Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №152472

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальная педагогика

Объем работы105
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………..…………………9
1.1. Проблема изучения зрительного восприятия в психологической литературе…………………………………………………………………………9
1.2. Особенности развития зрительного восприятия у детей младшего школьного возрасте……………………………………………………………...14
1.3. Современное состояние изучения проблемы зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития….18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…….…...………………………………………………26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……..………………………………………………………………..28
2.1. Организация, методы и методики исследования………………………..28
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…….………...…………………………………………44
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР………………………………………………………………………………..46
3.1. Научно-теоретические основы организации процесса развития и коррекции зрительного восприятия у учащихся младших классов с ЗПР…..46
3.2. Формирующий эксперимент……………………………………………….49
3.3. Контрольный эксперимент………………………………………………….63
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3………..………………………………………………..76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….………………79
ПРИЛОЖЕНИЯ….………………………………………………………………84

Актуальность исследования. В последние несколько лет в нашей стране началось активное внедрение инклюзии во все сферы жизни человека, в том числе и образование. В связи с этим дети дошкольного и школьного возраста с различными отклонениями в развитии, до этого посещающие специализированные учреждения, перешли к пребыванию в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждения. Это означает, что им предстоит обучаться с детьми-нормой, от которых они заметно отличаются уровнем сформированности высших психических функций, в том числе и зрительного восприятия.
Наиболее часто встречаемым нарушением развития смело можно назвать задержку психического развития. Такое нарушение в развитии можно охарактеризовать как нарушение темпа психического развития во всех направлениях. При этом дети имеют значительные шансы в преодолении своего дефекта. Такими исследователями как К.С. Лебединская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер и другими делался вывод, что задержка психического развития носит временный характер и часто, при помощи своевременной диагностики и коррекции, имеет шанс на компенсацию.
Одним из важнейших направлений в работе психолога является развитие зрительного восприятия у ребенка. Достаточный уровень сформированности этого психического процесса позволяет человеку узнавать предметы в непривычном ракурсе, схематических или контурных изображений, правильному восприятию и воспроизведению элементов букв и их сочетаний. Недоразвитие же вызывает серьезные затруднения в учебной деятельности. Это выражается в замедленном темпе в приеме и переработке слуховой, зрительной и другой информации.
Важным является обратить внимание на развитие зрительного восприятия ребенка еще на этапе дошкольного детства, поскольку именно в этот период развития происходит формирование сенсорных эталонов, которые после выступают в виде фундамента для дальнейшего развития не только восприятия, но и других, связанных с ним психических процессов. Это необходимо устранить для успешного в дальнейшем обучения детей с задержкой психического развития.
Проблемой развития зрительного восприятия у детей с ЗПР занимались Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, М.С. Певзнер, С.Г. Шевченко и многие другие.
Изучение способов развития зрительного восприятия навыков имеет огромное значение для дальнейшего поиска путей и средств коррекции нарушений у детей с задержкой психического развития. Это подводит к мысли о том, проблема развития зрительного восприятия очень важна для специальной психологии.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития часто встречается недостаточно развитое зрительное восприятие, влияющее на эффективность школьного обучения и жизнедеятельности в целом.
Цель исследования: изучить особенности зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, составить рекомендации по развитию зрительного восприятия у детей данной категории.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной медико-биологической и психолого-педагогической и литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Провести исследование зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Выявить особенности зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4. Разработать коррекционно-развивающую программу для развития зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Составить рекомендации, направленные на формирование представленных навыков.
Объект исследования: зрительное восприятие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования определялись нами в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие методы:
• Теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
• Эмпирические: изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение; экспериментальные методы – констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Опираясь на поставленные перед нами задачи исследования, мы изучили литературу и пришли к выводу, что развитие зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет ряд характерных особенностей, присущих в той или иной степени выраженности всем детям данной категории. Недоразвитие зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития связано с обеднением их представлений об окружающем мире и недоразвитием сенсорных эталонов.
Развитие зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является важнейшим условием успешности их учебной деятельности. Поэтому необходима разработка и реализация форм и методов проведения психолого-педагогической работы по формированию данных навыков.
В практической части исследования была организована и проведена работа по изучению особенностей развития зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на базе КГБОУ «Красноярская школа № 7», в ходе которой были использованы следующие диагностические методики: Проба В. Поппельрейтера «Узнавание наложенных изображений», Закрашивание фигур по Л.Ф. Фатиховой, Восприятие химерных изображений, Изучение понимания смысла сюжетных картинок, Восприятие перечеркнутых изображений.
По результатам четырех методик мы выявили, что в обеих обследуемых группах преобладает высокий и средний уровень развития зрительного восприятия. Также был выявлен очень высокий уровень у испытуемых. Эти дети легко справлялись с заданиями на узнавание перечеркнутых и недорисованных изображений. В редких случаях нами также был замечен низкий уровень сформированности.
В соответствии с результатами проведенного констатирующего эксперимента, нами была проведена коррекционная работа по формированию определенных свойств зрительного восприятия. Для разработки коррекционно-развивающей программы был проведен анализ нескольких литературных источников по вопросам коррекции зрительного восприятия у детей с ЗПР.
Далее нами был подготовлен повторный (контрольный) эксперимент, в котором была проведена диагностика уровня сформированности зрительного восприятия, где были установлены следующие результаты: участники экспериментальной группы показали преимущественно очень высокий и высокий уровень зрительного восприятия, в то время как участники контрольной группы имеют показатели высокого и среднего уровня.
В результате исследования были получены данные, подтверждающие гипотезу данного исследования о том, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития часто встречается недостаточно развитое зрительное восприятие, влияющее на эффективность школьного обучения и жизнедеятельности в целом.
На основе данных результатов можно сделать вывод, что у младших школьников с задержкой психического развития действительно встречаются проблемы в развитии зрительного восприятия как: трудности в восприятии зашумленных изображений, неспособность целостно и адекватно воспринимать жизненную ситуацию, нередко встречаются случаи обедненного кругозора у детей с данным дефектом и отсутствие элементарных представлений об окружающем мире, но благодаря коррекционно-развивающему воздействию эти недостатки возможно значительно сгладить.


1. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в
начальной школе // Вопросы психологии. - 2010. - № 5.- С.45-51.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука,
1977
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении детей. – М.,
1998
4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия.-
М.: МГУ, 1973.
5. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.,
«Просвещение», 1969. 365 с. с илл. (Акад. пед. наук СССР).
6. Вовчик-Блакитная М. В. Развитие пространственного различения в
дошкольном возрасте // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. – М., 1961.
7. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.:
Академический Проект, 2004. - 142 с.
8. Волочков А.А., Вяткин Б.А.. Индивидуальный стиль учебной
активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. - С.10.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 2002г.
– 504 с.
10. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология.
Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата / В. П. Глухов. — Москва: Огни, 2017. — 314 c.
11. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия - М.:
«Прогресс», 1970, 223 с.
12. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия - М.:
«Прогресс», 1970, 223 с.
13. Гусев А. Н. Общая психология: в 7 т.: Т. 2: Ощущение и восприятие. М.:
Академия ,2007- 416 с.
14. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой, В. И.
Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.
15. И.М. Никольская, Р.М. Грановская. Психологическая защита у детей. –
СПБ.: Речь, 2000. – 570 с. ...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