Только Word
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...………………….3
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………5
1.1 Анатомо-морфологические и физиологические особенности юношей 15 – 16 лет………………………………………………………………………………5
1.2 Общая характеристика специальной выносливости, двигательной деятельности баскетболистов, и упражнения для юношей 15–16 лет….……11
1.3 Методы и средства выносливости школьников 15–16 лет обучающихся игре в баскетбол…………………………………………………………….……18
1.4 Взаимоотношения в детской юношеской баскетбольной команде............23
1.5 Особенности ведения соревновательной борьбы в баскетболе …………..25
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.........………………..29
2.1 Методы исследования……………………………………………………….29
2.2 Организация исследования…………………………………………….……31
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………........33
3.1 Экспериментальная методика развития специальной выносливости у школьников 15–16 лет занимающимся баскетболом………………………….33
3.2 Обсуждение результатов эксперимента……………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......……………………………………………………………40
Список используемой литературы………………………..…...41
Баскетбол – это один из самых распространенных видов спорта в мире, причем его популярность только растет. Баскетбол формирует у подрастающего поколения множество полезный качеств и свойств личности. Игра в баскетбол требует постоянной максимальной двигательной и психологической активности.
За все время существования баскетбола, характер игры перетерпел колоссальные изменения. Из обычной игры для спортивного досуга студентов, игра эволюционировала в одну из самых активных игр на свете, где характер игры предъявляет очень высокие требования к физической, технической, тактической и психологической подготовке игрока.
Прогресс большого спорта, новые задачи, стоящие перед подготовкой детей, вызывают необходимость более гибкого сочетания применяемых средств и методов, используемых в школах.
Поэтому для повышения уровня специальной выносливости школьников для игры в баскетбол в школе необходимо искать новые средства и методы. На наш взгляд, таким средством может являться более широкое использование упражнений на развитие специальной выносливости.
Специальная выносливость – способность проявлять мышечные усилия в соответствии со спецификой (продолжительностью и характером) специализируемого упражнения.
Для баскетбола характерны: высокие соревновательные и тренировочные нагрузки, постоянно меняющийся темп игры, выполнение технических и тактических приемов на большой скорости и с сопротивление соперника, применение активных систем защиты и нападения, быстрого прорыва и прессинга. Длительные соревновательные сезоны, высокая напряженность турниров и отдельных матчей высокого развития выносливости, т. е. способности противостоять появляющемуся в результате соревновательных нагрузок утомлению. Именно поэтому игрокам необходимо развивать выносливость. Игрок, обладающий достаточной выносливостью, дольше будет сохраняет спортивную форму, проявляя высокую двигательную способность в свой спортивной деятельности.
Актуальность дипломной работы в том, что специальная выносливость необходима школьникам 15-16 лет для занятий баскетболом, а в следствии, и для высоких результатов в дальнейшем.
Целью исследования является совершенствование специальной выносливости школьников 15–16 лет обучающемуся игре в баскетбол.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности проявления выносливости школьников 15–16 лет обучающемуся игре в баскетбол, определить методы и средства ее развития.
2. Разработать экспериментальную методику по развитию специальной выносливости школьников 15–16 лет обучающимся игре в баскетбол.
3. Проведение педагогического эксперимента, определение эффективности предложенной методике по развитию специальной выносливости у школьников 15-16 лет обучающимся игре в баскетбол.
Объектом исследования является процесс развития специальной выносливости школьников 15–16 лет обучающемуся игре в баскетбол.
Предмет исследования: средства и методы развития специальной выносливости школьников 15–16 лет обучающихся игре в баскетбол.
Гипотеза исследования является предположение о том, что подобранные средства и методы позволяют существенно повысить уровень развития специальной выносливости школьников 15–16 лет обучающихся игре в баскетбол.
Рассмотрены особенности проявления специальной выносливости, которые показали что, участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние 5000-7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, множество рывков (до 120-150), ускорений и остановок. Такой характер игры предъявляет очень высокие требования ко всем видам подготовки игрока, особенно к физической. Команда, игроки которой медлительны, не может эффектно применять быстрый прорыв, прессинг и т.д. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил.
Разработана программа для развития специальной выносливости баскетболистов, включающая в себя методы развития специальной выносливости баскетболистов: интервальный, игровой, равномерный, соревновательный и круговая тренировка и средства развития специальной выносливости баскетболистов. Основным средством специальной выносливости является многократное, до утомления выполнение специальных упражнений в одном учебно-тренировочном занятии. Используются беговые, прыжковые, а также быстрого бега с целью развития специальной выносливости.
В результате проведенного педагогического эксперимента доказана эффективность предложенной методики по развитию специальной выносливости, достоверность показателей во всех тестах в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе (Р<0,05).
Прирост показателей по окончанию эксперимента составил: передвижения в защите 4%, челночный бег 3%, броски с дистанции 11%, штрафные броски прирост составил 7%. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
1. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. / Под ред. Ю. Н. Портнова. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 480 с.
2. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие для студентов вузов: Изд. 5-е., 2008. - 379 с.:
3. Баскетбол. / Под ред. В. М. Корягин, В. Н. Мухин, В. А. Боженар, Р. С. Мозола.- К: Высш. шк.1989. - 232 с.
4. Ботагориев Т.А., Дарская С.С., Костикова Л.В. Игровое амплуа как фактор, определяющий морфологический статус баскетболисток // Теория и практика физической культуры: – 1989. - №5.- с. 33-34.
5. Лепешкин А.В. Баскетбол. Подвижные и учебные игры. М. Советский спорт. 2011.
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 352 с.
7. Все о тренировке юного баскетболиста / Билл Гатмен, Том Финнеган. 2007. - 303 с.
8. Гомельский А. Я. Баскетбол. Секреты мастерства.1997- 224 с.
9. Елевич С.Н. Особенности структуры соревновательного периода и специальной подготовки баскетболистов высокой квалификации // Теория и практика физической культуры. – 2004. - №2. –С. 36.
10. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. Заведений. 2002. – 264 с.
11. Физическая культура и здоровье: учебное пособие / А.В. Тимушкин, Н.Н. Чесноков, С.С. Чернов. 1998. – 156 с
12. Колос В.М. Баскетбол: игра и обучение. – М., 1971. – 278с.
13. Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов. Учебное пособие. С-П. 2000. 58 с.
14. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - Под ред. Иванова В.В.-М.: Физкультура и спорт, 1987.
15. Коробченко Р.В., Аруцев А.А. Особенности проявления показателей быстроты при выполнение некоторых приемов игры в защите у квалифицированных баскетболистов // Теория и практика...37