ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СТРОИТЬ ПРОСТЕЙШИЕ АЛГОРИТМЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Реферат
Введение 5
1. Теоретические основы формирования умения строить простейшие
алгоритмы на уроках математики в начальной школе 7
1.1 Понятие алгоритма и виды алгоритмов 7
1.2 Особенности формирования умения строить простейшие алгоритмы у
учащихся начальной школы 17
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию умения строить
простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе 39
2.1 Диагностика алгоритмических умений младших школьников 39
2.2 Содержание работы по формированию умения строить простейшие
алгоритмы 43
2.3 Анализ результатов исследования 56
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение А 67
Приложение В 70
Приложение С 73
Введение 5
1. Теоретические основы формирования умения строить простейшие
алгоритмы на уроках математики в начальной школе 7
1.1 Понятие алгоритма и виды алгоритмов 7
1.2 Особенности формирования умения строить простейшие алгоритмы у
учащихся начальной школы 17
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию умения строить
простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе 39
2.1 Диагностика алгоритмических умений младших школьников 39
2.2 Содержание работы по формированию умения строить простейшие
алгоритмы 43
2.3 Анализ результатов исследования 56
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение А 67
Приложение В 70
Приложение С 73
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет метапредметные результаты в области освоения начального математического образования, которые должны отражать:
• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами [36].
Формирование алгоритмического мышления младших школьников является одной из главных проблем, рассматриваемых в педагогике математики. Основной способ решения данной проблемы - последовательное развитие логического мышления с дальнейшим переходом непосредственно к элементам алгоритмизации.
Чтобы развитие алгоритмического мышления у ученика в начальной школе проходило успешно, начинать надо с самых простых понятных заданий, а потом на их основе, приёмы логического мышления формировать поэтапно, то есть, на уже раннее изученных тем, идет постепенное усложнение заданий.
Объект исследования - теоретические основы формирования умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе. Предмет исследования - практика формирования умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе.
Цель исследования - охарактеризовать методы формирования умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие алгоритма и его виды;
2. Рассмотреть особенности формирования умений строить простейшие алгоритмы у учащихся начальной школы;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе.
Методы исследования: анализ литературы, изучение содержания рабочих программ УМК «Школа России», изучение заданий на развитие алгоритмического умения, анализ учебников по математике с 1 по 4 класс, для определения уровня развития умений в 3 классе, обобщение педагогического опыта и экспериментальная работа.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды таких авторов, как А.В. Белошистая, С.А. Зайцева, О.А. Ивашова, Н.Б. Истомина, В.Н. Клепиков и другие. База исследования Сандакчесская малокомплектная начальная школа филиал МОУ "Вороговская СОШ" Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами [36].
Формирование алгоритмического мышления младших школьников является одной из главных проблем, рассматриваемых в педагогике математики. Основной способ решения данной проблемы - последовательное развитие логического мышления с дальнейшим переходом непосредственно к элементам алгоритмизации.
Чтобы развитие алгоритмического мышления у ученика в начальной школе проходило успешно, начинать надо с самых простых понятных заданий, а потом на их основе, приёмы логического мышления формировать поэтапно, то есть, на уже раннее изученных тем, идет постепенное усложнение заданий.
Объект исследования - теоретические основы формирования умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе. Предмет исследования - практика формирования умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе.
Цель исследования - охарактеризовать методы формирования умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие алгоритма и его виды;
2. Рассмотреть особенности формирования умений строить простейшие алгоритмы у учащихся начальной школы;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе.
Методы исследования: анализ литературы, изучение содержания рабочих программ УМК «Школа России», изучение заданий на развитие алгоритмического умения, анализ учебников по математике с 1 по 4 класс, для определения уровня развития умений в 3 классе, обобщение педагогического опыта и экспериментальная работа.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды таких авторов, как А.В. Белошистая, С.А. Зайцева, О.А. Ивашова, Н.Б. Истомина, В.Н. Клепиков и другие. База исследования Сандакчесская малокомплектная начальная школа филиал МОУ "Вороговская СОШ" Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи:
1. Охарактеризовано понятие алгоритма.
Алгоритм - понятное и определенное предписание о выполнении в некоторой последовательности шагов (операций или действий) для поиска решения любой из задач, относящейся к определенному типу задач.
В своем исследовании мы опирались на определение, данное С.Н. Захаровой, которая под алгоритмическими умениями понимает умения расчленять сложные действия на элементарные шаги и представлять их в виде организованной совокупности последних, умение планировать свои действия и строго придерживаться этого плана в своей деятельности, умение выражать свои действия понятными языковыми средствами.
2. Рассмотрены особенности формирования умений строить простейшие алгоритмы у учащихся начальной школы.
Нами определены возрастные особенности младших школьников. Обучение элементам алгоритмизации в начальных классах очень важно с пропедевтической точки зрения. Описание какого-либо процесса по шагам, этапам доступно младшим школьникам. Составление алгоритма позволяет детям не только научиться решать примеры, но и контролировать свои действия. Алгоритмизация может быть прекрасным средством формирования младшего школьника как личности, гармонично развитой со всех сторон.
