Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сюжетно-ролевые игры как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции дошкольников в условиях дополнительного образования детей

Работа №152438

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования иноязычной коммуникативной компетенции у дошкольников в условиях дополнительного образования детей………………………………………….......................................................10
1.1 Игровая деятельность обучающегося как средство активизации иноязычной коммуникативной компетенции в условиях дополнительного образования детей……………………………………………………………….10
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………......22
1.3 Особенности использования сюжетно – ролевых игр в организациях дополнительного образования детей…………………………………………...31
Выводы по 1 главе…………………………………………………………......44
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по использованию сюжетно – ролевых игр, способствующих формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в условиях дополнительного образования детей………………..…………………………………………….46
2.1 Диагностика исходного уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..………………………46
2.2 Методические рекомендации по использованию сюжетно – ролевых игр на подготовительном этапе экспериментальной работы……………………………………………………………………………55
2.3 Реализация модели использования сюжетно – ролевых игр в ходе экспериментальной работы……………………………………………………..62
2.4 Диагностика уровня сформированости иноязычной коммуникативной компетенции по итогам эксперимента………………………………………...73
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...76
Заключение…………………………………………………………………...79
Список использованных источников……………………………………..81
Приложение А…………………………………………………………………86
Приложение Б………………………………………………………………….93
Приложение B…………………………………………………………………94
Приложение Г…………………………………………………………………97

Актуальность темы исследования: Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298п «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» основным назначением предмета «Иностранный язык» является формирование способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка, т. е. формирование иноязычной коммуникативной компетенции [Федеральные государственные образовательные стандарты, 2018].
Анализ научной литературы показывает, что достаточную степень разработанности имеют вопросы коммуникативно-познавательного развития дошкольников (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) и компетентностного подхода в обучении иностранным языкам (И.А. Зимняя, Ю.И. Мишенева, Т.М. Ковалева). Ряд научных работ посвящен проблеме раннего обучения (Л.М. Матвиенко, М. Маринова-Тод, Х. Де Кейзер) и соответствующих методик (М. Монтессори, Г. Доман, М. Шичид).
Весьма широкую степень освещения получили разные аспекты формирования иноязычной коммуникативной компетенции детей (М.З. Биболетова, Н.Д. Гальскова, Л.В. Шатунова и другие). Ученые предлагают различные взгляды на ее компонентный состав, структуру и содержание этапов ее формирования (И.Л. Бим, Л.Н. Булыгина, О.В. Кудашкина).
Целый ряд работ посвящен процессу моделирования обучения иностранному языку и методик формирования иноязычной коммуникативной компетенции как в системе школьного (А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, Е.Н. Дмитриева), так и дошкольного (В.Я. Лыкова, В.В. Давыдов, Т.М. Бабунова, Н.Я. Михайленко) образования.
Однако, несмотря на интерес исследователей к проблеме иноязычной коммуникативной компетенции дошкольников, открытым остается вопрос о технологиях, формах и методах, и средствах ее формирования в конкретных учреждениях дополнительного образования, при работе с конкретными детьми. При этом следует учесть ряд противоречий:
- между низкой или непрагматической мотивацией дошкольников и необходимостью усвоения языкового материала;
- между отсутствием прямой заинтересованности учащихся-дошкольников в обучении иностранному языку (так как у них обычно не сформирован круг общения с носителями языка) и педагогическими задачами по формированию у них способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение;
- между программой обучения иностранному языку по ФГОС и учебной программой учебников зарубежных авторов.
С учетом данных противоречий, а также с опорой на выявленные Л.А. Венгером, В.В. Давыдовым, В.Т. Кудрявцевой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и другими учеными особенности деятельности дошкольников, в первую очередь, такие как эмоциональная насыщенность и выразительность, универсальная пластичность, многофункциональность и развитие образного мышления, можно предположить, что использование сюжетно-ролевых игр на уроке иностранного языка будет эффективным средством формирования коммуникативной компетенции дошкольников. Сюжетно-ролевые игры способствуют быстрому развитию, а также формированию личности детей в социальных условиях.
Это позволило определить тему исследования: «Сюжетно-ролевые игры как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции дошкольников на уроке иностранного языка в условиях дополнительного образования детей»....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа была посвящена теме «Сюжетно-ролевые игры как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции дошкольников в условиях дополнительного образования детей». Целью работы было разработка комплекса сюжетно - ролевых игр, способствующих формированию иноязычной коммуникативной компетенции дошкольников на уроке иностранного языка в условиях дополнительного образования детей.
В первой главе были рассмотрены теоретические предпосылки формирования иноязычной коммуникативной компетенции у дошкольников, структура иноязычной коммуникативной компетенции, ее компоненты. Кроме того, были изучены и проанализированы понятия игровой деятельности и творческой составляющей.
В связи с тем, что научно – исследовательская работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста, была подвергнута анализу психолого-педагогическая характеристика этого возраста, тем самым выявлено, что дети готовы к усвоению новых знаний, тянутся к взрослым. Наглядно – образное мышление активно развивается, предметно – деловая форма общения соблюдается детьми при коммуникации со взрослыми.
Особенности применения сюжетно – ролевых игр были разобраны в рамках изучения иноязычной коммуникативной компетенции. Было выяснено, что дети дошкольного возраста, благодаря уже сформированным навыкам и умениям, способны создавать, управлять ролевой игрой. Кроме того, учащиеся могут ставить задачи во время игры и находить их решение. Умение контролировать свои эмоции помогает детям в успешной реализации игр.
Во второй главе исследовательской работы была проведена диагностика уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старшего дошкольного.
Диагностика показала, что иноязычная коммуникативная компетенция детей, принимающих участие в экспериментальной работе, развита недостаточно.
На основании полученных результатов было принято решение разработать модель сюжетно – ролевой игры «Going to the doctor».
Модель игры включает две роли и рассчитана на 5 уроков.
Проведенный эксперимент показал, что дети старшего дошкольного возраста заинтересованы в получении не только новых знаний, умений и навыков, но и познанию чего – то ранее ими неиспробованного.
Проигрывание созданной сюжетно – ролевой игры способствует получению продукта знаний, который поможет дошкольникам в дальнейшем развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и повышению уровня творческой составляющей.
Диагностика уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции после по завершению эксперимента показала, что применение сюжетно – ролевой игры при обучении иностранного языка положительно влияет на мотивацию учащихся, что напрямую влияет на развитие иноязычной компетенции.
Подводя итог, можно сказать, что цель и поставленные задачи были достигнуты.


