Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Концепция «мягкой силы» государств современного мира……….…8
1.1. Формирование имиджа государства, как разновидность политической технологии……………………………………………………………………..…..8
1.2. Мягкая сила и её роль в формировании имиджа страны…………….…...11
1.3. Кинематограф как инструмент мягкой силы: особенности и возможности………………………………………………………………….…..14
Глава 2. Кинематограф как инструмент формирования имиджа и дипломатии в рамках БРИКС…………………………………………………………….……19
2.1.Публичная дипломатия стран БРИКС……………………………………..19
2.2. Роль кинематографа в формировании национальной идентичности государства…………………………………………………………………….....23
Глава 3. Перспективы использования кинематографа как инструмента формирования имиджа стран БРИКС…………………………………….…….26
3.1. Роль государственного регулирования и поддержки кинематографа…....26
3.2. Развитие сотрудничества в сфере кинематографа…………………………27
3.3. Перспективы использования кинематографа для продвижения национальных ценностей и культурного наследия стран БРИКС…………….37
Заключение……………………………………………………………………....40
Список источников и литературы…………………………………………........46
Приложение………………………………………………………………………52
В современном мире экономическая и военная мощь – не единственное условие увеличения влияния на международной арене, сегодня государствам нужно уметь завоевывать поддержку и любовь других, а роль имиджа страны в данном вопросе становится все более важной. Концепцией, наиболее полно раскрывающей возможности имиджа государства как средства усиления его влияния, является концепция «мягкой силы». БРИКС, как молодая организация, нуждается в поддержке людей, поэтому в рамках дальнейшего развития полицентричной системы международных отношений страны БРИКС должны достигать и укреплять свои позиции в мире с помощью «мягкой силы».
БРИКС – это не просто аббревиатура, объединяющая Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку. Это мощный экономический и политический блок, стремящийся стать альтернативой западному миропорядку. Продвижение имиджа БРИКС в современном мире является ключевой задачей для достижения этой цели.
Во-первых, БРИКС, как межгосударственная организация, с недавнего времени особенно активно стремится создать позитивный имидж, который бы демонстрировал её потенциал и привлекательность для инвестиций, торговли и сотрудничества. Мир сегодня разделен на блоки с различными интересами и ценностями. Западный блок, традиционно доминирующий в мировой политике и экономике, только наращивает свое влияние, что вызывает реакцию со стороны других стран, в том числе и стран БРИКС.
Во-вторых, БРИКС стремится к созданию нового мирового порядка, основанного на принципах мультиполярности, справедливости и взаимного уважения. В этом контексте продвижение имиджа БРИКС как блока, предлагающего альтернативу западным правилам игры, становится важным элементом в борьбе за перераспределение глобального влияния.
В-третьих, БРИКС старается закрепить свой статус лидера развивающихся стран. В мире, где большинство населения проживает в странах «юга», БРИКС стремится стать более влиятельным игроком, способным защищать интересы своих членов и выступать за более справедливое распределение ресурсов и возможностей.
Продвижение имиджа БРИКС - это сложный и многогранный процесс, который требует координации усилий всех членов блока. Однако, успех этого процесса может оказать значительное влияние на глобальный мировой порядок и привести к появлению нового многополярного мира, основанного на принципах справедливости и взаимоуважения.
Стоит отметить, что понятие «мягкая сила» стало популярным довольно быстро: если в 1990-е годы оно было известно лишь узкому кругу профессионалов, то в конце 1990-х — начале 2000-х годов термин «мягкая сила» стал широко использоваться не только в заголовках академической направленности, но и публицистической, а также в средствах массовой информации, ориентированных на широкую аудиторию.
С помощью «мягкой силы» даже страны, не имеющие традиционных источников влияния, способны латентно влиять на международные процессы, происходящие внутри определенного макро- или микрорегиона. Суть «мягкой силы» заключается в том, что руководящие органы, население и отдельные граждане других стран сознательно или нет, но добровольно начинают связывать собственные потребности с интересами страны или организации, использующей мягкую силу.
Необходимо подчеркнуть, что сегодня, когда в публичном информационном пространстве появляется термин «мягкая сила», он упрощается и практически сводится к вопросам продвижения имиджа государства. При этом другие инструменты «мягкой силы» оставляются исследователями за бортом, следовательно, можно сделать вывод о том, что имидж страны является ключевым элементом «мягкой силы».
...
Киноиндустрия обладает значительным потенциалом в качестве инструмента «мягкой силы» государства. Впечатляющее и притягательное зрелище строит образ жизни в других странах у зрителей, особенно в случае, когда они лично не имели опыта пребывания в этих местах.
Культурная дипломатия предоставляет возможность ознакомиться с обществами стран БРИКС, изучить специфику исторического, цивилизационного и культурного развития различных народов, что способствует их взаимопониманию и оказывает значительное влияние на процессы культурного обмена.
Основной принцип культурной дипломатии заключается в том, что, делая акцент на взаимодействие, проявляя интерес и демонстрируя позитивные отношения, государства не теряют, а, наоборот, обретают новых партнеров, расширяют горизонты и осуществляют значимые открытия. В итоге, культурная дипломатия становится действенным инструментом повышения влияния страны на мировой арене, поскольку каждое государство стремится укрепить свою позицию и мягкую силу, а также продвигать свою культуру.