Формирования умений строить простейшие алгоритмы - это формирование способности создать алгоритмы, при наличии мыслительных схем, которые способствуют видению проблемы в целом, ее решению крупными блоками и осознанным закрепление процесса в языковых формализованных формах. У младших школьников это умение отличается тем, что они могут строить простейшие алгоритмы только с учителем. Так, начинать работу по составлению описания алгоритмов следует с простейших, доступных и понятных детям, при этом само действие не должно вызывать у 60
них затруднений. Анализ УМК «Школа России» позволила выделить методические особенности формирования алгоритмического умения, которое на пропедевтическом уровне сформировано как представление о «правиле», «инструкции» и др. Можно выделить такие особенности формирования алгоритмического умения: особенности психологического развития младшего школьника (наглядно-образное мышление и память, подвижность и активность, непроизвольность волевой сферы); дидактические и методические особенности изучения темы «Алгоритмы», заключающиеся в месте темы в системе начального математического образования; особенности организации обучения в сельской начальной школе (специфика опыта сельского младшего школьника и использование этого опыта при формировании алгоритмического умения).
3. Проведена опытно-экспериментальная работа по формированию умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школы села Сандакчес. В исследовании приняли участие 11 учащихся 3 класса.
В процессе у школьников были выявлены уровни сформированное™ умений строить простейшие алгоритмы у учащихся начальной школы с учетом таких составляющих этого умения как: прочтение алгоритмов; различие алгоритма и неалгоритма; усвоение алгоритмов выполнения арифметических действий и решения задач; умение действовать по предложенному алгоритму; умение следовать плану; умение самостоятельно составлять план действий; усвоение алгоритмов выполнения арифметических действий и решения задач, применения их на практике.
Результаты констатирующего этапа говорят о необходимости разработки программы по формированию умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе. Нами подобран комплекс заданий с применением алгоритмов на формирование у обучающихся умений строить простейшие алгоритмы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.....
1. Охарактеризовано понятие алгоритма.
Алгоритм - понятное и определенное предписание о выполнении в некоторой последовательности шагов (операций или действий) для поиска решения любой из задач, относящейся к определенному типу задач.
В своем исследовании мы опирались на определение, данное С.Н. Захаровой, которая под алгоритмическими умениями понимает умения расчленять сложные действия на элементарные шаги и представлять их в виде организованной совокупности последних, умение планировать свои действия и строго придерживаться этого плана в своей деятельности, умение выражать свои действия понятными языковыми средствами.
2. Рассмотрены особенности формирования умений строить простейшие алгоритмы у учащихся начальной школы.
Нами определены возрастные особенности младших школьников. Обучение элементам алгоритмизации в начальных классах очень важно с пропедевтической точки зрения. Описание какого-либо процесса по шагам, этапам доступно младшим школьникам. Составление алгоритма позволяет детям не только научиться решать примеры, но и контролировать свои действия. Алгоритмизация может быть прекрасным средством формирования младшего школьника как личности, гармонично развитой со всех сторон.
Формирования умений строить простейшие алгоритмы - это формирование способности создать алгоритмы, при наличии мыслительных схем, которые способствуют видению проблемы в целом, ее решению крупными блоками и осознанным закрепление процесса в языковых формализованных формах. У младших школьников это умение отличается тем, что они могут строить простейшие алгоритмы только с учителем. Так, начинать работу по составлению описания алгоритмов следует с простейших, доступных и понятных детям, при этом само действие не должно вызывать у 60
них затруднений. Анализ УМК «Школа России» позволила выделить методические особенности формирования алгоритмического умения, которое на пропедевтическом уровне сформировано как представление о «правиле», «инструкции» и др. Можно выделить такие особенности формирования алгоритмического умения: особенности психологического развития младшего школьника (наглядно-образное мышление и память, подвижность и активность, непроизвольность волевой сферы); дидактические и методические особенности изучения темы «Алгоритмы», заключающиеся в месте темы в системе начального математического образования; особенности организации обучения в сельской начальной школе (специфика опыта сельского младшего школьника и использование этого опыта при формировании алгоритмического умения).
3. Проведена опытно-экспериментальная работа по формированию умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школы села Сандакчес. В исследовании приняли участие 11 учащихся 3 класса.
В процессе у школьников были выявлены уровни сформированное™ умений строить простейшие алгоритмы у учащихся начальной школы с учетом таких составляющих этого умения как: прочтение алгоритмов; различие алгоритма и неалгоритма; усвоение алгоритмов выполнения арифметических действий и решения задач; умение действовать по предложенному алгоритму; умение следовать плану; умение самостоятельно составлять план действий; усвоение алгоритмов выполнения арифметических действий и решения задач, применения их на практике.
Результаты констатирующего этапа говорят о необходимости разработки программы по формированию умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе. Нами подобран комплекс заданий с применением алгоритмов на формирование у обучающихся умений строить простейшие алгоритмы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.....
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛГОРИТМОВ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ ГРАФОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Условия обучения младших школьников моделированию в процессе решения арифметических задач
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Активизация мыслительной деятельности учащихся 5 классов в процессе устных вычислений на уроках математики (Методика обучения математике, Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Дидактическая игра как средство развития логических универсальных учебных действий на уроках информатики в четвертом классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики (Уральский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Формирование алгоритмической культуры младших школьников при работе с величинами
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение преемственности перехода учащихся из начальной школы в среднее звено при изучении математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Методы развития навыков самоконтроля обучающихся 5 класса в процессе обучения математике
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021





