Только Word
Введение 2
Глава1Теоретические основы военно-патриотического воспитания юношей 16-17 лет в секции военно-прикладной подготовки........................................8
1.1.Военно-патриотического воспитание в современной теории и практике: цели, средства, формы, методы 8
1.2. Особенности военно-патриотического воспитания юношей 16-17 лет в секции прикладной подготовки 13
1.3. Военно-прикладная подготовка в школьной секции: теория и практика 16
Глава 2 Методы исследования 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Методы исследования 22
Выводы по 2 главе 27
Глава 3. Цикл военно-патриотического воспитания юношей 16-17 лет 28
3.1 Содержание цикла занятий военно-прикладной подготовки в старших классах 28
3.2 Оценка результативности цикла занятий по военно-прикладной физической подготовке, способствующих военно-патриотическому воспитанию юношей 16-17 лет. 40
Заключение 54
Список литературы 57
Актуальность: Военно-патриотическое воспитание является важной темой в нашей стране, особенно в контексте современных глобальных вызовов и угроз. В современном мире необходимость в защите своей страны и национальных интересов становится все более значимой, и в этой связи важно формировать у молодых людей патриотические чувства и готовность к защите родины.
Юноши в возрасте 16-17 лет находятся на стыке перехода от детства к взрослой жизни. В этом возрасте они формируют свою жизненную позицию и мировоззрение, и важно помочь им понять, что их участие в военно-патриотической подготовке является не только возможностью развития физических навыков, но и шансом выработать глубокое чувство гражданской ответственности и любви к своей стране.
Школьная секция военно-прикладной подготовки может стать одним из инструментов военно-патриотического воспитания юношей. В рамках такой секции, юноши могут получить не только физическую подготовку, но и практические знания о военных делах, организации обороны и защите своей страны. Важно отметить, что такая подготовка не связана с желанием подготовить будущих военных, а скорее с желанием сформировать у молодых людей уважение и любовь к своей стране, а также готовность к действиям в экстремальных ситуациях.
Таким образом, военно-патриотическое воспитание юношей 16-17 лет в школьной секции военно-прикладной подготовки является актуальной темой, так как помогает формировать у молодых людей гражданскую позицию, готовность к защите своей родины, а также уважение к традициям и истории своей страны.
Заказ государства на патриотическое воспитание задекларирован в документах:
-статьей 90 Устава Красноярского края, статьей 8 Закона Красноярского края от 17.06.2021 N 11-5188 «О патриотическом воспитании»,
-Указом Губернатора Красноярского края «Об утверждении Концепции развития патриотического воспитания в Красноярском крае»;
-Нормативно-правовой базой патриотического воспитания на современном этапе является Конституция РФ;
-рядом федеральных законов РФ (ФЗ «Об образовании»; ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; ФЗ «О ветеранах»; ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России»).
В условиях современного мира в последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению показателей физического развития детей, подростков, а также допризывной молодежи. Известно, что двигательная активность учащихся школ в 2–3 раза ниже гигиенической нормы, а уроки физической культуры компенсируют в среднем 11% необходимого суточного количества движения.
Анализ научно-методической литературы и проведение собственных исследований состояния здоровья и физической подготовленности студентов показали, что 80 % юношей по состоянию здоровья и уровню физической подготовленности не могут служить в армии. По результатам социологического опроса выяснилось, что 60 % юношей не желают служить в вооруженных силах, уровень физической подготовленности у 70 % призывников ниже среднего. В образовательных учреждениях уделяется недостаточное внимание подготовке молодежи допризывного возраста к службе в армии, утрачены славные традиции взаимосвязи военно-патриотического воспитания молодежи и воинских частей. У 50 % юношей отсутствуют чувство воинского долга, желание защищать Родину [42].
Поэтому важно определить, насколько достаточен уровень подготовки современной молодежи к несению службы в армии.
Для юношей надлежащая физическая подготовка является первостепенным условием для быстрой адаптации к воинской службе. Для этого нужно обладать необходимым уровнем физической и психологической подготовки.
Перестройка общеобразовательной деятельности учебных заведений должна проводиться с учетом подходов к построению новой концепции современной физической культуры на основе формирования потребности в движении среди детей и молодежи и включать в себя: ориентацию вспомогательно-образовательной работы на жизненные ситуации детей; переход к проектной деятельности; апробацию технологий современной физической культуры с учетом разнообразных потребностей и возможностей детей [26].
Вышесказанное указывает на наличие актуальности проблемы физической подготовка школьников допризывного возраста. Программа по военно-патриотическому воспитанию поможет сформировать необходимые физические качества обучающихся и представления о несении военной службы.
Необходимо отметить, что в физической культуре, в части военно-прикладной подготовки имеются возможности для формирования патриотического воспитания подрастающего поколения. Если работу организовывать целенаправленно, то юноши будут намного быстрее и эффективнее адаптироваться и приобщаться к условиям военной службы и понимания, освоения военной профессии.
В теме нашего исследования будет рассмотрено влияние военно-прикладной подготовки в воспитании патриотизма, а также развитии у подростков моральных, волевых качеств и подготовить их к службе в армии.
Одной из главных целей физического воспитания является формирование такой личности, которая будет готова защищать свою страну, Родину. Так же физически развитые люди намного быстрее и лучше адаптируются в новой трудовой среде. Связано это с тем, что человек, которые имеет развитые трудовые качества, легче осваивает тот или иной вид деятельности в довольно короткие сроки. При этом сформированные умения быстро бегать и ходить, двигаться на лыжах, метать гранаты и хорошо плавать, стрелять и ползать, носить тяжести, водить разные виды транспорта, верхом ездить на лошади, имеют военно-прикладное значение. Но при этом в физическом развитии подрастающего поколения, данным видам спорта уделяется достаточно маленькое влияние....
