Только Word
Реферат
Введение ..................................................................................................... 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ КАК РЕСУРСА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ...................................................... 15
1.1. Прикладная диалектика (расширенная ТРИЗ) как метод
формирования креативности у обучаемых ..................................................... 15
1.2. Современное состояние ТРИЗ-педагогики и её применения
в непрерывном образовании ............................................................................ 20
1.3. Метод изобретения знаний ......................................................................... 28
1.4. Краткая характеристика метода инновационных проектов ................ 46
ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ МАРКЕТИНГА ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ .................... 48
2.1. Анализ образовательной организации, применяющей
ТРИЗ-педагогику ............................................................................................ 48
2.2. Маркетинг дидактической образовательной технологии .................. 51
2.3. Возможные источники финансирования внедрения инновационных дидактических технологий ................................................................................ 57
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО маркетингу ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ ....................................................................................... 60
3.1. SWOT-анализ образовательного продукта ............................................. 60
3.2. Разработка компетенции
для «World Skills» и «Junior Skills» ............................................................. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................... 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................. 70
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................. 76
Актуальность проблемы. Указ Президента Российской Федерации
«О национальных целях развития России до 2030 года»1 включает национальную цель «Возможности для самореализации и развития талантов», а в рамках этой цели «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».
Эти задачи выполняются в условиях перехода цивилизации
к Индустрии 4.0 – «четвертая технологическая (промышленная) революция» [37] и шестому технологическому укладу. При этом возрастает значение когнитивных технологий: не только искусственного интеллекта, но и технологий, усиливающих творческие способности (креативность) человека за счёт организации процесса мышления. В структуре современного человеческого труда всё большее место занимает инновационное проектирование: генерация (создание) инновационных решений. Креативность (творчество, инновации) признана Всемирным банком важнейшим качеством современного человеческого капитала
[6]. Креативность кадрового, особенно инженерного, потенциала особенно нужна таким регионам и их объединениям, как Красноярский край и КИП «Енисейская Сибирь» [2, 13].
В инновационном бизнесе применяются всё более эффективные когнитивные технологии усиления креативности. На смену простейшим дивергентным («отходящим» от стереотипов) технологиям: мозговому штурму, морфоанализу и др. приходит конвергентная («сходящаяся» к инновационным решениям) технология – теория решения изобретательских задач (ТРИЗ, TRIZ) [1, 8], приносящая сотни миллионов долларов ряду ведущих транснациональных корпораций [5]. В разных странах (наибольшее количество в США) успешно функционируют малые инновационные фирмы (например, «GEN 3 Partners», «Invention Machine Corporation» и др.), решающие серьезные инженерные задачи методами ТРИЗ. Фактически формируется метапрофессия «Инноватор» – человек, способный создавать инновационные проекты, решая проблемы из разных областей (разумеется, во взаимодействии с конкретными специалистами в этих областях) [19, 30].
Достаточно очевидно, что формировать креативность, способность к инновационному проектированию, необходимо в системе образования.
В настоящее время, соответственно спросу, ТРИЗ преподаётся в ведущих мировых университетах, в том числе входящих в Top-100 [34]. Для обеспечения темпов экономического роста выше мировых в особенности важно изучение отечественной когнитивной ТРИЗ-технологии в российском образовании, в первую очередь в проектной деятельности. В школах Федеральные образовательные стандарты придают особое значение проектной деятельности, а в старшей школе индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся, важнейшим результатом считается способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, а также участие в соревнованиях «Юниор-Профи» («JuniorSkills»). В среднем профессиональном образовании важнейшим стимулом к формированию креативных способностей в настоящее время является система соревнований «Молодые профессионалы» («WorldSkills»). В высшем образовании таким стимулом является модель «Университет 4.0», основное отличие которой сформулировано ректором СПбПУ Петра Великого А. И. Рудским, как «подготовка специалистов, способных решать казалось бы нерешаемые задачи» [36]. Именно применение ТРИЗ в проектной деятельности, начиная со школьной ступени образования, позволит существенно опередить прогноз Всемирного банка, который считает креативность российского образования недостаточной и отвёл России 100 лет на развитие человеческого капитала [10, 11]. Таким образом, владение ТРИЗ-технологиями становится базовым навыком и умением....
Там образом, в работе рассмотрены вопросы повышения скорости и эффективности внедрения ТРИЗ-педагогики в непрерывном образовании.
Овладение ТРИЗовским мышлением, способностью стабильно создавать инновационные решения, существенно необходимо выпускникам школ, колледжей, университетов: как по общей причине перехода человечества к Индустрии 4.0, так и в силу необходимости ускоренного решения задач импортозамещения, особенно в условиях санкций. При этом необходимо увеличить степень овладения современной культурой инноваций, основанной на системно-диалектическом подходе, содержащемся в ТРИЗ. Если в зарубежных технологически развитых странах ТРИЗ преподаётся главным образом в университетах, то для опережающего по сравнению с ними технологического развития необходимо сквозное изучение ТРИЗ в системе непрерывного образования школа – колледж – университет. Такую возможность даёт система ТРИЗ-педагогика, позволяющая изучать ТРИЗ совместно с другими различными дисциплинами и предметами на всех ступенях учебного процесса, при котором не только осваивается ТРИЗ, но и улучшается понимание изучаемых одновременно с ТРИЗ предметов и дисциплин.
