Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности современного предприятия.... 5
1.1 Сущность конкурентоспособности, виды 5
1.2 Современные инструменты повышения конкурентоспособности
предприятий 10
1.3 Инструменты бережливого производства в практике современного
менеджмента 14
Заключение 20
Список используемых источников 21
Приложение А 27
Быстрое и достаточно неравномерное развитие экономики, а также нестабильность рыночной среды, сопровождаются усилением конкурентной борьбы на рынке. Обострение конкуренции побуждает предприятия создавать конкурентоспособные товары и услуги, что приводит к необходимости совершенствования стратегических решений, направленных на повышение конкурентоспособности бизнеса. Группировка показателей, оценивающих конкурентоспособность предприятия, опирается на анализ широкого комплекса проблем технического, экономического и социального характера, в результате чего выявляются переменные, обеспечивающие конкурентоспособность.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что нынешняя скорость изменения и увеличения знаний является настолько большим, что повышения конкурентоспособности предприятия является одним из способов формального прогнозирования будущих проблем и возможностей для предприятий и организаций, при этом применяя современные инструменты обеспечения конкурентоспособности.
Целью выпускной квалификационной работы является проект повышения конкурентоспособности ООО «Краскорм» на основе современных инструментов бережливого производства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• рассмотреть и проанализировать теоретические основы конкурентоспособности современного предприятия;
• проанализировать инструменты бережливого производства на практике;
• проанализировать организационно-правовую характеристику ООО «Краскорм»;
• проанализировать внешнюю и внутреннюю среду ООО Краскорм»;
• выделить основные проблемы, препятствующие увеличению конкурентоспособности организации;
• разработать проект по повышению конкурентоспособности ООО «Краскорм» на основе инструментов бережливого производства;
- оценить социально-экономическую эффективность проекта.
Объектом исследования является ООО «Краскорм».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются методологические и практические аспекты повышения конкурентоспособности ООО «Краскорм» на основе применения бережливого производства.
Цели, задачи и методологические особенности исследования определили структуру работы.
Методы исследования - обобщение теоретического материала, собранного в ходе анализа литературных источников по проблеме исследования, экономические и статистические методы, «Дерево целей», СТЕП-анализ, SWOT-анализ, SWOT-матрица, наблюдение, стратегический анализ.
Жизнь в условиях конкурентной борьбы - непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением.
В первой главе работы были изучены теоретические аспекты конкурентоспособности: понятие, виды, инструменты ее обеспечения. Выделен такой инструмент как бережливое производство и применение его на практике в зарубежном и отечественном опыте.
Во второй главе дана организационно-экономическая характеристика организации, проведен анализ внешней и внутренней среды, выявлены сильные и слабые стороны, исследована эффективность бизнес-процессов производства пиломатериалов. Проведен стратегической и конкурентный анализ деятельности организации.
В третьей главе был разработан программно-целевой подход к применению стратегии, определено ресурсное обеспечение проекта, а также дана оценка социально-экономической эффективности.
1. Ансофф, И. Стратегия управления / И. Ансофф. - Москва: Экономика, 2013. - 78 с.
2. Арсеньева Н.В. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] / Н.В. Арсеньева // Журнал «Научные труды Вольного экономического общества России». - 2008. - С. 16-19. - режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/restrukturizatsiya-kak- instrument-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiya (дата обращения: 25.05.2021)
3. Ашинова М.К., Чиназирова С.К., Хагурова М.П. «Бережливое производство» как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия / М.К. Ашинова, С.К. Чиназирова, М.П. Хагурова // Новые технологии. - 2018(2). - С. 79-84. - Режим доступа: https: //newtechology. mkgtu. ru/j our/article/view/126/126# (дата обращения: 25.05.2021)
4. Баринов М. В. Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] / М.В. Баринов // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 202-205. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/100/22618/ (дата обращения: 25.05.2021)
5. Баташева М.А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее эффективного повышения [Электронный ресурс] / Баташева М. А., Баташева Э. А. // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 355-358. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/101/22986/ (дата обращения: 25.05.2021)
6. Бельский А. Г. Анализ демографической ситуации в Красноярском крае
[Электронный ресурс] / А.Г. Бельский, Е.Н. Бельская // Журнал
«Решетневские чтения». - 2018. - С. 30-31. (дата обращения: 25.05.2021)
7. Бондарь Ю.А. Особенности оценки стратегии развития компании [Электронный ресурс] / Ю.А. Бондарь // Экономика и управление. - С. 35-43. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otsenki-strategii- razvitiya-kompanii (дата обращения: 25.05.2021)
8. Волошин, А.В. Экономический механизм как инструмент повышения эффективности деятельности предприятий: сб. науч. статей [Текст] / А.В. Волошин // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право.- Севастополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2016. - С. 173-177.
9. Герасимов Б.Н. Содержание и структура процесса управления стратегией
организации [Электронный ресурс] / Б.Н. Герасимов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - Режим доступа:
https: //cyberleninka. ru/article/n/soderzhanie -i-struktura-protsessa-upravl eniya- strategiey-organizatsii (дата обращения: 25.05.2021)
10. Глазов M.M. Менеджмент : учебное пособие [Электронный ресурс] /
Глазов М.М. и др. // Изд. 2-е, доп. и перераб. - СПб. : Астерион, 2013. - 419 с. Режим доступа:
http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/rid_60f738c6661a4e36bb95932fe5d02ef6.pdf (дата обращения: 25.05.2021)
11. Грант, Р.М. Современный стратегический анализ / Р.М. Грант. - Санкт- Петербург: Питер, 2017. - 544 с.
12. Дубинина Н.А. Показатели оценки бизнес-процессов предприятия / Н.А.
Дубинина // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». - 2016. - № 2(29). - С. 179-191. - Режим доступа:
http://econom.psu.ru/upload/iblock/3a4/dubinina-n.a.-pokazateli-otsenki- biznes_protsessov-predpriyatiya.pdf (дата обращения: 25.05.2021)
13. Дырина Е. Н. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта применения бережливого производства / Е. Н. Дырина // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2014 : сборник научных статей 3 -й Международной молодежной научной конференции: в 2 -х томах, Курск, 13-15 ноября 2014 года / Ответственный редактор Горохов А.А.. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2014. - С. 106-109. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22550943 (дата обращения: 29.05.2021)
14. Королева Н. А. Повышение экономической эффективности предприятий России на основе внедрения концепции бережливого производства [Электронный ресурс] / Н.А. Королева // Международный электронный научный журнал Общества Науки и Творчества «Science time». - 2015. - №6. - С.235-243. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7povyshenie- ekonomicheskoy-effektivnosti-predpriyatiy-rossii-na-osnove-vnedreniya-kontseptsii- berezhlivogo-proizvodstva (дата обращения: 25.05.2021)
15. Кулешова Т.А. Основные направления стратегических решений по повышению конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] / Кулешова Т.А. / Экономические Науки. - 2015. - Режим доступа: https://research- j ournal.org/economical/osnovnye-napravleniya-strategicheskix-reshenij -po- povysheniyu-konkurentosposobnosti-predpriyatiya/ (дата обращения: 25.05.2021)...31