Введение 4
1 Особенности тренировочного процесса фигуристов синхронного катания.. 7
1.1 Специфика занятий фигурным катанием 7
1.2 Характеристика координационных способностей 14
1.3 Координационные способности в фигурном катании 21
1.3.1 Средства и методы совершенствования координационных
способностей, применяемые в фигурном катании 23
1.3.2 Средства диагностики уровня координационных способностей
фигуристов 28
2 Организация и методы исследования 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Характеристика методов исследования 31
3 Обоснование эффективности экспериментального комплекса
упражнений, направленного на совершенствование координационных способностей в синхронном фигурном катании 37
3.1 Разработка экспериментального комплекса 37
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 45
Заключение 58
Практические рекомендации 60
Список использованных источников 61
Синхронное фигурное катание - сложно-координационный вид спорта, в котором одновременно катаются шестнадцать человек, кроме того, катаются в хватах, линиях, колоннах и координируют движения друг с другом на протяжении трех-четырех минут, удерживая рисунок программы. Сложность данного вида в том, что все члены команды должны обладать примерно одним уровнем скоординированности. Спортсмены должны точно соизмерять пространственные (рассчитывать расстояние друг между другом, расстояние до борта), временные (музыкальные акценты, начало и конец программы, время, затрачиваемое на выполнение элементов) и динамические (амплитуда движений согласно партнеру) характеристики, удерживать динамическое равновесие во избежание столкновений, для удачного исполнения элемента на высший уровень.
Вопрос развития координационных способностей очень актуален среди ученых, занимающихся вопросом физической и технической подготовками фигуристов. Это объясняется тем, что координация и техника в фигурном катании очень тесно взаимосвязаны. О. В. Кудрявцева предполагает, что необходимо включение в тренировочные занятия специальной физической направленности не только конкретных приемов, но и комплексов специальных упражнений, учитывающих возрастные особенности развития спортсменов синхронного фигурного катания на коньках. Вопросы синхронности исполнения и точности построений движений рассмотрены трудах таких ученых, как Т. Е. Александрова, А. Г. Карпеев, О. В. Кудрявцева.
Поскольку синхронное фигурное катание - очень молодой вид спорта и в России он начал развиваться чуть больше 20 лет назад, мы можем говорить о том, что специфика именно этой дисциплины изучена меньше других и существующие методики построения тренировочного процесса фигуристов- синхронников являются авторскими и традиционно основаны на многократном повторении универсальных программ и не учитывают специальные способности, в частности, координационные. В нашей работе мы рассмотрим на основе литературных источников, какие средства и методы подходят для построения эффективного тренировочного процесса у спортсменов в синхронном фигурном катании и подходят ли для этого методы, используемые в других дисциплинах фигурного катания.
Объект исследования: процесс формирования координационных способностей юных фигуристов синхронного катания.
Предмет исследования: специально разработанный комплекс упражнений, направленный на совершенствование координационных способностей юных фигуристов синхронного катания.
Цель исследования: разработать и оценить эффективность комплекса упражнений для совершенствования координационных способностей юных фигуристов синхронного катания.
Задачи исследования:
1. Изучить средства и мето формирования координационных способностей, применяемых в синхронном фигурном катании.
2. Теоретически обосновать и разработать экспериментальный комплекс упражнений, направленный на совершенствование координационных способностей юных фигуристок синхронного катания.
3. Определить эффективность разработанного экспериментального комплекса упражнений, направленного на повышение уровня координационных способностей юных фигуристов синхронного катания.
В качестве рабочей гипотезы нами выдвинуто положение о том, что данный комплекс упражнений, содержащий статодинамические и динамический упражнения специальной физической и технической подготовки, повысит уровень координационных способностей юных фигуристов синхронного катания.
Методы научных исследований:
• анализ литературных источников;
• педагогический эксперимент;
• контрольные испытания;
• методы математической статистики.
Теоретико-методологическая основа работы - основные положения теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки фигуристов (В. С. Володин, Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, И. В. Гинкевич, Е. А. Чайковская, А. Н Мишин, И. М. Медведева, О. В. Кудрявцева, В. А. Апарин, Т. Е. Александрова, Л. Р. Пулатова и др.), а так же методические разработки (Т. Е. Александрова, В. В. Агапова, В. С. Володин, Т. В. Давлетбаева и др.). Также в нашей работе использовались основные положения теории спортивной тренировки (В. И. Лях, Д. И. Грачев, И. И. Лосева, А. Н. Мишин, В. Н. Платонов, Л. Д. Назаренко и др.).
