Глава 1. Технологии визуализации на уроках истории и обществознания
1.1. Характеристика технологии визуализации в контексте развития критического мышления
1.2. Роль визуализации на уроках истории и обществознания.
1.3. «Облако слов» как прием визуализации на уроках истории и обществознания
Глава 2. Оценка потенциала использования приема «облако слов» на уроках истории и обществознания
2.1. Анализ применения «облака слов» как средства наглядности и визуализации на разных этапах уроков истории и обществознания
2.2. Анализ достоинств и недостатков работы с приемом «облако слов»
Глава 3. Разработка методических рекомендаций по работе с приемом «облако слов» и анализ апробации авторских методических разработок
3.1. Методические рекомендации по работе с приемом «облако слов»
3.2. Апробация методических рекомендаций и анализ результатов
Актуальность темы исследования. С развитием технологий и распространением Интернета общество изменило свои привычки получения информации, параллельно изменились и источники информации. Тот факт, что человеческий мозг по своей природе склонен к шаблонности, предвзятости и всегда ищет наиболее короткий нейронный путь, который образуется в результате частого его «использования», формирует перед каждым человеком потребность в осознании качества своего мышления. Где как не в школе юный человек, еще не сильно подверженный стереотипам мышления, должен научиться качественно использовать весь потенциал своего мозга, научиться умело управляться всеми протекающими в нем процессами: осмыслением, анализом, синтезом, оценками информации, собранной или полученной в результате наблюдения, опыта, размышления, рассуждения или общения. В конечном итоге, от этого и будет зависеть насколько ясно, точно, последовательно и актуально, справедливо и широко человек сможет руководствоваться своими интеллектуальными ценностями.
С этой целью исследователями изучается и разрабатывается метод критического мышления. Этот набор навыков, что приобретается в ходе образовательного и самообразовательного процесса, отличается от простого приобретения и запоминания информации. Критически мыслящие люди избегают упрощенного мышления, они усердно работают над развитием своих интеллектуальных способностей и осознают, что этот процесс непрерывен. Избежать ошибок в жизни невозможно, но минимизировать шанс стать жертвой заблуждения, внушения, манипуляции, предрассудков и искажений реализуемо, и в этом нам помогает развитие навыка критического мышления.
В современном мире роль информации в жизни каждого человека расширилась до небывалых размеров; информационное общество, в котором мы живем, вывело навыки, требующиеся для грамотного оценивания этой информации, определения ее достоверности и надежности, входят в базовый комплекс компетенций, которым должен обладать любой человек. ФГОС, как главный источник требований к результатам образовательного процесса, гласит, что среди комплекса требований к изучению предметной области «общественно-научные предметы» одним из важнейших результатом должно стать развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.1
Таким образом, мы видим, что наша реальность сейчас – это главенство наглядности и визуализации, ведь, как и раньше, около 70% информации из окружающего мира мы получаем через визуальный канал, и неиссякающего потока информации. Непосредственным помощником для сочетания этих тенденций является опора в учебном процессе на наглядные средства обучения. Если принять во внимание, что условие упрощения информации является центральным пунктом успешного и более точного понимания учебного материала, то становится ясно, насколько важно уметь грамотно использовать метод визуализации. Важность, кроме того, обусловлена еще и тем, что наличие у обучающихся навыка по извлечению информации из разнообразных источников, умения представлять ее в понятном виде, а также компетентно и эффективно использовать ее, определяют успешность их образовательного процесса. Обучающийся должен научиться находить, хранить и применять информацию в различных ее видах. И в этот момент перед современным учителем встает вопрос: как же следует организовать учебный процесс с учетом особенностей современного поколения детей? Иными словами, как развивать критическое мышление средствами визуализации.
Опираясь на все выше изложенное, мы можем сказать, что целью нашего исследования является выявление потенциала и оптимальных приемов использования технологий визуализации на уроках истории и обществознания на примере «облака слов»....
