Только Word
Введение 3
Глава I. Место темы «Культура Русского Зарубежья 1920-1930-х гг.» в школьном курсе истории. 10
1.1. Место темы в нормативных документах школьного образования. 10
1.2. Студенты и школьники об актуальности изучения культуры Русского зарубежья (по материалам опроса). 17
Глава 2. Отражение темы «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг. в современных учебниках истории 21
2.1 «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» на страницах учебника издательства «Просвещение» 1992 года. 23
2.2. Репрезентация темы «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» в современных учебниках по истории России. 26
Глава III. Методические разработки по изучению темы «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» в школьном курсе истории. 33
3.1. Методические рекомендации по изучению темы «Культуры Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» на уроках истории в 10 классе. 33
3.2. Внеурочное мероприятие по теме: «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.». 38
Заключение. 45
Список источников и литературы 48
Приложения 52
Актуальность темы исследования.
Современное образование стремится соответствовать социальным запросам и потребностям. Ускорение темпов развития общества, появление новых информационных технологий приводит к необходимости изменения самого образования и, в первую очередь, ожидаемых результатов деятельности учеников. Основным результатом обучения становится не набор знаний, а способность самостоятельно получать и использовать полученные знания, т.е. компетентность. Школьный курс истории чрезвычайно обширен, в то время как количество учебных часов, выделяемых на предмет, весьма невелико. Вследствие этого за бортом изучения нередко оказываются многие яркие и интересные темы, чаще всего это касается тем по истории культуры, которые традиционно находятся на заднем плане в школьном курсе истории.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории усиливает внимание к вопросам культуры на разных этапах истории развития России. Своеобразным феноменом в истории отечественной культуры является пласт эмигрантской культуры, возникшей вследствие массовой эмиграции из страны в разные годы, однако наиболее массовым это явление стало после революции и Гражданской войны. Культура Русского зарубежья в современных учебниках истории рассматривается не как самостоятельный пласт культуры, а через призму взаимоотношений интеллигенции с советской властью, что формирует довольно ущербное о ней представление. Между тем без подробного изучения этой темы картина развития отечественной культуры, безусловно, будет неполной. Тема «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» - это важный пласт истории культуры XX века. Все это делает тему предлагаемой курсовой работы актуальной.
Целью данного исследования является выявление оптимальных методов и приемов изучения данной темы в школьном курсе истории.
На основе этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить место рассматриваемой темы в школьном курсе истории, ее познавательный и воспитательный потенциал, на основе анализа нормативных источников;
2. Выявить степень актуальности преподавания темы для современных школьников и студентов;
3. Проанализировать репрезентацию темы «Культура Русского зарубежья 1920-1930х гг» в школьных учебниках;
4. Разработать методические рекомендации по изучению темы на уроках и во внеурочной деятельности в 10 классе
Объектом исследования являются проблемы и методические аспекты изучения темы «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг» в школьном курсе истории.
Предметом изучения будут формы, методы и приемы преподавания рассматриваемой темы в школьном курсе истории в 10 классе.
Степень изученности темы. Тема нашей дипломной работы слабо исследована, методически не подкреплена никакими специальными публикациями. В связи с этим к исследованию нами были привлечены, во-первых, методические работы, в которых выявляются и оцениваются применимость различных методов и подходов к изучению проблем культуры, и комплекс исторических работ по истории отечественной культуры и духовной жизни в интересуемый нас период, в том числе работы по культуре Русского зарубежья 1920-1930-х гг.
1. Литература по методике преподавания истории и современным технологиям обучения использовалась нами для выработки собственных методических рекомендаций по подготовке урока и внеурочного мероприятия на изучаемую тему....
В начале данной дипломной работы предо мной стояла цель - выявление оптимальных методов и приемов изучения данной темы в школьном курсе истории.
Проанализировав нормативные документы и материалы научно- методических исследований, мы пришли к выводу, что несмотря на зафиксированное в государственных стандартах признание важности изучения вопросов культуры в школьном курсе истории, на практике в этом вопросе сохраняется множество проблем – по-прежнему нехватка часов на изучение истории культуры; превалирование персоналистского подхода в ее преподавании, вынуждающего учащихся учить огромные списки имен и произведений в ущерб созданию комплексного, интегрированного представления о культурной жизни общества разных эпох; однообразие методических подходов к преподаванию историко-культурных тем. В значительной степени это касается и выбранной нами темы.
