Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Определение понятия «логическое мышление» и его формы 6
1.2. Особенности развития логического мышления младших школьников 11
1.3. Приёмы развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка 16
Выводы по I главе 23
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 25
2.1 Методическая организация констатирующего эксперимента 25
2.2 Описание результатов констатирующего эксперимента 31
2.3Описание экспериментальной программы, способствующей развитию логического мышления на уроках русского языка 36
Выводы по II главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 62
Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение логически мыслить, выполнять умозаключения без наглядной опоры, владеть элементарными логическими операциями – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала. Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие исследователи, такие как: Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко и др.
Проблема состоит в том, что учащимся уже в 1-м классе для полноценного усвоения материала, требуются навыки логического анализа. Однако исследования показывают, что даже во 2-м классе лишь незначительный процент учащихся владеет приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий и т.п. Учителя начальной школы часто используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В таких условиях недостаточно развиваются такие качества как глубина, критичность и гибкость мышления. Таким образом, можно сделать вывод, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу, направленную на обучение детей основным приемам мыслительных действий.
Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли.
Исследования таких ученых, как Немова Р. С., Выготского Л. С. доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от пяти до одиннадцати лет, поэтому именно в младшем школьном возрасте необходимо уделять особенное внимание развитию логического мышления у учащихся младших классов.
Из приведённых утверждений можно выделить противоречие, что, несмотря на важность развития логического мышления, для познавательного процесса в целом, на уроках русского языка этому моменту уделяется внимание.
Из противоречия можно выделить проблему исследования, которая заключается в разработке системы упражнений для более эффективного развития мышления младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Актуальное состояние уровня логического мышления младших школьников и способы его изменения на уроках русского языка.
Цель исследования: на основе анализа констатирующего эксперимента разработать программу, направленную на процесс развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза: процесс формирования логического мышления будет эффективнее, если использовать метод упражнений поэтапно, где на каждом этапе осуществляется формирование определённых логических операций.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2.Рассмотреть особенности развития логического мышления у детей младшего школьного возраста и выделить основные приемы его развития.
3.Провести констатирующий эксперимент (количественный и качественный анализ результатов).
4. Составить программу формирующих мероприятий.
Методы исследования:
− теоретические методы (анализ теоретических источников, обобщение и интерпретации научных данных);...
Во-первых, было приведено наиболее актуально определение термина «логическое мышление». По данным исследований Р. С. Немова суть логического мышления заключается в том, что человек в процессе познавательной деятельности использует логические операций и формы мышления, позволяющие обрабатывать полученную информацию. Исходя из определения, можно выделить ключевое словосочетание «логические операции», которые являются основой логического мышления. В логике логические операции позволяют человеку проводить манипуляции с понятиями. Например, анализ помогает разделить понятие на составные элементы – признаки, свойства.
Во-вторых, были рассмотрены особенности логического мышления у детей младшего школьного возраста и выделены основные приёмы его развития. В психологии считается, что мышление человека формируется в процессе жизни человека с рождения. Изначально, с первых дней жизни ребёнок имеет наиболее примитивные формы мышления, которые завязаны на основных рефлексах. В литературе оно получило название наглядно-действенное. По мере накопления сенсорного опыта и формирования головного мозга ребёнок с 3 лет умеет мыслить образами. В дальнейшем начинают возникать зачатки логического мышления, основанного на понятиях.
Младший школьный возраст характеризуется относительно развитым логическим мышлением. Несмотря на это, логические операции как основа логического мышления, являются несформированными. Это обуславливается сочетанием отсутствия навыков познавательной деятельности с незрелостью отдельных психических процессов, формирование которых осуществляется посредством учебной деятельности. В этом смысле предмет русского языка можно понимать как совокупность условий, где обеспечивается не только освоение национальной знаковой системы, применяемой для оформления своих мыслей, но и развитие логических операций и форм мышления. Наиболее наглядно это выражается в проведении морфологического анализа, который, кроме формирования знаний о морфологической принадлежности слова, способствует совершенствованию логической операции. Учитывая особенности логических операций, процесс их развития рационально осуществлять поэтапно, где на каждом этапе осуществляется проработка и закрепление определённых логических операций и мыслительных форм. Этапы выполняются последовательно и сопровождаются определёнными упражнениями.
