ИЗУЧЕНИЕ ИДИОСТИЛЯ М. ЦВЕТАЕВОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
|
Введение 4
1 Особенности идиостиля М. И. Цветаевой 7
1.1 Идиостиль лирики М. И. Цветаевой в обзоре литературоведов 7
1.2 Стилистические особенности стихотворений М.И. Цветаевой, рекомендованных к изучению УМК Ю. В. Лебедева 16
2 Изучение лирики М.И. Цветаевой в 11 классе 23
2.1 Восприятие лирических произведений старшеклассниками 23
2.2 Методика преподавания лирики в старших классах 27
2.3 Обзор УМК по литературе в аспекте изучения лирики М.И.Цветаевой.32
2.4 Методические рекомендации к уроку по изучению лирики М. И. Цветаевой на уроке литературы в 11 классе 37
Заключение 44
Список использованных источников 46
1 Особенности идиостиля М. И. Цветаевой 7
1.1 Идиостиль лирики М. И. Цветаевой в обзоре литературоведов 7
1.2 Стилистические особенности стихотворений М.И. Цветаевой, рекомендованных к изучению УМК Ю. В. Лебедева 16
2 Изучение лирики М.И. Цветаевой в 11 классе 23
2.1 Восприятие лирических произведений старшеклассниками 23
2.2 Методика преподавания лирики в старших классах 27
2.3 Обзор УМК по литературе в аспекте изучения лирики М.И.Цветаевой.32
2.4 Методические рекомендации к уроку по изучению лирики М. И. Цветаевой на уроке литературы в 11 классе 37
Заключение 44
Список использованных источников 46
С середины двадцатого века критики, учёные-литературоведы проявляли большой интерес к поэтическому наследию первой трети двадцатого века. Важное место в лирике Серебряного века занимает творчество М. И. Цветаевой, отразившее особенности развития поэтического языка своего времени. Стиль поэтессы вобрал художественные приёмы различных литературных школ и направлений, сохранив при этом неповторимую индивидуальность, не укладывающуюся в рамки литературных манифестов.
Изучение лирики на уроках литературы в старших классах связано с рядом трудностей, касающихся анализа и интерпретации поэтического текста, а также особенностей восприятия лирики обучающимися, обусловленных в большей степени психологической подготовкой и общекультурным уровнем развития.
Изучению лирики на уроках литературы в старших классах посвящены исследования Р. В. Якименко (2005), М. В. Малышевой (2001), С. В. Королевой (2000), Н. В. Беляевой (1997).
В работе С. В. Королевой [16] исследуется эффективность межпредметного взаимодействия (уроки русского языка и литературы) при выявлении фонетических, лексико-фразеологических, интонационно-ритмических, морфологических и стилистических особенностей поэтического текста на уроках литературы. Р. В. Якименко [50] в диссертационном исследовании «Методика изучения поэзии XX века на заключительном этапе школьного литературного образования» выявляет и описывает методические основы изучения истории отечественной поэзии в школьном курсе литературы с использованием культурологического подхода и рассмотрения поэзии во взаимосвязи другими родами литературы, а также смежными литературе видами искусства.
Анализ научно-методической литературы показал, что конкретных методических рекомендаций, посвященных изучению стиля М. И. Цветаевой на уроках литературы, нет.
Актуальность темы исследования определяется, таким образом, интересом современной методики литературы к вопросам поэтики лирических произведений, а также неразработанностью данной проблемы в методике школьного преподавания литературы.
Цель исследования - выявить особенности идиостиля М. И. Цветаевой и разработать методические рекомендации к уроку литературы по лирике поэтессы в старших классах.
Объект исследования - процесс изучения идиостиля М. И. Цветаевой на уроках литературы в старших классах.
Предмет исследования - методика изучения идиостиля М. И. Цветаевой на уроках литературы в старших классах.
Задачи исследования:
1) проаналировать работы литератвроведов в аспетке изучения идиостиля лирики М. И. Цветаевой;
2) выявить стилистические особенности стихотворений М. И. Цветаевой, рекомендованных в УМК Ю. В. Лебедева;
3) охарактеризовать особенности восприятия лирических произведений старшеклассниками;
4) изучить и описать методику преподавания лирики в старших классах;
5) изучить программы по литературе и методические разработки в аспекте изучения лирики М. И. Цветаевой в школе;
6) разработать методические рекомендации к изучению лирики М. И. Цветаевой в 11 классе.
