Введение 3
1. Теоретические основы организации тьюторского сопровождения процесса
профессионального самоопределения обучающихся в профильном классе правовой направленности 7
1.1. Тьюторское сопровождение обучающихся профильных классов 7
1.2. Содержание образовательной деятельности обучающихся профильных
классов 18
1.3. Особенности профессионального самоопределения обучающихся в
условиях профильного обучения 27
2. Разработка и апробация программы тьюторского сопровождения процесса
профессионального самоопределения обучающихся профильных классов правовой направленности 37
2.1. Разработка программы тьюторского сопровождения процесса профессионального самоопределения обучающихся профильных классов .... 37
2.2. Реализация программы тьюторского сопровождения обучающихся
профильных классов 43
Заключение 50
Список использованных источников 51
Приложения А-3 57-79
Подростковый возраст является сложным переходным этапом в жизни человека. Для подростков общение со сверстками играет важную роль. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, узнают мир, пытаются понять, чем они могут быть полезны в обществе желание к участию в определенной области деятельности [14]. Он понимает, что ему нравится, что ему дается, что ему ближе всего и на основе этого осуществляются первые шаги к выбору будущей профессиональной деятельности.
Проблема выбора профессии становится особенно актуальной в связи с появления большого новых специальностей и способов овладения ими. Сейчас она становится особенно актуальной в связи с появлением огромного количества новых профессий, способов обучения им. Возникает необходимость сосредоточить внимание школьников на формировании профессионально важных качеств в выбранном ими виде деятельности, оценке своих реальных возможностей и желаний [1].
Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. В условиях развития современного общества для школьника существует множество вспомогательных материалов для осуществления выбора будущей профессиональной деятельности. В федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” определены условия для осуществления перехода к образованию по выбору. Школьникам предоставляется возможность обучаться в профильной классах различной направленности. Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно -тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы [19].
Профессиональное самоопределение личности является сложным и
длительным процессом, который охватывает определенный период жизни
3
человека. Эффективность профессионального самоопределения определяется уровнем сочетания психологических возможностей человека с содержанием, требованиями профессиональной деятельности и степенью сформированное™ умения адаптироваться к изменяющимся условиям социума в связи с реализацией собственной профессиональной карьеры [31].
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала [31]. В процессе успешного профессионального самоопределения активное участие может принимать тьютор. Целью тьюторской деятельности в условиях профильного обучения школьников является профессиональное самоопределение, создание и реализация индивидуальных образовательных траекторий обучающихся основной школы.
Проведенный анализ теоретических и практических материалов по проблеме профессионального самоопределения обучающихся профильных классах позволил выявить следующие противоречия:
1. ожидание государства и общества результатов успешного профессионального самоопределения обучающихся профильных классов не оправдывается по причине слабого взаимодействия урочной и внеурочной деятельности.
2. стремление учителей к высоким образовательным результатам и отсутствие дидактических материалов для организации образовательного пространства, связанного с профессиональным самоопределением.
3. желание школьника достичь высоких результатов обучения и их недостаточная информированность о возможных профессиональных сферах деятельности.
Цель: разработка программы тьюторского сопровождения процесса профессионального самоопределения обучающихся профильных классов правовой направленности
Объект: образовательный процесс обучающихся профильных классов правовой направленности
Предмет: процесс профессионального самоопределения обучающихся классов правовой направленности
Гипотеза: организация тьюторского сопровождения в профильных классах правовой направленности может оказать положительное влияние на осознанность выбора профессии обучающимися и результаты их обучения, если:
• учитываются интересы, способности и запросы обучающихся;
• у обучающихся сформирована мотивация на осуществление конкретной профессиональной деятельности;
• выстроены субъект-субъектные отношения между тьютором и тьюторантом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. изучить нормативные документы, психолого-педагогическую литературу и педагогический опыт по теме исследования;
2. провести диагностику обучающихся по определению уровня сформированное™ профессионального самоопределения;
3. разработать программу тьюторского сопровождения процесса профессионального самоопределения обучающихся профильных классов правовой направленности;
4. представить результаты исследования.
Методы:
1. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, сравнение, описание, изучение педагогического опыта;
2. Теоретические: изучение научной литературы по исследования....
