Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования формирования систематизированных знаний и навыков в области компьютерной графики у учеников старшей школы на дистанционном обучении 6
1.1. Сущность и содержание понятия «дистанционное обучение» 6
1.2. Способы формирования знаний и навыков в области растровой графики у учеников старшей школы на дистанционном обучении 16
1.3. Необходимость изучения компьютерной графики в старшей школе…………………………………………………………………………......24
Выводы по главе 1………………………………………………………...29
Глава 2. Экспериментальная работа по обучению растровой графике учеников старшей школы на дистанционном обучении 31
2.1 Организация, содержание и проведение экспериментальной работы по обучению растровой графике учеников старшей школы на дистанционном обучении 31
2.2. Серия занятий и методические рекомендации к ним, направленные на обучение растровой графике учеников старшей школы с применением программ Krita на дистанционном обучении 35
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Список литературы 56
Приложение 63Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования формирования систематизированных знаний и навыков в области компьютерной графики у учеников старшей школы на дистанционном обучении 6
1.1. Сущность и содержание понятия «дистанционное обучение» 6
1.2. Способы формирования знаний и навыков в области растровой графики у учеников старшей школы на дистанционном обучении 16
1.3. Необходимость изучения компьютерной графики в старшей школе…………………………………………………………………………......24
Выводы по главе 1………………………………………………………...29
Глава 2. Экспериментальная работа по обучению растровой графике учеников старшей школы на дистанционном обучении 31
2.1 Организация, содержание и проведение экспериментальной работы по обучению растровой графике учеников старшей школы на дистанционном обучении 31
2.2. Серия занятий и методические рекомендации к ним, направленные на обучение растровой графике учеников старшей школы с применением программ Krita на дистанционном обучении 35
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Список литературы 56
Приложение 63
Знакомство с компьютерной графикой в основной школе начинается на предмете «Информатика и ИКТ». Изучается предмет в следующем количестве: 8-й класс (1 час.) и 9-й класс (2 час.). В 10-11 классах, если школа работает по универсальному (базовому) уровню, то выделено по 1 час в неделю в каждом классе. Все остальные варианты изучения информатики - это решение, принимаемое на педагогическом совете школы (школьный компонент) либо на региональном уровне (региональный компонент) [9].
В общем курсе информатики и ИКТ в школе наблюдается поверхностное изучение такой дисциплины, как компьютерная графика.
Актуальность работы обусловлена тем, что в условиях формирования единого глобального информационного и образовательного пространства все в большей степени возрастает роль новых информационных технологий. Для современной системы образования характерна тенденция к широкомасштабному практическому внедрению технологий дистанционного обучения. Однако на данный момент вопросы дистанционного обучения в применении к такой перспективной и специфичной отрасли знаний, как компьютерная графика, пока еще достаточно слабо охвачены и требуют глубокой комплексной проработки, что обуславливает актуальность проведения исследований в указанной сфере.
На современном этапе развития в школе важным является поиск путей и методов повышения эффективности обучения. Стремительный прогресс персональных компьютеров, развитие информационных технологий и создание нового поколения программного обеспечения открывают обширные возможности совершенствования процесса образования, активизации познавательной деятельности.
Основной задачей изучения данного раздела в школе является создание геометрических моделей объектов и получения определенных знаний и навыков манипуляции компьютерными изображениями этих объектов. Для этого используются простейшие программные средства, которые можно заменить дистанционным ПО (облачными технологиями). Используемые сейчас учебные пособия не затрагивают эту сторону вопроса, либо предлагают простейший материал, которого явно недостаточно для формирования целостного представления об обработке изображений. Следовательно, выбор программного средства ложится на учителя, как и разработка методики.
Цель исследования: определение актуальности направления и подходы к совершенствованию систем дистанционного обучения компьютерной графике с учетом специфики предметной области и с точки зрения информационных аспектов.
Во время работы над темой были определены следующие параметры исследования:
Объект исследования: процесс обучения учеников старшей школы компьютерной графике на дистанционном обучении.
Предмет исследования: модель методики обучения учеников средней и старшей школы компьютерной графике на дистанционном обучении.
В связи с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты понятия «дистанционное обучение».
2. Изучить особенности дисциплины «компьютерная графика» и её освоение учащимися среднего и старшего школьного возраста на дистанционном обучении.
3. Изучить практическую возможность освоения дисциплины «компьютерная графика» учащимися старшего школьного возраста на дистанционном обучении.
4. Провести и описать педагогический эксперимент по организации дистанционного обучения компьютерной графике в 11 классе.
