Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие социальной адаптивности молодых людей с ментальной инвалидностью в проектной деятельности

Работа №152393

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы155
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты формирования социальной адаптивности у молодых людей с ментальной инвалидностью …………………………
1.1. Сущность и содержание понятия социальной адаптивности молодых людей с ментальной инвалидностью …………………………..
1.2. Психологические особенности молодых людей с ментальной инвалидностью, выпускников психоневрологических интернатов ……..
1.3. Включение молодых людей с ментальной инвалидностью в активную социально-ориентированную деятельность …………………...
Выводы по I главе …………………………………………………………..
Глава II. Организация опытно-экспериментальной деятельности по включению молодых людей с ментальной инвалидностью в социально-ориентированную проектную деятельность ………………………………
2.1. Исследование особенностей сформированности социальной адаптивности молодых людей с ментальной инвалидностью, этапы, цели, задачи…………………………………………………………….
2.1.1. Изучение мотивационно-личностного компонента………………..
2.1.2. Изучение когнитивного компонента………………………………..
2.1.3. Изучение деятельностного компонента ……………………………
2.1.4. Определение уровня сформированности социальной адаптивности
2.2. Организация опытно-экспериментальной деятельности по включению молодых людей с ментальной инвалидностью в социально-ориентированную проектную деятельность …………….
2.2.1. Включение в социально-ориентированные виды деятельности …..
2.2.2. Включение в проектную деятельность ……………………………...
2.2.2.1. Организация занятий по проектной деятельности ……………….
2.2.2.2. Участие молодых людей с ментальной инвалидностью в молодежном грантовом конкурсе «Территория 2020» .....................
2.2.3. Обоснование эффективности опытно-экспериментальной деятельности…………………………………………………………
Выводы по II главе …………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………...



Актуальность исследования. Сегодня в Российской Федерации, как и во всем мире, первостепенное значение приобретает подготовка лиц с ментальной инвалидностью к жизни в такой мере, чтобы они могли быть трудоустроены и заняты, чтобы улучшалось их материальное положение и социальный статус.
Дети, подростки и взрослые с ментальной инвалидностью, проживающие в психоневрологических домах-интернатах — сложная группа, характеризующаяся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения центральной нервной системы), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (И. М. Бгажнокова, С. Д. Забрамная, К. С. Лебединский, В. И. Лубовский, А. Р. Маллер, М. С. Певзнер, Г. В. Цикото и др.).
Имеющиеся психофизические особенности в развитии по-разному отражаются на формировании их социальных связей, на их познавательных возможностях. В XX столетии вопрос о наличии способностей к обучению лиц с выраженными психофизическими нарушениями считался дискуссионным. До недавнего времени (начало 2000-х гг. XXI в.) образование и мероприятия по социализации детей с ментальной инвалидностью в детских домах-интернатах, находящихся в ведомстве Министерства социальной защиты, не осуществлялось, либо осуществлялось в недостаточной мере. Работа сотрудников данных учреждений была направлена на уход и присмотр за такими детьми.
Согласно данным Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации (по состоянию на 1 сентября 2018 года), учреждения,
имеющие статус детских домов-интернатов (ДДИ) системы социальной
защиты, есть в 79 из 85 регионов РФ. При этом численность воспитанников,
проживающих в домах-интернатах, по данным на 1 сентября 2018 года,
составила 18 227 человек, что на 5,4% меньше, чем 1 сентября 2017 года. В
ДДИ, помимо несовершеннолетних воспитанников, проживают
воспитанники старше 18 лет. В настоящее время в Росси функционируют 520 учреждений психоневрологического типа. Предпринимаются шаги для масштабного мониторинга существующей ситуации в учреждениях, изучаются лучшие практики.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. Министерством просвещения РФ, Министерством здравоохранения РФ, Министерством труда и социальной защиты с учетом рекомендаций предложений Уполномоченного при Президенте РФ Кузнецовой А.Ю. 8.11.2018 направлено письмо, указывающее на необходимость принятия безотлагательных мер по приведению деятельности детских домов-интернатов в полное соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Среди основных проблем, снижающих качество жизни детей и молодежи с ментальной инвалидностью можно выделить следующие:
- закрытость системы ДДИ и ПНИ и отсутствие интеграции воспитанников в общество;
- медицинский подход к организации воспитания, обучения и
социализации воспитанников ДДИ и ПНИ;
- непрозрачность качества жизни конкретного ребенка в контексте его
особых потребностей;
- отсутствие независимого от поставщика услуг представителя интересов
ребенка в условиях стационарного обслуживания;
- скученность и обезличенность существования в детской группе;
- отсутствие у детей личного жизненного пространства, достаточного количества личных вещей;...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы было изучить особенности сформированности социальной адаптивности, создать организационно-педагогические условия по ее развитию у молодых людей с ментальной инвалидностью, проживающих в КГБУ СО «Красноярский реабилитационный центр для лиц, страдающих психическими расстройствами». Для достижения цели были поставлены задачи, выполнение которых позволило сделать выводы.
Теоретический анализ показал, что развитие социальной адаптивности молодых людей с ментальной инвалидностью, выпускников психоневрологических интернатов, способствует их успешной социализации и интеграции в общественные отношения. На уровень социальной адаптивности оказывают влияние развитость его компонентов: мотивационно-личностного, когнитивного, деятельностного. Каждый из компонентов социальной адаптивности включает в себя совокупности жизненно важных социальных компетенций (навыков), овладение которыми должно быть одной из приоритетных задач психолого-педагогической и коррекционной работы.
Степень психолого-педагогического воздействия на молодых людей с ментальной инвалидностью зависит от нескольких основных факторов: от степени психических и интеллектуальных нарушений, вызванных основным заболеванием; личностных и психологических особенностей молодых людей; особенностей сформированности социальных знаний, умений, навыков; особенностей поведения в микросоциуме и взаимодействия с окружающими людьми в процессе жизнедеятельности; от организационных и физических возможностей специалистов.
Диагноз «Умственная отсталость» характеризуется нарушением когнитивных, речевых, двигательных функций. При этом наблюдается весь диапазон психических расстройств. Почти всегда нарушено адаптивное поведение, но в защищенных социальных условиях, при условии обеспечения поддержки, это нарушение у лиц с метальной инвалидностью может не иметь явно выраженного характера.У детей и подростков с умственной отсталостью отмечаются множество разных нарушений в развитии личности, обусловливающие значительные сложности при формировании социальных связей и отношений.
Многие проблемы во взаимодействии молодых людей с ментальной инвалидностью с социумом связаны с нарушениями формирования самосознания, с его неполнотой и нечеткостью. Таким людям бывает сложно посмотреть на себя глазами других. Недостаточностью самосознания в определенной мере обусловлено то, что для них характерны противоречивые ценностные ориентации, определяющие жизненные планы, рассогласование потребностей и интересов личности с реальными возможностями их удовлетворения.
Развитие достаточного уровня социальной адаптивности возможно в случае применения личностного подхода в работе с молодыми людьми с ментальной инвалидностью. Важно изучать их индивидуальные психологические особенности, способности, таланты, уметь оценить их потенциал и способствовать всестороннему развитию жизненно необходимых навыков. Включение молодых людей с ментальной инвалидностью в социально-ориентированные виды деятельности является эффективным инструментом развития их социальной адаптивности. Следование принципу «служения себе через служение людям» в рамках увлекательной проектной деятельности способствует обретению ценностных ориентиров, воспитывает характер, помогает сформировать активную жизненную позицию.
Важно в работе в рамках проектной деятельности создавать ситуации успеха для каждого участника, поощрять инициативу, активность, трудолюбие, использовать потенциал коллектива для выстраивания конструктивных взаимоотношений, стимулировать достижение конечного результата. Необходимо сохранять толерантное отношение к каждому молодому человеку, предоставлять ему свободу самовыражения, свободу суждений....