В рамках выполнения бакалаворской работы были получены следующие результаты:
• исследованы форматы статуса профессионального самоопределения (неопределенное состояние профессиональной идентичности, сформированная профессиональная идентичность, мораторий, навязчивая профессиональная идентичность) у обучающихся профильного класса, что помогло выявить тьюторанта, которому необходимо тьюторское сопровождени;
• апробированы диагностики для выбора будущей профессиональной деятельности. Выбор профессий: военный, адвокат, юрист, следователь, полицейски;
• создана подборка информации по учебным заведениям, которые осуществляют подготовку по выбранным направлениям (ЮИ СФУ, Сибирский юридический институт МВД РФ. Специальности: юриспруденция, правовое обеспечение национальной безопасности, правоохранительная деятельность);
• составлена индивидуальная программа развития для тьюторанта. Выявлены качества, способности, которые должен развивать тьюторан при освоении данного направления; знания, которыми нужно обладать; выбраны подготовительные курсы; определены сроки овладения необходимыми качествами;
• получен отзыв от тьюторанта о проделанной работе совместно с тьютором.
Таким образом, по результатам проведенной работы, подтверждается правомерность выдвенутой гипотезы, а также реализована цель и решины поставленые задачи бакалаваркой работы.
1. Абрамова, С. А. Профессиональные пробы - путь к профессиональному самоопределению / С. А. Абрамова // Профессиональная ориентация как фактор развития системы СПО РТ. Сборник материалов республиканской научно-практической конференции. . — Нижнекамск : МАУ ДО «Центр технического творчества и профориентации», 2017. — С. 96-101.
2. Акиньшина, О. В. Профессиональная проба как способ эффективного профессионального самоопределения обучающихся / О. В. Акиньшина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2014. — № 1(5). — С. 72-75.
3. Акиньшина, О. В. Профессиональное самоопределение обучающихся учреждения дополнительного образования детей посредством организации проектной деятельности / О. В. Акиньшина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — №1 (07). — С. 100-105.
4. Ананьина, Е. В. Готовность старшеклассников к
профессиональному самоопределению / Е. В. Ананьина // Человек. Спорт. Медицина. — 2006. — № 9(64). — С. 62-67.
5. Антонова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся через призму профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс] / М.В. Антонова // Психологическая наука и образование. — 2016. — № 2. — Режим домтупа: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080204.
6. Большакова, 3. М. Проблемы и предназначение профильного образования / 3. М. Большакова // Вестник ЮУрГУ. — 2013. — № 4. — С. 2933.
7. Горюнова, Л. В. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования / Л. В. Горюнова, М. А. Дорохманова // Концепт. — 2015. — № 12. — С. 1-6.
8. Дьяченко М. И. Психологический словарь-справочник: учебное пособие / Под ред. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. 5-е изд., доп. и расшир. - М.: [б. и.], 2009. - 455 с.
9. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Е. А. Климов. — 4-е изд., стер. — Москва : Издательский центр "Академия", 2010. — 304 с.
10. Ковалева, Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» : лекции 1-4. / Т. М. Ковалева. — Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. — 56 с.
11. Ковалева, Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» : лекции 5-8. / Т. М. Ковалева. — Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. — 64 с.
12. Ковалёва, Т. М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения [Электронный ресурс] / Т. М. Ковалёва // Межрегиональная тьюторская ассоциация : [сайт]. — 2016. — Режим доступа: https://thetutor.ru/biblioteka/tyutorstvo-v-starshej-shkole/tyutorskoe-soprovozhdenie- v-starshej-shkole-kak-vozmozhnost-effektivnoj-realizatsii-predprofilnoj-podgotovki- i-profilnogo-obucheniya.
13. Коркунова, Е. Н. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования / Е. Н. Коркунова // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2010. — № 12. — С. 49-52.
14. Костюнина, Е. А. Трудности профессионального самоопределения подростков / Е. А. Костюнина, Л. Г. Агеева // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 530-533.
15. Кравцов, С. С. Теория и практика организации профильного обучения в школах Российской Федерации : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Кравцов С.С. ; ГНУ "Институт содержания и методов обучения РАО". — Москва, 2007. — 445 с....40