5. Создать серию занятий и методических рекомендаций к ним, направленных на освоение дисциплины «Компьютерная графика» учащимися старшего школьного возраста на дистанционном обучении....
Таким образом, в нашем исследовании мы рассмотрели дистанционные технологии обучения растровой графике в школе.
Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что успешность развития дистанционного обучения определяется следующими факторами: наличием компьютеров, программного обеспечения, подготовленностью учителей, разработанностью методики дистанционного преподавания предметов в целом и конкретных тем, наличием сети Интернет.
Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения, но не исключает его. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
К плюсам дистанционного обучения принято относить:
- доступность;
- гибкость (возможность самостоятельного планирования времени, места и продолжительности занятий учеником и его родителями), активное участие родителей в образовательном процессе, обучение в индивидуальном темпе;
- технологичность;
- социальное равноправие, которое заключается в возможности получить качественное образование независимо от места проживания, состояния здоровья и т.д
При дистанционном обучении обратная связь между учителем и учеником, учителем и его родителями более эффективна, что, в свою очередь, является основой успешности процесса обучения. Кроме того, важны для школьников и комфортные условия для творческого самовыражении, которые предоставляет дистанционное обучение.
В настоящее время образование в школе предполагает большой выбор форм и видов дистанционного обучения:
• Позволяет реализовывать учебный процесс индивидуально (посредством электронных курсов);
• Позволяет реализовывать учебный процесс коллективно (через вебинары, видеоконференции, чат-классы и другие формы организации дискуссий).
• Взаимодействие участников организуется как синхронно, т. е. в режиме online, так и асинхронно, когда участники в различное время получают доступ, оставляют свои вопросы, работы и ожидают обратной связи.
Р.М. Грановская считает, что групповая форма обучения становится все более востребованной, но ее главной проблемой остается обеспечение качественной и бесперебойной связи между всеми участниками. К этому трудно прийти из-за различий условий связи участников (индивидуальные особенности, технические характеристики компьютера, территориальная удаленность).
Практически везде дистанционное школьное обучение учеников средней и старшей школы организуется как индивидуальное, групповые формы не используются.
Проведённое в исследование показало, что применение в школе элементов дистанционного обучения учителем поможет сделать школьное преподавание более эффективным.
В настоящее время еще идет разработка программно-комплексного подхода компьютерного обучения, что требует практических экспериментальных исследований в области методов, форм способов применения дистанционного обучения школьников, в том числе при обучении экономике....
1. Агапова Р. О. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе / Р. О. Агапова // Информатика и образование. – 2004. - №2. – С. 14–16.
2. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие / А. А. Андреев // М.: ВУ, 1997.
3. Баженов Н. В. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы / Н. В. Баженов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.mari.ru/mouoyoshkarola
4. Бабенко Р. В. Использование современных технологий в работе учителя-предметника / Р. В. Бабенко // Завуч. – 2011. – № 1. – С. 31–38.
5. Бабенко Р. В. Использование современных технологий в работе классного руководителя / Р. В. Бабенко // Справочник классного руководителя. – 2007. – № 2. – С. 58–61.
6. Башмаков А. И. Интеллектуальные информационные технологии: Учеб. Пособие. / А. И. Башмаков // М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 304 с
7. Башмаков М. И. Процесс обучения в информационной среде / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник // Школьные технологии. – 2010. - № 6. – С. 132–138.
8. Боброва И. И. Дистанционное образование. Методологические основы развития и методического сопровождения дистанционного образования / И. И. Боброва – Германия: LAP LAMBERT, 2013. – 77 с.
9. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению / И. И. Боброва // Информатика и образование. – 2009. - №11. – С. 124-125.
10. Боброва И.И. Некоторые проблемы дистанционного образования России / И. И. Боброва // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. – № 4. – С. 11-14.
11. Видерхольд М. М. Компьютер дома и в школе / М.М. Видерхольд // Информатика и образование. – 2013. – №2. – С. 7.
12. Гелясина, Е. В. Диагностическое обеспечение управления качеством дистанционного повышения квалификации педагогических кадров / Е. В. Гелясина // Дистанционное и виртуальное обучение — 2014. — № 5. — С. 26-43.
13. Гербеков Х. А. Изучение компьютерной графики в системе общего образования / Х. А. Гербеков, И. Т Халкечева // Информатизация образования – 2017. – № 4. – С. 435–441.
14. Глушко А. И. Компьютерный класс в школе / А. И. Глушко // Информатика и образование. – 2014. - №4. – С. 3–5.
15. Гребенев И. В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе / И. В. Гребенев // Педагогика – 2014. - №5. – С. 17–19....62