Цель и задачи квалификационного исследования определили следующие методы исследования сравнительный, структурно-семантический, метод интерпретации....
Изучение лирики на уроках литературы в старших классах связано с рядом трудностей, касающихся анализа и интерпретации поэтического текста, а также особенностей восприятия лирики обучающимися, обусловленных в большей степени психологической подготовкой и общекультурным уровнем развития.
Изучению лирики на уроках литературы в старших классах посвящены исследования Р. В. Якименко (2005), М. В. Малышевой (2001), С. В. Королевой (2000), Н. В. Беляевой (1997).
В работе С. В. Королевой [16] исследуется эффективность межпредметного взаимодействия (уроки русского языка и литературы) при выявлении фонетических, лексико-фразеологических, интонационно-ритмических, морфологических и стилистических особенностей поэтического текста на уроках литературы. Р. В. Якименко [50] в диссертационном исследовании «Методика изучения поэзии XX века на заключительном этапе школьного литературного образования» выявляет и описывает методические основы изучения истории отечественной поэзии в школьном курсе литературы с использованием культурологического подхода и рассмотрения поэзии во взаимосвязи другими родами литературы, а также смежными литературе видами искусства.
Анализ научно-методической литературы показал, что конкретных методических рекомендаций, посвященных изучению стиля М. И. Цветаевой на уроках литературы, нет.
Актуальность темы исследования определяется, таким образом, интересом современной методики литературы к вопросам поэтики лирических произведений, а также неразработанностью данной проблемы в методике школьного преподавания литературы.
Цель исследования - выявить особенности идиостиля М. И. Цветаевой и разработать методические рекомендации к уроку литературы по лирике поэтессы в старших классах.
Объект исследования - процесс изучения идиостиля М. И. Цветаевой на уроках литературы в старших классах.
Предмет исследования - методика изучения идиостиля М. И. Цветаевой на уроках литературы в старших классах.
Задачи исследования:
1) проаналировать работы литератвроведов в аспетке изучения идиостиля лирики М. И. Цветаевой;
2) выявить стилистические особенности стихотворений М. И. Цветаевой, рекомендованных в УМК Ю. В. Лебедева;
3) охарактеризовать особенности восприятия лирических произведений старшеклассниками;
4) изучить и описать методику преподавания лирики в старших классах;
5) изучить программы по литературе и методические разработки в аспекте изучения лирики М. И. Цветаевой в школе;
6) разработать методические рекомендации к изучению лирики М. И. Цветаевой в 11 классе.
Цель и задачи квалификационного исследования определили следующие методы исследования сравнительный, структурно-семантический, метод интерпретации....
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Идиостиль М.И. Цветаевой проявляется практически на всех уровнях художественного текста: художественная речь (библеизмы, безглагольный динамизм, неологизмы, авторские фразеологизмы, соединение высокой и разговорной лексики и т.д.); композиция стиха (повторы на уровне анафоры, эпифоры, симплока; антитеза); эвфония (аллитерация, ассонанс); синтаксис (градация, синтаксический параллелизм, полисиндетон, тире, риторические вопросы, восклицания).
Особенности поэтического стиля лирики М.И. Цветаевой были рассмотрены на материале на материале стихотворений, рекомендованных по УМК Ю.В. Лебедева. Анализ стихотворений разной тематики (тема любви, тема родины, тема поэта и поэзии) и разных периодов показал, что стилистические особенности, в первую очередь, обозначены в частом использовании антитезы на уровне образов: «Не мать, а мачеха», соединении разностилевой лексики («отцеловал», «прекословь», «оглоблей», «гребёт»); композиционном повторе, градации («И слезы ей — вода, и кровь — Вода»); библеизмах («Само - что дерево трясти!»); неологизмах («доильцем», «тяжелоступ»). На уровне синтаксиса во всех стихотворениях используется часто тире, обозначая эмоциональный накал чувств лирической героини.
