Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие социальной адаптивности молодых людей с ментальной инвалидностью в проектной деятельности

Работа №152393

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы155
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты формирования социальной адаптивности у молодых людей с ментальной инвалидностью …………………………
1.1. Сущность и содержание понятия социальной адаптивности молодых людей с ментальной инвалидностью …………………………..
1.2. Психологические особенности молодых людей с ментальной инвалидностью, выпускников психоневрологических интернатов ……..
1.3. Включение молодых людей с ментальной инвалидностью в активную социально-ориентированную деятельность …………………...
Выводы по I главе …………………………………………………………..
Глава II. Организация опытно-экспериментальной деятельности по включению молодых людей с ментальной инвалидностью в социально-ориентированную проектную деятельность ………………………………
2.1. Исследование особенностей сформированности социальной адаптивности молодых людей с ментальной инвалидностью, этапы, цели, задачи…………………………………………………………….
2.1.1. Изучение мотивационно-личностного компонента………………..
2.1.2. Изучение когнитивного компонента………………………………..
2.1.3. Изучение деятельностного компонента ……………………………
2.1.4. Определение уровня сформированности социальной адаптивности
2.2. Организация опытно-экспериментальной деятельности по включению молодых людей с ментальной инвалидностью в социально-ориентированную проектную деятельность …………….
2.2.1. Включение в социально-ориентированные виды деятельности …..
2.2.2. Включение в проектную деятельность ……………………………...
2.2.2.1. Организация занятий по проектной деятельности ……………….
2.2.2.2. Участие молодых людей с ментальной инвалидностью в молодежном грантовом конкурсе «Территория 2020» .....................
2.2.3. Обоснование эффективности опытно-экспериментальной деятельности…………………………………………………………
Выводы по II главе …………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………...



Актуальность исследования. Сегодня в Российской Федерации, как и во всем мире, первостепенное значение приобретает подготовка лиц с ментальной инвалидностью к жизни в такой мере, чтобы они могли быть трудоустроены и заняты, чтобы улучшалось их материальное положение и социальный статус.
Дети, подростки и взрослые с ментальной инвалидностью, проживающие в психоневрологических домах-интернатах — сложная группа, характеризующаяся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения центральной нервной системы), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (И. М. Бгажнокова, С. Д. Забрамная, К. С. Лебединский, В. И. Лубовский, А. Р. Маллер, М. С. Певзнер, Г. В. Цикото и др.).
Имеющиеся психофизические особенности в развитии по-разному отражаются на формировании их социальных связей, на их познавательных возможностях. В XX столетии вопрос о наличии способностей к обучению лиц с выраженными психофизическими нарушениями считался дискуссионным. До недавнего времени (начало 2000-х гг. XXI в.) образование и мероприятия по социализации детей с ментальной инвалидностью в детских домах-интернатах, находящихся в ведомстве Министерства социальной защиты, не осуществлялось, либо осуществлялось в недостаточной мере. Работа сотрудников данных учреждений была направлена на уход и присмотр за такими детьми.
Согласно данным Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации (по состоянию на 1 сентября 2018 года), учреждения,
имеющие статус детских домов-интернатов (ДДИ) системы социальной
защиты, есть в 79 из 85 регионов РФ. При этом численность воспитанников,
проживающих в домах-интернатах, по данным на 1 сентября 2018 года,
составила 18 227 человек, что на 5,4% меньше, чем 1 сентября 2017 года. В
ДДИ, помимо несовершеннолетних воспитанников, проживают
воспитанники старше 18 лет. В настоящее время в Росси функционируют 520 учреждений психоневрологического типа. Предпринимаются шаги для масштабного мониторинга существующей ситуации в учреждениях, изучаются лучшие практики.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. Министерством просвещения РФ, Министерством здравоохранения РФ, Министерством труда и социальной защиты с учетом рекомендаций предложений Уполномоченного при Президенте РФ Кузнецовой А.Ю. 8.11.2018 направлено письмо, указывающее на необходимость принятия безотлагательных мер по приведению деятельности детских домов-интернатов в полное соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Среди основных проблем, снижающих качество жизни детей и молодежи с ментальной инвалидностью можно выделить следующие:
- закрытость системы ДДИ и ПНИ и отсутствие интеграции воспитанников в общество;
- медицинский подход к организации воспитания, обучения и
социализации воспитанников ДДИ и ПНИ;
- непрозрачность качества жизни конкретного ребенка в контексте его
особых потребностей;
- отсутствие независимого от поставщика услуг представителя интересов
ребенка в условиях стационарного обслуживания;
- скученность и обезличенность существования в детской группе;
- отсутствие у детей личного жизненного пространства, достаточного количества личных вещей;...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной работы было изучить особенности сформированности социальной адаптивности, создать организационно-педагогические условия по ее развитию у молодых людей с ментальной инвалидностью, проживающих в КГБУ СО «Красноярский реабилитационный центр для лиц, страдающих психическими расстройствами». Для достижения цели были поставлены задачи, выполнение которых позволило сделать выводы.
Теоретический анализ показал, что развитие социальной адаптивности молодых людей с ментальной инвалидностью, выпускников психоневрологических интернатов, способствует их успешной социализации и интеграции в общественные отношения. На уровень социальной адаптивности оказывают влияние развитость его компонентов: мотивационно-личностного, когнитивного, деятельностного. Каждый из компонентов социальной адаптивности включает в себя совокупности жизненно важных социальных компетенций (навыков), овладение которыми должно быть одной из приоритетных задач психолого-педагогической и коррекционной работы.
Степень психолого-педагогического воздействия на молодых людей с ментальной инвалидностью зависит от нескольких основных факторов: от степени психических и интеллектуальных нарушений, вызванных основным заболеванием; личностных и психологических особенностей молодых людей; особенностей сформированности социальных знаний, умений, навыков; особенностей поведения в микросоциуме и взаимодействия с окружающими людьми в процессе жизнедеятельности; от организационных и физических возможностей специалистов.
Диагноз «Умственная отсталость» характеризуется нарушением когнитивных, речевых, двигательных функций. При этом наблюдается весь диапазон психических расстройств. Почти всегда нарушено адаптивное поведение, но в защищенных социальных условиях, при условии обеспечения поддержки, это нарушение у лиц с метальной инвалидностью может не иметь явно выраженного характера.У детей и подростков с умственной отсталостью отмечаются множество разных нарушений в развитии личности, обусловливающие значительные сложности при формировании социальных связей и отношений.
Многие проблемы во взаимодействии молодых людей с ментальной инвалидностью с социумом связаны с нарушениями формирования самосознания, с его неполнотой и нечеткостью. Таким людям бывает сложно посмотреть на себя глазами других. Недостаточностью самосознания в определенной мере обусловлено то, что для них характерны противоречивые ценностные ориентации, определяющие жизненные планы, рассогласование потребностей и интересов личности с реальными возможностями их удовлетворения.
Развитие достаточного уровня социальной адаптивности возможно в случае применения личностного подхода в работе с молодыми людьми с ментальной инвалидностью. Важно изучать их индивидуальные психологические особенности, способности, таланты, уметь оценить их потенциал и способствовать всестороннему развитию жизненно необходимых навыков. Включение молодых людей с ментальной инвалидностью в социально-ориентированные виды деятельности является эффективным инструментом развития их социальной адаптивности. Следование принципу «служения себе через служение людям» в рамках увлекательной проектной деятельности способствует обретению ценностных ориентиров, воспитывает характер, помогает сформировать активную жизненную позицию.
Важно в работе в рамках проектной деятельности создавать ситуации успеха для каждого участника, поощрять инициативу, активность, трудолюбие, использовать потенциал коллектива для выстраивания конструктивных взаимоотношений, стимулировать достижение конечного результата. Необходимо сохранять толерантное отношение к каждому молодому человеку, предоставлять ему свободу самовыражения, свободу суждений....


