Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 7
1.1. Понятие стрессоустойчивости в психологических исследованиях 7
1.2. Специфика профессиональной деятельности медицинского персонала в условиях пандемии 16
1.3. Стресс и стрессоустойчивость в профессиональной деятельности медицинского персонала 22
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 31
2.1. Паспорт проекта 31
2.2. Содержание проекта 32
2.3. Оценка результативности проекта 58
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции системы здравоохранения всех стран испытывают общие сложности. Инфекция, вызывающая тяжелый острый респираторный синдром, получила официальное название COVID-19 (CoronaVirus disease 2019), возбудитель – SARS-CoV-2 (Severe Acute Respiratory Syndrome CoronaVirus-2). В связи с увеличением заболеваемости постоянно происходит структуризация медицинских учреждений для более эффективного оказания медицинской помощи больным COVID-19.
Пандемия Covid-19 создала множество серьезных проблем для организаций, оказывающих медицинскую помощь, включая недостаточный потенциал, нехватку поставок, необходимость изменения структуры медицинской помощи. Создаются вакцины, но вместе с тем, вирус мутирует, появляются новые штаммы. Создаются вакцины, но вместе с тем, вирус мутирует, появляются новые штаммы. Нагрузка на медицинский персонал только усиливается. В связи с этим остро встает вопрос повышения стрессоустойчивости, позволяющее справиться с эмоциональной и социальной нагрузкой в период пандемии.
Поэтому, когда большинство медицинского персонала вынуждено работать в стрессовых условиях экстремально й нагрузки и повышенной угрозы заражения в условиях пандемии, актуальной становится проблема профессионального стресса медиков и его преодоления, повышения стрессоустойчивости медицинских работников.
Стрессовые ситуации постоянно сопровождают профессиональную деятельность врачей и медицинских работников, которые постоянно вступают в интенсивное и эмоционально-насыщенное взаимодействие с различной категорией людей (больные пациенты их родственники, коллеги), что приводит повышению психоэмоционального напряжения, эмоциональной пресыщенности медицинского персонала.
Проблема стрессоустойчивости личности достаточно разработана в работах отечественных исследователей (Л.М. Аболин , В.А. Бодров , Е.Г. Бирюкова, П.Б. Зильберман , Л.В. Куликов, А.Б. Леонов, А.С. Кузнецова, И.М. Спивак, Н.В. Суворова и др .) и в работах зарубежных исследователей (Л. Кангя, С. Кобаса и др .), где представлен достаточный материал, в котором рассматривается подходы к пониманию, структуре стрессоустойчивости личности, и проблема ее повышения в разных условиях. Проблема поведения личности в ситуации стресса с учетом наличия у личности психологических защитных механизмов и копинг -стратегий раскрывается в исследованиях Л.P. Гребенникова, С.К. Нартова-Бочавер, Е.С. Романовой, Б. Флетчер, С. Фолкман, Р. Лазарус и др .).
В настоящее время проблема стресса широко представлена в отечественной и зарубежной литературе, ее исследованию посвящены работы Д. Гринберг, Д. Брайт, Ф. Джонс, С. Касл, В.А. Бодрова, Г.И. Косицкого, А.В. Меркуловой, Н.Г. Петровой, С.Г. Погосян, Б.В. Эпельман, О.В. Рыбиной и др.
Стресс в профессиональной деятельности медицинских работников также привлекает внимание исследователей (И.А. Бердяева, Л.Н. Войт, В. Винокур, М.Д. Розанова, А.Д. Доника, А.Ю. Руденко, И.В. Засядкина, Л.И. Ларенцова и др.).
В научной зарубежной и отечественной литературе (Т. Линдси,Т. Манн, В.В. Юсупов) встречаются иссследования, посвященные профессиональной деятельности медицинского персонала в услових пандемии COVID-19, в которых показано, что повышенная угроза заражения и экстремальные нагрузки медицинского персонала в связи с повышенной заболеваемостью COVID-19 приводят к возникновению профессионального стресса...
Под стрессоустойчивостью медицинского работника мы понимаем обобщенное свойство личности, которое характеризует ее способность противостоять стрессовым факторам в ситуации пандемии Covid-19 в течение времени, необходимого для организации новых условий, в которых данный стрессор не является угрожающим.
Проведенное предпроектное исследования стрессоустойчивости медицинских характеризуется следующими показателями:
– средний уровень стрессоустойчивости – медицинские работники в умеренной степени способны справляться с трудностями, осознавать и понимать сопровождающие профессиональную деятельность эмоции, способны частично проявлять выдержку и такт в общении с пациентами, их родственниками и коллегами.
