментально выявлен уровень развития эмоционального интеллекта младших школьников их приемных семей. На основании результатов исследования составлены рекомендации по развитию эмоционального интеллекта младших школьников из приёмных семей. Итоги диагностического исследования могут применять в своей работе педагоги, психологи и родители.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 47 наименований и двух приложений. Основные выводы работы отражены в 5-ти таблицах и 6-ти рисунках. Объем работы составляет 53 страницы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования было установлено, что научная теория на сегодняшний день не может быть представлена как окончательно оформленная. Мнения исследователей при анализе этого явления значительно отличаются друг от друга, что не позволяет однозначно представить понятие эмоциональный интеллект. В настоящее время большинство психологов, занимающихся изучением интеллектуальной деятельности, признают роль эмоций в мышлении.
Существуют различные трактовки понятия эмоциональный интеллект, однако общей чертой существующих подходов можно обозначить понимание эмоционального интеллекта как способности к осознанию, пониманию и управлению как своими собственными, так и чужими эмоциями.
Изучив психологические особенности младших школьников из приемных семей, мы пришли к выводу, что их развитие зависит от условий жизни, созданных для него взрослыми.
В приемных семьях у детей возникают проблемы как эмоционального, так и коммуникативного спектра. Ребенок не чувствует себя защищенным, возникает большая тревога, внутренние конфликты и трудности в общении.
Эффективными методами развития эмоционального интеллекта младших школьников из приемных семей выступают методы арт-терапии, психогимнастики, игротерапии, беседы и чтение художественных произведений.
С целью изучения уровня развития «эмоционального интеллекта» младших школьников из приёмных семей, нами было организовано экспериментальное исследование, которое показало, что большинство младших школьников не всегда осознано, понимают свои эмоции и не умеют произвольно их контролировать.
Они испытывают трудности в понимании эмоций людей, в сочувствовании текущего эмоционального состояния другого человека; не готовы оказать поддержку и даже не знают, как повлиять на эмоциональное состояние других людей.
Большинство респондентов показали слабую способность понимать взаимоотношения личности, представленные в эмоциях и управлять эмоциональной сферой.
Также было выявлено, что подавляющее большинство испытуемых стараются избегать тесного контакта с посторонними людьми, считают неподходящим показывать любопытство к другому человеку; спокойно относиться к эмоциям и страхам других людей, что естественно, сильно ограничивает сферу эмоциональных реакций и эмпатического восприятия.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста из приемных семей будет более эффективной, если в учебном заведении будет осуществлена совместная работа учителя начальных классов, педагога- психолога и приемных родителей. В связи с этим мы разработали рекомендации для психолога, учителя начальной школы и приемных родителей по развитию эмоционального интеллекта младших школьников из приемных семей.
Предлагаемые рекомендации помогут развить эмоциональную отзывчивость у младших школьников из приемных семей, сформировать способность распознавать собственные чувства и эмоции, способность управлять своими эмоциями. Младшим ученикам будет легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других, они научатся идентифицировать свои чувства и чувства с помощью конкретных слов, управлять своими собственными эмоциями, определять эмоциональное состояние других людей и адекватно реагировать на него.
1. Абрамова, М. С. Особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников [Электронный ресурс] / М. С. Абрамова // Феномен человека : сб. науч. тр. - 2015. - С. 10-14. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23930738
2. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. - С. 57-65.
3. Брязгина, В. А. Психолого-педагогические условия развития эмоционального интеллекта младших школьников [Электронный ресурс] / В. А. Брязгина // Цели и ценности современного образования : сб. науч. тр. - 2019. - С. 212-216. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37240596
4. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина,
А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - Москва : Академия, 2008. - 367 с.
5. Волокитин, А. П. К вопросу об особенностях эмоционального интеллекта младших школьников [Электронный ресурс] / А. П. Волокитин, Е. С. Волокитина // Фундаментальные и прикладные проблемы начального общего образования : сб. науч. тр. - 2019. - С. 45-49. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=41390937
6. Выготский, Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX века / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1969. - № 2. - С. 157-159.
7. Геращенко, Т. А. Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников [Электронный ресурс] / Т. А. Геращенко // Педагогика и психология как основа развития современного общества : сб. науч. тр. - 2019. - С. 39-42. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=39219461
8. Гоулмэн, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулмэн. - Москва : Изд-во Иванов и Фербер, 2017. - 544 с.
9. Данилова, Н. А. Формы психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта младших школьников [Электронный ресурс] / Н. А. Данилова // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире : сб. науч. тр. - 2015. - С. 229-232. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25259239
10. Добрин, А. В. Особенности управления эмоциями младших школьников как компонент эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] / А. В. Добрин // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты : сб. науч. тр. / Под ред. Т. М. Сигитова. - Пермь, 2017. - С. 135-136. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32457032
11. Доброва, Ю. С. Проблема понимания эмоционального интеллекта в психологии [Электронный ресурс] / Ю. С. Доброва, С. А. Безгодова // Психология в современном мире : сб. науч. тр. / Под ред. О. В. Кащеева, И. В. Антоненко, И. Н. Карицкого. - 2017. - С. 61-63. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32785776
12. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность. - Москва : Сфера, 2010. - 272 с.
13. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. - Москва : Академия, 2006. - 209 с.
14. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - Москва : Академия, 2004. - 288 с.
15. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 752 с....47