Пафлеты ДЖ. Уинстенли как отражение менталитета человека раннего нового времени в контексте реализации историка-культурного стандарта общеобразовательной школы
Только Word
Введение 4
Глава 1. Социальная ситуация развития. Особенности среды, оказавшие влияние на формирование личности англичанина раннего нового времени. 22
1.1. Социально-экономические изменения 22
1.2. Изменения в духовной сфере 24
Глава 2. Социально-психологический портрет англичанина раннего нового времени на примере Дж. Уинстенли. 32
2.1. Менталитет эпохи: возможность реализации культурно-антропологического подхода 32
2.2. Социально-психологический портрет: возможность изучения менталитета эпохи 37
2.3. Социальная активность 41
2.4. Социальный интеллект 43
2.5. Моральные качества и чувства 47
2.6. Убеждения и мировоззрение 54
Глава 3. Возможности использования памфлетов Дж. Уинстенли в школьном образовательном и воспитательном процессе 61
3.1. Возможности использования темы движения диггеров, личности Дж. Уинстенли и его памфлетов в качестве элемента урока или основной части урока. 61
3.1.1. Использование темы движения диггеров, личности Дж. Уинстенли и его памфлетов на различных этапах урока. 61
3.1. 2. Возможности использования темы движения диггеров, личности Дж. Уинстенли и его памфлетов в качестве основных элементов урока 62
3.2. Возможности использования темы движения диггеров, личности Дж. Уинстенли и его памфлетов при разработке элективного курса «История ментальностей» 63
Заключение 67
Список источников и литературы 71
Приложения 76
Тема движения диггеров является не самой популярной среди прочих сюжетов английской революции, но, тем не менее, современники революционных событий, их потомки и исследователи разных эпох и направлений в той или иной степени касались этой темы. Неоднократно подвергались изучению и другие смежные сюжеты, как то: памфлеты самого руководителя движения, английская революция, Англия раннего нового времени, человек раннего нового времени, однако, область, сочетающая в себе все эти направления, которую мы примерно можем обозначить как «руководитель движения диггеров английской революции – человек раннего нового времени», не представляется специально и тщательно разработанной.
Одновременно с тем интерес к личности руководителя движения диггеров, ДжерардаУинстенли, в среде исследователей не угасает. Хотя, конечно, более явно это можно увидеть в работах зарубежных авторов. Даже при беглом обзоре публикаций разного времени прослеживается тенденция от полного невнимания к движению диггеров, неразделения левеллеров и истинных левеллеров, к более детальному рассмотрению его с дальнейшим укрупнением масштаба вплоть до внимания к личности их главного идеолога. Мы также будем действовать в соответствии с этим направлением.
Кроме того, в последнее время в исторической науке нарастает интерес к личности в истории, фокус меняется, и особое внимание уделяется вопросам истории ментальностей, личности, психологии коллективного и индивидуального в историческом измерении (подробнее об этом будет сказано ниже).
Вместе с тем данная работа будет полезна для реализации образовательно-воспитательных целей в образовательных учреждениях в связи с тем, что будет удовлетворять установленным историко-культурным стандартом требованиям к преподаванию истории в школе. А именно, будет способствовать реализации культурологического и антропологического подходов (выражается во внимании к личности вместо приоритетного внимания к политической истории, характеристике интересов и устремлений, ценностей, мотивов поведения людей)1.
Важно отметить, что в школьной учебной и методической литературе, как то будет показано ниже, данному историческому персонажу и возглавляемому им движению уделено крайне мало внимания, иные авторы не упоминают его вовсе. Представляется, что такой подход явно недооценивает воспитательный и образовательный потенциал памфлетов Дж. Уинстенли и изучения его личности.
Также заострение внимания учащихся на данном вопросе будет способствовать формированию, главным образом, личностных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (далее - УУД), углублению знаний учащихся по теме, установлению межпредметных связей.
