Только Word
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Феномен глобализации и глобальных проблем современности в научной литературе и образовании 10
1.2. Понятие глобализации и ее оценки 10
1.2. Сущность и значение глобальных проблем в современном обществе 14
1.3. Глобализация и глобальные проблемы в современном обществе и школьном образовании 18
1.4. Глобальные компетенции в контексте формирования функциональной грамотности школьников 25
Глава 2. Репрезентация темы «Глобализация и глобальные проблемы современности» в современных УМК по обществознанию 31
2.1. Репрезентация темы «Глобализация и глобальные проблемы современности» в УМК по обществознанию под редакцией Никитина А.Ф. 31
2.2. Тема «Глобализация и глобальные проблемы человечества» в школьных учебниках обществознания под редакцией Сорвина К.В. 39
2.3. Отражение темы «Глобализация и глобальные проблемы человечества» в школьных учебниках обществознания под редакцией Боголюбова Л.Н. 42
Глава 3. Методические рекомендации по изучению темы в урочной и внеурочной работе со школьниками 51
3.1. Формы изучения глобализации и глобальных проблем человечества на уроках обществознания 51
3.2. Методические разработки уроков по теме «Глобализация и глобальные проблемы современности» 55
3.3. Педагогическая апробация 66
Заключение 74
Список источников и литературы 77
Источники 77
Приложение 82
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современной России сфера образования перенесла множество изменений, в том числе и в части преподавания обществознания. Сейчас содержание школьного образования построено на ФГОС, которые требуют от учителя использования определенных методик, технологий обучения, соответствующих системно-деятельностному подходу.
На ФГОС основаны все уроки обществознания в учебном процессе. Как показывает практика, обществознание остается самым распространенным предметом для сдачи ОГЭ и ЕГЭ по выбору. Обществознание способствует воспитанию гражданского сознания, мировоззренческому определению подрастающего поколения и его интеграции в процессе общественного развития.
Динамические изменения в развитие современного общества приобретают глобальный характер. Одна из отличительных черт современного мира - обострение вопросов, которые в своем содержании выходят за пределы интересов отдельных стран и от решения которых зависит не столько их будущее, а существование человечества в целом. Мировая общественность, наука, культура рассматривают решение глобальных проблем современности в качестве наиболее важных и первоочередных. Образование также призвано внести посильный вклад в воспитание личности в современном меняющемся мире, помочь осознать суть глобальных проблем человечества и понять методологию их решения.
На сегодняшний день, осознается тот факт, что тема глобализации в курсе обществознания, преподаваемом в школах, раскрыта очень емко. Изучение такого феномена, как глобализация, должно быть призвано к тому, чтобы учащиеся более ответственно подходили к оценке негативных и позитивных аспектов глобализации.
Имея багаж знаний, полученных в курсе обществознания, учащиеся могут опираться на него, иметь более широкое представление о данной теме и будут более трезво оценивать последствия данного явления, поэтому раскрытие и изучение такого феномена как глобализация является очень важным и со временем будет становиться только более актуальным.
Целью работы является выявление наиболее эффективных форм и методов изучения темы «Глобализации и глобальных проблем человечества» в курсе обществознания.
Для достижения поставленной цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа научно-методической литературы, нормативных и социологических источников определить место темы в школьном курсе обществознания;
2. Провести анализ репрезентации темы «Глобализация и глобальные проблемы современности» в школьных учебниках по обществознанию с содержательной и методической сторон;
3. Разработать урочные и внеурочные мероприятия для образовательного процесса по данной теме в соответствии с современными требованиями ФГОС;
4. На основе теоретического анализа и практической апробации определить эффективность предлагаемых форм и методов преподавания темы.
Объект исследования – процесс изучения темы «Глобализация и глобальные проблемы современности» в школьном курсе обществознания
Предметом исследования – являются формы, методы и приемы изучения рассматриваемой темы в курсе обществознания....
Как мы выяснили тема «Глобализации и глобальных проблем современности» весьма актуальна и интересна, это связано с изменением в системе образования РФ, а также с динамическим развитием современного общества, которое приобретает глобальный характер. Образование призвано внести посильный вклад в воспитание личности в современном меняющемся мире, помочь осознать суть глобальных проблем человечества и понять методологию их решения.
Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура - по принципу положительной обратной связи. С одной стороны, — это огромные масштабы человеческой деятельности, которая радикально изменила природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны, — это неспособность человека рационально распорядиться этой силой.
Глобальные компетенции, которые были впервые включены в структуру функциональной грамотности в исследовании PISA-2018, должны были определить в какой степени выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное разнообразие в условиях глобализации, а также как учащиеся воспринимают явление глобального характера, понимают и критически анализирует глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур.
