Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОГО КИНЕМАТОГРАФА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА НА МИРООТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЯНИНА

Работа №152479

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы42
Год сдачи2020
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Специфика и кинематографа и его влияния на мироотношение
общества 11
1.1 Характеристика советского кинематографа второй половины XX
века 11
1.2 Мироотношение и кинематограф: специфика репрезентации 23
2. Специфика влияния советского кинематографа на мироотношение
современного россиянина 26
2.1 Своеобразие мироотношения, репрезентируемого советским
кинематографом второй половины XX века 26
2.2 Мироотношение современного россиянина и советский
кинематограф XX века 30
Заключение 35
Список использованных источников 38

Актуальность темы исследования. Искусство является непосредственным отражением окружающего нас мира, а каждое творческое произведение содержит в себе часть жизненной идеологии человека его создавшего. Таким образом опыт, концепции, историческая эпоха, мировоззрение и мироощущение отдельно взятой личности открываются общественности и находят своё отражение в результатах творческой деятельности.
Самым массовым и имеющим, пожалуй, наибольшее влияние на человечество из сфер искусства является кинематограф. Именно он безжалостно и порой чересчур реалистично являет разнообразные изменения во всех сферах общественной жизни, будь то политика, экономика или отражает глубоко экзистенциальные аспекты, на уровне бессознательного. При этом несмотря на категоричность и правдивость кинематограф имеет своей целью не просто констатацию проблематики, а скорее поиск способов и возможностей разрешения спорных аспектов.
Кинематограф находится на стадии непрерывного развития, параллельно с социумом, выступая в качестве отражения общественных и культурных событий, происходящих в нём. Это приводит к неизбежному влиянию на мировоззрение людей, что в целом может рассматриваться как в положительном, так и негативном ключе. Человек может с помощью кинематографа находить ответы на вопросы, которые его интересуют, смотреть на ситуации с разных ракурсов, формируя критичное мышление и в значительной степени объективный подход к восприятию реальности. В тоже же время таким образом он может полностью перенимать паттерны поведения и отношение к происходящим событиям, исключая свой индивидуализм и осознанность.
Это обусловлено крайне мощной способностью кинематографии, выражающейся в эффекте массовой визуализации, которая в несколько крат увеличивает интенсивность отражаемых явлений, событий и человеческих характеров и выступает в какой-то степени призывом к действию.
Российский кинематограф, впрочем, как и любой иной имеет свою специфику, которая обусловлена уникальным социальным кодом, присущим отдельно взятой временной эпохе.
Безусловный интерес представляет советский кинематограф, поскольку данный период был достаточно длительным и для него характерен синтез разнообразных культурных ценностей, которые менялись достаточно динамично и в целом оказали влияние на мироотношение значительного количества поколений, в том числе и современных россиян. В целом можно констатировать, что именно в это время происходит формирование концепции личностного, эгоцентричного подхода к пониманию окружающего мира, что выступило базой для современного общества, где права и свободы личности абсолютные ценности, а любовь к себе-неотъемлемый атрибут качественной и гармоничной жизни.
Произведения советского кинематографа внесли неотъемлемый вклад в формирование в том числе современного культурного пласта, они помогли преодолению жизненных трудностей многим поколениям, поскольку являлись мощными мотиваторами и в целом снижали градус тревожности, который витал в обществе в столь непростые для государства годы.
Среда кинокультуры, созданная российским кинематографом способствовала особенно в советское время, формированию высоких социокультурных и эстетических идеалов у кинозрителей.
При этом достаточно парадоксально, что несмотря на то, что тематика отечественного кинематографа является предметом обсуждений и дискуссий в научной и культурной среде в настоящее время отсутствуют комплексные, системные труды, посвящённые детальному анализу разнообразных концепций влияния советского кинематографа второй половины XX века на мироотношение современного россиянина. Указанное может быть обусловлено тем, что кинематограф достаточно длительное время являлся предметом разнообразных наук, таких как история, педагогика и научная деятельность проводилась методами и средства, присущими исключительно одной научной дисциплине. Не уделялось внимание такому ключевому аспекту как непосредственное, практическое влияние отражаемых в советском кинематографе ценностей на картину мира человека.
Таким образом, избранную тематику исследования нельзя признать достаточно разработанной.
Степень изученности
Как было ранее указано, фундаментальные труды, посвященные тематике влияния советского кинематографа второй половины XX века на мироотношение современного россиянина, отсутствуют. Но вместе с тем можно встретить научные работы, которые в той или иной мере затрагивают отдельные аспекты проблематики.
