Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЗДНЕРОМАНТИЧЕСКИЙ АНТИГЕРОЙ В ПРОЗЕ Э.Т.А. ГОФМАНА: ПОЭТИКА ОБРАЗОТВОРЧЕСТВА

Работа №152413

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

литература

Объем работы63
Год сдачи2024
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ГЕРОЯ В РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Типологическое изучение литературы 7
1.2. Романтическая концепция личности 9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 16
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ПОЗДНЕРОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ-АНТАГОНИСТА В НОВЕЛЛАХ Э.Т.А. ГОФМАНА 17
2.1. Инфернальный герой 17
2.2. Герои-автоматы и животные 29
2.3. Герой-обыватель 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ГЛАВА 3. ВАРИАНТЫ ПОЗДНЕРОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ-АНТАГОНИСТА В РОМАНАХ Э.Т.А.ГОФМАНА 39
3.1. Галерея демонических образов в романе Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры сатаны» 39
3.2. Поэтика образа героя-антагониста в романе Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57

Э.Т.А. Гофман - одна из самых значительных фигур немецкого романтизма. Творческий путь писателя (1808 -1822) приходится на время посленаполеоновской реакции в Германии, которая в значительной мере повлияла на эстетические воззрения поздних романтиков. Э.Т.А. Гофман был преемственно связан с йенскими романтиками: в его прозе сохраняется высокое представление о личности художника, бесконечное стремление к идеалу, но основные категории раннего романтизма переосмысливаются. Меняется концепция личности, образ героя, осмысление действительности. Реальность активно вторгается в художественный мир, и она не может быть устранена творческим сознанием художника. Романтический идеал неосуществим в реальности. Концепция личности в прозе Э.Т.А. Гофмана претерпевает значительные изменения. С одной стороны, неизменной остается бинарная оппозиция «музыкантов» и «просто хороших людей», герой-энтузиаст противостоит обществу филистеров, но при этом усложняются отношения между миром идеальным и реальным, вследствие чего появляются герои переходного типа, которые должны выбрать свой жизненный путь. На смену радостному герою йенских романтиков приходит трагический герой. Если герой воплощает бесконечное, то антигерой - конечное. Романтический герой-энтузиаст противостоит романтическому злодею, который способен принимать разные обличия. В творчестве Э.Т.А. Гофмана представлена целая галерея романтических злодеев.
По сей день творческая деятельность Э.Т.А. Гофмана и ее особенности порождают дискуссии среди литературоведов, философов, музыковедов и культурологов. Литературному наследию Э.Т.А. Гофмана посвящено большое количество научных работ. В отечественном литературоведении наибольшее предпочтение отдается изучению сатирического аспекта творчества Э.Т.А. Гофмана, немало внимания исследователи уделяют мистике и фантастике в его произведениях. Например, в диссертации Е.Н. Нечаевой «Поэтика демонического в творчестве Э.Т.А. Гофмана» (2010) рассматриваются черты инфернального героя, попавшего под влияние иррациональной силы. В диссертации Е.В. Карабеговой «Немецкая романтическая волшебно-фантастическая повесть и её развитие от йенских романтиков к Э.Т.А. Гофману» (1984) прослеживается эволюция фантастических элементов от раннего романтизма в малой прозе Э.Т.А. Гофмана.
К проблеме героя и концепции романтической личности в творчестве Гофмана обращались многие отечественные литературоведы. Куличихина в статье «Тело-автомат в новелле Гофмана “Песочный человек”» (2008) показывает негативное отношение романтиков к человекоподобным механизмам, губительность их очеловечивания. А.А. Михалева в диссертации «Герой двойник и структура произведения: Э.Т. Гофман и Ф.М. Достоевский» (2006) рассматривает героев-двойников как своеобразную разновидность литературного персонажа, чье появление в рамках произведения вносит определенную специфику в построение сюжета и повествования. Статья А.В. Полупановой «Трансформация “кукольного” сюжета в прозе XIX - XX вв.: Э.Т.А. Гофман (“Песочный человек”) - А. Грин (“Серый автомобиль”) - Д.И. Рубина (“Синдром Петрушки”)» (2014) посвящена рассмотрению феномена куклы в литературе XIX-XXI вв. Основное внимание уделяется авторским трансформациям сюжета о любви героя к кукле. Акцентируется идея опасности механизации жизни.
Научная новизна выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в ней сделана попытка исследовать структуру образа героя - антагониста в новеллистике Э.Т.А. Гофмана, охарактеризовать основные модификации позднеромантического злодея. Проблема героев -антагонистов в творчестве Э.Т.А. Гофмана требует более глубокого изучения, составления типологии, которая позволит расширить представление о специфике художественного метода писателя, о его месте в литературном процессе эпохи романтизма....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе была предпринята попытка составить типологию героев-антагонистов в прозе Э.Т.А. Гофмана. Типизация персонажей позволяет сближать и объединять в одни группы многочисленных героев. Под типом персонажа подразумевается художественный образ, характерный для определенной среды. Литературный тип отражает черты, свойственные некоторой группе героев, которые объединены по принципу схожести мировоззрения, манеры социального поведения, восприятия исторических событий эпохи и т.д.
Позднеромантический герой неразрывно связан с раннеромантической концепцией универсальной личности, но при этом значительно отличается от своего прародителя. Человек оказывается бессильным перед лицом мироздания. Из созидающего богочеловека герой превращается в человека, который должен бороться за свою духовную свободу. Как и в раннем романтизме, герой - это художник, творец. Но из-за того, что творческая личность теряет богоподобие и становится отшельником в мире людей обыкновенных, она противопоставляется враждебному миру. Вследствие чего рождается бинарная оппозиция протагонист - антагонист.
В соответствии с поставленной целью можно сделать следующие выводы:
Герои-антагонисты в прозе Э.Т.А. Гофмана предстают в различных обличиях, но при это наделены рядом характерных черт, благодаря которым их можно классифицировать. В ходе работы были выявлены и описаны три ведущих типа героя-антагониста: герои-обыватели, инфернальные герои и герои-автоматы и механизмы.
Герои-обыватели, или филистеры, в прозе Э.Т.А. Гофмана представляют собой персонажей, совершенно лишенных какого-либо творческого начала, сосредоточенных на материальных вещах. Для филистеров идеальный мир закрыт, соприкоснуться с ним они могут только лишь под воздействием увеселительных напитков и путем обращения к темным силам.
Для героев инфернального типа характерно наличие демонического начала в структуре образа, приближенность к дьяволу. Взаимодействие протагониста со злодеем, наделенным дьявольскими силами, чаще всего приводит к неизбежной катастрофе и к гибели человека и его сознания. Но инфернальную силу может победить любовь, ведь это чувство относится к миру идеальному. Например, в «Приключении в Новогоднюю ночь» именно жена спасает Эразма от сделки с дьяволом и неминуемой гибели.
Гротескные образы-автоматов и зверей - это подобие человека, противоречащее естественному миру. Такие герои тоже содержат элемент противоестественного инфернального начала, которое в конечном счете способно вытеснить и заменить все живое. Если инфернальные герои приближены к человеческому облику, то обличье героев-автоматов и механизмов и зверей уже является показателем их демонической сущности. Герои-механизмы и герои-животные - это гротескное воплощение современного общества, ведущее к гибели всего нравственного и естественного в человеке.
Самым продуктивным типом антигероя в прозе Э.Т.А. Гофмана является инфернальный персонаж, а самая малочисленная группа героев - это герои-автоматы и звери.
Таким образом Э.Т.А. Гофман создает галерею героев-антагонистов, которые противостоят романтическому энтузиасту. Посредством этих героев реализуются следующие оппозиции: добро - зло, живое - мертвое, конечное - бесконечное, Бог - Сатана.


