Только Word
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы использования интегрированного подхода в процессе изучения культуры в школьном курсе истории. 11
1.1. Понятие, сущность интегрированного подхода 11
1.2. Интегрированный подход в контексте преподавания истории в школе 16
Глава 2. Изложение вопросов культуры в школьном курсе истории и использование интегрированного подхода при их изучении 19
2.1. Изложение вопросов культуры в УМК издательства «Просвещение» под редакцией Торкунова А.В. 20
2.2. Изложение вопросов культуры в УМК издательства «Дрофа» 25
2.3. Изложение вопросов культуры в УМК издательства «Русское слово» под редакцией Е.В. Пчелова. 28
Глава 3. Реализация интегрированного подхода в процессе изучения культуры на уроках истории 32
3.1. Реализация интегрированного подхода в школьном курсе истории в 6 классе 32
3.2. Реализация интегрированного подхода в школьном курсе истории в 7 классе 38
3.3. Реализация интегрированного подхода в школьном курсе истории в 8 классе 42
3.4. Реализация интегрированного подхода в школьном курсе истории в 9 классе 44
Заключение 46
Список источников и литературы 47
Актуальность темы исследования.
Десятилетия, сопутствующие смене тысячелетий, стали для нас во многом определяющими. Новые изобретения, политические и социально-экономические процессы, смена приоритетов не только отдельных лиц, но и целых наций, стали рубежом, которые позволяют делить нашу историю на «до» и «после». Современный мир имеет свои уникальные черты и характеристики, во многом они сформировались благодаря таким процессам как глобализация и информатизация, и, конечно, это не могло не отразиться на обществе в целом и человеке в частности. Современный человек окружен огромным количеством не только информации, но и возможностями ее получения и использования. В этих условиях рождается и воспитывается новое поколение с совершенно новым видением мира и системой ценностей.
Система образования XXI века подстраивается под потребности нового человека, меняясь из года в год, учитывая особенности новых поколений. Таким образом формируется политико-правовой, экономический и социокультурный сектор общественных отношений, отвечающий за удовлетворение образовательных потребностей. Сегодня школа, как один из наиболее базовых элементов системы образования, имеет своей целью не только передачу объективных знаний о мире, т.е. наличие предметно-урочного компонента, но также ее задачей является развить в обучающихся целый комплекс личностных и метапредметных компетенций. В Российской Федерации это закреплено в Федеральном образовательном государственном стандарте1.
Особое место в системе образования имеет культурная составляющая. Изучение культуры тесно вплетено в систему общего образования, она изучается как на в отдельных курсах, например, МХК, так и в ходе изучения истории, обществознания, литературы и русского языка. В процессе изучения истории, согласно ФГОС, обучающиеся должны сформировать представления о культурах разных времен и стран, понимать их сущности и уметь отличать одно от другого. Однако, школьная программа должна не только сформировать у обучающегося представления о культурных явлениях, но и сделать его частью современной культурной жизни. Также ФГОС определяет задачи для современной школы в вопросе воспитания. Целью ставится формирование патриотического, духовно-нравственного, эстетического воспитания, что невозможно без изучения самой культуры.
Но невозможно говорить об эффективном изучении тех или иных тем без представления о том, как они будут изучаться. Так, на протяжении многих десятилетий была создана методическая база, на основании которой разные поколения педагогов строили свои уроки, адаптируя их под индивидуальные особенности. В современной педагогической практике сложилось великое многообразие подходов, позволяющие сфокусировать внимание образовательного процесса не только на учебном материале, но также и на самом обучающемся в процессе познания. Так, можно вспомнить о диалогическом, личностно-ориентированном, проектном и пр. подходах, которые активно используются в изучении гуманитарных предметов. Эти подходы скорее делают акцент на педагогических, методических аспектах преподавания, особенностях взаимодействия педагога и обучающихся. Гораздо сложнее дело обстоит с определением концептуальных, методологических подходов к преподаванию истории Культуры. Так, многими современными методистами и историками критикуется традиционно используемый в процессе обучения истории персоналистский подход, в дополнение к которому предлагаются, например, ценностный и интегрированный подходы. На наш взгляд, одним из наиболее перспективных и эффективных является интегрированный подход, особенно при изучении таких предметов как история и обществознание. Он основывается на рассмотрении всех сфер жизни общества в их взаимосвязи, при этом происходит включение и личности самого исследователя. Теоретические и особенно практические аспекты применения интегрированного подхода к изучению вопросов истории пока изучены слабо, поэтому тема нашего исследования является актуальной....
