Введение 5
1 Теоретические основы формирования у младшего школьника навыков
здорового и безопасного образа жизни 8
1.1 Сущность здорового и безопасного образа жизни 8
1.2 Учет возрастных особенностей детей младшего школьного
возраста при формировании навыков здорового и безопасного образа жизни 14
2 Формирование представлений у младшего школьника о здоровом и
безопасном образе жизни в системе дополнительного образования 18
2.1 Возможности системы дополнительного образования в
формировании представлений у младшего школьника о здоровом и безопасном образе жизни 18
2.2 Анализ сформированное™ представлений о здоровом и
безопасном образе жизни у младших школьников 23
2.3 Рекомендации по организации процесса формирования у
младшего школьника навыков здорового и безопасного образа жизни в условиях дополнительного образования в школе 36
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А
В современном обществе проблема становления и сохранения здоровья подрастающего поколения одна из важнейших. В связи с этим перед государственными структурами поставлены конкретные задачи по обеспечению условий содействия сохранению и укреплению здоровья детей и юношей. Об этом свидетельствуют государственные документы. Например, в статье 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников» [36]. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования у младшего школьника должны быть сформированы системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни[36].Важным этапом на пути формирования основ ЗОЖ стало принятие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором отмечается, что формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на создание условий для ведения здорового образа жизни [35].
О важности формирования основ здорового и безопасного образа жизни начиная с младшего школьного возраста свидетельствую работы авторов Т.Н. Андреевой, Е.Н. Галынской, И.В. Кузнецовой, Г.А. Хакимовой, В.А.Пискунова, С.А. Шинкоренко.
Особую роль в формирования основ здорового и безопасного образа жизни придается возможностям системы дополнительного образования В.Д. Иванов, З.И. Митина, Н.А. Склянов.
В связи с этим формирование основ здорового и безопасного образа жизни у детей является важной педагогической задачей, что и актуализирует выбор темы исследования «Формирование у младшего школьника навыков здорового и безопасного образа жизни в системе дополнительного образования».
Цель исследования: охарактеризовать формирование у
младших школьников основ здорового и безопасного образа жизни в системе дополнительного образования
Объект исследования: формирование у младшего школьника навыков здорового и безопасного образа жизни
Предмет исследования: особенности формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизнедеятельность у младших школьников в системе дополнительного образования.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность здорового и безопасного образа жизни
2. Показать важность учета возрастных особенностей детей младшего школьного возраста при формировании навыков здорового и безопасного образа жизни
3. Проанализировать сформированность представлений о здоровом и безопасном образе жизни у младших школьников
4. Разработать рекомендации по организации процесса формирования у младшего школьника навыков здорового и безопасного образа жизни в условиях дополнительного образования в школе
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, сравнение, систематизация, обобщение полученных результатов исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные рекомендации по организации процесса формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у младших школьников, в дальнейшем, могут применяться педагогами дополнительного образования в процессе педагогической деятельности, а теоретические сведения из данной работы могут быть использованы студентами при написании научных работ и в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям по педагогике.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Лесосибирска».
Структура курсовой работы состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованных источников в количестве 41 и приложения. Общий объем дипломной работы 57 страницы.
Государственные документы и многочисленные исследования свидетельствуют о том, что сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны.
Анализ научно-педагогической литературы показал, что представления о здоровом и безопасном образе жизни формируются постепенно, исходя из личного опыта, приобретенного ребенком с детства. В своей работе мы опирались на определение Т.Н. Андреевой, которая утверждает, что здоровый образ жизни - выбранное личностью поведение, которое способствует сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, тесно связанное с гигиенической культурой. Сущность формирования безопасного поведения проявляется в готовности младших школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам показать важность учета возрастных особенностей детей младшего школьного возраста при формировании навыков здорового и безопасного образа жизни: осуществляется переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; память ребенка постепенно становится осознанно регулируемой и опосредствованной и принимает черты произвольности; представления о себе становятся осознанными и относительно устойчивыми.
