Введение 4
1 Теоретические основы применения формирующего оценивания как средства
развития регулятивных универсальных учебных действий при обучении информатике обучающихся 9 класса 9
1.1 Технология формирующего оценивания как средство развития
регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 9 класса при обучении информатике 9
1.2 Сущность понятия «регулятивные универсальные учебные действия» и
приемы формирующего оценивания как средство развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 9 класса при обучении информатике 13
2 Методические особенности использования формирующего оценивания как
средства развития регулятивных универсальных учебных действий при обучении информатике обучающихся 9 класса (на примере раздела «Коммуникационные технологии») 19
2.1 Приемы формирующего оценивания как средство развития
регулятивных универсальных учебных действий при обучении информатике обучающихся 9 класса (на примере раздела «Коммуникационные технологии») 19
2.2 Характеристика дидактических материалов с применением
формирующего оценивания как средства развития регулятивных универсальных учебных действий при обучении информатике обучающихся 9 класса (на примере раздела «Коммуникационные технологии») 24
2.3 Описание опытно-экспериментальной работы по использованию
формирующего оценивания как средства развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 9 класса при обучении информатике (на примере раздела «Коммуникационные технологии») .... 35
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложения А-З 51-59
В современном мире доминантной ценностью становится умение человека обучаться в течение всей жизни, так как это позволяет быстро адаптироваться под скоротечное развитие науки, технологий и культуры. Так, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) нового поколения [29] выдвигает требования к формированию по результатам обучения не только предметных компетенций, но также и метапредметных результатов - познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий (РУУД). Можно отметить направленность современной системы образования на формирование «умения учиться», что и является залогом успешного освоения образовательной программы, получения знаний, умений и навыков необходимых для жизни в современном обществе и для дальнейшего непрерывного обучения.
Развитие РУУД, то есть навыков самоорганизации, самоконтроля, самооценки и т. д., в контексте тенденций современного образования является основополагающим для успешной реализации образовательных целей.
Вопросу о формировании РУУД, их структуре и функциях уделяется внимание в работах таких исследователей как А. Г. Асмолов [10], Г. В. Бурменская [10], И. А. Володарская [10], О. А. Карабанова [10], С. В. Молчанов [10], Н. Г. Салмина [10].
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития РУУД раскрыто в работах К. В. Анистратенко [1], Е. П. Круподеровой [12;13], А. В. Бойко [12], Н. С. Барсук [12].
Описание подходов к понятию РУУД отражено в работах В. Ф. Поберезкой [22], Н. Н. Новиковой [22] и др.
В связи с уделением особого внимания к формированию метапредметных образовательных результатов, можно говорить о том, что подходы к оцениванию обучающихся тоже претерпевают изменения - необходимо оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные на разных этапах образовательного процесса.
Оценивание образовательных результатов обучающихся - неотъемлемая часть образовательного процесса. Достижению метапредметных образовательных результатов способствует использование не только суммирующего оценивания, больше пригодного для оценки предметных образовательных результатов, а также включение формирующего оценивания в учебно-познавательный процесс.
Формирующее оценивание позволяет установить обратную связь учителя с учеником, корректировать подходы в процессе обучения, а не по итогам, отслеживать формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Ряд отечественных и зарубежных авторов [7; 11; 16; 20; 21; 22; 27; 30; 32; 36, 38, 40] занимаются исследованиями в области оценивания, формирующего оценивания и в своих трудах описывают подходы к осуществлению формирующего оценивания.
Ю. А. Трегубова [26], М. А. Мосина [26] осуществили сравнительную характеристику суммативного и формирующего оценивания.
Использование формирующего оценивания как средства развития универсальных учебных действий раскрывается в работах исследователей С. Р. Мовсесяна [17], Т. С. Сотцковой [24], О. Н. Шаповаловой [33; 34; 35] и др. Ряд авторов [37; 39] раскрывают вопрос о внедрении формирующего
оценивания в образовательный процесс.
Однако, можно отметить, что в проанализированных работах не раскрывается в полной мере формирующее оценивание как средство развития РУУД и данный вопрос недостаточно изучен - показаны лишь некоторые приемы для развития отдельных элементов РУУД.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что выбранная тема является актуальной.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать дидактические материалы с применением формирующего оценивания как средства развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 9 класса при обучении информатике (на примере раздела «Коммуникационные технологии»).