В-третьих, проводился констатирующий эксперимент, на котором определяется исходный уровень сформированности логических операций у детей младшего школьного возраста. Для этого была создана диагностическая программа, состоящая из классических приёмов диагностики различных аспектов логического мышления. Посредством указанных приёмов создаётся проблемная ситуация, способствующая стимуляции мышления ребёнка. В результате вербальные проявления месильного процесса анализируются педагогом по критериям, состоящим из диагностических признаков, указанным в диагностической программе. После проведения тестирования осуществляется анализ результатов, проведённый по количественным и качественным критериям. После анализа всех результатов можно сделать вывод, что большинство учащихся из данной выборки имеются средний уровень развития логического мышления.
В-четвёртых, проводилось составление программы формирования логических операций. Было определено, что для большей эффективности развития логических операций необходимо более тщательно проработать перечень дидактических упражнений. Весьма эффективным в этом смысле является поэтапная группировка упражнений на основании их полезности для развития отдельных логических операций. Подход Н. С. Андреевой учитывает все нюансы формирования логических операций и форм мышления, где формирующая работа начинается с совершенствования самых простых и понятных для младшего школьника логических операций, т.е. анализа и синтеза. Затем процесс усложняется, доходя до классификации и навыков формирования умозаключений. Развитие логических операций осуществляется в соответствии с темами программы «Школа России», а именно «части речи» и «повторение», что предполагает использование упражнений из соответствующего учебника.
В заключении необходимо добавить, что на основании анализа реализации цели и задач, тема выпускной квалификационной работы считается раскрытой.
1. Авдонина А.Ю. Формирование теоретического мышления школьников на уроках русского языка: методический аспект / Авдонина А.Ю. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 4-2 (46). С. 26-29.
2. Адамова, Г.Н. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) / Адамова Г.Н., Бурдина М.А. // Вестник науки и образования. 2017. № 2 (26). С. 59-65.
3. Азарникова, И.Е. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка / И.Е. Азарникова // В сборнике: Проблемы теории и практики психологии развития. материалы II региональной научно-практической конференции. Под ред. О.О. Гониной. 2015. С. 17-19.
4. Акимова, М. К., Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/М. К. Акимова, В. Т. Козлова—Обнинск, 2003
5. Андреева, Н.С. Формирование логического мышления на уроках русского языка в начальной школе / Андреева Н.С., Гайдукова С.С. // В сборнике: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 64-65.
6. Баженова, В.В., Проблема развития логического мышления младших школьников в процессе обучения русскому языку в трудах отечественных методистов xix века / В.В. Баженова // В сборнике: Девятые Есиповские чтения Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО "Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко". 2015. С. 39-43.
7. Бакулина, Г. А., Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка: необходимость и возможности /Г. А.Бакулина//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015.
8. Бакулина, Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе / Г.А.Бакулина –Киров, 2000.
9. Бакулина, Г.А., Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках русского языка средствами субъективизации / Г.А. Бакулина // Ярославский педагогический вестник. — 2014. — №1. — С. 176-178.
10. Белошапкова, В. А. Современный русский язык: Учеб, для филол. спец, ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапко-вой.—2-е изд., испр. и доп.— М.: Высш, шк., 1989.— 800 с.
11. Блонский, П.П. Возрастные особенности детей. Избранные педагогические произведения/ П.П. Блонский– Москва., 1961. - С. 371-526.
12. Богословский, В.В. Общая психология. //Под ред. В. В. Богословского. – М.: Просвещение, 1981.
13. Божович, Д. И., Личность и ее формирование в детском возрасте / Д. И. Божович – Москва., 1968.
14. Брушлинский, А. В.Мышление и общение (2-е доработанное издание)/ А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов – Самара: Самар. Дом печати, 1999. – 128 с.
15. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев. – Л.: Учпедгиз, 1941. -248 с....51