1. Дементьева, Н.Ф. Трудовой прогноз при умственной отсталости и вопросы преемственности между детскими и взрослыми психоневрологическими интернатами/ Н.Ф. Дементьева // Актуальные вопросы врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭ) и социально-трудовая реабилитация инвалидов. ‒ М.: ЦИЭТИН, 1986.- С. 132-137.
2. Голубева, Н.С. Психоневрологический интернат: качество жизни умственно отсталых молодых людей [Электронный ресурс] /Н.С. Голубева, Е.С Иванов / Сайт psyhodic.ru. – Режим доступа свободный:
URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2147 (дата обращения: 17.05.2018).
3. Яковлева, Н.А. Реабилитация умственно отсталых лиц молодого возраста, находящихся в стационарных учреждениях психоневрологического профиля системы социальной защиты (на примере Нижегородской области): авторефер. дисс. канд. мед. наук. ‒ М., 2004. ‒ 25 с.
4. .Березин, Ф.Б. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах /Ф.Б. Березин, T.B. Барлас// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. ‒ 1994. ‒ Т. 94. ‒ № 6. ‒ С. 38-43.
5. Дееспособность людей с ментальной инвалидностью: законодательные изменения (19 января 2015) / Д.И. Бартенев [Электронный ресурс] // Сайт Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива». – Режим доступа свободный: http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-2171/ (дата обращения: 23.02.2019).
6. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация личности: монограф. ‒ М.: ПЕРСЭ, 2002. ‒ 192 с.
7. Маслиева, С.Н. Интеграция и инклюзия: парадигмальная характеристика / С.Н. Маслиева // Историческая и социальнообразовательная мысль. – 2014. – № 2 (24). – С. 159-165.
8. Никитина, Н.И. Методика работы социального педагога с инвалидами / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова // Методика и технология работы социального педагога. ‒ М.: Владос, 2007. ‒ 405 с.
9. Никитина, Н.И. Технологии социальной работы./ Н.И. Никитина, А.И. Рыбакова, Е.В. Комарова/ ‒ М.: Изд-во РГСУ, 2012
10. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами./ Е.Р. Ярская-Смирнова [и др.] ‒ СПб.: Питер, 2005. ‒ 313 с.
11. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
12. Мещеряков, А.В. Перекрестные эффекты адаптации к стрессорным ситуациям / А.В. Мещеряков, С.П. Левушкин // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т. 7. – № 3. – С. 122.
13. Гребенникова, В.М. Социальная адаптивность молодых людей с ментальной инвалидностью к самостоятельной жизни в социуме: сущность, специфика, уровни проявления, критерии и показатели их оценки./ В.М. Гребенникова, Н.И. Никитина, Н.И. Агронина //Историческая и социально-образовательная мысль.- 2015.-T.7- №6- ч. 1-с.263-272.
14. Гурович, И.Я. Интеграция психически больных-инвалидов в общество./ И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика: коллектив. монограф. / Под ред. Шаповалова В.К. – М.:Муравей, 2006. – с. 144-164
15. Филиппова, М.В. Социальные технологии в реабилитационной деятельности Красноперекопского психоневрологического интерната / М.В. Филиппова, П.С. Федорова, М.В. Пчелкина, Л.В. Виноградова, С.Ю. Громова....56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