Теоретическая значимость работы заключаются в том, что изучение средств и методов тренировок, направленных на формирование координационных способностей юных фигуристок синхронного катания в России и за рубежом позволило обнаружить в существующей системе тренировок ряд недостатков. Так же были выявлены новые, интересные и актуальные на сегодняшний день упражнения и методики развития и совершенствования координационных способностей фигуристов в синхронном катании.
Практическая значимость заключается в использовании результатов данной работы при построении тренировочного процесса у фигуристов в синхронном фигурном катании: в различных спортивных школах, центрах подготовки и академиях.
1. Установлено, что проблема формирования координационных способностей в синхронном фигурном катании является актуальной, вследствие чего важно искать и внедрять новые подходы и методы формирования координационных способностей спортсменов синхронного катания. Были выявлены основные средства и методы воспитания координационных способностей девочек 10-11 лет, известные на сегодняшний день, а так же определены средства педагогического контроля, позволяющие эффективно и полно оценить уровень развития координационных способностей юных фигуристов синхронного катания 10-11 лет.
2. Разработан экспериментальный комплекс упражнений, направленный на совершенствование координационных способностей юных фигуристов синхронного катания. Отличительной чертой комплекса является добавление к основной тренировочной нагрузке нетипичных специальных упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей. Данный комплекс был поделен на 7 частей и был включен в процесс технической, общей и специальной физической спортивной подготовки. Комплекс вводился в тренировочный процесс на протяжении двух месяцев. Комплексы упражнений выполнялись в первой половине основной части тренировочного занятия, цикл повторился 6 раз.
3. Установлено, что в обеих группах наблюдается прирост координационных способностей. При этом в экспериментальной группе процент прироста по каждому из тестов больше, чем в контрольной. В тестировании «Прыжки на скакалке на 2 ногах за 60 с» процент прироста в экспериментальной группе составил 22,2%, в контрольной - 7,4%. В тестировании «Бег к пронумерованным набивным мячам» процент прироста в экспериментальной группе составил 13%, в контрольной - 2,4%. В тестировании «Повороты на гимнастической скамье» процент прироста в экспериментальной группе составил 47,4%, в контрольной - 21,9%. В тестировании «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами» процент прироста в экспериментальной группе составил 24,5%, в контрольной - 6,4%. В тестировании «Элемент без хвата» прирост в экспериментальной группе составил 60,4%, в контрольной - 11,8%. Так же на формирующем этапе по результатам всех тестов в ходе расчётов была выявлена достоверность различий по таблице Стьюдента (Р<0,05). Это может говорить о том, что предложенный экспериментальный комплекс, направленный на совершенствования координационных способностей, является эффективным и можно продолжать его использование в ходе дальнейшего тренировочного процесса.
1. Абросимова, О. И. Развитие скоростно-силовых способностей у спортсменов, занимающихся синхронным фигурным катанием / О. И. Абросимова, Н. Н. Мугаллимова // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, посвященной десятилетию победы Казани в заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады-2013: сборник статей в 3 томах. - Казань, 2018. - С. 491-495.
2. Абросимова, О. И. Особенности травмирования в синхронном фигурном / О. И. Абросимова, М. Н. Савосина, Э. Н. Телина, И. А. Абросимов // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. - 2013. - № 1. - С. 3-8.
3. Абсалямова, И. В. Пособие по синхронному фигурному катанию на коньках : точные линии / И. В. Абсалямова, А. Ю. Беляева, Е. В. Жгун ; Гос. центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. — Москва: ГЦОЛИФК, 1992. - 36 с.
4. Александрова, Т. Е. Внеледовая подготовка фигуристов- синхронистов на этапе начальной специализации / Т. Е. Александрова, Н. Н. Мугаллимова // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма / Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. - Казань, 2014. - С. 182-184.
5. Агапова, В. В. Учебная программа по фигурному катанию на коньках на учебно-тренировочном этапе / В.В. Агапова. - Всеволжский р-н, 2004. - 154 с.
6. Агапова, В. В. Физкультурно-спортивная образовательная программа по фигурному катанию на коньках на этапе начальной подготовки / В. В. Агапова. - Всеволжский р-н, 2003. - 140 с.
7. Апарин, В. А. Основы начального обучения фигурному катанию на коньках : учебное методическое пособие / В. А. Апарин. - Санкт-Петербург, 2010. -39 с.
8. Бахарева, Е. В. Особенности подготовки фигуристов-одиночников на тренировочном этапе / Е. В. Бахарева, М. В. Пружинина, К. Н. Пружинин, Л. И. Слонимская // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2021. - №3. - С. 41 - 44.
