Реферат
Введение 5
1. Теоретические основы формирования умения строить простейшие
алгоритмы на уроках математики в начальной школе 7
1.1 Понятие алгоритма и виды алгоритмов 7
1.2 Особенности формирования умения строить простейшие алгоритмы у
учащихся начальной школы 17
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию умения строить
простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе 39
2.1 Диагностика алгоритмических умений младших школьников 39
2.2 Содержание работы по формированию умения строить простейшие
алгоритмы 43
2.3 Анализ результатов исследования 56
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение А 67
Приложение В 70
Приложение С 73
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет метапредметные результаты в области освоения начального математического образования, которые должны отражать:
• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами [36].
Формирование алгоритмического мышления младших школьников является одной из главных проблем, рассматриваемых в педагогике математики. Основной способ решения данной проблемы - последовательное развитие логического мышления с дальнейшим переходом непосредственно к элементам алгоритмизации.
Чтобы развитие алгоритмического мышления у ученика в начальной школе проходило успешно, начинать надо с самых простых понятных заданий, а потом на их основе, приёмы логического мышления формировать поэтапно, то есть, на уже раннее изученных тем, идет постепенное усложнение заданий.
Объект исследования - теоретические основы формирования умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе. Предмет исследования - практика формирования умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе.
Цель исследования - охарактеризовать методы формирования умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие алгоритма и его виды;
2. Рассмотреть особенности формирования умений строить простейшие алгоритмы у учащихся начальной школы;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе.
Методы исследования: анализ литературы, изучение содержания рабочих программ УМК «Школа России», изучение заданий на развитие алгоритмического умения, анализ учебников по математике с 1 по 4 класс, для определения уровня развития умений в 3 классе, обобщение педагогического опыта и экспериментальная работа.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды таких авторов, как А.В. Белошистая, С.А. Зайцева, О.А. Ивашова, Н.Б. Истомина, В.Н. Клепиков и другие. База исследования Сандакчесская малокомплектная начальная школа филиал МОУ "Вороговская СОШ" Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи:
1. Охарактеризовано понятие алгоритма.
Алгоритм - понятное и определенное предписание о выполнении в некоторой последовательности шагов (операций или действий) для поиска решения любой из задач, относящейся к определенному типу задач.
В своем исследовании мы опирались на определение, данное С.Н. Захаровой, которая под алгоритмическими умениями понимает умения расчленять сложные действия на элементарные шаги и представлять их в виде организованной совокупности последних, умение планировать свои действия и строго придерживаться этого плана в своей деятельности, умение выражать свои действия понятными языковыми средствами.
2. Рассмотрены особенности формирования умений строить простейшие алгоритмы у учащихся начальной школы.
Нами определены возрастные особенности младших школьников. Обучение элементам алгоритмизации в начальных классах очень важно с пропедевтической точки зрения. Описание какого-либо процесса по шагам, этапам доступно младшим школьникам. Составление алгоритма позволяет детям не только научиться решать примеры, но и контролировать свои действия. Алгоритмизация может быть прекрасным средством формирования младшего школьника как личности, гармонично развитой со всех сторон.
Формирования умений строить простейшие алгоритмы - это формирование способности создать алгоритмы, при наличии мыслительных схем, которые способствуют видению проблемы в целом, ее решению крупными блоками и осознанным закрепление процесса в языковых формализованных формах. У младших школьников это умение отличается тем, что они могут строить простейшие алгоритмы только с учителем. Так, начинать работу по составлению описания алгоритмов следует с простейших, доступных и понятных детям, при этом само действие не должно вызывать у 60
них затруднений. Анализ УМК «Школа России» позволила выделить методические особенности формирования алгоритмического умения, которое на пропедевтическом уровне сформировано как представление о «правиле», «инструкции» и др. Можно выделить такие особенности формирования алгоритмического умения: особенности психологического развития младшего школьника (наглядно-образное мышление и память, подвижность и активность, непроизвольность волевой сферы); дидактические и методические особенности изучения темы «Алгоритмы», заключающиеся в месте темы в системе начального математического образования; особенности организации обучения в сельской начальной школе (специфика опыта сельского младшего школьника и использование этого опыта при формировании алгоритмического умения).
3. Проведена опытно-экспериментальная работа по формированию умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школы села Сандакчес. В исследовании приняли участие 11 учащихся 3 класса.
В процессе у школьников были выявлены уровни сформированное™ умений строить простейшие алгоритмы у учащихся начальной школы с учетом таких составляющих этого умения как: прочтение алгоритмов; различие алгоритма и неалгоритма; усвоение алгоритмов выполнения арифметических действий и решения задач; умение действовать по предложенному алгоритму; умение следовать плану; умение самостоятельно составлять план действий; усвоение алгоритмов выполнения арифметических действий и решения задач, применения их на практике.
Результаты констатирующего этапа говорят о необходимости разработки программы по формированию умения строить простейшие алгоритмы на уроках математики в начальной школе. Нами подобран комплекс заданий с применением алгоритмов на формирование у обучающихся умений строить простейшие алгоритмы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.....
1. Александрова, Э. И. Математика / Э. И. Александрова // Начальная школа. — 2015. — № 3. — С. 84 — 89.
2. Александрова, Н. В. Проектная деятельность на уроках в школе и её роль в формировании универсальных учебных действий / Н. В. Александрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 4-6.
3. Артемов, А. К. Образцы действий в обучении математике / А. К. Артемов // Начальная школа. — 2013. — №2. — С. 23-25.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. — Москва: Просвещение, 2013. — 151 с.
5. Баматова, Д. К. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях / Д. К. Баматова // Современные наукоемкие технологии. — 2017. — №1. — С. 66 — 68.
6. Бантова, М. А. Система формирования вычислительны навыков / М. А. Бантова // Начальная школа. — 2013. — №11. — С. 38 — 43.
7. Белошистая, А.В. Методика обучения математики в начальной школе / А.В. Белошистая. — Москва: Владос, 2017. — 455 с.
8. Войтенко, Т. П. Игра как метод обучения и личностного развития / Т. П. Войтенко. — Калуга: Адель, 2013. — 361 с.
9. Воронова, А. П. Активизация учащихся при закреплении вычислительных навыков / А. П. Воронова // Начальная школа. — 2013. — №11. — С. 55 — 58.
10. Глазунова, А. С. Сложение и вычитание многозначных чисел. Из опыта / А. С. Глазунова // Начальная школа. — 2015. — № 9. — С. 55 — 58.
11. Горнобатова, Н. А. Мыслительная деятельность учащихся на уроках математики / Н. А. Горнобатова // Эксперимент и инновации в школе. — 2013.
• № 5. — С. 51-53.
12. Гуревич, П. С. Психология и педагогика / П. С. Гуревич. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 479 с.
13. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва: ИНТОР, 1996. — 544 с.
14. Далингер, В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики / В. А. Далингер // Вестник Омского Государственного педагогического университета. — 2013.— № 6. — С. 13-15.
15. Деменева, Н. Н. Личностно ориентированные педагогические технологии в школе, соответствующие требованиям ФГОС: учебнометодическое пособие / Н. Н. Деменева, Н. В. Иванова. — Москва: АРКТИ, 2015. — 224с....40