Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экологическое воспитание подростков в процессе изучения истории пейзажной живописи

Работа №152446

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы168
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ 15
1.1 Сущность экологического воспитания старших подростков 15
1.2 Исторические аспекты развития пейзажной живописи 27
1.3 Роль пейзажной живописи в экологическом воспитании старших подростков 44
Выводы по главе 1 54
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ 56
2.1 Констатирующий этап исследования экологического воспитания старших подростков 56
2.2 Формирующий эксперимент, направленный на экологическое воспитание старших подростков в процессе изучения пейзажной живописи 64
2.3 Контрольный эксперимент исследования экологического воспитания старших подростков 80
Выводы по главе 2 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 95

Понятие «экологическая культура» – достаточно новое понятие в научном мире и потому на сегодняшний день существуют сотни его определений. Экологическую культуру определяют как особый уровень восприятия природы, окружающего мира, как отношение человека к миру, как сложное психологическое образование, которое складывается путем развития определенных ценностных ориентиров в нравственных установках личности. Отношение человека к природе как идеалу, уважение ее, бережное отношение к ней, забота о ней, восстановление ее – это составляющие содержания экологической культуры личности.
Нравственная заповедь не может быть навязана личности извне, заучена как упражнение. Свободное приятие той или иной нормы, принципа, идеала происходит только через внутреннее погружение, проживание, осмысление. Можно как угодно долго поучать подрастающее поколение, говоря о необходимости бережного отношения к природе, однако, скорее всего, эти принципы останутся лишь правильными, но сторонними утверждениями.
Одним из средств подлинного воспитания личности всегда был мир эстетического, постижение которого невозможно без глубокого личностного со-переживания, со-участия, со-бытия в пространстве художественного образа. Мастера искусства всех времен и народов воспевали красоту живой природы. Философия русской пейзажной живописи – особая страница мировой художественной культуры. Пожалуй, ни в одной стране мира не творило одновременно столько великих художников-пейзажистов: И.К. Айвазовский, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин. Каждый из шедевров русской пейзажной живописи – это гимн мирозданию, широта, сила, мощь русской природы и выражение в ее лике божественного порядка. Сущность пейзажа русской школы – это не просто созерцание красивого уголка природы, но всегда философское размышление о единении всего сущего, о вписанности человеческого в божественное мироздание.
Великие аналитики цвета и его синтезаторы – импрессионисты – во французском искусстве XIX столетия предложили миру иной взгляд на концепцию всеединства мироздания, проявленную в живописной диалектике света и цвета. Этот всеобщий закон взаимосвязи всего сущего – материального единства мироздания – лег в основу художественного направления «импрессионизм». Отталкиваясь от концепции пантеизма северного возрождения, свою уникальную, индивидуальную концепцию связи человеческого и абсолютного начала в философии пейзажной живописи предложил миру голландский художник Винсент Ван Гог....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития у детей среднего школьного возраста знаний, умений и навыков передачи пространства в живописи пейзажа является неотъемлемой частью художественно-образовательного процесса. Теме «пейзаж» уделяется большое внимание в пособии по методике преподавания изобразительного искусства в школе. Обучение пейзажу позволяет овладеть знаниями, умениями, навыками конкретно-образного метода передачи действительности – основой реалистического изображения. Обучение пейзажной живописи неразрывно связано с такими понятиями как пространство, перспектива и плановость. Без них невозможно создать реалистическое изображение окружающей нас природы, архитектурных сооружений и какой- либо местности. Передача пространства в живописи пейзажа одна из самых главных задач при написании живописного произведения.
Исследование развития художественных умений и навыков учащихся в передаче пространства в пейзаже, дает возможность глубже изучить данную тему.
В ходе данной работы были рассмотрены особенности восприятия старшими подростками информации на уроках-беседах о живописи и подходы к обучению истории живописи.
Изучение истории живописи, наряду с повышением уровня экологического воспитания, является способом формирования нравственных качеств личности.
Наиболее благоприятным временем для этого процесса является подростковый возраст. Однако для этого важно найти подход к учащимся.
Методика проведения уроков-бесед по живописи, предложенная в данной работе, учитывает особенности восприятия подростками информации о живописи, что и получило подтверждение на практике.
Результаты, полученные после проведенной серии занятий, показали, что уровень экологического воспитания в повысился. В результате проведенного экспериментального исследования мы получили полное подтверждение гипотезы исследования, в соответствии с которой изучение истории пейзажной живописи подростками эффективно влияет на процесс экологического воспитания.
Данное исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных со сложной проблемой экологического воспитания учащихся. Выдвинутые в диссертации положения открывают перспективу для дальнейших поисков решения проблем в этом направлении.


1. Алексеев А.И. Компоновка пейзажа. М.: Юный художник, 2010. 106 с.
2. Алексеев П.К., Короткова А.Л., Трофимов В.А. Основы изобразительной грамоты. СПб: НИУ ИТМО, 2011. 70 с.
3. Алпатов М.В. Композиция в живописи. Л.: Искусство, 1940. 132 с.
4. Андрейкина Е.К. Современные информационные и телекоммуникацион­ные технологии в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства: учебно-метод. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. М.: МГПУ, 2015. 87 с.
5. Антонович Е.А., Процев В.И., Сэнд С.П. Художественные техники в школе. М.: ИЗМН, 1997. 302 с.
6. Бадян В.Е., Денисенко В.И. Основы композиции: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2011. 175 с.
7. Беда Г.В. Живопись: В помощь начинающим и самодеятельным художникам. [Электронный ресурс]. М.: Искусство, 1971. URL: http://www.studmed.ru/beda gv zhivopis 5037165d2cd.html#
8. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989.­ 192 с.
9. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: «РИП холдинг», 2016. 208 с.
10. Бесчастнов Н.П. Живопись: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2013. 243 с.
11. Бобяк И. Пространство в пейзаже. М.: Юный художник, 2003. 156 с.
12. Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография. М.: МГПУ, 2011. 320 с.
13. Буровкина Л.А. Последовательность постановки педагогических задач для художественного развития учащихся. Ростов-н/Д.: РГПУ, 2001. 120 с.
14. Буровкина Л.А. Значение индивидуального подхода к учащимся на занятиях художественно творческой деятельностью. Ростов-н/Д.: РГПУ, 2001. 251 с.
15. Буровкина Л.А. Развитие творческой активности учащихся в процессе художественно творческой деятельности. Тюмень: ТГУ, 2006. 57 с....81


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