Проблемы и методические аспекты изучения культуры Русского зарубежья 1920-1930-х гг. в школьном курсе истории
|
Только Word
Введение 3
Глава I. Место темы «Культура Русского Зарубежья 1920-1930-х гг.» в школьном курсе истории. 10
1.1. Место темы в нормативных документах школьного образования. 10
1.2. Студенты и школьники об актуальности изучения культуры Русского зарубежья (по материалам опроса). 17
Глава 2. Отражение темы «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг. в современных учебниках истории 21
2.1 «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» на страницах учебника издательства «Просвещение» 1992 года. 23
2.2. Репрезентация темы «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» в современных учебниках по истории России. 26
Глава III. Методические разработки по изучению темы «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» в школьном курсе истории. 33
3.1. Методические рекомендации по изучению темы «Культуры Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» на уроках истории в 10 классе. 33
3.2. Внеурочное мероприятие по теме: «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.». 38
Заключение. 45
Список источников и литературы 48
Приложения 52
Введение 3
Глава I. Место темы «Культура Русского Зарубежья 1920-1930-х гг.» в школьном курсе истории. 10
1.1. Место темы в нормативных документах школьного образования. 10
1.2. Студенты и школьники об актуальности изучения культуры Русского зарубежья (по материалам опроса). 17
Глава 2. Отражение темы «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг. в современных учебниках истории 21
2.1 «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» на страницах учебника издательства «Просвещение» 1992 года. 23
2.2. Репрезентация темы «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» в современных учебниках по истории России. 26
Глава III. Методические разработки по изучению темы «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» в школьном курсе истории. 33
3.1. Методические рекомендации по изучению темы «Культуры Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» на уроках истории в 10 классе. 33
3.2. Внеурочное мероприятие по теме: «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.». 38
Заключение. 45
Список источников и литературы 48
Приложения 52
Актуальность темы исследования.
Современное образование стремится соответствовать социальным запросам и потребностям. Ускорение темпов развития общества, появление новых информационных технологий приводит к необходимости изменения самого образования и, в первую очередь, ожидаемых результатов деятельности учеников. Основным результатом обучения становится не набор знаний, а способность самостоятельно получать и использовать полученные знания, т.е. компетентность. Школьный курс истории чрезвычайно обширен, в то время как количество учебных часов, выделяемых на предмет, весьма невелико. Вследствие этого за бортом изучения нередко оказываются многие яркие и интересные темы, чаще всего это касается тем по истории культуры, которые традиционно находятся на заднем плане в школьном курсе истории.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории усиливает внимание к вопросам культуры на разных этапах истории развития России. Своеобразным феноменом в истории отечественной культуры является пласт эмигрантской культуры, возникшей вследствие массовой эмиграции из страны в разные годы, однако наиболее массовым это явление стало после революции и Гражданской войны. Культура Русского зарубежья в современных учебниках истории рассматривается не как самостоятельный пласт культуры, а через призму взаимоотношений интеллигенции с советской властью, что формирует довольно ущербное о ней представление. Между тем без подробного изучения этой темы картина развития отечественной культуры, безусловно, будет неполной. Тема «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» - это важный пласт истории культуры XX века. Все это делает тему предлагаемой курсовой работы актуальной.
Целью данного исследования является выявление оптимальных методов и приемов изучения данной темы в школьном курсе истории.
На основе этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить место рассматриваемой темы в школьном курсе истории, ее познавательный и воспитательный потенциал, на основе анализа нормативных источников;
2. Выявить степень актуальности преподавания темы для современных школьников и студентов;
3. Проанализировать репрезентацию темы «Культура Русского зарубежья 1920-1930х гг» в школьных учебниках;
4. Разработать методические рекомендации по изучению темы на уроках и во внеурочной деятельности в 10 классе
Объектом исследования являются проблемы и методические аспекты изучения темы «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг» в школьном курсе истории.
Предметом изучения будут формы, методы и приемы преподавания рассматриваемой темы в школьном курсе истории в 10 классе.
Степень изученности темы. Тема нашей дипломной работы слабо исследована, методически не подкреплена никакими специальными публикациями. В связи с этим к исследованию нами были привлечены, во-первых, методические работы, в которых выявляются и оцениваются применимость различных методов и подходов к изучению проблем культуры, и комплекс исторических работ по истории отечественной культуры и духовной жизни в интересуемый нас период, в том числе работы по культуре Русского зарубежья 1920-1930-х гг.
1. Литература по методике преподавания истории и современным технологиям обучения использовалась нами для выработки собственных методических рекомендаций по подготовке урока и внеурочного мероприятия на изучаемую тему....
