В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции системы здравоохранения всех стран испытывают общие сложности. Инфекция, вызывающая тяжелый острый респираторный синдром, получила официальное название COVID-19 (CoronaVirus disease 2019), возбудитель – SARS-CoV-2 (Severe Acute Respiratory Syndrome CoronaVirus-2). В связи с увеличением заболеваемости постоянно происходит структуризация медицинских учреждений для более эффективного оказания медицинской помощи больным COVID-19.
Пандемия Covid-19 создала множество серьезных проблем для организаций, оказывающих медицинскую помощь, включая недостаточный потенциал, нехватку поставок, необходимость изменения структуры медицинской помощи. Создаются вакцины, но вместе с тем, вирус мутирует, появляются новые штаммы. Создаются вакцины, но вместе с тем, вирус мутирует, появляются новые штаммы. Нагрузка на медицинский персонал только усиливается. В связи с этим остро встает вопрос повышения стрессоустойчивости, позволяющее справиться с эмоциональной и социальной нагрузкой в период пандемии.
Поэтому, когда большинство медицинского персонала вынуждено работать в стрессовых условиях экстремально й нагрузки и повышенной угрозы заражения в условиях пандемии, актуальной становится проблема профессионального стресса медиков и его преодоления, повышения стрессоустойчивости медицинских работников.
Стрессовые ситуации постоянно сопровождают профессиональную деятельность врачей и медицинских работников, которые постоянно вступают в интенсивное и эмоционально-насыщенное взаимодействие с различной категорией людей (больные пациенты их родственники, коллеги), что приводит повышению психоэмоционального напряжения, эмоциональной пресыщенности медицинского персонала.
Проблема стрессоустойчивости личности достаточно разработана в работах отечественных исследователей (Л.М. Аболин , В.А. Бодров , Е.Г. Бирюкова, П.Б. Зильберман , Л.В. Куликов, А.Б. Леонов, А.С. Кузнецова, И.М. Спивак, Н.В. Суворова и др .) и в работах зарубежных исследователей (Л. Кангя, С. Кобаса и др .), где представлен достаточный материал, в котором рассматривается подходы к пониманию, структуре стрессоустойчивости личности, и проблема ее повышения в разных условиях. Проблема поведения личности в ситуации стресса с учетом наличия у личности психологических защитных механизмов и копинг -стратегий раскрывается в исследованиях Л.P. Гребенникова, С.К. Нартова-Бочавер, Е.С. Романовой, Б. Флетчер, С. Фолкман, Р. Лазарус и др .).
В настоящее время проблема стресса широко представлена в отечественной и зарубежной литературе, ее исследованию посвящены работы Д. Гринберг, Д. Брайт, Ф. Джонс, С. Касл, В.А. Бодрова, Г.И. Косицкого, А.В. Меркуловой, Н.Г. Петровой, С.Г. Погосян, Б.В. Эпельман, О.В. Рыбиной и др.
Стресс в профессиональной деятельности медицинских работников также привлекает внимание исследователей (И.А. Бердяева, Л.Н. Войт, В. Винокур, М.Д. Розанова, А.Д. Доника, А.Ю. Руденко, И.В. Засядкина, Л.И. Ларенцова и др.).
В научной зарубежной и отечественной литературе (Т. Линдси,Т. Манн, В.В. Юсупов) встречаются иссследования, посвященные профессиональной деятельности медицинского персонала в услових пандемии COVID-19, в которых показано, что повышенная угроза заражения и экстремальные нагрузки медицинского персонала в связи с повышенной заболеваемостью COVID-19 приводят к возникновению профессионального стресса...
ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 7
1.1. Понятие стрессоустойчивости в психологических исследованиях 7
1.2. Специфика профессиональной деятельности медицинского персонала в условиях пандемии 16
1.3. Стресс и стрессоустойчивость в профессиональной деятельности медицинского персонала 22
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 31
2.1. Паспорт проекта 31
2.2. Содержание проекта 32
2.3. Оценка результативности проекта 58
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 7
1.1. Понятие стрессоустойчивости в психологических исследованиях 7
1.2. Специфика профессиональной деятельности медицинского персонала в условиях пандемии 16
1.3. Стресс и стрессоустойчивость в профессиональной деятельности медицинского персонала 22
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 31
2.1. Паспорт проекта 31
2.2. Содержание проекта 32
2.3. Оценка результативности проекта 58
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции системы здравоохранения всех стран испытывают общие сложности. Инфекция, вызывающая тяжелый острый респираторный синдром, получила официальное название COVID-19 (CoronaVirus disease 2019), возбудитель – SARS-CoV-2 (Severe Acute Respiratory Syndrome CoronaVirus-2). В связи с увеличением заболеваемости постоянно происходит структуризация медицинских учреждений для более эффективного оказания медицинской помощи больным COVID-19.