Изучив возможности системы дополнительного образования в формировании здорового образа жизни, мы пришли к выводу, что дополнительное образование в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Дополнительное образование расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников.
На базе МБОУ «СОШ №1» был проведен анализ работы системы дополнительного образования детей по формированию у младших школьников представлений о здоровом и безопасном образе жизни, в котором приняли участие 20 школьников в возрасте с 10-11 лет. Результаты исследования позволяют прийти к выводу о том, что у младших школьников не в полной мере сформированы представления о здоровом и безопасном образе жизни.
В связи с этим в нашей работе были составлены методические рекомендации по организации процесса формирования у младшего школьника навыков здорового и безопасного образа жизни. Нами были предложены мероприятия, реализация которых будет способствовать расширению представлений младших школьников о здоровом и безопасном образе жизни, повышению уровня владения культурными нормами в сфере здоровья, созданию благоприятного психологического климата среди школьников, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
1. Андреева, И. Г. Теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников / И. Г. Андреева // Вестник Академии детско- юношеского туризма и краеведения. - 2017. - № 4. - С. 64-74.
2. Андреева, И. Г. Федеральный государственный образовательный стандарт как теоретическая основа формирования культуры здоровья / И.Г. Андреева // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2017. - № 2. - С. 84-94.
3. Андреева, Т. Н. Формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников на основе системно-деятельностного подхода / Т. Н. Андреева. // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - Москва: 2013. - 28 с.
4. Бачиева, Э. Ю. Формирование здорового образа жизни учащихся как приоритет воспитательной деятельности современной школы / Э. Ю. Бачиева, Ф. Р. Асадулаева // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №
5. - С. 177-179.
5. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого сознания до школьного возраста / Е.Н. Водовозова// Психология, педагогика, технология обучения. -Либроком, 2019. - С. 45-47.
6. Габеркорн, И. И. Формирование здорового образа жизни в процессе валеологического образования учащихся / И. И. Габеркорн // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10. - С. 35-39.
7. Галынская, Е. Н. Формирование основ культуры здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей /Е. Н. Галынская. - Москва: 2015. - 29с.
8. Григорьева, Д. И. Исследование уровня знаний младших школьников о ценностном отношении к здоровью / Д. И. Григорьева // Москва: - 2016. - № 12. - С. 79-81.
9. Егоров, С.Ф. История педагогики в России: Хрестоматия / С.Ф. Егоров // Хрестоматия -Москва : 1999 - 396 с.
10. Енокаева, С. С. Интегративный подход к формированию культуры здоровья школьников / С. С. Енокаева // Вестник Адыгейского государственного университета : Педагогика и психология. - 2016. - № 4. - С. 160-165.
11. Иванов, В. Д. Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников / В. Д. Иванов, 3. И. Матина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - № 1. - С. 79-89.
12. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. - Москва: Педагогика, 1955.-376с.
13. Кузнецова, Л. Ф. Здоровый образ жизни: жизненные навыки. / Н. Н. Яковлева. //Учебно-методическое пособие для педагогов- 2010. - 144 с.
14. Кузнецова, И. В. Становление валеологической культуры детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности / И.В. Кузнецова. - Москва, 2012. - 29 с.
15. Мардеев, Р. Ю. Организационно-педагогические условия формирования
мотивации к здоровому образу жизни воспитанников образовательных учреждений дополнительного образования /Р. Ю. Мардеев //
Инновационная наука. - 2018. - № 12. - С. 164-166.
16. Науменко, О. А. Экологический аспект укрепления здоровья школьников методами физической культуры / О. А. Науменко, М. И. Кабышева, Ж. И. Киселева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -
2018. - № 1. - С. 133-136.
17. Немов Р. С. Психология / Р. С. Немов // Общие основы психологии - 2011. - С. 152-158.
18. Неустроева, М. И. Диагностика уровня знаний младших школьников о ценностном отношении к здоровью / М. И. Неустроева // Наука, техника и образование. - 2015. - № 12. - С. 182-183.
