ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФИГУРИСТОВ СИНХРОННОГО КАТАНИЯ
|
Введение 4
1 Особенности тренировочного процесса фигуристов синхронного катания.. 7
1.1 Специфика занятий фигурным катанием 7
1.2 Характеристика координационных способностей 14
1.3 Координационные способности в фигурном катании 21
1.3.1 Средства и методы совершенствования координационных
способностей, применяемые в фигурном катании 23
1.3.2 Средства диагностики уровня координационных способностей
фигуристов 28
2 Организация и методы исследования 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Характеристика методов исследования 31
3 Обоснование эффективности экспериментального комплекса
упражнений, направленного на совершенствование координационных способностей в синхронном фигурном катании 37
3.1 Разработка экспериментального комплекса 37
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 45
Заключение 58
Практические рекомендации 60
Список использованных источников 61
1 Особенности тренировочного процесса фигуристов синхронного катания.. 7
1.1 Специфика занятий фигурным катанием 7
1.2 Характеристика координационных способностей 14
1.3 Координационные способности в фигурном катании 21
1.3.1 Средства и методы совершенствования координационных
способностей, применяемые в фигурном катании 23
1.3.2 Средства диагностики уровня координационных способностей
фигуристов 28
2 Организация и методы исследования 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Характеристика методов исследования 31
3 Обоснование эффективности экспериментального комплекса
упражнений, направленного на совершенствование координационных способностей в синхронном фигурном катании 37
3.1 Разработка экспериментального комплекса 37
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 45
Заключение 58
Практические рекомендации 60
Список использованных источников 61
Синхронное фигурное катание - сложно-координационный вид спорта, в котором одновременно катаются шестнадцать человек, кроме того, катаются в хватах, линиях, колоннах и координируют движения друг с другом на протяжении трех-четырех минут, удерживая рисунок программы. Сложность данного вида в том, что все члены команды должны обладать примерно одним уровнем скоординированности. Спортсмены должны точно соизмерять пространственные (рассчитывать расстояние друг между другом, расстояние до борта), временные (музыкальные акценты, начало и конец программы, время, затрачиваемое на выполнение элементов) и динамические (амплитуда движений согласно партнеру) характеристики, удерживать динамическое равновесие во избежание столкновений, для удачного исполнения элемента на высший уровень.
Вопрос развития координационных способностей очень актуален среди ученых, занимающихся вопросом физической и технической подготовками фигуристов. Это объясняется тем, что координация и техника в фигурном катании очень тесно взаимосвязаны. О. В. Кудрявцева предполагает, что необходимо включение в тренировочные занятия специальной физической направленности не только конкретных приемов, но и комплексов специальных упражнений, учитывающих возрастные особенности развития спортсменов синхронного фигурного катания на коньках. Вопросы синхронности исполнения и точности построений движений рассмотрены трудах таких ученых, как Т. Е. Александрова, А. Г. Карпеев, О. В. Кудрявцева.
Поскольку синхронное фигурное катание - очень молодой вид спорта и в России он начал развиваться чуть больше 20 лет назад, мы можем говорить о том, что специфика именно этой дисциплины изучена меньше других и существующие методики построения тренировочного процесса фигуристов- синхронников являются авторскими и традиционно основаны на многократном повторении универсальных программ и не учитывают специальные способности, в частности, координационные. В нашей работе мы рассмотрим на основе литературных источников, какие средства и методы подходят для построения эффективного тренировочного процесса у спортсменов в синхронном фигурном катании и подходят ли для этого методы, используемые в других дисциплинах фигурного катания.
Объект исследования: процесс формирования координационных способностей юных фигуристов синхронного катания.
Предмет исследования: специально разработанный комплекс упражнений, направленный на совершенствование координационных способностей юных фигуристов синхронного катания.
Цель исследования: разработать и оценить эффективность комплекса упражнений для совершенствования координационных способностей юных фигуристов синхронного катания.
Задачи исследования:
1. Изучить средства и мето формирования координационных способностей, применяемых в синхронном фигурном катании.
2. Теоретически обосновать и разработать экспериментальный комплекс упражнений, направленный на совершенствование координационных способностей юных фигуристок синхронного катания.
3. Определить эффективность разработанного экспериментального комплекса упражнений, направленного на повышение уровня координационных способностей юных фигуристов синхронного катания.
В качестве рабочей гипотезы нами выдвинуто положение о том, что данный комплекс упражнений, содержащий статодинамические и динамический упражнения специальной физической и технической подготовки, повысит уровень координационных способностей юных фигуристов синхронного катания.
