Только Word
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы словарной работы на уроках русского языка в начальных классах
1.1 Понятиесловарного запаса…………………………………………………....6
1.2 Особенности словарного запаса у младших школьников…………...…….12
1.3 Основные направления работы по совершенствованию словарного запаса младшихшкольников………………..……………………………………….18
Выводы по первой главе…………..……………………………………..........29
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению пассивного и активного словарного запаса младших школьников
2.1 Методическая организация изучения пассивного и активного словарного запаса младших школьников………………………………….…………….......32
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента………….…….……35
2.3. Формирование программы обучения «Активизация пассивного и активного словарного запаса» …………………………..……………………...41
Выводы по второй главе 52
Заключение……………………….……………………………………………...54
Список литературы………………………………………………………….......55
Приложение……………………………………………………………………...59
На сегодняшний день достаточно актуальна проблема речевого развития младшего школьника, в частности, разные вопросы, связанные с формированием и совершенствованием его словарного запаса. В нынешних условиях научного прогресса, наша речь постоянно обогащается все новыми и новыми словами, кроме того, многие из них непонятны, трудны даже для взрослого человека, не говоря уже о детях.
Внимание у методистов и учителей русского языка всегда было приковано к данному вопросу. Например, Ф.И. Буслаев [4, с. 193] утверждал, что учителям русского языка необходимо «развивать в дитяти врожденный дар слова». К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа» [25, с. 26].
Словарный запас является существенным для читающих детей, но они начинают строить свой словарь прежде, чем научаются читать и продолжают его накапливать после того, как справились с основами чтения. Фактически, для большинства людей расширение словарного запаса продолжается всю их жизнь.
Ежедневно, изучая грамматику и правописание, читая произведения писателей, дети наблюдают, что слова обозначают названия предметов и явлений окружающего мира, имеют определенные значения, бывают близкими или противоположными по смыслу. И наверняка у каждого ребенка достаточно часто созревает множество вопросов, связанных с теми или иными понятиями.
Несмотря на большую разработанность данной темы, она, на сегодняшний день, остается актуальной как в практическом, так и в теоретическом планах. Однако, обогащению словарного запаса учащихся младших классов в школе уделяют мало внимания. Достаточно часто она носит случайный, эпизодический характер, от этого и речь учащихся формируется намного медленнее, чем могла бы.
Для современной школы исключительно важной частью является проблема обогащение словарного запаса учащихся. Это одно из основных задач начального обучения. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал, как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Цель нашей курсовой работы: На основе изучения актуального уровня проявления агрессивного поведения разработать программу коррекции активного и пассивного словарного запаса учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования –активный и пассивный словарный запас младших школьников.
Предмет исследования –актуальный уровень активного и пассивного словарного запаса.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что активизация словарного запаса младшего школьника включает в себя комплекс мероприятий по обогащению и уточнению словарного запаса.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические и лингвистические основы по теме исследования;
2. Подобрать методики для выявления уровня активного и пассивного словарного запаса младших школьников.
3. Изучить уровень активного и пассивного словарного запаса младших школьников.....
В процессе анализа литературы по теме исследования нами были рассмотрены особенности пассивного и активного словарного запаса младших школьников. В результате проведенных методик, можно сделать вывод, что существует ограниченность пассивного и активного словарного запаса у детей, обучающихся в начальной школе, а также их неумение отбирать из своего словаря и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные и точные для данного высказывания, являются одной из причин многочисленных и разнообразных речевых ошибок, которые учащиеся допускают в своих устных высказываниях и письменных работах.
Устранить эти речевые недочеты и тем самым значительно повысить уровень пассивного и активного словарного запаса детей возможно только в том случае если на каждом году обучения будет систематически и планомерно проводиться работа по обогащению, уточнению и активизации их пассивного и активного словаря.
Одновременно с этим следует обучать школьников сознательному и умелому выбору из своего словарного запаса и употреблению в своей речи, как ранее им известных, так и тех слов, с которыми они знакомятся на уроках русского языка и литературного чтения впервые.
Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений: отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно и интересно. Начиная с первого класса, необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов, только тогда дети будут стремиться запомнить слово, употребить его в речи, будут активно использовать его в своем индивидуальном словаре, что в конечном итоге поможет им овладеть красивым, правильным и выразительным русским языком.
1. Активизация словаря младших школьников //Начальная школа. - 2003. -№4
2. Методика преподавания русского языка в школе. / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия 2000 г.
3. Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. - Док. дисс. М., 1985.
4. Баранов М.Т. Лексика // Обучение русскому языку в IV-VI классах по новой программе. - М., 1970.
5. Баранов М.Т. Лексико-семантический аспект уроков русского языка в 4-8 классах // Урок русского языка на современном этапе. - М., 1978.
6. Баранов М.Т. Методика лексики / Основы методики русского языка в 4-8 классах. - М., 1983.
7. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1988. - 191 с.
8. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. - М., 1978.
9. Белошапкова В.А. Современный русский язык. М., 2000. - 778 с.
10. Борисенко И. В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения. /Начальная школа. - № 11/12 — 1987.
11. Брагина А. А. Русское слово в языках мира. - М., 1978.
12. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. - М., 1981.
13. Будагов Р.А. Закон многозначности слова // Русская речь. - 1972. - № 3.
14. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка // Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М., 1992 г.
15. Валгина Н.С. Современный русский язык. М. Логос, 2002 - 528 с....61