К примеру, в диссертации Давиденко Дмитрия Анатольевича «Человек и действительность в отечественном кинематографе 70-х годов можно встретить изучение человека как барометра духовно-нравственного состояния общества отдельной взятой эпохи, его самоощущения и мироощущения, описание духовно-нравственного и психологического портретов.
Массовое сознание, социально-психологические проблемы человека в кризисную эпоху, а также его ценностные ориентиры, синтез героя и окружающей среды, трансформация экранной картины мира, именно такие категории нашли своё отражение в работе Безенковой Марии Викторовны «Пространственно-временной континуум российского кинематографа переходного периода (1984-1992).1К методике исследования экрана перестроечного времени».
В научном труде Григорьян Яны Грантовны «История киноисскуства России в 1980-2000 годах: опыт и проблемы». Предпринята попытка комплексного исследования истории советского (российского) киноискусства в исследуемые годы. Репрезентация повседневности в советском кинематографе конца 1950-1960 гг. представлена в работе Глебкиной Натальи Владимировны.
Получить понимание социологического анализа кинопроцесса в СССР можно исходя из изучения диссертации Воробьёвой Кристины Сергеевны «Отечественная социология кино: вторая половина XX-начало XXIBB».
Чернышова Наталья Михайловна осуществила исследование ментальности советского общества через призму кинематографа.
На основании представленных работ можно сделать вывод о том, что авторы уделяли внимание взаимосвязи кинематографа и мировоззрения отдельных социальных групп или брали за основу конкретный временной промежуток. Тогда как фундаментальные труды, посвященные исключительно влиянию советского кинематографа второй половины XX века на мироотношение современного россиянина, отсутствуют.
Цель исследования заключается в изучении влияния советского кинематографа второй половины XX века на мироотношение современного россиянина.
Исходя из поставленной цели, исследование предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать советский кинематограф второй половины XX века.
2. Рассмотреть соотношение категорий мироотношение и кинематограф, определить специфику репрезентации мироотношения в кино.
3. Изучить своеобразие мироотношения, репрезентируемого советским кинематографом второй половины XX века, проанализировать мироотношение современного россиянина.
4. Определить роль советского кинематографа второй половины XX века в формировании мироотношения современного россиянина.
Объектом исследования является фильм - репрезентант советского кинематографа второй половины XX века, повлиявшие на мироотношение современного россиянина.
Предметом исследования выступают особенности влияния советского кинематографа второй половины XX века на мироотношение современного россиянина.
Гипотеза исследования
Перед началом исследования была выдвинута гипотеза о том, что кинематограф второй половины XX века оказал непосредственное влияние на мироотношение современного россиянина.
Методология исследования
Выбор методологии обусловлен особенностью объекта и предмета исследования. Таким образом, анализ кинопроизведения был проведен посредством применения таких методов как: философский и метод интерпретации. Путём использования философского метода удалось рассмотреть избранный фильм, сюжетные линии, типы-образы на мироотношение.
Предполагаемый результат
Результатом исследования является выявление и сравнительный анализ тенденций влияния советского кинематографа второй половины XX века на мироотношение современного россиянина.
Апробация
Данное исследование может быть применено в образовательной сфере, а именно использоваться, как теоретический материал на курсах по истории кинематографа. Более того, данная работа может служить фундаментом для дальнейшего исследования отечественного кинематографа второй половины XX века.
Теоретическая и практическая значимость
Итоговые результаты проведённого исследования могут быть использованы при написании различных научных работ, касающихся изучения советского кинематографа второй половины XX века. Также разработанные теоретические концепты могут стать обучающим материалом по таким направлениям как социология, культурология и отечественный кинематограф.
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам реализованного исследования можно сделать вывод о том, что обозначенные перед началом работы задачи были реализованы в должной мере.
Таким образом, цель, которая состояла в изучении влияния советского кинематографа второй половины XX века на мироотношение современного россиянина была достигнута.
В теоретической части исследования был охарактеризован советский кинематограф второй половины XX века, были выявлены основные, характерные черты каждого десятилетия данной эпохи.
В 1950-1960-х гг. отечественный кинематограф выходит на качественно новый этап своего развития, что обусловлено в том числе и появлением цветного кино.
В указанные годы на экране появляется новый киногерой, для которого характерны рефлексия, поиск себя в этом мире. Делается акцент на показ личности, в противовес ранее существующему подходу, когда в фильмах был сделан упор на превалирующую роль государства.
Тема Великой Отечественной войны продолжает оставаться актуальной и находит своё отражение в таких фильмах как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Судьба человека».