Анализ теоретических работ по теме визуализации показывает, что этот вопрос рассматривается в литературе достаточно широко, но одновременно с этим ряд методических вопросов, касающихся отдельных приемов визуализации материала, остается слабо разработанным. К такому ряду вопросов справедливо отнести потенциал использования приема скрайбинга, таймлайна, «буквенного портрета» и «облака слов» и др. Еще меньше опубликованных конкретных методических рекомендаций по их использованию. Практически отсутствуют работы, обобщающие данную тему, что делают ее актуальной на данном этапе развития методической науки.
Целью данной работы было выявление потенциала и оптимальных приемов использования технологий визуализации на уроках истории и обществознания на примере «облака слов».
Мы считаем, что данная цель была достигнута в ходе реализации поставленных задач.
1. Была дана характеристика технологиям визуализации в контексте развития критического мышления школьников, охарактеризована технология «облако слов» как дидактический инструмент на уроках истории и обществознания и приведены возможные варианты его применения в школе.
2. В практической части исследования удалось разработать методические рекомендации по эффективному использованию «облака слов» и провести их частичную апробацию, а также определить потенциал технологий визуализации на примере «облака слов» для формирования критического мышления школьников на уроках истории и обществознания.
Этим исследованием мы подтвердили, что тема важна и актуальна. Визуализация и наглядность в современном учебном процессе как никогда может быть использована с полным раскрытием их потенциала для развития критического мышления обучающихся. Литература по проблеме визуализации информации на уроках подтверждает, что нельзя игнорировать данный канал восприятия. Важно осознавать разницу между наглядностью и визуализацией. Информация, что содержится в конечном продукте, становится независимым, альтернативным источником знания на уроке. Такую информацию необходимо не только осмысливать и анализировать, но и создавать самостоятельно с опорой на собственные когнитивные процессы. Мы приходим к выводу, что справедливо говорить о том, что современная конъюнктура образовательных условий требует не только модернизировать традиционные технологии, но и не останавливаться в развитии и внедрении методов визуализации уже разработанных; требуется пересмотр роли ученика в имеющихся приемах, где он от просто наглядного поглощения информации перейдет к ее визуализации. Именно в таком случае будет соблюдено условие, сформулированное во ФГОС, согласно которому, знаниям важно быть результатом познавательной деятельности.
Описанные нами приемы метода визуализации известны современным учителям, но не используются ими на уроках достаточно, чтобы раскрыть все заключенные в них возможности. Большинство учителей все еще находятся в поиске того самого приема, который позволил бы оптимизировать урок, чтобы тот стал максимально продуктивным для каждого учащегося.
Мы считаем, что одним из таких приемов в современных реалиях может стать «облако слов». Изучив литературу, мы пришли к выводу, что современная методика знает о данном приеме, но только лишь с одной стороны – использование «облака» как средства наглядности. Данный подход является ограниченным. Проведя собственное исследование, мы узнали, что «облако слов» - это не только про наглядность. «Облако слов» может стать и результатом, и источником для работы ученика в ходе самостоятельного познания. Нам удалось доказать, что существует три группы «облаков слов», где каждый имеет самостоятельный смысл, свою группу заданий и подходов к работе.
Этапы, на которых может быть использован данный прием, не ограничены. Мы выяснили, что продуктивно можно использовать его на каждом этапе урока, включая и сферу самостоятельной домашней работы. Не ограничен и потенциал работы с «облаками» на различных видах урока. Нам удалось доказать, что адаптировать данный прием можно и к любой сложности и тематике урока. Универсальность и многофункциональность – две главные черты «облака слов». Он органично впишется как в классический урок, так и может стать творческим, если мы говорим о «Буквенном портрете».
Особо следует отметить, что в случае использования приема на основе интерактивных технологий, он может служить в качестве средства навигации с гиперссылками на поясняющие термины, статьи и т.п., что еще более расширяет его функционал. Современный информационный мир, развитие дистанционного обучения не становятся препятствием для реализации приема, а наоборот показывают еще большие варианты его модернизации и развития методики.