Объект исследования - процесс обучения информатике в 9 классе.
Предмет исследования - применение формирующего оценивания как средства развития РУУД обучающихся 9 класса при обучении информатике.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку и решение следующих задач:
- на основе анализа научной и учебно-методической литературы определить понятийно-категориальный аппарат по теме исследования, сущность технологии формирующего оценивания и РУУД;
- разработать дидактические материалы с применением формирующего оценивания как средства развития РУУД при обучении информатике обучающихся 9 класса (на примере раздела «Коммуникационные технологии»);
- организовать и провести опытно-экспериментальную работу по применению формирующего оценивания как средства развития РУУД у обучающихся 9 класса при обучении информатике (на примере раздела «Коммуникационные технологии»).
Методологическую основу исследования составляют работы отечественных педагогов и психологов Н. В. Давкуш [8], А. Г. Асмолов [10], Г. В. Бурменская [10], И. А. Володарская [10], О. А. Карабанова [10], С. В. Молчанов [10], Н. Г. Салмина [10], О. Н. Крылова [14] по проблемам применения формирующего оценивания и развития универсальных учебных действий обучающихся.
Методы сбора и анализа данных: теоретические - анализ научной и учебно-методической литературы, эмпирические - педагогический эксперимент, статистические - сравнительный анализ данных.
1 этап (сентябрь 2022 - февраль 2023) - анализ научных публикаций, учебно-методической литературы по теме исследования.
2 этап (март 2023 - май 2023) - организация опытно-экспериментальной работы, направленной на применение дидактических материалов по формирующему оцениванию при обучении информатике для развития РУУД.
3 этап (апрель 2023 - июнь 2023) - количественный и качественный анализ результатов исследования, оформление работы.
Экспериментальная база - МБОУ СОШ № 9 г. Лесосибирска, выборка представлена обучающимися 9-х классов в количестве 20 человек.
Практическая значимость работы состоит в разработке дидактических материалов по разделу «Коммуникационные технологии», которые могут быть использованы для подготовки уроков и внеурочной деятельности учителями информатики и студентами-практикантами.
Результаты исследования представлены на следующих научных мероприятиях:
1. VI Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей, учителей, студентов и молодых ученых «Актуальные проблемы преподавания дисциплин естественнонаучного цикла» (г. Лесосибирск, ЛПИ - филиал СФУ, 7-12 ноября 2022 г., II место).
2. II Всероссийский конкурс научных работ «Молодежный научный потенциал» (г. Лесосибирск, ЛПИ - филиал СФУ, 12 апреля 2023 г.).
3. Всероссийский молодежный научный форум «Современное
педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты»
(г. Лесосибирск, ЛИИ - филиал СФУ, 11 апреля 2023 г.).
По результатам исследования опубликована статья:
1. Кузюкова, Е. А. Приемы формирующего оценивания при обучении информатике в 9 классе / Е. А. Кузюкова, Е. А. Мелешко // Актуальные проблемы преподавания дисциплин естественнонаучного цикла : тезисы докладов VI Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, учителей, студентов и молодых ученых, Лесосибирск, 14-15 ноября 2022 года / Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2022. - С. 43-46.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 наименований. Результаты работы представлены в 11 таблицах, 15 рисунках. Разработанные дидактические материалы по формирующему оцениванию представлены в 8 приложениях. Общий объем работы - 59 страниц.
На основе анализа научной и учебно-методической литературы был определен понятийно-категориальный аппарат по теме исследования - понятия «оценка», «формирующее оценивание», «регулятивные универсальные учебные действия». Проанализированы подходы к технологии формирующего оценивания отечественных исследователей и выявлены основные структурные компоненты алгоритма реализации формирующего оценивания в ходе образовательного процесса, раскрыта сущность компонентов РУУД.
Для достижения поставленной цели были разработаны дидактические материалы с применением формирующего оценивания как средства развития РУУД при обучении информатике обучающихся 9 класса (на примере раздела «Коммуникационные технологии») - чек-листы, дорожная карта раздела с интерактивными упражнениями и дополнительными материалами, задания на поиск ошибки.
Была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по применению разработанных средств формирующего оценивания для развития РУУД у обучающихся 9 класса при обучении информатике (на примере раздела «Коммуникационные технологии»). Использование формирующего оценивания на уроках информатики в 9 классе дает положительные результаты в области развития РУУД и повышения качества обучения, о чем свидетельствует повторная диагностика сформированности РУУД и сравнение результатов контрольной работы экспериментальной и контрольной групп по итогам изучения раздела «Коммуникационные технологии».
