Развитие социальной адаптивности молодых людей с ментальной инвалидностью в проектной деятельности
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты формирования социальной адаптивности у молодых людей с ментальной инвалидностью …………………………
1.1. Сущность и содержание понятия социальной адаптивности молодых людей с ментальной инвалидностью …………………………..
1.2. Психологические особенности молодых людей с ментальной инвалидностью, выпускников психоневрологических интернатов ……..
1.3. Включение молодых людей с ментальной инвалидностью в активную социально-ориентированную деятельность …………………...
Выводы по I главе …………………………………………………………..
Глава II. Организация опытно-экспериментальной деятельности по включению молодых людей с ментальной инвалидностью в социально-ориентированную проектную деятельность ………………………………
2.1. Исследование особенностей сформированности социальной адаптивности молодых людей с ментальной инвалидностью, этапы, цели, задачи…………………………………………………………….
2.1.1. Изучение мотивационно-личностного компонента………………..
2.1.2. Изучение когнитивного компонента………………………………..
2.1.3. Изучение деятельностного компонента ……………………………
2.1.4. Определение уровня сформированности социальной адаптивности
2.2. Организация опытно-экспериментальной деятельности по включению молодых людей с ментальной инвалидностью в социально-ориентированную проектную деятельность …………….
2.2.1. Включение в социально-ориентированные виды деятельности …..
2.2.2. Включение в проектную деятельность ……………………………...
2.2.2.1. Организация занятий по проектной деятельности ……………….
2.2.2.2. Участие молодых людей с ментальной инвалидностью в молодежном грантовом конкурсе «Территория 2020» .....................
2.2.3. Обоснование эффективности опытно-экспериментальной деятельности…………………………………………………………
Выводы по II главе …………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты формирования социальной адаптивности у молодых людей с ментальной инвалидностью …………………………
1.1. Сущность и содержание понятия социальной адаптивности молодых людей с ментальной инвалидностью …………………………..
1.2. Психологические особенности молодых людей с ментальной инвалидностью, выпускников психоневрологических интернатов ……..
1.3. Включение молодых людей с ментальной инвалидностью в активную социально-ориентированную деятельность …………………...
Выводы по I главе …………………………………………………………..
Глава II. Организация опытно-экспериментальной деятельности по включению молодых людей с ментальной инвалидностью в социально-ориентированную проектную деятельность ………………………………
2.1. Исследование особенностей сформированности социальной адаптивности молодых людей с ментальной инвалидностью, этапы, цели, задачи…………………………………………………………….
2.1.1. Изучение мотивационно-личностного компонента………………..
2.1.2. Изучение когнитивного компонента………………………………..
2.1.3. Изучение деятельностного компонента ……………………………
2.1.4. Определение уровня сформированности социальной адаптивности
2.2. Организация опытно-экспериментальной деятельности по включению молодых людей с ментальной инвалидностью в социально-ориентированную проектную деятельность …………….
2.2.1. Включение в социально-ориентированные виды деятельности …..
2.2.2. Включение в проектную деятельность ……………………………...
2.2.2.1. Организация занятий по проектной деятельности ……………….
2.2.2.2. Участие молодых людей с ментальной инвалидностью в молодежном грантовом конкурсе «Территория 2020» .....................
2.2.3. Обоснование эффективности опытно-экспериментальной деятельности…………………………………………………………
Выводы по II главе …………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………...
Актуальность исследования. Сегодня в Российской Федерации, как и во всем мире, первостепенное значение приобретает подготовка лиц с ментальной инвалидностью к жизни в такой мере, чтобы они могли быть трудоустроены и заняты, чтобы улучшалось их материальное положение и социальный статус.
Дети, подростки и взрослые с ментальной инвалидностью, проживающие в психоневрологических домах-интернатах — сложная группа, характеризующаяся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения центральной нервной системы), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (И. М. Бгажнокова, С. Д. Забрамная, К. С. Лебединский, В. И. Лубовский, А. Р. Маллер, М. С. Певзнер, Г. В. Цикото и др.).
Имеющиеся психофизические особенности в развитии по-разному отражаются на формировании их социальных связей, на их познавательных возможностях. В XX столетии вопрос о наличии способностей к обучению лиц с выраженными психофизическими нарушениями считался дискуссионным. До недавнего времени (начало 2000-х гг. XXI в.) образование и мероприятия по социализации детей с ментальной инвалидностью в детских домах-интернатах, находящихся в ведомстве Министерства социальной защиты, не осуществлялось, либо осуществлялось в недостаточной мере. Работа сотрудников данных учреждений была направлена на уход и присмотр за такими детьми.