Методы научных исследований:
• анализ литературных источников;
• педагогический эксперимент;
• контрольные испытания;
• методы математической статистики.
Теоретико-методологическая основа работы - основные положения теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки фигуристов (В. С. Володин, Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, И. В. Гинкевич, Е. А. Чайковская, А. Н Мишин, И. М. Медведева, О. В. Кудрявцева, В. А. Апарин, Т. Е. Александрова, Л. Р. Пулатова и др.), а так же методические разработки (Т. Е. Александрова, В. В. Агапова, В. С. Володин, Т. В. Давлетбаева и др.). Также в нашей работе использовались основные положения теории спортивной тренировки (В. И. Лях, Д. И. Грачев, И. И. Лосева, А. Н. Мишин, В. Н. Платонов, Л. Д. Назаренко и др.).
Теоретическая значимость работы заключаются в том, что изучение средств и методов тренировок, направленных на формирование координационных способностей юных фигуристок синхронного катания в России и за рубежом позволило обнаружить в существующей системе тренировок ряд недостатков. Так же были выявлены новые, интересные и актуальные на сегодняшний день упражнения и методики развития и совершенствования координационных способностей фигуристов в синхронном катании.
Практическая значимость заключается в использовании результатов данной работы при построении тренировочного процесса у фигуристов в синхронном фигурном катании: в различных спортивных школах, центрах подготовки и академиях.
Вопрос развития координационных способностей очень актуален среди ученых, занимающихся вопросом физической и технической подготовками фигуристов. Это объясняется тем, что координация и техника в фигурном катании очень тесно взаимосвязаны. О. В. Кудрявцева предполагает, что необходимо включение в тренировочные занятия специальной физической направленности не только конкретных приемов, но и комплексов специальных упражнений, учитывающих возрастные особенности развития спортсменов синхронного фигурного катания на коньках. Вопросы синхронности исполнения и точности построений движений рассмотрены трудах таких ученых, как Т. Е. Александрова, А. Г. Карпеев, О. В. Кудрявцева.
Поскольку синхронное фигурное катание - очень молодой вид спорта и в России он начал развиваться чуть больше 20 лет назад, мы можем говорить о том, что специфика именно этой дисциплины изучена меньше других и существующие методики построения тренировочного процесса фигуристов- синхронников являются авторскими и традиционно основаны на многократном повторении универсальных программ и не учитывают специальные способности, в частности, координационные. В нашей работе мы рассмотрим на основе литературных источников, какие средства и методы подходят для построения эффективного тренировочного процесса у спортсменов в синхронном фигурном катании и подходят ли для этого методы, используемые в других дисциплинах фигурного катания.
Объект исследования: процесс формирования координационных способностей юных фигуристов синхронного катания.
Предмет исследования: специально разработанный комплекс упражнений, направленный на совершенствование координационных способностей юных фигуристов синхронного катания.
Цель исследования: разработать и оценить эффективность комплекса упражнений для совершенствования координационных способностей юных фигуристов синхронного катания.
Задачи исследования:
1. Изучить средства и мето формирования координационных способностей, применяемых в синхронном фигурном катании.
2. Теоретически обосновать и разработать экспериментальный комплекс упражнений, направленный на совершенствование координационных способностей юных фигуристок синхронного катания.
3. Определить эффективность разработанного экспериментального комплекса упражнений, направленного на повышение уровня координационных способностей юных фигуристов синхронного катания.
В качестве рабочей гипотезы нами выдвинуто положение о том, что данный комплекс упражнений, содержащий статодинамические и динамический упражнения специальной физической и технической подготовки, повысит уровень координационных способностей юных фигуристов синхронного катания.
Методы научных исследований:
• анализ литературных источников;
• педагогический эксперимент;
• контрольные испытания;
• методы математической статистики.
Теоретико-методологическая основа работы - основные положения теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки фигуристов (В. С. Володин, Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, И. В. Гинкевич, Е. А. Чайковская, А. Н Мишин, И. М. Медведева, О. В. Кудрявцева, В. А. Апарин, Т. Е. Александрова, Л. Р. Пулатова и др.), а так же методические разработки (Т. Е. Александрова, В. В. Агапова, В. С. Володин, Т. В. Давлетбаева и др.). Также в нашей работе использовались основные положения теории спортивной тренировки (В. И. Лях, Д. И. Грачев, И. И. Лосева, А. Н. Мишин, В. Н. Платонов, Л. Д. Назаренко и др.).