В то же время коммуникация творческой интеллигенции и власти в указанный период времени не претерпевает существенных изменений.
Властные структуры также рассматривали работников кинематографа, с одной стороны, как работников «идеологического фронта», которые способны влиять на умы масс, внедряя политический курс высшего руководства, а с другой стороны представителей сферы услуг, которые предлагали людям культурный досуг и развлекали их.
Как и прежде, государство было доминирующим субъектом, определяющим направление развития кинематографической системы, всех ее компонентов, а основным механизмом ее функционирования было непосредственное влияние власти на зрителя, реализация идеологических задач через кинематограф.
В дальнейшем указанная система стала ключевой причиной кризиса, который стал необратимым в 1970-х годах. О том, как осуществлялся надзор за творческой интеллигенцией, было написано много мемуаров. Соответствующие службы имели право напомнить авторам о политкорректности.
Наши творческие силы были вынуждены принимать политику, диктуемую редакторами, парторгами, худсоветами, художественными руководителями, главками и ЦК.
В итоге советский кинематограф оказался посередине между партией и общественным сознанием, в котором были прямо и косвенно представлены признаки необходимости трансформации общества, которые стали ещё более заметны в начале 1980-х гг.
Пятый Конгресс кинематографистов, состоявшийся в мае 1986 года, показал не только взрыв протеста против столь раздражающих канонов «соцреализма» и репрессивной цензуры, но и разрыв с гуманистическими традициями советского кино за последние три десятилетия.
В ходе проводимого исследования была также определена специфика репрезентации мироотношения и кинематографа. Можно констатировать, что при помощи фильмов у отдельных представителей социальных групп формируется картина мира, они получают ответы на интересующие их вопросы, перенимают жизненный опыт, из ситуаций, которые не случились с ними в реальной жизни.
В практической части исследования, в ходе анализа произведения советского кинематографа «Москва слезам не верит» были изучены аспекты своеобразия мироотношения, репрезентируемого советским кинематографом второй половины XX века, что позволило сделать следующие выводы.
В фильме соединена тематика личного пути человека, достижения целей, непосредственно мироотношения и ценностей, которые положены в основу его существования. На примере главных героинь мы видим, что правда и понимание реальности у каждой свои и что нет единственно верного пути к успеху.
Одновременно с этим в фильме присутствует репрезентация актуальной во все времена темы переезда из маленьких городов в крупные, а также показаны реалии социально-экономической обстановки в обществе советского периода.
Отдельным лейтмотивом идёт история личной жизни героинь, где можно наблюдать устоявшиеся в обществе до сих пор социальные конструкты относительно положения женщины в семье, отношения к карьере.
В последнем пункте данной работы изучена проблематика мироотношения современного россиянина и советского кинематографа XX века. Было определено, что герои, образ которых активно транслировался в советском кинематографе в настоящее время потеряли былую актуальность ввиду того, что в социуме изменились ценностные ориентиры и установки и в целом данный процесс будет осуществляться и далее.
Таким образом, в ходе исследования выявлено, что советский кинематограф второй половины XX века оказал непосредственное влияние на мироотношение современного россиянина, что выразилось в формировании определённого мировоззрения и менталитета посредством идей, заложенных в фильмах этого периода времени.



1. Богомолов, Ю. Краткий конспект длинной истории советского кино. 20-70-е годы / Богомолов, Ю. // Искусство кино. - 2015. - № 11. - С. 16¬23.
2. Березенкова, М.В. Пространственно-временной континуум
российского кинематографа периода (1984-1992). - 2001. [Электронный ресурс].- https://www.dissercat.com/content/prostranstvenno-vremennoi-
kontinuum-rossiiskogo-kinematografa-perekhodnogo-perioda-1984-1992.
3. Бондаренко, Е.А. Путешествие в мир кино. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2018. -255 с.
4. Быков, Р. До и после «Чучела» / Р.Быков // Юность. - 1985. - № 9 (364). - С. 84.
5. Воробьева, КС. Отечественная социология кино: вторая половина
XX - начало XXI вв. - 2011. [Электронный ресурс]. -
https://www.dissercat.com/content/otechestvennaya-sotsiologiya-kino.
6. Вайсфельд, И.В. Так начиналось искусство кино. - М.: Союз кинематографистов СССР, 1988. - 63 с.
7. Васильева, Е.М, Брагинский, М.Н. Ноев ковчег русского кино: от «Стеньки Разина» до «Стиляг». - М.: Глобус-Пресс, 2018. - 348 с.