Кроме того, тема содержит в себе и воспитательный потенциал, т.к. будет способствовать развитию у учащихся способности к эмпатии, умения со-чувствовать, понимать человека другой цивилизации, культуры и эпохи. Перенос данного умения в современную среду, на окружение учащихся поможет в выполнении задачи социализации и формирования навыков коммуникации. Изучение моральных установок Уинстенли, родственных мировоззрению квакеров и делающих акцент на ненасилии, взаимопомощи и любви к ближнему будет способствовать нравственно-этическому воспитанию учащихся....
Подводя итог всей проделанной работе, мы может сделать следующие выводы.
Особенностями общей ситуации в Англии раннего нового времени, оказавшими влияние на формирование личности англичанина и особо повлиявшими на личность Уинстенли, являются социально-экономические изменения, провоцировавшие трансформацию традиционной социальной структуры, появление больших маргинализированных групп, насильно исключенных из этой традиционной структуры, лишенных средств к существованию и не могущих встроиться в изменяющееся общество переходного периода. Непростая судьба Уинстенли является здесь хорошей иллюстрацией. Говоря о сфере духовной, необходимо отметить подъем религиозных настроений, мистицизма и сектантства, хилиастических настроений, появление сикеров-искателей.
Понятие «менталитет» и «социально-психологический портрет» не являются строго определенными в исторической науке. Обычно каждый исследователь сам определяет для себя наполнение данных терминов. Соответствующим образом поступили и мы. В качестве определения «менталитета» мы выбрали формулировку А.Я. Гуревича (синонимизируя «менталитет» и «ментальность», что обычно тоже дается на откуп исследователям): «социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности». Для составления социально-психологического портрета были рассмотрены не все составляющие структуры личности, а только ее социально-психологические свойства, а именно: социальный интеллект; социальная активность; моральные качества и чувства; убеждения и мировоззрение.
Опираясь на личность Уинстенли, можно сказать о том, каким был социально-психологический портрет англичанина раннего нового времени.
Его (т.е. англичанина) социальная активность была высока, особенно – в годы революции, причем свойственна она была и «праху мира сего, попираемого ногами» (Уинстенли), беднякам, маргиналам, которые оказались вовлечены в основные события.
Для разрешения конфликтных ситуаций большинство англичан, вероятно, искала способ легальный, не противоречащий ни закону земному, ни закону божьему. Это очень хорошо видно на примере Уинстенли, который постоянно искал в этих законах объяснение и оправдание своим действиям в глазах современников – он часто делает отсылки к Писанию, традициям и законам Англии. Роль власти как высшего арбитра в спорах в умах современников сохраняется – казнь короля в этом плане поколебала авторитет короля, но не ее (конечно, не абсолютно во всех случаях). Так, Уинстенли в памфлетах и письмах обращается к Ферфаксу, Кромвелю и парламенту за защитой и поддержкой в своих начинаниях. Одним из популярнейших способов разрешения ситуаций непонимания была публикация памфлета, трактата, письма или иного сочинения, освещающего какой-то вопрос и его объясняющего. Это видно на примере Уинстенли – основные события в жизни колонии всегда сопровождались какой-то публикацией. Да и кроме его сочинений в это время было выпущено множество памфлетной литературы, авторы которой вели публичный диалог.
Моральные качества, выявленные в памфлетах Уинстенли, в большей степени, чем другие черты его социально-психологического портрета, индивидуальны, так как, вероятно, типичны не для всех его современников. Так, самоотрешенность и невнимательность к себе есть у него самого, но явно нет ее, например, у Лильберна. Неприятие денег и накопительства противоречит духу нарождавшейся эпохе и скорее есть элемент мировоззрения, устаревший для своего времени. Однако другие обнаруживаются у современников, как, например, любовь к ближнему, почитание всех братьями и друзьями (говорящее самоназвание квакеров – «Друзья внутреннего света», «Общество друзей»).