Интегрированный подход, как и сама идея интеграции в образовании уже имеет свою репетицию, многие педагоги говорят об этом подходе как одном из наиболее эффективных в вопросе преподавания тех или иных дисциплин системно, неразрывно.
Исследуя возможности применения интегрированного подхода в преподавании вопросов культуры в ходе изучения истории в средней школе, мы выявили огромный потенциал и эффективность применения данного подхода. Вместе с этим, на основании анализа трех УМК мы увидели, что у учителя появляется всё больше времени и возможностей для того, чтоб эти вопросы рассмотреть, а современные требования делают эти возможности еще и обязательством. Но, так или иначе, нестабильность учебного процесса может наложить свой отпечаток на урочное планирование и придётся искать пути решения более лаконичного изучения не каких-то отдельных вопросов, но целых исторических периодов. И в данной ситуации интегрированный подход, при правильной организации, может стать решением проблем.
Хочется отметить и тот факт, что интегрированный подход не должен быть временной мерой для педагога. На наш взгляд, идея интеграции глубоко пронизывает современное мировоззрение и систему взаимоотношений общества XXI века. Основываясь на том, что интеграция имеет несколько уровней от общего к частному, можно сделать вывод, что сегодня она охватывает всю нашу жизнь и формирование интегрированного мышления, навыков со школьной скамьи имеет одно из первостепенных задач для современной системы образования. Вместе с этим, интегрированный подход способствует формированию и развитию важных компетенций не только на предметном и метапредметном уровне, но и на лчиностном.
Мы разработали несколько вариантов непосредственной реализации интегрированного подхода в разных школах, чаще мы брали за основу традиционный урок, т.к. он не уходит из современной школы, да и школы Российской Федерации настолько неравны в своем оснащении и возможностях, что именно привычный нам традиционный урок является самым распространенным и, учитывая многие условия, популярным видом. Но, несмотря на это, нельзя говорить, что и традиционный урок статичен. Он также развивается, как и вся система образования, а интегрированный подход может оказывать на это позитивное влияние дополнительно.
Современные базовые учебные средства (учебник, рабочая тетрадь) могут быть достаточными ресурсами при применении интегрированного подхода, если учитываются все необходимые факторы.
1. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева. Под ред. А. В. Торкунова. В 2-х частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
2. 13. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева. Под ред. А. В. Торкунова. В 2-х частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2019. – 128 с.
3. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева. Под ред. А. В. Торкунова. / В 2-х частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2017. – 112 с.
4. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева. Под ред. А. В. Торкунова. / В 2-х частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2017. – 128 с.
5. История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева. Под ред. А. В. Торкунова. / В 2-х частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2016. – 111 с.
6. История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева. Под ред. А. В. Торкунова. Часть 2. М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
7. История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева. Под ред. А. В. Торкунова / в 2-х частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2016. – 160 с.
8. История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева. Под ред. А. В. Торкунова / в 2-х частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2016. – 143 с.
9. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.: учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров. – М.: Дрофа, 2016. - 239 с.
10. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.: учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Данилевский, М.К. Юрасов – М.: Просвещение/Дрофа, 2020. - 288 с.
11. Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—10 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2020. — 128 с.
12. Андреев И. Л., Волобуев О. В., Ляшенко Л. М. и др. История России. 6-10 классы: рабочая программа. М.: Дрофа, 2016.
13. История России: XVI – конец XVII в. 7 кл.: учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова. – М.: Дрофа, 2016. - 253 с.
14. История России: конец XVII - XVIII в. 8 кл.: учебник / И.Л. Андреев, Л.М. Ляенко, И.В. Амосова, И.Н. Фёдоров. – М.: Дрофа, 2016. - 215 с.
15. История России: XIX – начало XX в. 9 кл.: учебник / Л.М. Лященко, О. Волобуев, Е. В. Симонова. – М.: Дрофа, 2016. – 351 с...24