В ходе исследования, мы постарались проанализировать вопрос критериев оценивания при работе с приемом и пришли к выводу, что конечный продукт или результат, которые рождаются в ходе работы с «облаком слов», следует оценивать согласно минимальному перечню критериев. Оценка, таким образом, будет объективной и заслуженной.
Обобщая вышесказанное, резюмируем, что современным учителям следует обратить внимание на данный прием визуализации, ведь возможности его использования ограничены лишь их фантазией. «Облака слов» достаточно простые, но не тривиальны, работа с ним не требует особых хитростей и не является утомительной.
1. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М., 1982. С. 24.)
2. Бобрик, И. Е. Прием "Буквенный портрет" в обучении истории как дидактический инструмент / И. Е. Бобрик // Преподавание истории в школе. – 2017. – № 8. – С. 55-60.
3. Ворошилова, Н. В. Технологии визуализации в преподавании истории и обществознания / Н. В. Ворошилова, А. В. Толмачева, Е. Н. Кукса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2(155). – С. 43-50.
4. Гаврилова Т.А., Алсуфьев А.И., Гринберг Э.Я. Визуализация знаний: критика Сент-Галленской школы и анализ современных трендов // Бизнес-информатика. 2017. №3 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-znaniy-kritika-sent-gallenskoy-shkoly-i-analiz-sovremennyh-trendov (дата обращения: 09.06.2021)
5. Гайдай Л. А. Скрайбинг как инструмент визуализации мышления // Интерактивное образование: электронная газета. Февраль 2015. Вып. 57. URL: http://io.nios.ru/articles2/61/3/skraybing-kak-instrument-vizualizacii-myshleniya (дата обращения: 20.05.2021).
6. Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 377 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00845-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451700 (дата обращения: 20.04.2022).
7. Гревцев, С. В. Средства визуализации УУД студентов СПО на уроках истории и обществознания / С. В. Гревцев // Чтения памяти Евгения Петровича Сычевского. – 2019. – № 19. – С. 168-176. – EDN DSQLXL.
8. Денишова, Д. А. Репрезентативная система, каналы восприятия и синестезия в рамках вопроса о восприятии человека / Д. А. Денишова // Гуманитарный научный вестник. – 2017. – № 5. – С. 8-16.
9. Дорантес-Гонсалес, Д. Х. Как критическое мышление поддерживается в курсе, проводимом с перевернутым обучением / Д. Х. Дорантес-Гонсалес // Современные тенденции развития непрерывного образования: вызовы цифровой экономики : Материалы международной научно-методической конференции, Томск, 30–31 января 2020 года. – Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2020. – P. 37-39. – EDN VJFMIR
10. Ермолаева Ж.Е., Герасимова И.Н., Лапухова О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Науч.-метод. электрон. журнал «Концепт». 2014, нояб. № 11. С. 1-10.
11. Жигарева, А. А. Концепции визуализации: становление, развитие и формы проявления / А. А. Жигарева // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – № 7. – С. 273-281.
12. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. – Москва: ГУПИ МП РСФСР, 1960. – 312 с
13. Иллюстрация // Википедия. [2020]. Дата обновления: 22.07.2020. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=1373832&oldid=108309619 (дата обращения: 10.05.2021).
14. Исаков, В. М. Поколение z: особенности образования в условиях дефицита внимания / В. М. Исаков, Т. А. Юшкова // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации : Материалы IV Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Екатеринбург, 31 мая 2017 года. – Екатеринбург: ООО "Издательство УМЦ УПИ", 2017. – С. 244-250.
15. Использование сервисов web 2.0 для составления ментальных карт / О. С. Лысова, Т. С. Морозова, Л. В. Непокрытова [и др.] // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2012. – № 2(17). – С. 1-4....44