ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты формирования ассортимента в розничных торговых предприятиях 6
1.1 Формирование ассортимента: понятие, сущность, роль 6
1.2 Этапы формирования ассортимента в розничных торговых
предприятиях 10
1.3 Подходы к оценке эффективности формирования ассортимента 17
1.4 Пути повышения эффективности формирования ассортимента в торговом предприятии, совершенствование структуры ассортимента 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Политика формирования ассортимента товара - одно из главных и важных направлений деятельности каждого торгового предприятия[13].
С точки зрения коммерческой деятельности, первостепенное внимание в предприятиях торговли должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры продукции, которая удовлетворила бы текущую и прогнозируемую структуру спроса населения [18].
Ярко выраженной тенденцией современного бизнеса служит присутствие сверхнормативных, неликвидных товаров на складе, дефиците, уменьшении товарооборот, а также существующей потере целевых покупателей. Это объясняется собственно понятием товарного ассортимента, который характеризуется сложностью потокового характера, потому что составляющие его группы, категории и позиции находятся в постоянном движении. Они меняются в течение времени не только по объему, но, а также по структуре, составу. Поэтому решения по формированию ассортиментом зачастую приходится принимать в условиях ограниченности информации и времени на ее обработку, а следствием становится не эффективная товарная политика, рост запасов, сокращение продаж, снижение степени удовлетворенности покупателей ассортиментом продукции в предприятии торговли [25].
Актуальность бакалаврской работы является очевидной, потому что проблемы формирования ассортимента связаны преимущественно с широким выбором товаров на рынке, с растущими потребностями покупателей, а также с возрастанием, усилением конкуренции на потребительских рынках. Для современных предприятий торговли целесообразно использование категорийного подхода из-за необходимости полноценного учета потребительских предпочтений и акцента на прибыльности, которые необходимы для обеспечения рыночного успеха, эффективной системы организации при формировании ассортимента. При грамотном выборе ассортимента в предприятии торговли будет удовлетворен спрос покупателей, возрастут экономические показатели деятельности организации, эффективно будет использована соответствующая информация, методики анализа ассортимента.
Цель бакалаврской работы - оценка формирования ассортимента розничного торгового предприятия и его совершенствование.
Ниже определены задачи, способствующие исполнению цели бакалаврской работы:
- определить понятие, роль и сущность формирования ассортимента в торговых предприятиях;
- изучить этапы формирования ассортимента в торговых предприятиях, подходы к оценке эффективности;
- исследовать пути повышения эффективности формирования ассортимента в торговом предприятии, совершенствования структуры ассортимента;
- анализировать организационно-экономическую деятельность торгового предприятия «LittleArmenia»;
- оценить ассортимент в торговом предприятии «LittleArmenia»;
- оценить эффективность формирования ассортимента в торговом предприятии «LittleArmenia»;
- разработать мероприятия, обеспечивающие совершенствование формирования ассортимента в торговом предприятии «LittleArmenia»;
- обосновать по экономическим показателям предложенные мероприятия по совершенствованию формирования ассортимента в торговом предприятии «LittleArmenia» ИП Мкоян А.Ш.
Предмет исследования - формирование ассортимента.
Объект исследования - розничный магазин «LittleArmenia» ИП Мкоян А.Ш.
Теоретическая база исследования формирования ассортимента: законодательство РФ, нормативные документы, труды специалистов (Д.В.
Боровинского, Л.П. Дашкова, Н.М. Ильина, Л.В. Карташовой, В.В. Куимова, Ш.Ш. Магомедова, М.А. Николаевой, В.К. Памбухчиянц, Г.В. Савицкой, В. Снегиревой, В.Е. Сыцко, О.В. Чкаловой, пр.), материалы конференций, публикации в периодических изданиях, а также материалы собственных исследований автора работы.
Методическая база для исследования формирования ассортимента: графический, коэффициентный, метод абсолютных разниц, метод относительных разниц, метод сопоставления, метод обобщения, метод группировки, метод АВС, метод формирования ассортимента с точки зрения коммерции, т.д.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав (одной теоретической и двух практических), заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе бакалаврской работы представлены теоретические аспекты формирования ассортимента в розничных предприятиях торговли. Во второй главе бакалаврской работы показана оценка формирования ассортимента в предприятии «LittleArmenia» ИП Мкоян А.Ш. В третьей главе бакалаврской работы разработаны направления совершенствования ассортимента в предприятии «LittleArmenia» ИП Мкоян А.Ш.
