Введение 3
1 Теоретические основы бюджетных расходов государства 5
1.1 Расходы бюджета: понятие, функции и классификации 5
1.2 Методические аспекты оценки эффективности расходов бюджета 12
1.3 Международный опыт формирования обзоров расходов бюджета 21
2 Оценка эффективности бюджетных расходов в РФ за 2019-2021 гг 26
2.1 Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета РФ 26
2.2 Анализ обзоров расходов бюджета Российской Федерации 32
2.3 Анализ эффективности расходов бюджета Российской Федерации 36
3 Пути повышения эффективности бюджетных расходов в РФ 43
3.1 Риск-ориентированный подход как инструмент повышения эффективности
использования бюджетных средств 43
3.2 Меры по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов
распорядителей и получателей бюджетных средств 51
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложения А - В 76 - 80
Особая значимость в системе государственных финансов принадлежит непосредственно федеральному бюджету, который требуется для осуществления государственной политики. Поэтому важнейшее значение в первую очередь имеет именно расходная составляющая, посредством которой государство осуществляет эффективную финансовую и экономическую политику, направленную в первую очередь на обеспечение социальноэкономической устойчивости и политической стабильности в стране, как и повышение уровня благосостояния граждан. Таким способом непосредственно бюджет определяется в БК РФ.
Эффективность деятельности любой коммерческой компании или же промышленного предприятия в первую очередь зависит наличия необходимого количества финансовых ресурсов, из-за нехватки которых успешность развития компании ставится под сомнение. Точно также, наличие необходимого количества финансовых ресурсов требуется для обеспечения стабильного и успешного развития той или иной экономической отрасли, что в свою очередь обуславливает необходимость рационального расходования бюджетных средств во избежание возникновения значительных негативных последствий для экономики нашей страны, как и непосредственно для финансового развития всего государства.
Цель исследования - проведение анализа бюджетных расходов государства с целью совершенствования эффективности бюджетных расходов.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
• понятие, функции и классификации расходов бюджета;
• изучить методические аспекты оценки эффективности расходов бюджета;
• рассмотреть международный опыт формирования обзоров расходов бюджета;
• провести анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета Российской Федерации;
• провести анализ обзоров расходов бюджета Российской Федерации;
• провести анализ эффективности расходов бюджета Российской Федерации исследовать риск-ориентированный подход как инструмент повышения эффективности использования бюджетных средств;
• определить меры по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов распорядителей и получателей бюджетных средств.
Объект исследования - система управления государственными финансами.
Предмет исследования - экономические содержание и функциональное назначение расходов федерального бюджета, их оптимизация.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по государственному и муниципальному управлению, таких как Т. И. Аммосова, А. В. Голубев, Л. В. Золотова, А. Н. Литвиненко и др.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что сформированные выводы и разработанные мероприятия по совершенствованию бюджетных расходов могут быть применены в текущих условиях управления бюджетными расходами Российской Федерации.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические основы расходов бюджета Российской Федерации; во второй главе проведен анализ расходов федерального бюджета Российской Федерации и направления их оптимизации. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Таким образом, в заключении настоящего исследования, резюмируя все вышесказанное, на наш взгляд, важно сделать несколько соответствующих выводов. В первую очередь, по нашему мнению, следует акцентировать особое внимание на том обстоятельстве, что особая значимость в системе государственных финансов принадлежит непосредственно федеральному бюджету, который требуется для осуществления государственной политики. Поэтому важнейшее значение в первую очередь имеет именно расходная составляющая, посредством которой государство осуществляет эффективную финансовую и экономическую политику, направленную в первую очередь на обеспечение социально-экономической устойчивости и политической стабильности в стране, как и повышение уровня благосостояния граждан. Таким способом непосредственно бюджет определяется в БК РФ.
Эффективность деятельности любой коммерческой компании или же промышленного предприятия в первую очередь зависит наличия необходимого количества финансовых ресурсов, из-за нехватки которых успешность развития компании ставится под сомнение. Точно также, наличие необходимого количества финансовых ресурсов требуется для обеспечения стабильного и успешного развития той или иной экономической отрасли, что в свою очередь обуславливает необходимость рационального расходования бюджетных средств во избежание возникновения значительных негативных последствий для экономики нашей страны, как и непосредственно для финансового развития всего государства.
