Только Word
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования иноязычной коммуникативной компетенции у дошкольников в условиях дополнительного образования детей………………………………………….......................................................10
1.1 Игровая деятельность обучающегося как средство активизации иноязычной коммуникативной компетенции в условиях дополнительного образования детей……………………………………………………………….10
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………......22
1.3 Особенности использования сюжетно – ролевых игр в организациях дополнительного образования детей…………………………………………...31
Выводы по 1 главе…………………………………………………………......44
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по использованию сюжетно – ролевых игр, способствующих формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в условиях дополнительного образования детей………………..…………………………………………….46
2.1 Диагностика исходного уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..………………………46
2.2 Методические рекомендации по использованию сюжетно – ролевых игр на подготовительном этапе экспериментальной работы……………………………………………………………………………55
2.3 Реализация модели использования сюжетно – ролевых игр в ходе экспериментальной работы……………………………………………………..62
2.4 Диагностика уровня сформированости иноязычной коммуникативной компетенции по итогам эксперимента………………………………………...73
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...76
Заключение…………………………………………………………………...79
Список использованных источников……………………………………..81
Приложение А…………………………………………………………………86
Приложение Б………………………………………………………………….93
Приложение B…………………………………………………………………94
Приложение Г…………………………………………………………………97
Актуальность темы исследования: Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298п «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» основным назначением предмета «Иностранный язык» является формирование способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка, т. е. формирование иноязычной коммуникативной компетенции [Федеральные государственные образовательные стандарты, 2018].
Анализ научной литературы показывает, что достаточную степень разработанности имеют вопросы коммуникативно-познавательного развития дошкольников (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) и компетентностного подхода в обучении иностранным языкам (И.А. Зимняя, Ю.И. Мишенева, Т.М. Ковалева). Ряд научных работ посвящен проблеме раннего обучения (Л.М. Матвиенко, М. Маринова-Тод, Х. Де Кейзер) и соответствующих методик (М. Монтессори, Г. Доман, М. Шичид).
Весьма широкую степень освещения получили разные аспекты формирования иноязычной коммуникативной компетенции детей (М.З. Биболетова, Н.Д. Гальскова, Л.В. Шатунова и другие). Ученые предлагают различные взгляды на ее компонентный состав, структуру и содержание этапов ее формирования (И.Л. Бим, Л.Н. Булыгина, О.В. Кудашкина).
Целый ряд работ посвящен процессу моделирования обучения иностранному языку и методик формирования иноязычной коммуникативной компетенции как в системе школьного (А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, Е.Н. Дмитриева), так и дошкольного (В.Я. Лыкова, В.В. Давыдов, Т.М. Бабунова, Н.Я. Михайленко) образования.
Однако, несмотря на интерес исследователей к проблеме иноязычной коммуникативной компетенции дошкольников, открытым остается вопрос о технологиях, формах и методах, и средствах ее формирования в конкретных учреждениях дополнительного образования, при работе с конкретными детьми. При этом следует учесть ряд противоречий:
- между низкой или непрагматической мотивацией дошкольников и необходимостью усвоения языкового материала;
- между отсутствием прямой заинтересованности учащихся-дошкольников в обучении иностранному языку (так как у них обычно не сформирован круг общения с носителями языка) и педагогическими задачами по формированию у них способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение;
- между программой обучения иностранному языку по ФГОС и учебной программой учебников зарубежных авторов.
С учетом данных противоречий, а также с опорой на выявленные Л.А. Венгером, В.В. Давыдовым, В.Т. Кудрявцевой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и другими учеными особенности деятельности дошкольников, в первую очередь, такие как эмоциональная насыщенность и выразительность, универсальная пластичность, многофункциональность и развитие образного мышления, можно предположить, что использование сюжетно-ролевых игр на уроке иностранного языка будет эффективным средством формирования коммуникативной компетенции дошкольников. Сюжетно-ролевые игры способствуют быстрому развитию, а также формированию личности детей в социальных условиях.
Это позволило определить тему исследования: «Сюжетно-ролевые игры как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции дошкольников на уроке иностранного языка в условиях дополнительного образования детей»....