I.
1. Гофман Э.Т.А. Автоматы // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1994. Т. 4.1. С. 298-321.
2. Гофман Э.Т.А. Житейские воззрения кота Мурра // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1994. Т. 5. С. 5-353.
3. Гофман Э.Т.А. Золотой горшок // Гофман Э. Т. А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1994. Т. 1. С. 190-262.
4. Гофман Э.Т.А. Кавалер Глюк // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1994. Т. 1. С. 31-40.
5. Гофман Э.Т.А. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1994. Т. 3. С. 171-271.
6. Гофман Э.Т.А. Магнетизер // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1994. Т. 1. С. 154-189.
7. Гофман Э.Т.А. Мадемуазель де Скюдери // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1994. Т. 4.2. С. 132-191.
8. Гофман Э.Т.А. Песочный человек // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1994. Т. 2. С. 2 89-322.
9. Гофман Э.Т.А. Приключение в новогоднюю ночь // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1994. Т. 1. С. 263-294.
10. Гофман Э.Т.А. Сведения об одном образованном молодом человеке // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1994. Т. 1. С. 306-314.
11. Гофман Э.Т.А. Состязание певцов // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1994. Т. 4.1. С. 251-292.
12. Гофман Э.Т.А. Эликсиры сатаны. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. 448 с.
13. Новалис. Генрих фон Офтердинген. М.: Ладомир; Наука. 2003. 280 с.
II.
1. Бент М.И. Новеллистическое творчество Э.Т.А. Гофмана: Учеб. пособие по спецкурсу. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1991. 85 с.
2. Бергенгрюн В. Из книги «Великие немцы». [Электронный ресурс]. URL:http://etagofman.narod.ru(дата обращения: 26.06.2024)...(64)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