– средние показатели степени самоконтроля и уровня эмоциональной лабильности – медицинские работники характеризуется умением сохранять эмоциональное самообладание, однако в некоторых профессиональных ситуациях теряют это самообладание, самоконтроль снижается, что приводит к эмоциональным срывам.
– преобладает эмоционально-ориентированный копинг, при котором медицинские работники в стрессовых ситуациях используют мысли и действия, направленные на снижение влияния психофизиологического стресса, способствующие облегчению психоэмоционального состояния медицинских работников.
Таким образом, по результатам исследования стала очевидной необходимость организации повышения стрессоустойчивости медицинских работников, работающих в контакте с пациентами с Covid-19, что послужило основой разработки программы тренинговых занятий повышения стрессоустойчивости медицинских работников.
Основа разработки программы повышения стрессоустойчивости медицинских работников – это обучение жизненно важным умениями навыкам, способности индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в адекватном поведении во взаимодействии с внешним миром в условиях Covid-19.
В совокупности программа включает в себя 20 тренинговых занятий.
В основе содержания тренинговых мероприятий находятся положения и тренинговые упражнения, представленные в тренинговых программах Л.Г. Дикой, В.Н. Раскина, Л.А. Русских, В.В. Чайковского.
Тренинговая программа состоит из четырех составляющих: «самопознание», «Я и другие», «чувства», « преодоление трудных ситуаций»
Реализация проекта повышения стрессоустойчивости медицинских работников на основном этапе проекта способствовало позволило получить данные о положительной динамика развития стрессоустойчивости медицинских работников, которая проявляется в следующих показателях:
– преобладающим уровнем стрессоустойчивости медицинских работников являются высокий и выше среднего – медицинские работники в большей степени способны восстанавливать своё психическое состояние, осуществляют их самоконтроль саморегуляцию в стрессовых ситуациях, способны справляться с трудностями, осознавать и понимать сопровождающие профессиональную деятельность эмоции, способны частично проявлять выдержку и такт в общении с пациентами, их родственниками и коллегами.
– положительная динамика степени самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовой ситуации медицинских работников, преобладающими являются высокая и средняя степень самоконтроля и эмоциональной лабильности – медицинские работники в стрессовой ситуации научились осуществлять саморегуляции собственных эмоций. Они перестали раздражаться на других людей и не склонны к самообвинениям в профессиональных стрессовых ситуациях. Также снизилось количество медицинских работников, часто теряющих самоконтроль в стрессовой ситуации;
– преобладание проблемно-ориентированной копинг-стратегии в стрессовой ситуации – медицинские работники в большей степени применяют активную поведенческую стратегию использования всех имеющихся у него личностных ресурсов с целью разрешения проблемной стрессовой ситуации. Осуществляют изменение когнитивной оценки сложившейся стрессовой ситуации для улучшить отношения «человек-среда»....
1. Акимова Н.А., Андриянова Е.А., Девличарова Р.Ю. и др. Психосоциальные факторы риска в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2018. 11(4). С. 420–438.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А.А. Жданова, Фак. психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 339 с.
3. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача // Вопросы психологии. 1991. №24. С. 88–96.
4. Баулин А.А., Алакина Н.Г. Профессиональное «выгорание» у врачей хирургического профиля // Хирургия, 2013. №7. С. 43–49.
5. Бердяева И.А., Войт Л.Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей // Дальневосточный медицинский журнал. 2012. №2. С. 117–120.
6. Бирюкова Е.Г., Спивак И.М. Обучение сестринского персонала здоровьесберегающему поведению. Сборник статей. М.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014, 68 с.
7. Богачева Е.В. Профессионально важные качества медицинских сестер // Среднее профессиональное образование. 2011. №7. С. 65–67.
8. Богдан И.В., Гурылина М.В. Медицинская сестра: образ профессии в массовом сознании. Народонаселение. 2019; С.102–115.
9. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: АСТ, 2006. 391 с.
10. Бодров, В.А. Страницы будущей книги. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 24–49.
11. Бойко В.В. Менталитет врача и пациента: аспекты психологии и этики // Институт стоматологии. 1999. № 2 (3). №. 3 (4). С. 9–13.
12. Бойко В.В., Мчедлидзе Т.Ш. Управление персоналом медицинского учреждения. СПб: Речь. 2000. 169 с.
13. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. 154 с.
14. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. М.: МЕД-инвест, 2009. 213 с.
15. Венглинская Е.А., Парахонский А.П. Общение как компонент профессиональной деятельности медицинских сестёр // Альманах сестринского дела. 2014. Т. 7. №1. С. 44–50....60