1. Дементьева, Н.Ф. Трудовой прогноз при умственной отсталости и вопросы преемственности между детскими и взрослыми психоневрологическими интернатами/ Н.Ф. Дементьева // Актуальные вопросы врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭ) и социально-трудовая реабилитация инвалидов. ‒ М.: ЦИЭТИН, 1986.- С. 132-137.
2. Голубева, Н.С. Психоневрологический интернат: качество жизни умственно отсталых молодых людей [Электронный ресурс] /Н.С. Голубева, Е.С Иванов / Сайт psyhodic.ru. – Режим доступа свободный:
URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2147 (дата обращения: 17.05.2018).
3. Яковлева, Н.А. Реабилитация умственно отсталых лиц молодого возраста, находящихся в стационарных учреждениях психоневрологического профиля системы социальной защиты (на примере Нижегородской области): авторефер. дисс. канд. мед. наук. ‒ М., 2004. ‒ 25 с.
4. .Березин, Ф.Б. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах /Ф.Б. Березин, T.B. Барлас// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. ‒ 1994. ‒ Т. 94. ‒ № 6. ‒ С. 38-43.
5. Дееспособность людей с ментальной инвалидностью: законодательные изменения (19 января 2015) / Д.И. Бартенев [Электронный ресурс] // Сайт Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива». – Режим доступа свободный: http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-2171/ (дата обращения: 23.02.2019).
6. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация личности: монограф. ‒ М.: ПЕРСЭ, 2002. ‒ 192 с.
7. Маслиева, С.Н. Интеграция и инклюзия: парадигмальная характеристика / С.Н. Маслиева // Историческая и социальнообразовательная мысль. – 2014. – № 2 (24). – С. 159-165.
8. Никитина, Н.И. Методика работы социального педагога с инвалидами / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова // Методика и технология работы социального педагога. ‒ М.: Владос, 2007. ‒ 405 с.
9. Никитина, Н.И. Технологии социальной работы./ Н.И. Никитина, А.И. Рыбакова, Е.В. Комарова/ ‒ М.: Изд-во РГСУ, 2012
10. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами./ Е.Р. Ярская-Смирнова [и др.] ‒ СПб.: Питер, 2005. ‒ 313 с.
11. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
12. Мещеряков, А.В. Перекрестные эффекты адаптации к стрессорным ситуациям / А.В. Мещеряков, С.П. Левушкин // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т. 7. – № 3. – С. 122.
13. Гребенникова, В.М. Социальная адаптивность молодых людей с ментальной инвалидностью к самостоятельной жизни в социуме: сущность, специфика, уровни проявления, критерии и показатели их оценки./ В.М. Гребенникова, Н.И. Никитина, Н.И. Агронина //Историческая и социально-образовательная мысль.- 2015.-T.7- №6- ч. 1-с.263-272.
14. Гурович, И.Я. Интеграция психически больных-инвалидов в общество./ И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика: коллектив. монограф. / Под ред. Шаповалова В.К. – М.:Муравей, 2006. – с. 144-164
15. Филиппова, М.В. Социальные технологии в реабилитационной деятельности Красноперекопского психоневрологического интерната / М.В. Филиппова, П.С. Федорова, М.В. Пчелкина, Л.В. Виноградова, С.Ю. Громова....56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