Пандемия Covid-19 создала множество серьезных проблем для организаций, оказывающих медицинскую помощь, включая недостаточный потенциал, нехватку поставок, необходимость изменения структуры медицинской помощи. Создаются вакцины, но вместе с тем, вирус мутирует, появляются новые штаммы. Создаются вакцины, но вместе с тем, вирус мутирует, появляются новые штаммы. Нагрузка на медицинский персонал только усиливается. В связи с этим остро встает вопрос повышения стрессоустойчивости, позволяющее справиться с эмоциональной и социальной нагрузкой в период пандемии.
Поэтому, когда большинство медицинского персонала вынуждено работать в стрессовых условиях экстремально й нагрузки и повышенной угрозы заражения в условиях пандемии, актуальной становится проблема профессионального стресса медиков и его преодоления, повышения стрессоустойчивости медицинских работников.
Стрессовые ситуации постоянно сопровождают профессиональную деятельность врачей и медицинских работников, которые постоянно вступают в интенсивное и эмоционально-насыщенное взаимодействие с различной категорией людей (больные пациенты их родственники, коллеги), что приводит повышению психоэмоционального напряжения, эмоциональной пресыщенности медицинского персонала.
Проблема стрессоустойчивости личности достаточно разработана в работах отечественных исследователей (Л.М. Аболин , В.А. Бодров , Е.Г. Бирюкова, П.Б. Зильберман , Л.В. Куликов, А.Б. Леонов, А.С. Кузнецова, И.М. Спивак, Н.В. Суворова и др .) и в работах зарубежных исследователей (Л. Кангя, С. Кобаса и др .), где представлен достаточный материал, в котором рассматривается подходы к пониманию, структуре стрессоустойчивости личности, и проблема ее повышения в разных условиях. Проблема поведения личности в ситуации стресса с учетом наличия у личности психологических защитных механизмов и копинг -стратегий раскрывается в исследованиях Л.P. Гребенникова, С.К. Нартова-Бочавер, Е.С. Романовой, Б. Флетчер, С. Фолкман, Р. Лазарус и др .).
В настоящее время проблема стресса широко представлена в отечественной и зарубежной литературе, ее исследованию посвящены работы Д. Гринберг, Д. Брайт, Ф. Джонс, С. Касл, В.А. Бодрова, Г.И. Косицкого, А.В. Меркуловой, Н.Г. Петровой, С.Г. Погосян, Б.В. Эпельман, О.В. Рыбиной и др.
Стресс в профессиональной деятельности медицинских работников также привлекает внимание исследователей (И.А. Бердяева, Л.Н. Войт, В. Винокур, М.Д. Розанова, А.Д. Доника, А.Ю. Руденко, И.В. Засядкина, Л.И. Ларенцова и др.).
В научной зарубежной и отечественной литературе (Т. Линдси,Т. Манн, В.В. Юсупов) встречаются иссследования, посвященные профессиональной деятельности медицинского персонала в услових пандемии COVID-19, в которых показано, что повышенная угроза заражения и экстремальные нагрузки медицинского персонала в связи с повышенной заболеваемостью COVID-19 приводят к возникновению профессионального стресса...
Под стрессоустойчивостью медицинского работника мы понимаем обобщенное свойство личности, которое характеризует ее способность противостоять стрессовым факторам в ситуации пандемии Covid-19 в течение времени, необходимого для организации новых условий, в которых данный стрессор не является угрожающим.
Проведенное предпроектное исследования стрессоустойчивости медицинских характеризуется следующими показателями:
– средний уровень стрессоустойчивости – медицинские работники в умеренной степени способны справляться с трудностями, осознавать и понимать сопровождающие профессиональную деятельность эмоции, способны частично проявлять выдержку и такт в общении с пациентами, их родственниками и коллегами.
– средние показатели степени самоконтроля и уровня эмоциональной лабильности – медицинские работники характеризуется умением сохранять эмоциональное самообладание, однако в некоторых профессиональных ситуациях теряют это самообладание, самоконтроль снижается, что приводит к эмоциональным срывам.
– преобладает эмоционально-ориентированный копинг, при котором медицинские работники в стрессовых ситуациях используют мысли и действия, направленные на снижение влияния психофизиологического стресса, способствующие облегчению психоэмоционального состояния медицинских работников.
Таким образом, по результатам исследования стала очевидной необходимость организации повышения стрессоустойчивости медицинских работников, работающих в контакте с пациентами с Covid-19, что послужило основой разработки программы тренинговых занятий повышения стрессоустойчивости медицинских работников.
Основа разработки программы повышения стрессоустойчивости медицинских работников – это обучение жизненно важным умениями навыкам, способности индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в адекватном поведении во взаимодействии с внешним миром в условиях Covid-19.
В совокупности программа включает в себя 20 тренинговых занятий.
В основе содержания тренинговых мероприятий находятся положения и тренинговые упражнения, представленные в тренинговых программах Л.Г. Дикой, В.Н. Раскина, Л.А. Русских, В.В. Чайковского.