Разработанный с участием автора диссертации метод изобретения знаний, описанный в главе 2, делает ТРИЗ-педагогику более доступной для реализации на уроках и занятиях. Тем не менее, важны и другие стимулирующие меры. В диссертации в порядке маркетинга ТРИЗ-педагогики, предложены такие меры в виде конкурсов и соревнований, имеющих, с одной стороны, высокий престиж, а с другой стороны, требующих знания ТРИЗ для успехов в них. Диссертантом предложено внести в условия таких конкурсов, пользующихся высоким престижем, как Junior Skills и World Skills, новую межотраслевую компетенцию «Инженерная креативность» и разработаны условия соревнований по этой компетенции, в том числе с сохранением прав на интеллектуальную собственность, которая может быть создана при решении конкурсных заданий на этих соревнованиях. Подготовлен проект документации для апробации с последующей подачей заявки на регистрацию компетенции.
Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что ТРИЗ-педагогика получит более широкое внедрение, если в состав традиционно или вновь официально организуемых конкурсов для обучающихся будут введены соревнования, успешность в которых зависит от знания ТРИЗ.
Altshuller G.S. Creativity as an Exact Science (The Theory of the Solution of Inventive Problems) [Text] – Gordon and Breach science publishers – New York, London, Paris, Montreux, Tokyo, 1984.
2 Development of creativity in engineering education using TRIZ [Text]/ A.A. Lepeshev, S.A. Podlesnyi, T.V. Pogrebnaya, A.V. Kozlov, O.V. Sidorkina // IEEE conference publications. Interdisciplinary Engineering Design Education Conference (IEDEC), 3rd, Santa Clara, USA, 2013, P 6 – 9.
3. Innovative Projects Method Application in Engineering Education [Text]/ T.V. Pogrebnaya, A.V. Kozlov, V.V. Kuimov, O.V. Sidorkina // Proceedings of 2017 7th World Engineering Education Forum (WEEF), 13-16 November 2017, Kuala Lumpur, Malaysia, P. 574 – 579.
4. Invention of knowledge in TRIZ-based education [Text] / T.V. Pogrebnaya, A.V. Kozlov, O.V. Sidorkina // IEEE conference publications. Global Engineering Education Conference (EDUCON), Berlin, Germany, 2013,
P. 959 – 964.
5. Shaughnessy, H. What Makes Samsung Such An Innovative Company? / Haydn Shaughnessy – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.forbes.com/sites/haydnshaughnessy/2013/03/07/why-is-samsung-such-an-innovative-company/#5d79d2af2ad7.
6. Yusuf Sh. From Creativity to Innovation. – Washington, World Bank Policy Research Working Paper, 2007. – 18 c.
7. 150 творческих задач о том, что нас окружает / А.А. Гин, И. Ю. Андржеевская. – М.: Вита-Пресс, 2010. – 216 с.
8. Альтшуллер Г. С. Найти идею [Текст] / Г. С. Альтшуллер. − М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. – 404 с.
9. Викентьев И. Л. Приемы рекламы и Public Relations [Текст]. М.: Бизнес-пресса .2007. – 408 с.
10.Всемирный банк отвёл России 100 лет на развитие человеческого капитала. [Электронный ресурс]. – URL https://www.rbc.ru/economics/04/12/2019/5de76fa19a79476a1ebb8bec
11. Всемирный банк: российское образование не развивает креативность. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.finmarket.ru/main/article/3393806.
12. Гин А.А. ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить. – М. Вита-Пресс, 2018. – 96 с.
13. Глава 11. Инновации, инженерные компетенции и инструменты партнерства – ключевые компоненты регионального развития [Текст] / О.Н. Владимирова, Л.А. Оборин, В.В. Прохоров // Управление развитием. Методология регионального стратегирования / под науч. ред. В.И. Сарченко, Л.А. Оборина. – Красноярск: ИПК СФУ, 2018. – С. 511-594.
14. Естественнонаучные предметы в новой политехнической школе [Текст] / О.В. Сидоркина, Т.В. Погребная, А.В. Козлов // Инновации в естественнонаучном образовании: X Всероссийская (с междунар. участием) науч.-метод. конф. Красноярск, 23 октября 2018 г. / отв. ред. И.Б. Чмиль; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2018. –
С. 257 – 265.
15. Изобретаем черепаху. Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии / В.А. Бухвалов, Ю.С. Мурашковский. − Миасс: Гимназия № 19, 1993. – 124 с...45