Согласно данным Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации (по состоянию на 1 сентября 2018 года), учреждения,
имеющие статус детских домов-интернатов (ДДИ) системы социальной
защиты, есть в 79 из 85 регионов РФ. При этом численность воспитанников,
проживающих в домах-интернатах, по данным на 1 сентября 2018 года,
составила 18 227 человек, что на 5,4% меньше, чем 1 сентября 2017 года. В
ДДИ, помимо несовершеннолетних воспитанников, проживают
воспитанники старше 18 лет. В настоящее время в Росси функционируют 520 учреждений психоневрологического типа. Предпринимаются шаги для масштабного мониторинга существующей ситуации в учреждениях, изучаются лучшие практики.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. Министерством просвещения РФ, Министерством здравоохранения РФ, Министерством труда и социальной защиты с учетом рекомендаций предложений Уполномоченного при Президенте РФ Кузнецовой А.Ю. 8.11.2018 направлено письмо, указывающее на необходимость принятия безотлагательных мер по приведению деятельности детских домов-интернатов в полное соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Среди основных проблем, снижающих качество жизни детей и молодежи с ментальной инвалидностью можно выделить следующие:
- закрытость системы ДДИ и ПНИ и отсутствие интеграции воспитанников в общество;
- медицинский подход к организации воспитания, обучения и
социализации воспитанников ДДИ и ПНИ;
- непрозрачность качества жизни конкретного ребенка в контексте его
особых потребностей;
- отсутствие независимого от поставщика услуг представителя интересов
ребенка в условиях стационарного обслуживания;
- скученность и обезличенность существования в детской группе;
- отсутствие у детей личного жизненного пространства, достаточного количества личных вещей;...
Дети, подростки и взрослые с ментальной инвалидностью, проживающие в психоневрологических домах-интернатах — сложная группа, характеризующаяся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения центральной нервной системы), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (И. М. Бгажнокова, С. Д. Забрамная, К. С. Лебединский, В. И. Лубовский, А. Р. Маллер, М. С. Певзнер, Г. В. Цикото и др.).
Имеющиеся психофизические особенности в развитии по-разному отражаются на формировании их социальных связей, на их познавательных возможностях. В XX столетии вопрос о наличии способностей к обучению лиц с выраженными психофизическими нарушениями считался дискуссионным. До недавнего времени (начало 2000-х гг. XXI в.) образование и мероприятия по социализации детей с ментальной инвалидностью в детских домах-интернатах, находящихся в ведомстве Министерства социальной защиты, не осуществлялось, либо осуществлялось в недостаточной мере. Работа сотрудников данных учреждений была направлена на уход и присмотр за такими детьми.
Согласно данным Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации (по состоянию на 1 сентября 2018 года), учреждения,
имеющие статус детских домов-интернатов (ДДИ) системы социальной
защиты, есть в 79 из 85 регионов РФ. При этом численность воспитанников,
проживающих в домах-интернатах, по данным на 1 сентября 2018 года,
составила 18 227 человек, что на 5,4% меньше, чем 1 сентября 2017 года. В
ДДИ, помимо несовершеннолетних воспитанников, проживают
воспитанники старше 18 лет. В настоящее время в Росси функционируют 520 учреждений психоневрологического типа. Предпринимаются шаги для масштабного мониторинга существующей ситуации в учреждениях, изучаются лучшие практики.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. Министерством просвещения РФ, Министерством здравоохранения РФ, Министерством труда и социальной защиты с учетом рекомендаций предложений Уполномоченного при Президенте РФ Кузнецовой А.Ю. 8.11.2018 направлено письмо, указывающее на необходимость принятия безотлагательных мер по приведению деятельности детских домов-интернатов в полное соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Среди основных проблем, снижающих качество жизни детей и молодежи с ментальной инвалидностью можно выделить следующие:
- закрытость системы ДДИ и ПНИ и отсутствие интеграции воспитанников в общество;
- медицинский подход к организации воспитания, обучения и
социализации воспитанников ДДИ и ПНИ;
- непрозрачность качества жизни конкретного ребенка в контексте его
особых потребностей;
- отсутствие независимого от поставщика услуг представителя интересов
ребенка в условиях стационарного обслуживания;
- скученность и обезличенность существования в детской группе;
- отсутствие у детей личного жизненного пространства, достаточного количества личных вещей;...
Целью данной работы было изучить особенности сформированности социальной адаптивности, создать организационно-педагогические условия по ее развитию у молодых людей с ментальной инвалидностью, проживающих в КГБУ СО «Красноярский реабилитационный центр для лиц, страдающих психическими расстройствами». Для достижения цели были поставлены задачи, выполнение которых позволило сделать выводы.
Теоретический анализ показал, что развитие социальной адаптивности молодых людей с ментальной инвалидностью, выпускников психоневрологических интернатов, способствует их успешной социализации и интеграции в общественные отношения. На уровень социальной адаптивности оказывают влияние развитость его компонентов: мотивационно-личностного, когнитивного, деятельностного. Каждый из компонентов социальной адаптивности включает в себя совокупности жизненно важных социальных компетенций (навыков), овладение которыми должно быть одной из приоритетных задач психолого-педагогической и коррекционной работы.
Степень психолого-педагогического воздействия на молодых людей с ментальной инвалидностью зависит от нескольких основных факторов: от степени психических и интеллектуальных нарушений, вызванных основным заболеванием; личностных и психологических особенностей молодых людей; особенностей сформированности социальных знаний, умений, навыков; особенностей поведения в микросоциуме и взаимодействия с окружающими людьми в процессе жизнедеятельности; от организационных и физических возможностей специалистов.
