Реферат
Введение 4
1 Теоретические и методические основы использования в процессе обучения
экономике современных информационно-коммуникационных технологий 7
1.1 Информационно-коммуникационные технологии в обучении экономике и
их значение в учебном процессе 7
1.2 Средства информационно-коммуникационных технологий, используемые
в образовательном процессе 10
1.3 Современные информационно-коммуникационные технологии в курсе
преподавания экономических дисциплин 14
2 Опытно-экспериментальное обоснование эффективности использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения экономике (на примере 10 класса старшей школы МБОУ СОШ № 17) 20
2.1 Анализ и интерпретация результатов первичной диагностики
экспериментального исследования 20
2.2 Разработка практических рекомендаций по использованию современных
информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения экономике на примере ментальных карт 25
2.3 Сравнительный анализ первичной и повторной диагностики
экспериментального исследования 28
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение А Классификация образовательных ресурсов в области ИКТ 40
Приложение Б Классификация образовательных средств в области ИКТ 41
Приложения В-П 44-52
Интерактивные обучающие программы, одним из главных достоинств которых является подача информации, в основе которой лежит гипертекст и мультимедиа, предоставляют учителю возможность одновременно организовать процесс обучения со школьниками, имеющими разные возможности и способности, тем самым создавая адаптированную систему обучения.
Актуальность: внедрение ИКТ в учебный процесс - это способ сэкономить время, прилагаемые усилия, используемые ресурсы, и у учителя есть уникальная возможность сделать учебный процесс более заметным и наглядным, активным и деятельностным. Таким образом, проблема использования в процессе обучения экономике современных информационно-коммуникационных технологий является актуальной.
Цель исследования - разработка практических рекомендаций по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания экономики.
Объект исследования - процесс обучения экономике в старшей школе.
Предмет исследования - современные информационно
коммуникационные технологии как одно из условий успешного обучения экономике.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
• провести анализ педагогической, учебной и методической литературы по теме исследования, раскрыть основные способы применения ИКТ в процессе изучения экономики;
• разработать комплекс ментальных карт по экономике для 10 класса;
• обосновать эффективность применения ИКТ при обучении экономике на примере ментальных карт.
По вопросам использования в процессе обучения экономике современных информационно-коммуникационных технологий накоплен внушительный
объем научных и методических разработок. Данным вопросам посвящены работы Е. И. Майер [17], Е. Ю. Никитиной [22], Е. Ю. Калашниковой [11], Ю. А. Ившиной [10], Е. В. Дырдиной [8], В. М. Воробьевой [5],
Д. Н. Ушакова [31], О. С. Целых [37] и др. В отечественной методике и дидактике исследования применения ментальных карт осуществляет Е. Е. Васильева [5], Е. А. Бершадская [4], М. Е. Бершадский [4].
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ данных, обобщение, систематизация.
Этапы исследования:
• Первый этап (сентябрь - ноябрь 2022) - изучение теоретических и методических основ использования в процессе обучения экономике современных информационно-коммуникационных технологий.
• Второй этап (декабрь 2022 - февраль 2023) - опытно-экспериментальное обоснование эффективности использования современных информационнокоммуникационных технологий в процессе обучения экономике на примере ментальных карт.
• Третий этап (март - май 2023) - количественный и качественный анализ результатов исследования, оформление работы.
Опытно-экспериментальное обоснование эффективности использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения экономике (на примере 10 класса старшей школы МБОУ СОШ № 17)
Экспериментальная база исследования: МБОУ Подгорновская СОШ № 17 Енисейского района.
Практическая значимость исследования: материалы могут быть
использованы студентами педагогических вузов при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, при прохождении педагогической практики в школе, а также учителями при подготовке и проведении уроков экономики и обществознания....
Целью исследования являлась разработка практических рекомендаций по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания экономики, а именно ментальных карт.
Для достижения поставленной цели решился ряд задач.
Провели анализ педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования и раскрыли сущность понятия «информационнокоммуникационные технологии», которая рассматривается с двух сторон, а именно, а одной стороны - это совокупность методов, а с другой стороны - это совокупность технических средств. Поэтому и использование ИКТ в образовательном процессе возможно в двух основных видах деятельности учителя - методической и учебной.
Изучили основные средства информационно-коммуникационных технологий. При включении в образовательный процесс информационнокоммуникационных технологий происходит коренное изменение образовательной среды, создание образовательного процесса с другой направленностью, другими ролевыми функциями участников и другой учебной средой. Создание условий для информационной поддержки на различных уровнях открывает перед учащимися и учителями новые интеллектуальные и творческие возможности обучения.