9. Безматерных, Н. Г. Начальная двигательная подготовка в
спортивной аэробике: учебное пособие / Н. Г. Безматерных, Г. П. Безматерных, Г. Н. Пшеничникова - Омск: СибГУФК, 2009 - 132 с. - URL:
littps://iknigi.net/a^)r-gennacliy-bezmateniylV106653-naclKilnaya-clvigatelnaya- ро4до1оука-у-зрог0упоу-аегоЬ1ке-деппаШу-Ье7ша1егпуЬ/геа4/раде-1.html (дата
обращения: 10.01.2022).
10. Бикмухаметова, И. С. Применение педагогических средств восстановления в синхронном фигурном катании / И. С. Бикмухаметова // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры и спорта. IV межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов: сборник статей. - Казань, 2016. - С. 626-628.
11. Володин, В. С. Теория и методика физического воспитания школьников : учеб. пособие / В. С. Володин, А. Н. Савчук. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2013. - 432 с.
12. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений / Ю.К. Гавердовский. - Москва: Терра-Спорт, 2002. - 512 с.
13. Гинкевич, И. В. Организация и проведение занятий по методике «школа движений» на начальном этапе спортивной подготовки в сложно- координационных видах спорта / И. В. Гинкевич // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - №3. - С. 220¬226.
14. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - Москва: Академия, 2000. - 288 с.
15. Грачев, Д. И. Упражнения в специальной физической подготовке спортсменов-танцоров / Д. И. Грачев // Тезисы докладов Российской научно-методической конференции по проблемам развития спортивных танцев / РГАФК.- Москва, 2000. - С. 42-46.
16. Давлетбаева, Т. В. Модифицированная дополнительная образовательная программа «Фигурное катание на коньках» / Т.В. Давлетбаева, С.Н. Шабусова, Т.В. Пронь. - Красноярск, 2013. - 40 с.
17. Жгун, Е. В. 36 катание на коньках (физкультурно-педагогическое совершенствование) : учебное пособие / Е. В. Жгун ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Москва, 2006. - 16 с.
18. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.Д. Железняк, П. К. Петров - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
19. Ильин, Е. П. Двигательные умения и навыки / Е.П. Ильин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 5. - С. 45-49.
20. Карпеев, А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа : учебное пособие / А. Г. Карпеев. - Омск : Сиб. гос. акад. физ. культуры, 1998. - 322 с. - ISBN 5-7065-0237-4.
21. Коган, А. И. Оценка перспективности юных фигуристов в период начальной специализации : специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Коган Александр Ильич.;
Сибирская государственная академия физической культуры и спорта. - Омск, 1984. - 19 с.
22. Комюнике 2181: Рекомендации по международным соревнованиям в категории Новисы. Данное Коммюнике заменяет Коммюнике ИСУ 2024.. - URL: Мгсгозой Wоrd - 1658 8у8_СОЕ_Соштитса1юп_ТесЬп1са1 Updates.^c (fsrussia.ru) (дата обращения 02.01.2022).
23. Коммюнике 2322: Синхронное катание. Шкала стоимости
элементов. - URL: https://fsrussia.ru/fi1es/docs/SYScomm2322.pdf(дата
обращения 28.10.2021).
24. Коммюнике 2392: Синхронное катание. Группы сложности элементов. - URL: https://fsrussia.ru/fi1es/docs/SYScomm2392_revised.pdf(дата обращения 28.10.2021).
25. Кудрявцева, О. В. Совершенствование координационных
способностей в синхронном фигурном катании на коньках / О. В. Кудрявцева, А. В. Зенкина, О. А. Чернышева, М. А. Каймин, А. В. Харченко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 2. - С. 41-43.
26. Курбанов, Н. Ш. Самоучитель по фигурному катанию на коньках : учеб. пособие / Н. Ш. Курбанов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 112 с. - URL: ййрз://Ьоокзее.огд/Ьоок/652319 (дата обращения: 2.02.2021).
27. Лосева, И. И. Игровой метод в начальной подготовке юных фигуристов : специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Лосева Ирина Ивановна ; Белорусский государственный институт физической культуры - Минск, 1984. - 23 с.
28. Лях, В. И. Координационные способности : диагностика и развитие: учебник / В. И. Лях, В. Б Иссурин. - Москва: Дивизион, 2006. - 290 с.
29. Лях, В. И. О классификации координационных способностей / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1987. - №7. - С. 28-31.
30. Медведева, И. М. Структура и содержание специальной физической подготовки спортсменов в фигурном катании : специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Медведева Ирина Михайловна ; Национальный университет физического воспитания и спорта. - Киев, 1984. - 23 с.