Отмечая важность изучения вопросов отечественной культуры и воспитание бережного и уважительного отношения к культурному наследию, в содержательной части Историко-культурный стандарт недостаточно четко формулирует место изучения культуры Русского зарубежья. Русское зарубежье упоминается в ИКС1 в рамках двух разделов – «Гражданская война и ее последствия», где эмиграция и формирование Русского зарубежья рассматриваются как одно из последствий гражданской войны, и «Культурное пространство советского общества», где культура Русского зарубежья рассматривается в контексте становления советской культуры и ее основных характеристик, но при этом изолированно, например, от такой сферы, как наука, что представляется не совсем верным,
Анализ репрезентации темы в современных учебниках показал, что «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» освещается в них довольно поверхностно, как правило, это несколько абзацев, которые лишь затрагивают отдельные аспекты темы, главным образом, в контексте взаимоотношений с советской властью. Вся важность культуры русской эмиграции данного периода игнорируется. Методический аппарат учебников, на наш взгляд, достаточно однообразен, вопросы и задания в большей степени нацелены на репродуктивную мыслительную деятельность.
На наш взгляд, разработанные нами варианты урока и внеурочного мероприятия и классного часа при изучении данной темы не только соответствуют требованиям государственного стандарта и методическим представлениям о современной организации учебного процесса, но и могут восполнить ряд пробелов в изучении темы по учебникам. В основу представленного урока были положены рабочие листы, работа с которыми позволяет не только расширить представления ребят об изучаемой теме в разрезе отдельных сфер художественной жизни, но и нацелена на активизацию самостоятельной работы школьников, развитие умений работы с различными историческими источниками, совершенствование навыков анализа, систематизации информации, выстраивания причинно-следственных связей, а также развитие их коммуникативных и креативных компетенций. Нехватку времени на всестороннее изучение темы поможет восполнить эффективная организация внеурочной работы учащихся по теме, нацеленная на развитие их проектных навыков и творческого потенциала. Предложенный вариант внеурочной деятельности - ролевая игра, позволит школьникам погрузиться в атмосферу культурной жизни Русского зарубежья 1920-1930-х гг.
Следует отметить, что изучение данной темы в широком контексте курса истории России даёт возможность для осуществления содержательных межпредметных связей с материалом других предметных областей: литературы, географии, изобразительного искусства, музыки. «Культура Русского зарубежья» - это тема, без изучения которой невозможно получить полное представление об отечественной культуре XX века и месте, и роли России в развитии мировой культуры.
1. Арсеньев А. Русская диаспора в Югославии // Русская эмиграция в Югославии. — С. 63;
2. Богданова О. Ю. Избранные труды / Сост. Л. В. Овчинникова и др. – Южно-Сахалинск, 2015.
3. Бурлаченко О. Ю. О формировании навыков самостоятельного анализа образа-персонажа в старших классах средней школы //Активизация преподавания литературы в средней школе. Сборник статей / Под ред. В. В. Голубкова. – М., 2011. Это литература
4. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие. – М., 2016.
5. Короткова М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста// Преподавание истории в школе: науч-теорет. и метод. журн. – 2010. - №5.- С. 3-7
6. Крапчатова, В.Л. Курс истории русской культуры как решение проблемы недостаточного освещения данной темы в отечественных учебниках истории России / В. Л. Крапчатова // Комплексная модернизация системы образования города Москвы / Департамент образования г. Москвы, Юго-Вост. окр. упр. образования, Науч.-метод. центр. - М.: ГОУ ОМК (НМЦ) ЮВОУО ДО, 2011. - Вып. 6. - С.40-43
7. Кузин Д.В. К проблеме формирования аналитических умений школьников в процессе преподавания истории//Актуальные проблемы методики обучения истории и обществознанию – Спб., 2013. С.49
8. Литература: Справочные материалы. Книга для учащихся / Под ред. С. В. Тураева. – М., 2015.
9. Методика преподавания истории в средней школе: учеб. пособие для студентов / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. — М.: Просвещение, 2016. — С. 102-104
10. Об основных предметах первоначального образования (из лекций по педагогике) // Опыты историко-филологических трудов студентов Главного педагогического института (Шестой выпуск). – СПб., 2012.
11. Пивовар Е. И. Российское зарубежье: социально-исторический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии. – М., 2008
12. Селунская В. М. Проблема «Российское зарубежье XX века»: изучение и преподавание на историческом факультете МГУ. С. 65-66;
13. Седова Е. Е. Русская музыкальная культура как фактор национального воспитания в Российском Зарубежье [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1259 (дата обращения — 5 марта 2021 г.).
14. Сластёнин В. А., Чижакова Г. И. Педагогическая аксиология: монография. – Красноярск, 2018.
15. Тарле Г. Я. История российского зарубежья: некоторые понятия и основные этапы // Проблемы изучения истории российского зарубежья: сб. статей. М., 1993. - С. 15-16.;....19