Общий объем бакалаврской работы -76 страниц. Бакалаврская работа содержит 15рисунков; 40 таблиц;3 приложения. Список литературы включает 45 источников.
Работа приводится с изъятием, в сокращенном виде.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 4 ч.: по состоянию на 1февр. 2020 г. - Москва: Кнорус, 2020. - 554 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: в 2 ч.: по состоянию на 1мая 2020 г. - Москва: Юрайт, 2020. - 319 с.
3. ГОСТ Р 51303-2013. Торговля. Термины и определения. - Взамен ГОСТ Р 51303-99 ; введ. 01.04.14. - Москва: Стандартинформ, 2019. - 37 с.
4. Белогубец А.А. Формирование оптимального ассортимента продукции и пути его улучшения / А.А. Белогубец // Вестник ИЭАУ. - 2013. - № 1. - С. 2.
5. Берсенев И. И. Совершенствование оптово-розничной торговли в России / И. И. Берсенев // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 33-38.
6. Бланк И.А. Торговый менеджмент / И.А. Бланк. - Киев: Омега-Л, 2017. - 785 с.
7. Боровинский Д.В. Организация закупочной деятельности в коммерческом предприятии. Синергетический эффект интеграции (Современные методики расчетов): монография / Д.В. Боровинский, В.В. Куимов. - Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2014. - 184 с.
8. Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: учебник / Л.А. Брагин. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 319 с.
9. Васильева И.В. Основные факторы формирования оптимального торгового ассортимента на предприятии розничной торговли / И.В. Васильева, А.С. Артемьев // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. - 2013. - № 15. - С. 96-100.
10. Гармидер Л.Д. Исследование формирования товарного ассортимента предприятия / Л.Д. Гармидер, И.О. Самай // Академический осмотр. - 2016. - № 1. - С. 111-118.
11. Герасимова В.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб.пособие / В.Д. Герасимова. - Москва: КноРус,
2015. - 358 с.
12. Гришина В.Т. Возможности анализа ассортимента в увеличении продаж / В.Т. Гришина // Современные проблемы и вызовы региональной экономики: сборник научных статей по материалам всероссийской научно¬практической конференции. - Москва: Научный консультант, 2016. - С. 61-80.
13. Губарь А.Н. Подходы к формированию оптимального товарного ассортимента предприятия / А.Н. Губарь // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 5-4(49). - С. 22-29.
14. Гудилова Д.Р. Ассортиментная политика и ее совершенствование / Д.Р. Гудилова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2020. - № 4. - С. 75-79.
15. Гуняков Ю.В. Коммерциология: предчувствие перемен. Инновационные бизнес-модели коммерческой деятельности: монография / Ю.В. Гуняков, Д.Ю. Гуняков. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. - 160 с.
16. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - Москва: Дашков и Ко, 2014. - 700 с.
17. Дюпина Л.Ф. Принципы и этапы формирования ассортимента продукции / Л.Ф. Люпина, Н.А. Мазур // Вестник ИЭАУ. - 2015. - № 7. - С. 4.
18. Есина О.Н. Развитие теоретические подходов к формированию ассортимента предприятия в нестабильных условиях / О.Н. Есина, Е.В. Краюхина // Региональный рынок в условиях кризиса: сборник материалов I всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. -С. 630-634.
19. Заботин В. Логистика / В. Заботин. - Москва: Книга, 2014. - 112 с.
20. Ильин Н.М. Формирование и управление ассортиментом потребительских товаров: учеб.пособие / Н.М. Ильин. - Минск: БГЭУ, 2013. - 278 с.
21. Карташова Л.В. Управление ассортиментом товаров / Л.В. Карташова, Н.И. Сергеева. - Москва: ПРИОР, 2017. - 288 с.