Современное образование стремится соответствовать социальным запросам и потребностям. Ускорение темпов развития общества, появление новых информационных технологий приводит к необходимости изменения самого образования и, в первую очередь, ожидаемых результатов деятельности учеников. Основным результатом обучения становится не набор знаний, а способность самостоятельно получать и использовать полученные знания, т.е. компетентность. Школьный курс истории чрезвычайно обширен, в то время как количество учебных часов, выделяемых на предмет, весьма невелико. Вследствие этого за бортом изучения нередко оказываются многие яркие и интересные темы, чаще всего это касается тем по истории культуры, которые традиционно находятся на заднем плане в школьном курсе истории.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории усиливает внимание к вопросам культуры на разных этапах истории развития России. Своеобразным феноменом в истории отечественной культуры является пласт эмигрантской культуры, возникшей вследствие массовой эмиграции из страны в разные годы, однако наиболее массовым это явление стало после революции и Гражданской войны. Культура Русского зарубежья в современных учебниках истории рассматривается не как самостоятельный пласт культуры, а через призму взаимоотношений интеллигенции с советской властью, что формирует довольно ущербное о ней представление. Между тем без подробного изучения этой темы картина развития отечественной культуры, безусловно, будет неполной. Тема «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» - это важный пласт истории культуры XX века. Все это делает тему предлагаемой курсовой работы актуальной.
Целью данного исследования является выявление оптимальных методов и приемов изучения данной темы в школьном курсе истории.
На основе этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить место рассматриваемой темы в школьном курсе истории, ее познавательный и воспитательный потенциал, на основе анализа нормативных источников;
2. Выявить степень актуальности преподавания темы для современных школьников и студентов;
3. Проанализировать репрезентацию темы «Культура Русского зарубежья 1920-1930х гг» в школьных учебниках;
4. Разработать методические рекомендации по изучению темы на уроках и во внеурочной деятельности в 10 классе
Объектом исследования являются проблемы и методические аспекты изучения темы «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг» в школьном курсе истории.
Предметом изучения будут формы, методы и приемы преподавания рассматриваемой темы в школьном курсе истории в 10 классе.
Степень изученности темы. Тема нашей дипломной работы слабо исследована, методически не подкреплена никакими специальными публикациями. В связи с этим к исследованию нами были привлечены, во-первых, методические работы, в которых выявляются и оцениваются применимость различных методов и подходов к изучению проблем культуры, и комплекс исторических работ по истории отечественной культуры и духовной жизни в интересуемый нас период, в том числе работы по культуре Русского зарубежья 1920-1930-х гг.
1. Литература по методике преподавания истории и современным технологиям обучения использовалась нами для выработки собственных методических рекомендаций по подготовке урока и внеурочного мероприятия на изучаемую тему....
В начале данной дипломной работы предо мной стояла цель - выявление оптимальных методов и приемов изучения данной темы в школьном курсе истории.
Проанализировав нормативные документы и материалы научно- методических исследований, мы пришли к выводу, что несмотря на зафиксированное в государственных стандартах признание важности изучения вопросов культуры в школьном курсе истории, на практике в этом вопросе сохраняется множество проблем – по-прежнему нехватка часов на изучение истории культуры; превалирование персоналистского подхода в ее преподавании, вынуждающего учащихся учить огромные списки имен и произведений в ущерб созданию комплексного, интегрированного представления о культурной жизни общества разных эпох; однообразие методических подходов к преподаванию историко-культурных тем. В значительной степени это касается и выбранной нами темы.
Отмечая важность изучения вопросов отечественной культуры и воспитание бережного и уважительного отношения к культурному наследию, в содержательной части Историко-культурный стандарт недостаточно четко формулирует место изучения культуры Русского зарубежья. Русское зарубежье упоминается в ИКС1 в рамках двух разделов – «Гражданская война и ее последствия», где эмиграция и формирование Русского зарубежья рассматриваются как одно из последствий гражданской войны, и «Культурное пространство советского общества», где культура Русского зарубежья рассматривается в контексте становления советской культуры и ее основных характеристик, но при этом изолированно, например, от такой сферы, как наука, что представляется не совсем верным,
Анализ репрезентации темы в современных учебниках показал, что «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» освещается в них довольно поверхностно, как правило, это несколько абзацев, которые лишь затрагивают отдельные аспекты темы, главным образом, в контексте взаимоотношений с советской властью. Вся важность культуры русской эмиграции данного периода игнорируется. Методический аппарат учебников, на наш взгляд, достаточно однообразен, вопросы и задания в большей степени нацелены на репродуктивную мыслительную деятельность.