Таким образом, цель бакалаврской работы - теоретически обосновать и разработать дидактические материалы с применением формирующего оценивания как средства развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 9 класса при обучении информатике (на примере раздела «Коммуникационные технологии») была достигнута, поставленные задачи - решены.
1. Анистратенко, К. В. Развитие регулятивных универсальных учебных действий с использованием виртуальных лабораторий / К. В. Анистратенко // Научные междисциплинарные исследования. - 2020. - № 5. - С. 205-209.
2. Баракова, Е. А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий при обучении математике : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (математика)» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Баракова Елена Александровна ; Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева. - Орел, 2020. - 215 с.
3. Бодоньи, М. А. Проблема надежности оценочных суждений учителя в формирующем оценивании / М. А. Бодоньи // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, № 4(33). - С. 5-21.
4. Вилкова, Л. В. Организация формирующего оценивания обучающихся на старшем этапе средней школы / Л. В. Волкова, П. Н. Грибова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10, № 3. - С. 1-10.
5. Воровщиков, С. Г. Развитие универсальных учебных действий. Внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения : монография / С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова. - Москва : Прометей, 2012. - 290 с.
6. Глебов, Д. В. Актуальные вопросы метапредметного подхода как средства повышения эффективности обучения / Д. В. Глебов, С. М. Рябцев // Научный электронный журнал «Меридиан». - 2020. - № 9(43). - С. 204-206.
7. Голубчикова, М. Г. Формирование регулятивных универсальных учебных действий школьников - основа развития самостоятельной личности / М. Г. Голубчикова, Г. М. Голубчиков, Е. Л. Федотова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2020. - № 4. - С. 91-99.
8. Давкуш, Н. В. Формирующее оценивание учебных достижений обучающихся в учебных заведениях / Н. В. Давкуш // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-2. - С. 85-87.
9. Информатика : учебник для 9 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 184 с.
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под редакцией А. Г. Асмолова. - Москва : Просвещение, 2008. - 151 с.
11. Кротова, А. Н. Методы формирующего оценивания на уроках иностранного языка как средство формирования регулятивных УУД / А. Н. Кротова // Глобус: психология и педагогика. - 2021. - Т. 7, № 5(45). - С. 13-16.
12. Круподерова, Е. П. Формирование универсальных учебных действий обучающихся в цифровой среде обучения информатике / Е. П. Круподерова, А. В. Бойко, Н. С. Барсук // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-3. - С. 165-167.
13. Круподерова, Е. П. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках информатики с помощью online средств визуализации / Е. П. Круподерова, К. Р. Круподерова, С. Р. Османова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-4. - С. 151-154.
14. Крылова, О. Н. Технология формирующего оценивания в
современной школе : учебно-методическое пособие / О. Н. Крылова,
Е. Г. Бойцова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2015. - 128 с. - ISBN 978-5-9925¬1022-5.
15. Кузнецова, О. В. Формирование регулятивных учебных действий на основе безотметочного обучения / О. В. Кузнецова // Человек и образование. -
2014. - № 3(40). - С. 95-97
16. Минаков, Р. Н. Чек-лист как элемент формирующего оценивания /
Р. Н. Минаков // Методические вопросы и инновационные технологии в преподавании географии, туризма и естественно-научных дисциплин в вузе и школе : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж, 2019. - С. 81-84.
17. Мовсесян, С. Р. О возможностях формирующего оценивания для развития универсальных учебных действий на уроках информатики / С. Р. Мовсесян // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе : материалы международной научно¬практической интернет-конференции, Москва, 19-25 апреля 2021 года. / Московский педагогический государственный университет. - Москва, 2021. - С. 183-190.
18. Мосина, М. А. Инструменты формирующего оценивания в практике работы современной школы / М. А. Мосина // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2020. - № 1. - С. 18-27.
19. Педагогика : учебник для вузов / А. Е. Бахмутский, Е. Н. Глубокова, О. Б. Даутова [и др.] ; под редакцией А. П. Тряпицыной. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 304 с.
20. Петрова, О. В. Научно-методическое обеспечение внедрения технологии формирующего и критериального оценивания в школе / О. В. Петрова, В. А. Кузнецова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2019. - № 3(8). - С. 51-57.