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена теме «Сюжетно-ролевые игры как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции дошкольников в условиях дополнительного образования детей». Целью работы было разработка комплекса сюжетно - ролевых игр, способствующих формированию иноязычной коммуникативной компетенции дошкольников на уроке иностранного языка в условиях дополнительного образования детей.
В первой главе были рассмотрены теоретические предпосылки формирования иноязычной коммуникативной компетенции у дошкольников, структура иноязычной коммуникативной компетенции, ее компоненты. Кроме того, были изучены и проанализированы понятия игровой деятельности и творческой составляющей.
В связи с тем, что научно – исследовательская работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста, была подвергнута анализу психолого-педагогическая характеристика этого возраста, тем самым выявлено, что дети готовы к усвоению новых знаний, тянутся к взрослым. Наглядно – образное мышление активно развивается, предметно – деловая форма общения соблюдается детьми при коммуникации со взрослыми.
Особенности применения сюжетно – ролевых игр были разобраны в рамках изучения иноязычной коммуникативной компетенции. Было выяснено, что дети дошкольного возраста, благодаря уже сформированным навыкам и умениям, способны создавать, управлять ролевой игрой. Кроме того, учащиеся могут ставить задачи во время игры и находить их решение. Умение контролировать свои эмоции помогает детям в успешной реализации игр.
Во второй главе исследовательской работы была проведена диагностика уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старшего дошкольного.
Диагностика показала, что иноязычная коммуникативная компетенция детей, принимающих участие в экспериментальной работе, развита недостаточно.
На основании полученных результатов было принято решение разработать модель сюжетно – ролевой игры «Going to the doctor».
Модель игры включает две роли и рассчитана на 5 уроков.
Проведенный эксперимент показал, что дети старшего дошкольного возраста заинтересованы в получении не только новых знаний, умений и навыков, но и познанию чего – то ранее ими неиспробованного.
Проигрывание созданной сюжетно – ролевой игры способствует получению продукта знаний, который поможет дошкольникам в дальнейшем развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и повышению уровня творческой составляющей.
Диагностика уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции после по завершению эксперимента показала, что применение сюжетно – ролевой игры при обучении иностранного языка положительно влияет на мотивацию учащихся, что напрямую влияет на развитие иноязычной компетенции.
Подводя итог, можно сказать, что цель и поставленные задачи были достигнуты.
1. Авдулова, Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника [Текст] / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. – М.: 2013. - 140 с.
2. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие [Текст] / Т.М. Бабунова. - М.: Творческий центр Сфера, 2007. - 207 с.
3. Башлыкова, А. В., Залесова, Н. В. Творческие задания как средство развития познавательного интереса учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://www.shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014–2-29.pdf (дата обращения: 18.10.2020).
4. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П. Торренса [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/54961332-Diagnostika-tvorcheskih-sposobnostey.html (дата обращения 20.10.2020).
5. Бим И.Л., Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам [Текст] / И.Л. Бим, А.В. Хуторской // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». - 2007. - 327 с.
6. Венгер, А.Л., Домашняя школа мышления [Текст] / А.Л. Венгер, Л.А. Венгер / Ред. Т. М. Забелова. - М.: Дрофа, 2015. - 397 с.
7. Веракса Н.Е, Галимов Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 151 с.
8. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников: практическое пособие [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 128 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2013. - 196 с.
10. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Психология развития. Хрестоматия [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Питер,
2014. - 632 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: издательство «Смысл», 2003. - 512 с.
12. Гогоберидзе, А В. «Дошкольная педагогика» с основами методик воспитания и обучения [Текст] / А.В, гогоберидзе, О.В. Солнцева. –СПб.: Питер, 2019. - 464 с.
13. Давыдов, В. В. Деятельность: теория, методология, проблемы [Текст] / В. В. Давыдов. - М., 2012. - 215 с.
14. Даринская, Л. А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография [Текст] / Л.А. Даринская. - СПб.: 2005. - 293 с.
15. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2011. - 402 с....46