8. Власов, М.П. П.О сюжете фильмов А. П. Довженко. - М.: Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Науч.-исслед. кабинет. Кафедра киноведения, 1965. - 40 с.
9. Григорьян, Я.Г. История киноискусства России в 1989-2000 гг. - 2003. [Электронный ресурс]. -https://www.dissercat.com/content/istoriya-kinoiskusstva-rossii-v-1980-2000-ggopytproblemy.
10. Глебников, Н.В. Репрезентация повседневности в советском кинематографе конца 1959-1960-х гг. - 2010. [Электронный ресурс]. - https://www.dissercat.com/content/reprezentatsiya-povsednevnosti-v-sovetskom- kinematografe-kontsa-1950-1960-kh-gg.
11. Георгиевская, Д.А.Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства советского и современного периода / Д.А.Георгиевская // Молодой ученый. - 2017. №- 1.1 (135.1). - С. 30-36.
12. Ждан, В.М. Краткая история советского кино. (1917-1967). - М: Искусство, 2017. - 147 с.
13. Зак, М. Е. Кино как искусство, или Настоящее кино. - М.: Материк, 2016. - 440 с.
14. Зоркая, Н.М. Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. - СПб.: Алетейя, 2018. - 258 с.
15. Иванов, Б. И. Виктор Кривулин - поэт российского Ренессанса / Б.И.Иванов // Новое лит. обозрение.- 2018. - № 68. - С. 270-276.
16. Инфопедия. [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
https://infopedia.su/17x5757.html
17. История российского кино 1960-1980 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lib.uni-dubna.ru/biblweb/expo/pdf/kin6.pdf
18. Кареев, Н. И. Беседы о выработке мировоззрения. - М.: Либроком, 2019. - 247 с.
19. Как создавали спецэффекты в культовых фильмах СССР. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://life.ru/p/1235984
20. Кокарев, И. Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим. - М.: Российский фонд культуры, 2018. - 488 с.
21. Краткая история зарождения советского
кинематографа.[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://rainboway.info/kratkaya-istoriya-zarozhdeniya-sovetskogo-kinematografa/
22. Краткая история отечественного кино: от 1953 до 1991.
[Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://tvkinoradio.ru/article/article16486-kratkaya-istoriya-otechestvennogo-kino-ot-1953-do-1991
23. Кубанова, Т.А. Картина мира как философское понятие и мировоззренческая система взглядов: история и перспективы изучения / Т.А.Кубанова // Общество. Среда. Развитие. - 2019. - №5. - С.58-61.
24. Менделеев, Д. И. Заветные мысли. Мировоззрение. - М: Огни, 2018. - 80 с.
25. Огоновская, И. С. История России в отечественном историко-художественном кинематографе /Огоновская И.С // Проблемы культурного образования / под ред.Кузнецова, М.В., Вып. 13. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016.- С. 6-22.
26. О повышении ответственности руководителей органов печати,
радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара. [Электронныйресурс]. -Режим
доступа: www.opentextnn.ru/censorship/russia/sov/law/tsk/1964/?id=4901&txt= 1
27. Плотникова, С.О, Болотин, Ю.Е. Влияние киноискусства на мировоззренческие установки молодёжи / С.О.Плотникова, Ю.Е.Болотин // Молодой учёный. - 2017. - №1.1. - С.95.
28. Ромм, М.И. Беседы о кино. - М.: Просвещение, 1974. - 221 с.
29. Садуль, Ж. История киноискусства: От его зарождения до наших дней. - М.: Инлитиздат, 1957. - 313 с.
30. Социология: Энциклопедия / Сост.Грицанов, А.А, Абушенко, В.Л, Евелькин, Г.М и др.- Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. - 348 с.
31. Чернышева, П.М. Ментальность советского общества через призму кинематографа: Период детоталитаризации. - 2001. [Электронный ресурс]. -https://www.dissercat.com/content/mentalnost-sovetskogo-obshchestva-cherez- prizmu-kinematografa-period-detotalitarizatsii.
32. Шенгелая, Э. На крыльях притчи / Шенгелая, Э. // Кинопанорама. Советское кино сегодня. Вып. 3. - М.: Искусство, 1981. - С. 286-296.
33. Юшкевич, П. С. Мировоззрение и мировоззрения. Очерки и характеристики. - М.: Либроком, 2018. - 80 с.
34. Ямпольский, М.С. Язык - тело - случай: кинематограф и поиски смысла. - М.: Новое лит. обозрение, 2018. - 153 с.
35. 1960-е годы. [Электронный ресурс]. - Режим
4OCTyiia:https:/mi.vikipeclia.orgAviki/1960-e годы


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