Актуальность
В условиях реформы образования, одно из важнейших направлений считается усовершенствование профильного обучения в старших классах. Профильное обучение предоставляет учащимся возможность реализовать свои потребности в изучении предметов в старших классах общеобразовательной школы, позволяет учитывать интересы учащихся в отношении дальнейших жизненных планов.
Элективные курсы -это курсы, которые являются не обязательными для посещения всеми учащимися, но ученики обязаны выбрать некоторые их количество. Такие курсы дают определённые возможности как учебном процессе профильного, так и предпрофильного направления.
Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции:
- поддерживают изучение основных профильных курсов на заданном профильным стандартом уровне.
- создают возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий. Элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Целью работы является обозначение места элективных курсов в системе профильного обучения, а разработка элективного курса “Технология производства, добычи и использования алмазов” для школьников старших классов.
Объект исследования: элективные курсы для школьников старших классов;
Предмет исследования: элективный электронный ресурс «Технологии добычи, производства и использования алмазов» для школьников старших классов.
Задачами данной работы являются:
1. Дать определение сущности элективных курсов;
2. Рассмотреть роль элективных курсов в профильном обучении;
3. Обозначить виды и структуры элективных курсов;
4. Разработать элективный ресурс «Технологии добычи, производства и использования алмазов» для школьников старших классов;
Методы исследования:
Метод анализа научных источников (литературный поиск и Интернет- исследования), методы теоретического анализа, синтеза, обобщения, моделирования.
Теоретическая значимость. Рассмотрены современные подходы к определению понятия «элективный электронный ресурс». Уточнена специфика роль элективных курсов в профильном обучении. Разработан элективный электронный ресурс «Технологии добычи, производства и использования алмазов» для школьников старших классов.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы учителями технологии для повышения эффективности организации образовательного процесса.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
В настоящее время наша система образования подвергается серьёзным изменениям в связи со сменой целостного подхода в образовании: на первый план выходят личностные ориентиры и потребности обучающихся. На старшей ступени школы происходит разделение на профили, цель которых - углубленное изучение отдельных предметов, исходя из запросов школьников в перспективе будущей профессии. Высокие требования к умениям, знаниям и навыкам выпускников порождают потребность в интегрированном обучении, где полученные знания из разных областей наук рассматриваются в совокупности с опытом повседневной жизни.
Вместе с профильным классами появляются и элективные курсы, которые играют вспомогательную роль при изучении предмета. Содержание и структура элективных курсов свободно варьируется и может касаться как областей общеобразовательной программы, так и сферы интересов школьников вне ее рамок, что, несравненно, служит хорошим инструментов для самообразования и реализации своих амбиций и стремлений. Данный поход предоставляет учащимся возможность выбора элективных курсов по интересам, однако требует от педагогических кадров широкий спектр компетенций.
Элективный ресурс “Технология добычи, обработки и использования алмазов” для школьников старших классов” является профильным, ориентируется на учащихся, нацеленных на поступление в технологические вузы. Курс составлен для учеников 10-11 классов, рассчитан на 70 часов. В элективный курс включено содержание 11 практических работ, что делает его практико-ориентированным. Благодаря практическим работам обучающиеся могут повысить свой уровень теоретических знаний, участвовать в проектной и исследовательской деятельностях. Выполненные проекты могут быть представлены на научной конференции или оформлены в виде публикации в сборнике исследовательских работ школьников. Полученные теоретические знания сделают учащихся более конкурентно способными на олимпиадах.
Таким образом, на основании вышеизложенного, хочется отметить, что элективные курсы как часть профильного образования выполняют личностно ориентированную функцию и носят характер конкретизации знаний. С функцией интеграции знаний элективный курс также отлично справляется. Широкий спектр интегративных возможностей рамках курсов технологии дает возможность создавать новые важные курсы.
1. Арефьев, И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников [Текст] / И.П. Арефьев // Педагогика.- 2013, №5. - С. 49-55.
2. Артёмова, Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения [Текст] / Л.К. Артёмова // Школьные технологии. - 2013. - №4. - С. 22-31.
3. Афанасьева, Т.П., Немова, Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление: в 2 кн. Методическое пособие [Текст] / Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова. - М.: АПК и ПРО, 2014. - 136 с.
4. Безденежных, Т.С. Профильное обучение: реальный опыт и сомнительные нововведения [Текст] / Т.С. Безденежных // Директор школы. - 2017. - №1. - С. 7-11.
5. Бобин, В.А. Проходческий комбайн гироскопического типа — базовая электрофицированная горная машина для инновационных подземных технологий добычи полезных ископаемых [Текст] / В.А. Бобин.- М., Сборник «Инноватика и Экспертиза».- 2017. - №3. - С. 220–228
6. Бобровская, Л.Н., Сапрыкина, Е.А., Озерова, Т.В. Технология. 10-11 классы: Рабочие программы, элективные курсы методическое пособие [Текст] / Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В. Озерова. - М.: Глобус, 2018. - 112 с.
7. Броневщук, С.Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания [Текст] / С.Г. Броневщук. - М.: Радуга, 2014. - 258 с.
8. Вульфсон Б.Л. Школа современной Франции [Текст] / Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т общей педагогики. - Москва : Педагогика, 1970.
9. Гузеев, В.В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе [Текст] / В.В. Гузеев // Народное образование. - 2012. - №9. - С. 113-123.
10. Дик, Ю.И., Хуторской, А.В. Профильное и предпрофильное обучение в школе. В кн.: Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования [Текст] / Ю.И. Дик, А.В. Хуторской. - М.: ИОСО РАО, 2019. - 216 с.
11. Ершов, Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности: Для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля обучения. Учебно-методическое пособие [Текст] / Д.А. Ершов. - М.: Глобус, 2007. - 154 с.
12. Журин, А.А. Программы элективных курсов для средней (полной) общеобразовательной школы [Текст] / А.А. Журин. - М.: Дрофа, 2017. - 234 с.
13. Зильберберг, Н.И. Профильное обучение: проблемы и решения [Текст] / Н.И. Зильберберг. - Псков, 2013. - 65 с.
14. Зубрилин, А.А. О некоторых проблемах внедрения элективных курсов [Текст] / А.А. Зубрилин // Педагогика. - 2017. - №7. - С. 32.
15. Зубрилин, А.А. Элективные курсы: технология составления квалификационной характеристики учащегося [Текст] / А.А. Зубрилин // Информатика и образование. - 2017. - №2. - С. 78...27