Анализ научно-методической литературы позволил нам рассмотреть основные аспекты военно-прикладной физической подготовки. Мы выяснили, что военно-прикладная физическая подготовка представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями трудовой деятельности и службы в рядах российской армии. Прикладная физическая подготовка направлена на формирование нужных в жизни двигательных умений и навыков, развитие жизненно важных физических способностей, оптимизации здоровья и работоспособности обучающихся. Сочетая занятия физической культурой с общефизической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.
Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств, способствует успешному освоению двигательных навыков.
Цель внеурочная деятельности по военно-прикладной физической подготовке состоит в том, чтобы на основе интересов обучающихся усовершенствовать и закрепить двигательные умения и навыки.
В процессе внеурочной деятельности по военно-прикладной физической подготовки создаются дополнительные возможности совершенствовать:
физическую подготовленность - повысить основные физические двигательные качества, обогатить общую двигательную базу, двигательный опыт, быть физически закаленным.
психологическую подготовленность - улучшить психологические качества и процессы: психологическую мобильность и стойкость, точность восприятия впечатлений, силу воли и характера, память, внимание, способность сосредотачиваться;
моральную подготовленность - создать и укрепить систему нравственных ценностей, убеждений, идейную стойкость, патриотизм, стойкость
В ходе исследования нами была поведена работа по выявлению уровня развития физических качеств обучающихся на начальном этапе, далее, входе эксперимента мы применили программу по военно-физической подготовке. Контрольная группа занималась по стандартной программе, 3 урока в неделю, в свою очередь, экспериментальная дополнительно занималась по программе военно-прикладной физической подготовки.
Для проведения практического исследования мы провели ряд тестов, которые направлены на выявление уровня развития физических качеств: для определения скоростных способностей используют тесты – бег 100 м, результат измеряется в секундах. Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды, ровные дорожки длиной 100 м;
Для определения силовых качеств применялся тест – метание гранаты. Вес гранаты для мальчиков – 700гр., для девочек – 500 гр. Для испытания использовался граната. Метание гранаты производится на стадионе в коридор 30 метров с места или прямого разбега способом «из-за спины через плечо»;
Для определения выносливости выполнены тесты – бег на 2000 и 3000 м, результат измеряется в минутах и секундах. Оборудование: беговая дорожка, секундомер;
Для оценки ловкости используют тест – челночный бег 3х10 м, результат оценивается в секундах. Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды, ровные дорожки длиной 10 м, ограниченные двумя параллельными линиями, за каждой линией – два полукруга, радиусом 50 см с центром на линии; два набивных мяча, массой 2 кг.
Данные тесты применялись на начальном этапе, для того, что бы определить исходный уровень подготовки как контрольной, так и экспериментальной группы, далее, данные тесты применялись повторно, на заключительном этапе исследования, для определения динамики развития физических качеств после применения программы по военно-прикладной физической подготовке.
На конечном этапе исследования нами было определено, что результаты экспериментальной группы оказались лучше, чем результаты контрольной. Этот факт подтверждает наше предположение о том, что военно-прикладная физическая подготовка повышает уровень физической подготовленности школьников старших классов. Самые больший прирост показателей контрольной группы наблюдались у мальчиков в ловкости и координации, у мальчиков и девочек в скорости и выносливости.
1. Адольф, В. А. Безопасность личности в контексте ее образованности / В. А. Адольф, К. В. Адольф, А. В. Фоминых // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XХIV международной научно-практической конференции, Красноярск, 08–09 апреля 2021 года. Том Часть 2. – Красноярск: Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. – С. 10-13.
2. Александров, В.Г. Духовная традиция гуманной педагогики / В.Г. Александров. - М.: Мысль, 2013. - 173 с.
3. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 2008. - 486 с.
4. Андрусенко, В.А. Формирование духовности: пособие для учителей, педагогов доп. образования, студентов / В.А. Андрусенко. - Оренбург: Изд-во Оренб. ун-та, 2009. - 267 с.
5. Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение / С.Ф. Анисимов. – М.: Мысль, 2008.- 141 с.
6. Анисимов, С.Ф. Моральная мотивация / С.Ф. Анисимов // Этика / Под ред. A.A. Гусейнова и E.JI. Дубко. - М.: Гардарики, 2007. - С. 367-383.
7. Арсеньев, A.C. Философские основания понимания личности: учеб.пособие для студентов вузов / A.C. Арсеньев. - М.: Академия, 2010. - 592 с.
8. Бакиров, B.C. Духовные ценности как объект философского анализа / B.C. Бакиров // Философская мысль. - 2017. - №4. - С. 17-24.
9. Бачинин, В.А. Духовная культура личности: философские очерки / В.А. Бачинин. - М.: Мысль, 2016. - 175 с.
10. Бездухов, В.П. Гуманистическая направленность учителя / В.П. Бездухов. - Самара-СПб.: Изд-во СамГПУ, 2016. - 172 с.
11. Бердяев, H.A. Дух и реальность / H.A. Бердяев. - М.: Феникс, 2016. - 456 с.
12. Бердяев, H.A. О человеке, его свободе и духовности: избранные тр. / H.A. Бердяев. - М.: Флинта, 2014. - 310 с.
13. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2010. - 215 с.
14. Бим-Бад Б.М. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования / Б.М. Бим-Бад. - М.: РОУ, 2009. - 136 с.
15. Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход / И.В. Блауберг. - М.: Эдиториал, 2018. - 448 с....43