На формирование инновационного направления мониторинга повлияли вызовы глобализации. В современных условиях появились новые подходы к содержанию образования, нацеленные на универсальные навыки. Глобальная компетентность — это компонент функциональной грамотности, одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме.
Важнейшей тенденцией современного мира, является глобализация всех сфер жизни общества, противостоять которой сейчас не в силах ни одно национальное государство. Вокруг этого феномена ведется множество дискуссий, по поводу таких вопросов, как время возникновения, сущность и ее последствия. Таким образом, можно отметить, что существующая полисемантичность взглядов возникает в результате понимания глобализации как фактора современных международных отношений с позиций социально-политического, социально-экономического, социально-культурного ракурсов.
В ходе анализа учебников, мы выясняли, что тема «Глобализация и глобальные проблемы современности» представлена очень ёмко. На наш взгляд, учителю необходимо подходить внимательно и ответственно к данной теме, изучение такого феномена, как глобализация должно быть призвано к тому, чтобы учащиеся более ответственно подходили к оценке негативных и позитивных аспектов данного явления, поэтому на уроках необходимо объективно освещать данную тему, характеризовать как положительные, так и негативные проявления глобализации, раскрывая ее сущность и последствия.
Проведенное нами анкетирование в рамках данного исследования подтверждает, что данная тема вызывает интерес у учащихся, в частности, сами школьники считают необходимым ее изучение. Но стоит отметить, что многое зависит от учителя, а именно насколько информативно и продуктивно он простроит урок по данной теме.
Выбранные нами формы и технологии, которые предлагаются к использованию для изучения темы – урок-дискуссия, интеллектуальная игра, урок- семинар, интегративное занятие, технология кейсов, способствуют формированию широкого спектра УУД. Личностные выражаются в умение соотносить поступки и события с общепринятыми этическими нормами; коммуникативные - в умении выстраивать диалог, аргументировать свою собственную позицию; регулятивные - в умении ставить задачу, самостоятельно определять свой темп и способы работы, планировать свою деятельность; познавательные - в поиске и анализе необходимой информации, постановке и формулирование проблемы.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод. Данная тема важна для изучения в школе, для того чтобы учащиеся могли критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия, эффективно действовать в различных ситуациях, а также вступать в открытое и уважительное взаимодействие с другими людьми на основе ценностей устойчивого развития.
1. Активные и интерактивные методы в преподавании обществознания: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и учителей обществознания / О. В. Гугнина ; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2014. — 64 с.
2. Бобров, Е.Е. Теоретические подходы к исследованию процессов глобализации // Научный вестник МГТУ ГА. – 2007. – №113. – С. 75- 81. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k- issledovaniyu-protsessov-globalizatsii. – (дата обращения: 3.02.2021). – Текст: электронный.
3. Долгов, С. И, Савинов, Ю. А. Новые направления развития глобализации мировой экономики // Российский внешнеэкономический вестник. – 2015. – №8. – С. 9–27. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye- napravleniya-razvitiya-globalizatsii-mirovoy-ekonomiki. – (дата обращения: 01.02.2022). – Текст: электронный.
4. Иванов В.Д. Теоретические модели глобализации // Вестник Санкт- Петербургского университета. Политология. Международные отношения. – 2007. – №4. – С. 52–60. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-modeli-globalizatsii. – (дата обращения: 05.02.2022). – Текст: электронный.
5. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции-новый компонент функциональной грамотности//Отечественная и зарубежная педагогика.2019. Т.1,No4(61).С.112-123.
6. Королева Г.Э. Современные проблемы школьного экономического образования // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 4. – С. 72–76.
7. Кундрикова Елена Владимировна Место и роль национального государства в условиях глобализации //Социально-гуманитарные знания. –2009.–№4. –С.319–326.
8. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / под редакцией О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 474 с. Серия: Бакалавр. Академический курс.
9. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС: Учебно-методическое пособие / Т. Ю. Бутурлакина. – Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2013. – 59 с.
10. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
11. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. — 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2018. — 432 с. — (Бакалавриат).
12. ФГОС ООО: современный урок истории и обществознания: учебное пособие / Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. – 166 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
13. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.
14. Giddens, A. The Consequences of Modernity / A. Giddens. – Stanford: Stanford University Press, 1990. – 186 p.
15. Robertson, R. Globalization Theory 2000+ : Major Problematics / R. Robertson // Handbook of Social Theory. - Ed. by G. Ritzer and B. Smart. – L.: SAGE Publ., 2001. – pp. 458 – 471....17