Раскрыли основные направления использования информационно- коммуникационных технологий в процессе изучения экономики. Необходимость применения ИКТ в современных условиях неоспорима. Применение на постоянной основе информационно-коммуникационных технологий вместе с традиционными методами и формами организации образовательного процесса позволяет в значительной мере повысить качество образования. Это представляется возможным, так как учебная информация подается в различных формах, что оказывает положительное влияние на качество понимания, запоминания и усвоения содержания экономических дисциплин. И в дополнение 33
ко всему ИКТ позволяют познакомить обучающихся с большим объемом учебного материала.
Провели анализ платформ для создания ментальных карты и рассмотрели специфику их использования.
Изучив теоретические и методические основы использования ментальных карт в процессе преподавания экономических дисциплин, методические рекомендации по их использованию в процессе преподавания экономических дисциплин, в практической части был подготовлен инструментарий для использования в процессе преподавания элективного курса по экономике «Основы экономики» для 10 класса, который реализуется в МБОУ Подгорновская СОШ № 17 Енисейского района. Использование предложенного набора ментальных карт будет способствовать развитию мышления учащихся на чувственно-наглядных образах и впечатлениях, связывать содержание курса с реальной жизнью. Именно эту основную задачу решает использование ментальных карт в процессе обучения.
Обосновали эффективность использования ИКТ в процессе обучения экономике на примере ментальных карт. Использование информационнокоммуникационных технологий, а именно ментальных карт (интеллект-карт) при преподавании экономики, может положительно повлиять на образовательные результаты обучающихся и образовательный процесс в целом. Это становится возможным, так как создание ментальных карт учит обучающихся выбирать ключевую информацию, структурировать её, запоминать, а в дальнейшем и воспроизводить ее. При этом такая познавательная деятельность развивает креативное мышление, память, внимание, навыки работы с ИКТ.
1. Аменд, А. Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников : методические рекомендации / А. Ф. Аменд ; Челябинский государственный педагогический институт. - Челябинск: ЧГПИ, 2013. - 157 с.
2. Белозерова, Л. А. Изменения познавательной сферы современных учащихся под влиянием информационно-коммуникационных технологий / Л. А. Белозерова, Ж. В. Мурзина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : материалы Международной научно-практической конференции / ИД «Среда». - Чебоксары, 2021. - С. 216-219.
3. Бершадская, Е. А., Модель применения метода интеллект-карт в
образовании. Эффективные образовательные технологии / Е. А. Бершадская, М. Е. Бершадский. - Москва : ООО «Дистанционные технологии и
образование», 2010. - 156 с.
4. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% / Т. Бьюзен. - Москва : Росмэн-Пресс, 2007. - 96 с. - ISBN 978-5-353-02771.
5. Воробьева, В. М. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках : методическое пособие / В. М. Воробьева, Л. В. Чурикова, Л. Г. Будунова. - Москва : ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. - 46 с.
6. Глебова, Г. Д. Экономическое воспитание школьников / Г. Д. Глебова. - Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2017. - 264 с.
7. Данилов, М. А. Активное восприятие и осознание учащимися нового учебного материала / М. А. Данилов // Известия АПН РФ. - 2003. - № 4. - С. 4552.
8. Дырдина, Е. В. Информационно-коммуникационные технологии в компетентностно-ориентированном образовании : учебно-методическое пособие / Е. В. Дырдина, В. В Запорожко, А. В. Кирьякова. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2012. - 227 с. - ISBN 978-5-4417-0128-0.
9. Ершов, А. П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования / А. П. Ершов. - Новосибирск : ВЦ СО АН СССР, 1990. - 58 с.
10. Ившина, Ю. А. Возможности использования информационно- коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин / Ю. А. Ившина // Международный студенческий вестник. - 2020. - № 3. - С. 3236.
11. Калашникова, Е. Ю. Методика преподавания экономических дисциплин в современных условиях модификации / Е. Ю. Калашникова // Молодой ученый. - 2013. - № 12. - С. 901-903.
12. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. - Москва : Дашков и К, 2013. - 224 с. - ISBN 978-5-394-01350-8.
13. Копотеева, Г. Л. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия : учебное пособие / Г. Л. Копотеева, И. М. Логвинова. - Москва : Учитель, 2020. - 99 с. - ISBN 978-5-7057-3314-9.
14. Крылова, И. А. Учитель и экономическое воспитание школьников / И. А. Крылова, А. Н. Федоров // Воспитание школьников. - 2008. - № 1. - С. 4142.
15. Кулаева, Т. С. Использование технологии интеллект-карт в образовательном процессе / Т. С. Кулаева // Молодой ученый. - 2022. - № 43. - С. 321-327....41