19. Нуриева, А. Р. Формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы / А. Р. Нуриева, Ф. С. Газизова,
Т. Н. Галич // Проблемы современного педагогического образования. -
2019. - № 64. - С. 194-197.
20. Нурматова, М. И. Основные направления в формировании здорового образа жизни младшего школьника / М. И. Нурматова // Здоровый образ жизни. - 2019. - № 15. - С. 68-69.
21. Ольхова, А. В. Методика формирования общественных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности общекультурного направления / А. В. Ольхова, Б. В. Сергеева // Концепт. - 2019. - № 3. - С. 7-11.
22. Павлова, Л. Е. Психологическая точка зрения на систему профилактических мероприятий здорового образа жизни / Л. Е. Павлова, С. Ф. Рюмшина // Региональный вестник. - 2018. - № 3. - С. 14-16.
23. Пискунов, В. А. Здоровый образ жизни: учебно-методическое пособие / В. А. Пискунов, М. Р. Максиняева, Л. П. Тупицына, Т. И. Егорова, Э. В. Айриян. // Прометей - Москва: 2012. - 86 с.
24. Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.И. Пискунов. // Просвещение 1981. - 528 с.
25. Пискунов, А.И. История педагогики и образования / А.И. Пискунов //. - Москва: - Сфера, 2018.- 352с.
26. Популо, Г. М. Особенности развития двигательных способностей детей младшего школьного возраста средствами оздоровительной аэробики / Г. М. Популо, А. А. Подлубная // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 3. - С. 183-187.
27. Рылова, Н. Т. Педагогические условия организации здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях муниципальной системы образования / Н. Т. Рылова // Валеология. - 2012. - № 4. - С. 21-24.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. // - «Питер», 2017 - 712 с
29. Сергеева, Б. В. Способы формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности / Б. В. Сергеева, Д. А. Игнатова //
Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. -
2018. - № 2. - С. 50-64.
30. Сергеева, Б. В. Средства формирования здорового образа жизни младших школьников / Б. В. Сергеева, В. В. Токарева // Проблемы педагогики. - 2017. - № 1. - С. 18-20.
31. Склянова, Н.А. Современные тенденции развития курса «Основы безопасности жизнедеятельности»/ Н.А. Склянова,И.В.Плющ, Н.Н. Шелегин//Сибирский учитель - 2009 - № 4 - С. 10-14.
32. Скоморохова, М. И. Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников средствами педагогической технологии / М. И. Скоморохова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 1. - С. 184-188.
33. Сорокина, Л.М.Компетентностный подход в обучении безопасного образа жизни/ Л. М. Сорокина // Основы безопасности жизни. - 2011. - №12. - С.13-15.
34. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / В. А. Сухомлинский, О. С. Богданова, В. 3. Смаль// Просвещение, 1979. т. 1.-560 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Просвещение, 2010. - 37 с.
36. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»[электронный ресурс]. Режим
доступа: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon(дата обращения 23.05.21).
37. Хакимова, Г. А. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей: Монография / Г. А. Хакимова, Г. Н. Гребенюк // Нижневартовск : - 2010. - 175 с.
38. Чиркова, В. М. Формирование здорового и безопасного образа жизни в начальной школе / В. М. Чиркова // Балтийский гуманитарный журнал. -
2019. - № 3. - С. 181-184.
39. Шаповалов, А.В. Организационно-содержательные основы
совершенствования здоровьесберегающей деятельности
общеобразовательной организации / А. В. Шаповалов, И. К. Гунажоков, С. А. Хазова, С. Н. Бегидова // Вестник Адыгейского государственного университета: Педагогика и психология. - 2016. - № 1. - С. 151-157.
40. Шинкаренко, А. С. Формирование безопасного и здорового образа жизни школьников на современном этапе развития общества/ А. С. Шинкаренко. Москва : - Педагогика. - 2015. - 25 с.
41. Эльконин, Д. Б. Особенности психического развития детей 10-11 летнего возраста / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. Москва : - Педагогика, - 1988.- 136 с.