На наш взгляд, разработанные нами варианты урока и внеурочного мероприятия и классного часа при изучении данной темы не только соответствуют требованиям государственного стандарта и методическим представлениям о современной организации учебного процесса, но и могут восполнить ряд пробелов в изучении темы по учебникам. В основу представленного урока были положены рабочие листы, работа с которыми позволяет не только расширить представления ребят об изучаемой теме в разрезе отдельных сфер художественной жизни, но и нацелена на активизацию самостоятельной работы школьников, развитие умений работы с различными историческими источниками, совершенствование навыков анализа, систематизации информации, выстраивания причинно-следственных связей, а также развитие их коммуникативных и креативных компетенций. Нехватку времени на всестороннее изучение темы поможет восполнить эффективная организация внеурочной работы учащихся по теме, нацеленная на развитие их проектных навыков и творческого потенциала. Предложенный вариант внеурочной деятельности - ролевая игра, позволит школьникам погрузиться в атмосферу культурной жизни Русского зарубежья 1920-1930-х гг.
Следует отметить, что изучение данной темы в широком контексте курса истории России даёт возможность для осуществления содержательных межпредметных связей с материалом других предметных областей: литературы, географии, изобразительного искусства, музыки. «Культура Русского зарубежья» - это тема, без изучения которой невозможно получить полное представление об отечественной культуре XX века и месте, и роли России в развитии мировой культуры.
Проанализировав нормативные документы и материалы научно- методических исследований, мы пришли к выводу, что несмотря на зафиксированное в государственных стандартах признание важности изучения вопросов культуры в школьном курсе истории, на практике в этом вопросе сохраняется множество проблем – по-прежнему нехватка часов на изучение истории культуры; превалирование персоналистского подхода в ее преподавании, вынуждающего учащихся учить огромные списки имен и произведений в ущерб созданию комплексного, интегрированного представления о культурной жизни общества разных эпох; однообразие методических подходов к преподаванию историко-культурных тем. В значительной степени это касается и выбранной нами темы.
Отмечая важность изучения вопросов отечественной культуры и воспитание бережного и уважительного отношения к культурному наследию, в содержательной части Историко-культурный стандарт недостаточно четко формулирует место изучения культуры Русского зарубежья. Русское зарубежье упоминается в ИКС1 в рамках двух разделов – «Гражданская война и ее последствия», где эмиграция и формирование Русского зарубежья рассматриваются как одно из последствий гражданской войны, и «Культурное пространство советского общества», где культура Русского зарубежья рассматривается в контексте становления советской культуры и ее основных характеристик, но при этом изолированно, например, от такой сферы, как наука, что представляется не совсем верным,
Анализ репрезентации темы в современных учебниках показал, что «Культура Русского зарубежья 1920-1930-х гг.» освещается в них довольно поверхностно, как правило, это несколько абзацев, которые лишь затрагивают отдельные аспекты темы, главным образом, в контексте взаимоотношений с советской властью. Вся важность культуры русской эмиграции данного периода игнорируется. Методический аппарат учебников, на наш взгляд, достаточно однообразен, вопросы и задания в большей степени нацелены на репродуктивную мыслительную деятельность.
На наш взгляд, разработанные нами варианты урока и внеурочного мероприятия и классного часа при изучении данной темы не только соответствуют требованиям государственного стандарта и методическим представлениям о современной организации учебного процесса, но и могут восполнить ряд пробелов в изучении темы по учебникам. В основу представленного урока были положены рабочие листы, работа с которыми позволяет не только расширить представления ребят об изучаемой теме в разрезе отдельных сфер художественной жизни, но и нацелена на активизацию самостоятельной работы школьников, развитие умений работы с различными историческими источниками, совершенствование навыков анализа, систематизации информации, выстраивания причинно-следственных связей, а также развитие их коммуникативных и креативных компетенций. Нехватку времени на всестороннее изучение темы поможет восполнить эффективная организация внеурочной работы учащихся по теме, нацеленная на развитие их проектных навыков и творческого потенциала. Предложенный вариант внеурочной деятельности - ролевая игра, позволит школьникам погрузиться в атмосферу культурной жизни Русского зарубежья 1920-1930-х гг.
Следует отметить, что изучение данной темы в широком контексте курса истории России даёт возможность для осуществления содержательных межпредметных связей с материалом других предметных областей: литературы, географии, изобразительного искусства, музыки. «Культура Русского зарубежья» - это тема, без изучения которой невозможно получить полное представление об отечественной культуре XX века и месте, и роли России в развитии мировой культуры.
Подобные работы
- Советская сатира 1920-1930-х гг. как средство отражения социально-политических настроений общества
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2023 - РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ЧЕХОСЛОВАКИИ В 1920-30е ГОДЫ: ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Изучение видов детских образов в эмигрантской прозе М.А. Осоргина как фактор духовно-нравственного воспитания обучающихся основного звена на факультативных занятиях по литературе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С .И. ГЕССЕНА (1887-1950)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Шекспировский интертекст в европейской литературе конца XX века (в контексте изучения творчества Шекспира в школе)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ В.)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (13.00.01)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003





