Только Word
Реферат
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ………………………………………………….10
1.1. Виды и значение адаптации………………………………………………10
1.2. Факторы, влияющие на мотивацию трудовой деятельности………….…17
1.3. Система управления адаптацией персонала………………………………27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ МАОУ СШ №137…………………………………………………………………………...…37
2.1. Общая характеристика МАОУ СШ №137…………………..…………..37
2.2. Анализ существующей системы адаптации педагогов в МАОУ СШ №137………………………………………………………………………….…41
2.3.Определение проблем и направлений совершенствования системы адаптации педагогов МАОУ СШ №137………………………………………..45
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В МАОУ СШ №137……………………….….47
3.1. Мероприятия по совершенствованию процесса адаптации …………...47
3.2. Анализ эффективности предложенных мероприятий……………………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………...62
В современных условиях личностно ориентированной модели воспитания и обучения становится актуальной проблема послевузовской подготовки компетентного педагога.
Молодые специалисты испытывают затруднения в применении полученных теоретических знаний, возникает комплекс симптомов «немотивированного педагога»: отсутствие познавательных интересов, безынициативность, неуверенность, а затем пассивность в своей работе. С этой целью необходима новая технология методической работы в образовательном учреждении: работа на доверии, оказание практической помощи.
В современной России не уделяется достаточно внимания вопросу адаптации молодого педагога и связанных с ним проблемами. Система школьного образования, не имеет даже базовых программ адаптации персонала. Общая ситуация в школах характеризуется противоречием между количеством, качеством труда и его вознаграждением. Социально-экономический кризис российского образования отражается в первую очередь на кадрах. Массовый отток молодых и перспективных специалистов в другие сферы, общее старение персонала требуют актуализации основных ресурсов управления образовательными организациями.
По-прежнему существует проблема того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и того, как удержать их там. Вопросов, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые вопросы не находятся в компетенции школы. Проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы вполне можно решить в стенах учебного заведения. В этом и заключается актуальность данной проблемы.
Процесс адаптации как объективный процесс играет большую роль в любой профессии, а значимость адаптации для педагога вытекает из специфики самого труда, так как результат труда учителя, не поддается никаким прямым измерениям, а оценивается только опосредованно и отдаленно. Очевидно, чем успешнее профессиональная адаптация педагога, тем выше его мастерство и умение, тем выше и результат его влияния на формирующуюся личность ученика.
Научная новизна исследования заключается в том, что уточнено понятие профессиональной адаптации молодых учителей как процесса, способствующего достижению оптимального соотношения между комплексом требований, предъявляемых к профессии учителя в целом, и их реализацией в собственной практической деятельности молодого специалиста в условиях конкретного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что профессиональная адаптация молодых учителей будет более успешной, если;
- она осуществляется в условиях благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
- организуется взаимодействие молодого учителя с педагогом-наставником в сочетании с профессиональным самообразованием;
- определены содержание и формы деятельности методической службы, основанные на личностно-ориентированном подходе к профессиональной адаптации молодых учителей.
Проблема адаптации молодого педагога и ее влияние на эффективность работы педагогов в различных аспектах рассматривалась в научных публикациях Архипова Н.И., Базарова Т.Ю., Веснин В.Р., Волина В.А., Дятлова В.А., Еремина Б.Л., Игнатьева А.В., Кибанова А.Я., Коханова Е. Ф., Кузнецова Ю.В., Максимцова М.М., Маслова Е.В., Мескона М.Х., Одегова Ю.Г., Плешина И.Ю., Подлесных В.И., Самыгина С.И., Сульдина Г.А., Столяренко Л.Д., Травина В.В., Хедоури Ф., и других авторов....
Адаптация молодых педагогов представляет собой процесс, при котором происходит приспособление педагога к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды учреждения. Адаптация педагога заключается в приспособлении отдельно взятого индивидуума к трудовому коллективу и к рабочему месту. Чем мягче и эффективнее будет осуществлено приспособление педагога и коллектива к изменяющимся условиям среды, тем выше будет эффективность их работы. Существенное значение имеет социально-психологическая адаптация, которая выражается во взаимодействии личности с социальной средой, и именно она позволяет оптимально установить цели и ценности личности с группой. Адаптация состоит в выражении активной позиции личности. Необходимо, чтобы личность осознала свой социальный статус и реализовала свои индивидуальные возможности в ходе решения общегрупповых задач. Приспособление индивидуума и коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям приводит к повышению эффективности их функционирования.
Проведенное исследование профессиональной адаптации молодых педагогов мне позволило установить, что для успешности процесса их профессиональной адаптации необходимо обеспечить:
1.Благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе, а именно: уделять внимание к нуждам и проблемам молодого педагога; организовывать методические работы в нужных для молодого педагога направлениях.
2.Личностно-ориентированный подход в процессе профессиональной адаптации молодых педагогов, а именно: для молодых учителей «успешной» группы, которые планируют продолжить свою профессиональную карьеру, важно закрепить намерения относительно их выбора; в работе с начинающими педагогами, которые создают наибольшие трудности, важно выявить психологические факторы, которые способствовали бы пробуждению положительного отношения к профессии и преодолевали их негативное отношение, с которым они пришли в школу.
3. Введение института наставников, которые помогали в творческом развитии личности молодого учителя его профессиональной деятельности.
У всех молодых педагогов, участвовавших в исследовании отмечена положительная динамика процесса адаптации к профессиональной деятельности. Разработанные мероприятия по совершенствованию процесса адаптации молодых педагогов являются эффективными и доступными для практического использования.