Формирование расходной части бюджета при этом производится посредством бюджетных поступлений, что обуславливает необходимость оптимального распределения и расходования бюджетных средств, строго в соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством, что в целом будет способствовать не только формированию экономической устойчивости, но также непосредственно и политической и социальной стабильности во всем государстве, являясь следствием эффективной государственной политики.
Расходная часть непосредственно предназначена в первую очередь для обеспечения функционирования военно-промышленного комплекса государства и эффективного развития его экономики. Сюда же непосредственно включаются различные затраты на социальные нужды, предоставление кредитов другим странам и расходы на содержание и функционирование всевозможных государственных учреждений и структур. Такие направления в настоящее время предусмотрены в развитых странах.
При этом, что касается непосредственно нашей страны, то данные направления относятся в первую очередь к финансированию ВПК, расходам на сельскохозяйственные нужды, а также развитие науки и культуры, функционирование правоохранительной системы государства,
внешнеэкономическую деятельность и прочие расходы.
Таким образом, финансовая, политическая и социальная стабильность в государстве в первую очередь зависят от рационального расходования бюджетных средств для обеспечения реализации соответствующих государственных целей и задач, что также в свою очередь оказывает непосредственное влияние на уровень благосостояния граждан и стабильности всего общества.
Важно также отметить, что в соответствующих доработках и совершенствовании нуждается действующее законодательство нашей страны, вследствие того, что правовая база оказывает непосредственное влияние на эффективность финансового планирования и прогнозирования.
При этом важно совершенствовать и модернизировать действующее законодательство посредством внесения соответствующих доработок и изменений, поскольку от существующей правовой базы напрямую зависит как финансовое планирование, так и эффективность прогнозирования.
Таким образом, формирование расходной части бюджета производится посредством бюджетных поступлений, что обуславливает необходимость
оптимального распределения и расходования бюджетных средств, строго в соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством, что в целом будет способствовать не только формированию экономической устойчивости, но также непосредственно и политической и социальной стабильности во всем государстве, являясь следствием эффективной государственной политики....
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации, от 31.07.1998 г. №145- ФЗ (в ред. от 31.07.2020 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197 02/ (дата обращения 15.05.2022).
2 О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 28.06.2014 №172-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Москва. - 2022. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/9c6bd2412ed9ca2201e 728e035038e5e6b182c06/
3 Приказ Казначейства России от 26.12.2018 № 433 «Об утверждении Методики отбора контрольных мероприятий при формировании планов контрольных мероприятий Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Prikaz- Kaznacheystva-Rossii-ot-26.12.2018-№-433/ (дата обращения 15.05.2022).
4 Приказ Минфина России от 17.11.2016 № 213н (ред. от 22.11.2017) «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_211 675/ (дата обращения 15.05.2022).
5 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. - № 49 (Часть I, II, III, IV). - Ст. 6939.
6 Аммосова Т. И. Анализ и меры оптимизации расходов бюджета Российской Федерации / Т. И. Аммосова // Молодой ученый. - 2019. - № 9. - С. 496.
7 Аммосова Т. И. Анализ и меры оптимизации расходов бюджета Российской Федерации / Т. И. Аммосова // Молодой ученый. - 2019. - № 9. - С. 498.
8 Анисимова В.Ю. Влияние падения цены на нефть на экономику России / В. Ю. Анисимова, Л. А. Рохваргер // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции, 23 мая 2016 г. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2016. - С. 30-35.
9 Артюхин Р.Е. Основная деятельность Федерального казначейства
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://roskazna.gov.ru/upload/iblock/078/obz or-smi-s-19-marta-po-25-marta-2018- goda.pdf
10 Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 2 : учебник для среднего профессионального образования / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 355 с.
11 Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 1 : учебник для среднего профессионального образования / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 318 с.
12 Богачева О. В., Смородинов О. В. Обзоры бюджетных расходов: опыт стран ОЭСР и перспективы для России. //Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 3. С. 59-67.
13 Богачева О. С., Смородинов О.В. Формирование условий для
проведения обзоров расходов в России. //Научно-исследовательский
финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 1 (47). С. 21-33.
14 Бокарев А.А. Развитие методологии оценки эффективности управления государственными инвестициями в инфраструктуру / А.А. Бокарев, О.В. Богачева, О.В. Смородинов // Финансовый журнал. - 2017. - № 4. - С. 5670.
15 Волков А.М. Административное право России: учебник. - Москва: Проспект, 2015. - 324 с....61