Тренинговая программа состоит из четырех составляющих: «самопознание», «Я и другие», «чувства», « преодоление трудных ситуаций»
Реализация проекта повышения стрессоустойчивости медицинских работников на основном этапе проекта способствовало позволило получить данные о положительной динамика развития стрессоустойчивости медицинских работников, которая проявляется в следующих показателях:
– преобладающим уровнем стрессоустойчивости медицинских работников являются высокий и выше среднего – медицинские работники в большей степени способны восстанавливать своё психическое состояние, осуществляют их самоконтроль саморегуляцию в стрессовых ситуациях, способны справляться с трудностями, осознавать и понимать сопровождающие профессиональную деятельность эмоции, способны частично проявлять выдержку и такт в общении с пациентами, их родственниками и коллегами.
– положительная динамика степени самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовой ситуации медицинских работников, преобладающими являются высокая и средняя степень самоконтроля и эмоциональной лабильности – медицинские работники в стрессовой ситуации научились осуществлять саморегуляции собственных эмоций. Они перестали раздражаться на других людей и не склонны к самообвинениям в профессиональных стрессовых ситуациях. Также снизилось количество медицинских работников, часто теряющих самоконтроль в стрессовой ситуации;
– преобладание проблемно-ориентированной копинг-стратегии в стрессовой ситуации – медицинские работники в большей степени применяют активную поведенческую стратегию использования всех имеющихся у него личностных ресурсов с целью разрешения проблемной стрессовой ситуации. Осуществляют изменение когнитивной оценки сложившейся стрессовой ситуации для улучшить отношения «человек-среда»....
Проведенное предпроектное исследования стрессоустойчивости медицинских характеризуется следующими показателями:
– средний уровень стрессоустойчивости – медицинские работники в умеренной степени способны справляться с трудностями, осознавать и понимать сопровождающие профессиональную деятельность эмоции, способны частично проявлять выдержку и такт в общении с пациентами, их родственниками и коллегами.
– средние показатели степени самоконтроля и уровня эмоциональной лабильности – медицинские работники характеризуется умением сохранять эмоциональное самообладание, однако в некоторых профессиональных ситуациях теряют это самообладание, самоконтроль снижается, что приводит к эмоциональным срывам.
– преобладает эмоционально-ориентированный копинг, при котором медицинские работники в стрессовых ситуациях используют мысли и действия, направленные на снижение влияния психофизиологического стресса, способствующие облегчению психоэмоционального состояния медицинских работников.
Таким образом, по результатам исследования стала очевидной необходимость организации повышения стрессоустойчивости медицинских работников, работающих в контакте с пациентами с Covid-19, что послужило основой разработки программы тренинговых занятий повышения стрессоустойчивости медицинских работников.
Основа разработки программы повышения стрессоустойчивости медицинских работников – это обучение жизненно важным умениями навыкам, способности индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в адекватном поведении во взаимодействии с внешним миром в условиях Covid-19.
В совокупности программа включает в себя 20 тренинговых занятий.
В основе содержания тренинговых мероприятий находятся положения и тренинговые упражнения, представленные в тренинговых программах Л.Г. Дикой, В.Н. Раскина, Л.А. Русских, В.В. Чайковского.
Тренинговая программа состоит из четырех составляющих: «самопознание», «Я и другие», «чувства», « преодоление трудных ситуаций»
Реализация проекта повышения стрессоустойчивости медицинских работников на основном этапе проекта способствовало позволило получить данные о положительной динамика развития стрессоустойчивости медицинских работников, которая проявляется в следующих показателях:
– преобладающим уровнем стрессоустойчивости медицинских работников являются высокий и выше среднего – медицинские работники в большей степени способны восстанавливать своё психическое состояние, осуществляют их самоконтроль саморегуляцию в стрессовых ситуациях, способны справляться с трудностями, осознавать и понимать сопровождающие профессиональную деятельность эмоции, способны частично проявлять выдержку и такт в общении с пациентами, их родственниками и коллегами.
– положительная динамика степени самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовой ситуации медицинских работников, преобладающими являются высокая и средняя степень самоконтроля и эмоциональной лабильности – медицинские работники в стрессовой ситуации научились осуществлять саморегуляции собственных эмоций. Они перестали раздражаться на других людей и не склонны к самообвинениям в профессиональных стрессовых ситуациях. Также снизилось количество медицинских работников, часто теряющих самоконтроль в стрессовой ситуации;
– преобладание проблемно-ориентированной копинг-стратегии в стрессовой ситуации – медицинские работники в большей степени применяют активную поведенческую стратегию использования всех имеющихся у него личностных ресурсов с целью разрешения проблемной стрессовой ситуации. Осуществляют изменение когнитивной оценки сложившейся стрессовой ситуации для улучшить отношения «человек-среда»....





