ПРОДУКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (В ПРОФИЛЬНЫХ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ)
1 Иноязычное образование в XXI в.: проблемы и потребности. Продуктивное образование………………………………………………..…..…..9
1.1 Иноязычное образование в России: проблемы и потребности.........................9
1.2 Профильное обучение…………………………………………………….……17
1.3 Понятие «Продуктивное образование»: цели и задачи....................................21
1.4 Новая роль учителя при организации продуктивной учебной деятельности на уроках иностранного языка в профильных нефилологических классах........................................................................................................................31
1.5 Продуктивная учебная деятельность учащегося профильных нефилологических классов как основа продуктивного иноязычного образования……………………………………………………………….…..…….34
1.6. Продуктивные стратегии в иноязычном образовании....................................39
Выводы по главе 1...................................................................................................43
2 Продуктивные стратегии в иноязычном образовании: метод проектов и кейс — метод.............................................................................................................45
2.1 Метод проектов как одна из стратегий продуктивного образования……......45
2.2 Типология проектов и приемы проектирования...............................................48
2.3 Основные требования и этапы работы с методом проектов............................55
2.4 Роль учителя и учащихся при выполнении проекта в профильных нефилологических классах.......................................................................................59
2.2.1 Кейс-метод и роль учителя при работе с данным методом..........................61
2.2.2 Этапы работы над кейс-методом.....................................................................63
2.2.3 Методические рекомендации при работе с продуктивными стратегиями на уроках иноязычного образования в профильных нефилологических классах....66
Выводы по главе 2...................................................................................................69
Заключение...............................................................................................................71
Библиографический список……………………………………………..……....72
Приложение А...........................................................................................................77
Приложение Б...........................................................................................................80
Приложение В...........................................................................................................83
Приложение Г...........................................................................................................88
Реформирование образования ставится сегодня в ряд важнейших социально-экономических и социально-культурных задач общества. Перспективное развитие школы связывается прежде всего с внедрением инновационных подходов к содержанию образования и образовательным стратегиям.
Перед российской школой стоит задача обеспечить такое образование, которое гарантирует выпускнику социальную устойчивость и мобильность, условия для его самоопределения и саморазвития. Эти социальные требования обусловили глубокие качественные изменения в отечественном школьном образовании, направленные на реализацию личностно-ориентированной образовательной парадигмы. Концепция перспективного развития школы ориентирована на переход от образования как передачи ученику определенной суммы знаний к продуктивному образованию.
Личностно-ориентированный подход, закрепленный в государственных образовательных стандартах, определяющих цели, содержание, методологию обучения, находит отражение в современных программах и учебниках, в общих требованиях к образовательной среде. Личностно-ориентированное образование рассматривается как ведущее стратегическое направление педагогических исследований XXI столетия, обеспечивающее потребности общества.
Вместе с тем мы можем наблюдать, что процесс перестройки школы еще не стал достаточно глубоким. Сегодня образование в школе по-прежнему предполагает трансляцию индивиду культурно-исторических ценностей, норм и традиций, передачу ему готового содержания образования, а не освоение реальной действительности методами изучаемой науки.
Темой нашего исследования является «Продуктивные стратегии как условие реализации личностно-ориентированной образовательной парадигмы на уроках иностранного языка (в профильных нефилологических классах)». Выбор темы обусловлен тем, что в большинстве школ с нефилологическим профилем обучения, изучение иностранного языка происходит по базовым программам без учета специфики профиля. Это и обуславливает актуальность нашего исследования.
В настоящее время в Красноярске насчитывается 17 базовых школ, которые осуществляют работу по организации профильного обучения. В данных школах реализуются 3 модели организации профильного обучения: профильный класс, мобильные профильные группы, индивидуальные учебные планы учащихся. Преимущества (согласно образовательным потребностям учащихся) имеют точные дисциплины (социально-экономический профиль – 7, информационно-технологический – 2, физико-математический -8, химико-биологический– 3). Ряд профилей сформированы в рамках взаимодействия школ с высшими учебными заведениями. Принято решение об открытии в 2016 году новых профильных классов точных и инженерных наук. В общей сложности планируется открыть 50 специализированных классов в школах Норильска, Ачинска, Зеленогорска, Железногорска, Канска, Лесосибирска, Минусинска, Назарово, Сосновоборска и Дивногорска. В Красноярске такие классы будут открыты в следующих образовательных учреждениях: лицеи №1, №2, №3, №6, №7, №9, №10; школы №7, №10, №22, №143, №144, №145, №151, №153; гимназии №1, №2, №3, №4, №9, №10, №13. Обучение будет проходить по физико-математическому, естественнонаучному, инженерно-технологическому, математическому и химико-технологическому направлениям. При этом в документах не идет речи об адаптации программ по иностранным языкам. Анализ публикаций в журнале «Иностранные языки в школе» за последние 10 лет и «Le français dans le monde» за последние 5 лет показывает то, что отечественные и зарубежные ученые не рассматривали данную проблему достаточно широко.