Теоретическая значимость работы заключаются в том, что изучение средств и методов тренировок, направленных на формирование координационных способностей юных фигуристок синхронного катания в России и за рубежом позволило обнаружить в существующей системе тренировок ряд недостатков. Так же были выявлены новые, интересные и актуальные на сегодняшний день упражнения и методики развития и совершенствования координационных способностей фигуристов в синхронном катании.
Практическая значимость заключается в использовании результатов данной работы при построении тренировочного процесса у фигуристов в синхронном фигурном катании: в различных спортивных школах, центрах подготовки и академиях.
1. Установлено, что проблема формирования координационных способностей в синхронном фигурном катании является актуальной, вследствие чего важно искать и внедрять новые подходы и методы формирования координационных способностей спортсменов синхронного катания. Были выявлены основные средства и методы воспитания координационных способностей девочек 10-11 лет, известные на сегодняшний день, а так же определены средства педагогического контроля, позволяющие эффективно и полно оценить уровень развития координационных способностей юных фигуристов синхронного катания 10-11 лет.
2. Разработан экспериментальный комплекс упражнений, направленный на совершенствование координационных способностей юных фигуристов синхронного катания. Отличительной чертой комплекса является добавление к основной тренировочной нагрузке нетипичных специальных упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей. Данный комплекс был поделен на 7 частей и был включен в процесс технической, общей и специальной физической спортивной подготовки. Комплекс вводился в тренировочный процесс на протяжении двух месяцев. Комплексы упражнений выполнялись в первой половине основной части тренировочного занятия, цикл повторился 6 раз.
3. Установлено, что в обеих группах наблюдается прирост координационных способностей. При этом в экспериментальной группе процент прироста по каждому из тестов больше, чем в контрольной. В тестировании «Прыжки на скакалке на 2 ногах за 60 с» процент прироста в экспериментальной группе составил 22,2%, в контрольной - 7,4%. В тестировании «Бег к пронумерованным набивным мячам» процент прироста в экспериментальной группе составил 13%, в контрольной - 2,4%. В тестировании «Повороты на гимнастической скамье» процент прироста в экспериментальной группе составил 47,4%, в контрольной - 21,9%. В тестировании «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами» процент прироста в экспериментальной группе составил 24,5%, в контрольной - 6,4%. В тестировании «Элемент без хвата» прирост в экспериментальной группе составил 60,4%, в контрольной - 11,8%. Так же на формирующем этапе по результатам всех тестов в ходе расчётов была выявлена достоверность различий по таблице Стьюдента (Р<0,05). Это может говорить о том, что предложенный экспериментальный комплекс, направленный на совершенствования координационных способностей, является эффективным и можно продолжать его использование в ходе дальнейшего тренировочного процесса.
2. Разработан экспериментальный комплекс упражнений, направленный на совершенствование координационных способностей юных фигуристов синхронного катания. Отличительной чертой комплекса является добавление к основной тренировочной нагрузке нетипичных специальных упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей. Данный комплекс был поделен на 7 частей и был включен в процесс технической, общей и специальной физической спортивной подготовки. Комплекс вводился в тренировочный процесс на протяжении двух месяцев. Комплексы упражнений выполнялись в первой половине основной части тренировочного занятия, цикл повторился 6 раз.
3. Установлено, что в обеих группах наблюдается прирост координационных способностей. При этом в экспериментальной группе процент прироста по каждому из тестов больше, чем в контрольной. В тестировании «Прыжки на скакалке на 2 ногах за 60 с» процент прироста в экспериментальной группе составил 22,2%, в контрольной - 7,4%. В тестировании «Бег к пронумерованным набивным мячам» процент прироста в экспериментальной группе составил 13%, в контрольной - 2,4%. В тестировании «Повороты на гимнастической скамье» процент прироста в экспериментальной группе составил 47,4%, в контрольной - 21,9%. В тестировании «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами» процент прироста в экспериментальной группе составил 24,5%, в контрольной - 6,4%. В тестировании «Элемент без хвата» прирост в экспериментальной группе составил 60,4%, в контрольной - 11,8%. Так же на формирующем этапе по результатам всех тестов в ходе расчётов была выявлена достоверность различий по таблице Стьюдента (Р<0,05). Это может говорить о том, что предложенный экспериментальный комплекс, направленный на совершенствования координационных способностей, является эффективным и можно продолжать его использование в ходе дальнейшего тренировочного процесса.
Подобные работы
- АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 7-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИГУРНЫМ КАТАНИЕМ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2023