21. Петрова, О. В. Формирующее и суммативное оценивание как психолого-педагогическое условие сформированности личностных результатов / О. В. Петрова, В. А. Кузнецова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018. - № 2(5). - С. 75-81.
22. Поберезкая, В. Ф. Диагностика регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в условиях дистанционного обучения / В. Ф. Поберезкая, Н. Н. Новикова // Концепт. - 2021. - № 5. - С. 84-99.
23. Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : официальный сайт. - 2023. - URL:https://clck.ru/34ZFwv(дата обращения: 04.04.2023)
24. Сотцкова, Т. С. Формирование универсальных учебных действий в ситуациях формирующего оценивания младших школьников / Т. С. Сотцкова // Наука и школа. - 2019. - № 4. - С. 225-230.
25. Тимонина, Л. И. Программа мониторинга сформированности
метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися старшей школы / Л. И. Тимонина // Пилотное введение федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Ресурсный пакет / редактор Л. А. Лошакова. - Кострома, 2016. - URL:http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/enpj/(дата обращения:
19.02.2023).
26. Трегубова, Ю. А. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе / Ю. А. Трегубова, М. А. Мосина // Пермский педагогический журнал. - 2021. - № 12. - С. 130-138.
27. Фабричная, И. А. Формирующее оценивание. Технологии / И. А. Фабричная Я. В. Баранова, О. Т. Потопахина // Вопросы педагогики. - 2021. № 11-1. - С. 34-38.
28. Фархитдинова, О. М. Психология и педагогика : учебное пособие / О. М. Фархитдинова. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета,
2015. - 68 с. - ISBN 978-5-7996-1611-3.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. - Москва, 2021. - URL:https://clck.ru/33YRHt(дата
обращения: 15.02.2023)
30. Фишман, И. С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся : методическое пособие / И. С. Фишман, Г. Б. Голуб. - Самара : Издательство «Учебная литература», 2007. - 244 с. - ISBN 978-5-9507-0542-7.
31. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под редакцией А. Г. Асмолова. - Москва : Просвещение, 2010. - 159 с.
32. Хабибуллина, Э. Ф. Учет возрастных особенностей учащихся средних класса при реализации формирующего оценивания метапредметных образовательных результатов / Аллея науки. - 2019. - Т. 3, № 12(39). - С. 864¬869.
33. Шаповалова, О. Н. Формирующее оценивание как технология развития метапредметных результатов обучающихся основной школы : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Шаповалова Ольга Николаевна ; Донской государственный технический университет. - Ростов-на-Дону, 2020. - 135 с.
34. Шаповалова, О. Н. Дидактический потенциал оценивания
метапредметных результатов школьников: российский и зарубежный опыт / О. Н. Шаповалова, Н. Ф. Ефремова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7, № 6. - С. 78-89.
35. Шаповалова, О. Н. Инновационные технологии оценивания метапредметных компетенций школьников / О. Н. Шаповалова // Достижения науки и образования. - 2020. - № 12(66). - С. 74-76.
36. Шевцова, М. В. Формирующее оценивание как один из способов повышения качества образовательных результатов / М. В. Шевцова, О. А. Касимова, А. Г. Орлов // Вопросы педагогики. - 2019. - № 12-1. - С. 314¬318.
37. Шевченко, О. В. Конспект урока «Кодирование звуковой информации» с использованием техники формирующего оценивания / О. В. Шевченко // Педагогический практикум : материалы IV Международной учебно-методической конференции. - 2017. - С. 188-192.
38. Шмигирилова, И. Б. Оценивание в образовании: современные тенденции, проблемы и противоречия (обзор научных публикаций) / И. Б. Шмигирилова, А. Л. Рванова, О. В. Григоренко // Образование и наука. - 2021. - Т. 23, № 6. - С. 43-83.
39. Шурыгина, Ю. А. О некоторых приемах формирующего оценивания при обучении немецкому языку в средней общеобразовательной школе / Ю. А. Шурыгина, А. А. Глухова // V Авдеевские чтения : сборник статей Всероссийской научной конференции преподавателей, учителей, аспирантов, магистрантов, студентов и школьников. - Пенза, 2012. - С. 278-282.
40. What is formative assessment? // Teach. Learn. Grow : official website. - 2021. - URL:https://clck.ru/34gJpc(дата обращения: 02.05.2023)