Можно с достаточной степенью уверенности констатировать, что необходимость разработки продуктивного подхода связана, прежде всего, с отсутствием в большинстве школ с нефилологическим обучением эффективного профильно-ориентированного иноязычного образования.
Проблема продуктивности образования и личностно-ориентированной образовательной парадигмы находит отражение в ряде исследований (Башмаков М.И., Коряковцева Н.Ф., Крылова Н.Б., Хуторской А.В. и др.).
Проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: в условиях современного профильно-ориентированного иноязычного образования наблюдается отсутствие специальных программ по иностранным языкам для нефилологических профилей, поэтому невозможно реализовать единство образовательных, развивающих и воспитательных целей и осуществить эффективное управление образовательным процессом.
Цель исследования — разработка рекомендаций по использованию продуктивных стратегий в иноязычном образовании на старшем этапе обучения в нефилологических классах.
Объект исследования — процесс иноязычного образования.
Предмет исследования — продуктивные стратегии в иноязычном образовании в профильных нефилологических классах.
Ведущая идея исследования состоит в том, что использование иностранного языка в профильно-ориентированных нефилологических классах должно быть целесообразным и отвечать потребностям учащихся таких классов. Иностранный язык позволяет учащимся не только расширять свой кругозор, но и углубить знания по изучаемым предметам. В данном случае, мотивация у учащихся будет держаться на высоком уровне. Для того чтобы поддерживать интерес и мотивацию у учащихся профильных нефилологических классов, учителю следует использовать продуктивные стратегии, которые способствуют росту самостоятельности обучающихся....
В выпускной квалификационной работе по теме: «Продуктивные стратегии как условие реализации личностно-ориентированной образовательной парадигмы на уроках иностранного языка (в профильных нефилологических классах)» мы рассмотрели программные и нормативные документы, определяющие требования к иноязычному образованию на современном этапе. Мы пришли к выводу, что личностно-ориентированный подход — это сложный и требующий большого количества времени процесс, позволяющий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Особый интерес к инженерным специальностям и созданию инженерных и профильных нефилологических классов в России и в Красноярском крае обусловили рассмотрение специфики профильного обучения. Мы пришли к выводу, что образование на среднем и старшем этапе должно быть более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Профильное обучение нацелено прежде всего на том, чтобы замотивировать учащихся к изучению чего-либо, сделать образовательный процесс более интересным и полезным для них.
В работе были раскрыты сущностные характеристики феномена продуктивное образование, установлены основные цели и задачи, проанализированы две продуктивные стратегии (метод проектов и кейс-метод) и разработаны возможные стратегии работы с ними.
Представленный материал может быть полезен учителям-практикам и студентам.
Итоги проделанной работы позволили спрогнозировать наиболее перспективные направления, которые могут расширить проблематику исследования. Нам кажется интересным рассмотрение такой проблемы, как индивидуальная траектория изучения иностранного языка в профильных нефилологических классах.
1. Абульханова-Славская К.А. (ред.) Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. 214с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР. 2009. 448 с.
3. Банкевич Л.В. Деловой английский для подростков : Пособие для учащихся шк., лицеев, колледжей / Л. В. Банкевич, В. И. Быканова, Т. В. Прохорова. СПб. Просвещение, 1997. 125 с.
4. Башмаков М.И. Что такое продуктивное обучение//теория и практика продуктивного обучения. М., 2000. 56 с.
5. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
6. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика № 3. М.:2010. 168 с.
7. Борзова Е.В. Федеральный образовательный стандарт второго поколения и обучение иностранным языкам в школе. В сб.: Пути совершенствования обучения иностранным языкам в школе и вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24-25 июня 2011, Башкортостан, Бирск: Бирс.гос.соц.пед.академия. 2011. 56 с.
8. Борзова Е.В. Потенциальная зона развития старшеклассников при обучении иностранным языкам в свете Федерального государственного образовательного стандарта. Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emessia. Offline Letters): электронный научный журнал. - Апрель 2012, ART 1770. Спб. 2012. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1770.htm
9. Быканова В.И. Деловой английский – путь к успеху. М.:Просвещение, 2005. 197 с.
10. Валиев Ш.З., Габидуллина Э.В. Благотворительная деятельность в российском профессиональном образовании. Уфа: УГУЭС, 2014. 129 с.
11. Ветчинова М.Н. Теория и практика иноязычного образования в отечественной педагогике второй половины XIX – начала XX века: автореф. дис. д-ра пед. Наук / М.Н. Ветчинова. М., 2009. 48 с.
12. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. - 6-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 336 с.
13. Гегель Г.В. Лекции по философии духа. Берлин 1827/1828. В записи Иоганна Эдуарда Эрдмана и Фердинанда Вальтера / пер. с нем. К. Александрова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. 304 с.
14. Голованова И.А. Деловой французский? Это не так трудно!: учеб. фр. яз. для учащихся ст. кл. общеобразоват. учреждений / И.А. Голованова. О.Е. Петренко. М.: Просвещение, 2007. 320 с.
15. Гольцова Е.В. Английский язык для пользователей ПК и программистов. Самоучитель. СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. 480 с....52