Анализ методической литературы позволил выявить, что восприятие лирики обучающимися старших классов обусловлено многими факторами: возрастные особенности, читательский, эмоциональный и эстетический опыт, а также специфика литературного материала.
Что касается изучения лирики М. И. Цветаевой, обзор УМК по литературе И. Н. Сухих, Б. А. Ланина и Л. Ю. Устиновой, Ю. В. Лебедева показал, что стихотворения поэтессы изучаются в 11 классе в рамках литературы Серебряного века.
Поскольку стихотворения М.И. Цветаевой достаточны сложны для анализа, в силу своих стилистических особенностей, на уроке мы предлагаем использовать аналитическую беседу, выявляя формальные черты (антитеза, библиизмы, неологизмы и т.д.), интерпретируем их в семантическом ключе, определяя смысловую функцию. Для разбора на уроке мы предлагаем стихотворения разной тематики, их выбор обусловлен концентрацией стилевых особенностей, поэтических приёмов Цветаевой. Тема любви и тема поэта и поэзии - одни из доминирующих тем в творчестве поэтессы. Выбранные произведения, посвящённые другим поэтам, ярко демонстрируют умение поэтессы в своём произведении указать на стилистические особенности поэта, о котором идёт речь в данном тексте.
Разработанные методические материалы к уроку «Крылатость души» по творчеству М. И. Цветаевой направлены на формирование понятия об идиостиле М.И. Цветаевой.
Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования нами достигнута, задачи решены.
Идиостиль М.И. Цветаевой проявляется практически на всех уровнях художественного текста: художественная речь (библеизмы, безглагольный динамизм, неологизмы, авторские фразеологизмы, соединение высокой и разговорной лексики и т.д.); композиция стиха (повторы на уровне анафоры, эпифоры, симплока; антитеза); эвфония (аллитерация, ассонанс); синтаксис (градация, синтаксический параллелизм, полисиндетон, тире, риторические вопросы, восклицания).
Особенности поэтического стиля лирики М.И. Цветаевой были рассмотрены на материале на материале стихотворений, рекомендованных по УМК Ю.В. Лебедева. Анализ стихотворений разной тематики (тема любви, тема родины, тема поэта и поэзии) и разных периодов показал, что стилистические особенности, в первую очередь, обозначены в частом использовании антитезы на уровне образов: «Не мать, а мачеха», соединении разностилевой лексики («отцеловал», «прекословь», «оглоблей», «гребёт»); композиционном повторе, градации («И слезы ей — вода, и кровь — Вода»); библеизмах («Само - что дерево трясти!»); неологизмах («доильцем», «тяжелоступ»). На уровне синтаксиса во всех стихотворениях используется часто тире, обозначая эмоциональный накал чувств лирической героини.
Анализ методической литературы позволил выявить, что восприятие лирики обучающимися старших классов обусловлено многими факторами: возрастные особенности, читательский, эмоциональный и эстетический опыт, а также специфика литературного материала.
Что касается изучения лирики М. И. Цветаевой, обзор УМК по литературе И. Н. Сухих, Б. А. Ланина и Л. Ю. Устиновой, Ю. В. Лебедева показал, что стихотворения поэтессы изучаются в 11 классе в рамках литературы Серебряного века.
Поскольку стихотворения М.И. Цветаевой достаточны сложны для анализа, в силу своих стилистических особенностей, на уроке мы предлагаем использовать аналитическую беседу, выявляя формальные черты (антитеза, библиизмы, неологизмы и т.д.), интерпретируем их в семантическом ключе, определяя смысловую функцию. Для разбора на уроке мы предлагаем стихотворения разной тематики, их выбор обусловлен концентрацией стилевых особенностей, поэтических приёмов Цветаевой. Тема любви и тема поэта и поэзии - одни из доминирующих тем в творчестве поэтессы. Выбранные произведения, посвящённые другим поэтам, ярко демонстрируют умение поэтессы в своём произведении указать на стилистические особенности поэта, о котором идёт речь в данном тексте.
Разработанные методические материалы к уроку «Крылатость души» по творчеству М. И. Цветаевой направлены на формирование понятия об идиостиле М.И. Цветаевой.
Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования нами достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Способы языковой репрезентации лирического героя
В. Маяковского
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2019