22. Куимов В.В. Организация коммерческой деятельности предприятия: Коммерциология. Часть 1 Организационно-экономические предпосылки коммерческой деятельности: учеб.пособие / В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, И.А. Максименко, О.В. Рубан; под ред. В.В. Куимова. - Красноярск: Сиб. федер.ун- т, 2016. - 112 с.
23. Куимов В.В. Региональные технологические платформы как инструмент инновационного развития территории: монография / В.В. Куимов, Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербенко, [и др.]. - Москва: ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. - 343 с.
24. Куимов В.В. Реструктуризация предприятий торговли. Теория. Практика. Результаты: монография / В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, Д.Ю. Гуняков. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. - 204 с.
25. Кулагина А.А. Современные подходы к формированию товарного ассортимента торговой организации / А.А. Кулагина, П.В. Воробьев // Теория и практика современной науки. - 2016. - №5(11). - С. 561-563.
26. Магомедов Ш.Ш. Управление товарным ассортиментом и запасами: учебник / Ш.Ш. Магомедов. - Москва : Дашков и Ко, 2016. - 176 с.
27. Николаева М.А. Товарная политика: учебник / М.А. Николаева. - Москва: Норма, 2015. - 256 с.
28. Организация коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка. Теория и современные практики: учебник / В.В. Куимов, Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербенко, [др.]; под общ.ред. В.В. Куимова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. - 552 с.
29. Панкратов Ф.Г. Организация и технология торговых процессов / Ф.Г. Панкратов. - Москва: Экономика, 2015. - 305 с.
30. Петрова Е.В. Оценка риска при формировании ассортимента продукции / Е. В. Петрова // Экономика и управление: проблемы, решения. -
2016. - № 8. - С. 272-274.
31. Пластинина В.Г. Управление ассортиментом на предприятии розничной торговли / В.Г. Пластинина // Проблемы и перспективы развития отрасли торговли в реализации непрямого государственного управления: материалы электр. научно-практ. конф. - Казань: Печать-Сервис- XXI век, 2016. - С. 190-192.
32. Разнодежина Э.Н. Управление ассортиментом и качеством товаров и услуг: учеб.пособие / Э. Н. Разнодежина. - Ульяновск: УлГТУ, 2016. - 112 с.
33. Резник С.Д. Основы предпринимательской деятельности: учебник / С.Д. Резник, А.В. Глухова, А.Е. Черницов. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 287 с.
34. Рябова О.Н. К вопросу управления товарным ассортиментом на предприятиях сферы торговли / О.Н. Рябова // Научный поиск. - 2017. - № 2. - С. 53-56.
35. Савельева Л.Н. Экономика торгового предприятия / Л.Н. Савельева. - Москва: Дашков и Ко, 2017. - 319 с.
36. Савицкая Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 607 с.
37. Савченко К.Е. Аспекты формирования ассортимента в магазине / К.Е. Савченко // Школа университетской науки. - 2018. - № 4. - С. 90-98.
38. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям / В. Снегирева - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 416 с.
39. Соловых И.А. Особенности управления товарным ассортиментом в ритейле / И.А. Соловых // Актуальные вопросы. - 2017. - № 31. - С. 29-31.
40. Сыцко В.Е. Товарная политика предприятия отрасли: учеб.пособие / В.Е. Сыцко. - Минск: Высшая школа, 2015.
41. Фатрелл И. Основы торговли / И. Фатрелл. - Тольятти: Довгань, 2013. - 720 с.
42. Фирсенко С.С. Товарная политика предприятия: учеб. пособие / С.С. Фирсенко, Е.В. Щербенко; Красн. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2008. - 277 с.
43. Цыганова Ю.В. Сущность товарного ассортимента предприятия / Ю.В. Цыганова, И.О. Утешева // Современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса региона: сборник трудов IV научно- практ. конф. - Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, 2017. - С. 491-493.
44. Чкалова О.В. Торговое дело. Организация, технология и проектирование торговых предприятий / О.В. Чкалова. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 384 с.
45. ШумееваО.В. Оценка принятия управленческих решений при формировании ассортимента / О.В. Шумеева // Современные проблемы инновационного развития науки: сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа: Омега Сайнс, 2017. - С. 219-223.