На уровне государства сотрудничество между странами БРИКС в области кинематографии предполагает формирование официальных двусторонних и многосторонних соглашений или меморандумов о взаимопонимании, которые могут включать различные аспекты (см. Приложение рис.9).
Последующим важным аспектом является то, что министры культуры государств БРИКС согласовали документ о сотрудничестве в культурной сфере на период с 2022 по 2026 годы. Документ описывает будущие стратегические направления по сохранению и популяризации культурного наследия, а также расширению сотрудничества в цифровой сфере и креативных индустриях.
Отмечается, что индустрия кинематографа значительно и многогранным образом задействована в контексте внешней культурной политики стран БРИКС, направленной на укрепление и усовершенствование имиджа страны в целом. Применение методов данной сферы происходит на разнообразных уровнях. Кино, как инструмент, сам по себе, позволяет объединить применение разнообразных визуальных образов, включая элементы и свойства национальной культуры.
Также следует отметить, что выбор локаций, будь то географические или архитектурные особенности, также является важным инструментом, поскольку демонстрация в кинофильмах – как национальных, так и совместных или иностранных – позволяет привлечь внимание к принадлежности к странам БРИКС.
Города внутри стран БРИКС также могут инициировать сотрудничество в сфере кинематографии, которое может проявиться следующим образом (см. Приложение рис.10).
Следует также отметить, что одной из нереализованных возможностей сотрудничества стран БРИКС в сфере кинематографии является проведение не только кинофестивалей, но и симпозиумов – специальных встреч, направленных на развитие кинематографического партнерства. Организация таких крупных мероприятий поспособствует расширению взаимодействия между странами, улучшению кинотехнологий и аудиовизуального контента, идей, капитала и человеческих ресурсов.
Еще одним потенциальным направлением совместной работы стран БРИКС в кинематографии является создание единой базы актеров . Такая инициатива может значительно упростить поиск необходимых типажей для режиссеров из стран БРИКС и будущих кооперативных проектов. Каждый профессиональный актер, желающий стать частью этой базы, будет иметь возможность представить свой опыт и амбиции в видео-резюме, упомянуть роли, которые он исполнил, и проекты, в которых хотел бы участвовать.
...
1. VII BRICS SummitUfaDeclaration // НКИ БРИКС [Электронный ресурс]URL: https://www.nkibrics.ru/system/assetdocs/ data/559e/7a9a/6272/6943/0821/0000/original/VIIBRICSSUMMIT - UFADECLARATIONJULY 9 2015 UFARUSSIA. pdf?1436449434 (датаобращения: 26.05.2024)
2. Форталезская декларация (принята по итогам шестого саммита БРИКС)[электронный ресурс]URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d4f1dd6741763252a8.pdf (дата обращения: 26.05.2024)
3. Budget 2022 Highlights.pdf [электронный ресурс] URL: https://www.treasury.gov.za/documents/national%20budget/2022/sars/Budget%202022%20Highlights.pdf (дата обращения: 26.05.2024)
4. Андриенко Е. В., Чернышов В. А. Вариативность трактовок категории "мягкая сила" в современной философии // Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (25) 2020. С. 48-52.
5. Атомные станции по российским проектам строят 8 стран. Как проходит строительство? - Российская газета [электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2023/04/28/turciia-stala-vosmoj-stranoj-gde-stroiat-atomnye-stancii-po-rossijskim-proektam.html (дата обращения: 26.05.2024)
6. В КНР прошел пятый медиафорум БРИКС | TV BRICS, 09.07.22 [электронный ресурс] URL: https://tvbrics.com/news/v-kitae-proshel-pyatyy-mediaforum-brics/ (дата обращения: 26.05.2024)
7. В Сочив 2024 году пройдет новый кинофестиваль стран БРИКС «КИНОБРАВО». [электронный ресурс] URL: https://tnzvezdy.ru/news/2703 (дата обращения: 26.05.2024)
8. В Чэнду проходит кинофестиваль стран БРИКС-2017 / НКИ БРИКС, Россия [электронный ресурс] URL: https://nkibrics.ru/posts/show/595125226272694882b10000 (дата обращения: 26.05.2024)
9. Галумов Э. А. Имидж против имиджа. М.: Известия; 2005. 552 с.
10. Гасилин, Н. А. Понятие и сущность «мягкой силы» / Н. А. Гасилин. // Молодой ученый. - 2019. - № 22 (260). - С. 399-402.
11. Грибова Д. О. Построение имиджа государства в мировой политике // Научные записки молодых исследователей. 2023. С. 37-44.
12. Документальный фильм, созданный совместными усилиями стран BRICS, примет участие в международном кинофестивале в ЮАР. [электронный ресурс] URL: https://www.rabotnikitv.com/21/11/2022/61390/
13. Долинский А.В. Дискурс о публичной дипломатии // Международные процессы. 2021. Том 9. № 1 (25). С. 63-73.
14. Дух Oгня — Международный фестиваль кинодебютов URL: https://ugra.world/
15. Кара-Мурза А. А. Культурный капитал России // Социологическое обозрение. 2015. С. 161-167.
...
54 источника