31. Медведева, И. М. Фигурное катание на коньках : специальная
литература / И.М. Медведева. - Киев. 1998. - 223 с. - URL:
https://meshQk.net/item/129480759 Медведева И М Фигурное катание на коньках(дата обращения: 15.01.2021).
32. Мишин, А. Н. Биомеханика движений фигуриста : учебник / А. Н. Мишин. - Москва: Физкультура и спорт, 1981. - 144 с.
33. Мишин, А. Н. Фигурное катание на коньках : учебник / А. Н. Мишин. - Москва: Физкультура и спорт, 1985. - 271 с.
34. Мишин, А. Н. Школа в фигурном катании. - Москва: Физкультура и спорт, 1979. - 175 с.
35. Мишин, А. М. Эстетические основы фигурного катания //Фигурное катание на коньках: учебник для институтов ФК. - Москва, 1985. 271. - с.
36. Назаренко, Л. Д. Развитие двигательно-координационных качеств
как фактор оздоровления детей и подростков : учебное пособие / Л. Д. Назаренко. - Москва: Теория и практика физической культуры, 2001. - 332 с. - URL: ййр://йос.кшд1-х.ги/22Ью1од1уа/54178-1-гахуй1е-Йу1да1е1по-коогйшасюпшй- касйез1у-как-1ак1ог-о7Йогоу1ешуа-йе1еу-ройгоз1коу-шозкуа-2001 -udk.php (дата
обращения: 19.01.2022).
37. Павлова, О. М. Особенность психологической подготовки фигуриста-одиночника в команде по синхронному фигурному катанию к соревнованиям / О. М. Павлова // Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на
Универсиаде-2013 в Казани. - Поволжская государственная академия
физической культуры, спорта и туризма. - 2013. - С. 421-423.
38. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском
спорте. Общая теория и ее практические приложения : учебник/ В. Н. Платонов. - Москва: Советский спорт, 2004. - 808 с. - URL:
ййрз://с1азз1сЬобуЬшМтд.ги/йеш/р1а1опоу_у.п. sistema_рос1цо1оук1_зрог1зтепоу _у_о11трузкот_зрог1е_2004_рб1?_гиз (дата обращения: 25.12.2021).
39. Пулатова, Л. Р. Синхронное фигурное катание / Л. Р. Пулатова, Ю. Н. Кузнецова // В мире научных открытий : Материалы II Международной студенческой научной конференции. / Ульяновский государственный педагогический университет. - Ульяновск, 2018. - С. 203-205.
40. Разрядные классификационные требования по фигурному катанию на коньках (2018-2022гг.) / Федерация фигурного катания России. - Москва, 2018. -80 с.
41. Рассулова, А. Опыт работы хореографа с детьми разных возрастных групп / А. Рассулова // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2007. - № 4. - С. 54-56.
42. Руководство для технических бригад. Синхронное катание. - URL:
https://fsгussia.гu/fi1es/docs/tp_haпdЬook_sys_2122_upd080122.pdf (дата
обращения 29.10.2021).
43. Седых, Н. В. Возможности развития координационных способностей средствами хореографической подготовки в спортивной акробатике / Н. В. Седых, А. А. Овечкина. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - №4 (50). - С. 73-75.
44. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика воспитания и развития ребенка : [монография] / Э. Я. Степаненкова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с. - ISBN 5-7695-2540-1.
45. Скуратова Т. В. Критерии оценки физической и спортивно-технической подготовленности фигуристов : методически. рекомендации. / Т. В. Скуратова, А. К. Тихомиров. - Малаховка, 1987. - 20 с.
46. Тихомиров, А. К. Требования к координационным способностям в фигурном катании на коньках : методическое пособие / А.К. Тихомиров, А. В. Кузнецов. - Малаховка: МОГИФК, 1989. - 30 с. - URL: НИрз://8еагсН.гз1.ги/ги/гесогб/01001508864 (дата обращения: 25.12.2021).
47. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «фигурное катание на коньках»: утв. приказом Минспорта России от 19 января 2018 г. №38. - URL: https://www.gaгant.гu/pгоducts/ipо/pгime/dоc/71777970/ (дата обращения: 04.01.2022).
48. Федоренко, А. Д. История развития синхронного фигурного катания на коньках / А. Д. Федоренко, И. В. Павлова // Материалы V Всероссийской научной конференции с международным участием. В 3 частях. 2 Ч.- Омск, 2018. - С. 266-270.
49. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецова. - Москва: Академия, 2014. - 480 с.
50. Чайковская, Е. А. Фигурное катание: учебник / Е. А Чайковская. - Москва: Физкультура и спорт, 2003. - 127 с.