С характеристикой мировоззрения примерно похожая ситуация – в деталях оно исключительно и индивидуально, но в общих своих чертах, вероятно, отражает правило. В понимании сверхъестественного появляется рациональный элемент. Так, Уинстенли говорит о боге-разуме, пребывающем в каждом человеке. Взгляд на вопрос спасения становится несколько иным: во-первых, в этом нет необходимости в опоре на какие-то институты или других людей, а во-вторых, достигнуто оно может быть не только благодаря поступкам, чьей-то воле или предопределению – блаженный конец ожидает каждого, и достоин его даже самый последний грешник или бедняк (к слову о значимости человеческой личности, которая есть и у «праха земного»). Также общей тенденцией можно считать перенос центра тяжести человеческого существования с мира загробного в мир земной, внимание к вопросам этого мира и самой личности. Последствия этого могут быть разные. У Уинстенли это вылилось в любовь к жизни.
В школьной учебной и методической литературе движение диггеров практически не упоминается, если не упоминается вовсе, а его лидер остается проходной фигурой, на которой не заостряется, и из-за скудости предлагаемой обучающимся информации, не может быть заострено внимание. Памфлеты Дж. Уинстенли авторами учебных пособий используются крайне редко. Это ставит перед нами проблему неполного раскрытия их дидактического и воспитательного потенциала, хотя при должном внимании они помогли бы приблизить учащихся к пониманию духа эпохи и мировоззрения людей того времени, что позволило бы, в свою очередь, полнее реализовать культурно-антропологический подход, заложенный в основу преподавания истории историко-культурным стандартом.
Использование темы движения диггеров, личности Дж. Уинстенли и его памфлетов на различных уроках школьной программы, классных часах и элективном курсе позволяет решить эту задачу, т.к. памфлеты лидера движения диггеров, где бы они ни использовались, всегда несут на себе отпечаток мировоззрения своего создателя, а акцентирование внимания учащихся на этом моменте будет способствовать развитию восприятия ими исторического источника не только как документа, сообщающего о конкретных фактах, но как иллюстрации определенного склад ума, способа восприятия реальности и мировоззрение автора. С помощью выявления социально-психологических особенностей структуры личности возможно увидеть в ней отражение менталитета эпохи. Для наглядной демонстрации образовательного и воспитательного потенциала памфлетов Дж. Уинстенли были предложены (с использованием памфлетов) разработки элементов уроков по всеобщей истории, истории России, обществознанию и английскому языку; сценарий и ТКУ урока «На пороге Нового времени. Человек на распутье» и программа элективного курса «История ментальностей. Средние века».
1. Архангельский С. И. Крестьянские движения в Англии в 40 - 50-х годах XVII века. – М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1960. – 354 с.
2. Барг М. А. Великая английская революция в портретах ее деятелей.— М.: Мысль, 1991.—397 с.
3. Барг М.А. Народные низы в Английской революции XVII в.: движение и идеология истинных левеллеров. – М.: Наука, 1967. – 349 с.
4. Барг М.А. Социальная утопия Уинстенли // История социалистических учений. Под ред. Л.С. Чиколини. – М.: Наука, 1962. - С. 58-88.
5. Барг М. А, Лавровский В. М. Английская буржуазная революция: некоторые проблемы английской буржуазной революции 40-х годов XVII в. – М.: Соцэкгиз, 1958. - 366 с.
6. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII века. – М.: Наука, 1975. – 296 с.
7. Волгин В.П. Предшественники современного социализма в отрывках из их произведений. – М; Л.: Гос изд-во, 1928. – 309 с.
8. Грачев Г. В. Индивидуальная социально-психологическая портретистика в комплексном изучении личности // Человеческий капитал. 2014. №7 (67), с. 114-119.
9. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984. – 349 с.
10. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М.: Искусство, 1981. - 357 с.
11. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М.: Искусство, 1990. - 395 с.
12. История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма в 3 т. Т. 3. Крестьянство Европы в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений / гл. ред. З.В. Удальцова. – М.: Наука, 1986. - 590 с.
13. Карначук Н. В. «Баллады добрых советов» и социально-психологический портрет английского общества конца XVI – начала XVII века // Вестник томского государственного педагогического университета. – 2016. - №5 (170). – С. 217-224.
14. Кром М.М. Историческая антропология. – СПб.; М.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге; Квадрига, 2010. – 214 с.
15. Ле Гофф. Ж. Другое Средневековье: время, труд и культура Запада. - Екатеринбург: Уральский университет, 2000. - 327 с....41