1. Авдулова, Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника [Текст] / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. – М.: 2013. - 140 с.
2. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие [Текст] / Т.М. Бабунова. - М.: Творческий центр Сфера, 2007. - 207 с.
3. Башлыкова, А. В., Залесова, Н. В. Творческие задания как средство развития познавательного интереса учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://www.shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014–2-29.pdf (дата обращения: 18.10.2020).
4. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П. Торренса [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/54961332-Diagnostika-tvorcheskih-sposobnostey.html (дата обращения 20.10.2020).
5. Бим И.Л., Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам [Текст] / И.Л. Бим, А.В. Хуторской // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». - 2007. - 327 с.
6. Венгер, А.Л., Домашняя школа мышления [Текст] / А.Л. Венгер, Л.А. Венгер / Ред. Т. М. Забелова. - М.: Дрофа, 2015. - 397 с.
7. Веракса Н.Е, Галимов Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 151 с.
8. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников: практическое пособие [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 128 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2013. - 196 с.
10. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Психология развития. Хрестоматия [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Питер,
2014. - 632 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: издательство «Смысл», 2003. - 512 с.
12. Гогоберидзе, А В. «Дошкольная педагогика» с основами методик воспитания и обучения [Текст] / А.В, гогоберидзе, О.В. Солнцева. –СПб.: Питер, 2019. - 464 с.
13. Давыдов, В. В. Деятельность: теория, методология, проблемы [Текст] / В. В. Давыдов. - М., 2012. - 215 с.
14. Даринская, Л. А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография [Текст] / Л.А. Даринская. - СПб.: 2005. - 293 с.
15. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2011. - 402 с....46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