Диагноз «Умственная отсталость» характеризуется нарушением когнитивных, речевых, двигательных функций. При этом наблюдается весь диапазон психических расстройств. Почти всегда нарушено адаптивное поведение, но в защищенных социальных условиях, при условии обеспечения поддержки, это нарушение у лиц с метальной инвалидностью может не иметь явно выраженного характера.У детей и подростков с умственной отсталостью отмечаются множество разных нарушений в развитии личности, обусловливающие значительные сложности при формировании социальных связей и отношений.
Многие проблемы во взаимодействии молодых людей с ментальной инвалидностью с социумом связаны с нарушениями формирования самосознания, с его неполнотой и нечеткостью. Таким людям бывает сложно посмотреть на себя глазами других. Недостаточностью самосознания в определенной мере обусловлено то, что для них характерны противоречивые ценностные ориентации, определяющие жизненные планы, рассогласование потребностей и интересов личности с реальными возможностями их удовлетворения.
Развитие достаточного уровня социальной адаптивности возможно в случае применения личностного подхода в работе с молодыми людьми с ментальной инвалидностью. Важно изучать их индивидуальные психологические особенности, способности, таланты, уметь оценить их потенциал и способствовать всестороннему развитию жизненно необходимых навыков. Включение молодых людей с ментальной инвалидностью в социально-ориентированные виды деятельности является эффективным инструментом развития их социальной адаптивности. Следование принципу «служения себе через служение людям» в рамках увлекательной проектной деятельности способствует обретению ценностных ориентиров, воспитывает характер, помогает сформировать активную жизненную позицию.
Важно в работе в рамках проектной деятельности создавать ситуации успеха для каждого участника, поощрять инициативу, активность, трудолюбие, использовать потенциал коллектива для выстраивания конструктивных взаимоотношений, стимулировать достижение конечного результата. Необходимо сохранять толерантное отношение к каждому молодому человеку, предоставлять ему свободу самовыражения, свободу суждений....
Теоретический анализ показал, что развитие социальной адаптивности молодых людей с ментальной инвалидностью, выпускников психоневрологических интернатов, способствует их успешной социализации и интеграции в общественные отношения. На уровень социальной адаптивности оказывают влияние развитость его компонентов: мотивационно-личностного, когнитивного, деятельностного. Каждый из компонентов социальной адаптивности включает в себя совокупности жизненно важных социальных компетенций (навыков), овладение которыми должно быть одной из приоритетных задач психолого-педагогической и коррекционной работы.
Степень психолого-педагогического воздействия на молодых людей с ментальной инвалидностью зависит от нескольких основных факторов: от степени психических и интеллектуальных нарушений, вызванных основным заболеванием; личностных и психологических особенностей молодых людей; особенностей сформированности социальных знаний, умений, навыков; особенностей поведения в микросоциуме и взаимодействия с окружающими людьми в процессе жизнедеятельности; от организационных и физических возможностей специалистов.
Диагноз «Умственная отсталость» характеризуется нарушением когнитивных, речевых, двигательных функций. При этом наблюдается весь диапазон психических расстройств. Почти всегда нарушено адаптивное поведение, но в защищенных социальных условиях, при условии обеспечения поддержки, это нарушение у лиц с метальной инвалидностью может не иметь явно выраженного характера.У детей и подростков с умственной отсталостью отмечаются множество разных нарушений в развитии личности, обусловливающие значительные сложности при формировании социальных связей и отношений.
Многие проблемы во взаимодействии молодых людей с ментальной инвалидностью с социумом связаны с нарушениями формирования самосознания, с его неполнотой и нечеткостью. Таким людям бывает сложно посмотреть на себя глазами других. Недостаточностью самосознания в определенной мере обусловлено то, что для них характерны противоречивые ценностные ориентации, определяющие жизненные планы, рассогласование потребностей и интересов личности с реальными возможностями их удовлетворения.
Развитие достаточного уровня социальной адаптивности возможно в случае применения личностного подхода в работе с молодыми людьми с ментальной инвалидностью. Важно изучать их индивидуальные психологические особенности, способности, таланты, уметь оценить их потенциал и способствовать всестороннему развитию жизненно необходимых навыков. Включение молодых людей с ментальной инвалидностью в социально-ориентированные виды деятельности является эффективным инструментом развития их социальной адаптивности. Следование принципу «служения себе через служение людям» в рамках увлекательной проектной деятельности способствует обретению ценностных ориентиров, воспитывает характер, помогает сформировать активную жизненную позицию.
Важно в работе в рамках проектной деятельности создавать ситуации успеха для каждого участника, поощрять инициативу, активность, трудолюбие, использовать потенциал коллектива для выстраивания конструктивных взаимоотношений, стимулировать достижение конечного результата. Необходимо сохранять толерантное отношение к каждому молодому человеку, предоставлять ему свободу самовыражения, свободу суждений....





