Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия интеграции умственной работоспособности и оптимальной двигательной активности обучающихся

Работа №152368

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы24
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение…………………………………………………………………….…...3-4
Глава 1. Психофизиологические механизмы умственной деятельности человека ………………………………………………………………………....5-9
1.1. Биологические основы взаимосвязи физической и умственной деятельности человека………………………………………….……………10-11
1.2 Двигательная деятельность как средство, повышающее устойчивость коры головного мозга к развитию умственного утомления ……………………12-14
Глава 2. Методика и организация исследования ………..……………...….15-19
Заключение…………………………………………………………………...20-22
Список литературы……………………………..………..………………...23-24

Уровень умственной работоспособности в процессе учебной деятельности обуславливается многими внутренними и внешними факторами. Большое значение при этом имеет правильная организация учебного труда обучающихся, предполагающее разумное его сочетание с активным восстановлением.
Одним из важнейших средств активного восстановления организма является двигательная активность, как естественный фактор, оказывающий положительное влияние на все сферы жизнедеятельности организма и, прежде всего, на нервную систему. Однако, только оптимальная двигательная деятельность, соответствующая функциональным возможностям организма, способствует ускорению протекания восстановительных процессов. Во всех остальных случаях физическая деятельность оказывает отрицательное воздействие на системы организма и в первую очередь на головной мозг. Опасность отрицательного влияния физических нагрузок на организм обучающихся существенно возрастает в настоящее время из-за резкого снижения двигательной активности значительной части детей школьного возраста. Такое состояние требует определения и создания организационно-педагогических условий оптимизации соотношения интеграции умственной работоспособности и двигательной активности для повышения качества учебной деятельности обучающихся, и сохранения их здоровья.
Объект исследования: процесс повышения интеллектуальной деятельности учащихся 11 классов.
Предмет исследования: влияние физических нагрузок на умственную работоспособность обучающихся 11 классов средней общеобразовательной школы.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать организационно-педагогические условия интеграции умственной работоспособности и оптимальной двигательной активности обучающихся в процессе учебной деятельности.
Задачи исследования:
1.Анализ состояния исследования умственной работоспособности обучающихся как психолого-педагогической проблемы.
2.Определить основные биологические механизмы взаимосвязи двигательной деятельности с умственной работоспособностью.
3.Выявить влияние различных по структуре и интенсивности физических нагрузок на умственную работоспособность обучающихся.
4.Установить оптимальное соотношение умственной работоспособности с уровнем тренированности обучающихся, занимающихся активно спортом.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что занятия физической культурой и спортом будут оказывать положительное влияние на повышение интеллектуальных способностей обучающихся, если структура и интенсивность используемых в двигательной деятельности нагрузок будет соответствовать их возрастным возможностям с учётом периодов учебного года.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Центральная нервная система усиливается легкой работой и подвергается большому давлению тяжелой. При напряженной работе кровообращение в головном мозге остается тем же, что и в покое. При этом кровообращение в различных отделах головного мозга изменяется. Наиболее интенсивно снабжаются те отделы мозга, которые напряженно работают. При предельной по интенсивности работе может страдать прием и переработка информации настолько, что человек теряет ориентировку в пространстве, перестает правильно воспринимать различные сигналы.
Реакция организма на умственную работу значительно меняется, если она происходит на фоне эмоциональных переживаний, а их в современном мире не мало, тем более у обучающихся средних общеобразовательных школ: контрольные работы, диктанты, экзамены и прочее.
Важное значение для продуктивной умственной работы имеет возрастной фактор. Исследованиями установлено, что в 18-20 лет у человека наблюдается высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. «Приняв этот уровень за 100%, ученые США оценили умственную работоспособность 30-летнего в 96%, 40-летнего — 87%, 50-летнего — 80%, 60-летнего-75%.» [7]
С точки зрения результативности и качества труда можно выделить благоприятные и неблагоприятные функциональные состояния, характерные для различных фаз работоспособности. Функциональные состояния, характерные для фаз прогрессивного снижения продуктивности (срыв) и «конечного порыва» при их систематическом возникновении ведут нарушениям личностного и физического здоровья, стрессам и возникновению профессиональных деформаций и деструкций.
Период оптимальной работоспособности или компенсация характеризуется высокой продуктивностью умственной деятельности, которая обусловлена оптимальной активированностью специфического механизма модулирующей системы мозга (лобно-таламическая регуляция).
Только умеренное применение физических упражнений создаёт благоприятные возможности для успешного протекания всех психических процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения. Разнообразие движений, достаток координации повышают пластичность нервной системы. Под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость и концентрация внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.
Эффективная деятельность мозга нуждается в том, чтобы т к нему постоянно поступали импульсы от разных систем организма, которые почти наполовину состоят из мышц. Благодаря работе мышц в мозг поступает огромное количество нервных импульсов, обогащающих его и поддерживающих в работоспособном состоянии. «Во время выполнения интеллектуальной деятельности в организме усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры.» [12] Чем больше нагрузка на головной мозг и чем сильнее выражено умственное утомление, тем сильнее создается генерализованное мышечное напряжение.
ВЫВОДЫ:
1 Существует взаимосвязь между интеллектуальным и физическим развитием человека. Между умственной работоспособностью и двигательной деятельностью существует биологическая взаимосвязь, которую следует учитывать в организации учебной деятельности обучающихся.
2. Различные по структуре и интенсивности физические нагрузки многозначно влияют на умственную работоспособность человека, что определяется характером протекания нервных процессов и их влиянием на различные психические функции.
3. Положительное влияние двигательной деятельности на умственную работоспособность человека происходит только при оптимальном возбуждении коры головного мозга, что определяется характером проприоцептивной афферентации.
Дальнейшие наши исследования будут направлены на выявление особенностей изменения умственной деятельности в зависимости от занятий детьми различными видами спорта, а также уровня развития двигательных способностей.


Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Под общей ред. А. В. Карасева. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств), — М.: «Лептос», 1994.
2. Иванова, В.В. Формирование умственной работоспособности студентов в процессе профессионального обучения в вузе / В.В. Иванова, В.В. Пономарев, А.Ю. Григорьев // Физкультурное образование, спорт и здоровье: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции Усть-Илимского филиала ГОУ ВПО «ВСГАО». – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Восточно-сибирская государственная академия образования». – 2011. – С.44-53 (0,25 п.л.)
3. Иванова, В.В. Интеграция умственной работоспособности и двигательной активности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки (монография) / В.В. Иванова, В.В. Пономарев // Монография Изд-во СибГТУ, 2011. – 163с. ( п.л.)
4. Иванова, В.В. Формирование умственной работоспособности студентов в процессе профессионального обучения в вузе / В.В. Иванова, В.В. Пономарев // Сборник Международной научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании». – Екатеринбург, 2011. – С. 177-179. (0,18 п.л.)
5. Иванова, В.В. Педагогические условия подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению / В.В. Иванова, А.В. Андриенко // Молодежь Сибири-науке России: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции:- Красноярск: СИБУП, КРО НС «Интеграция», 2003. Часть I. – С. 232-235. (0,25 п.л.)
6. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. – М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2002. – 208 с.
7. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2002. – 152 с.
8. https://vsetesti.ru/323 [ электронный ресурс]- 10.05. 2018 г.
9. https://lifehacker.ru/how-exercises-affect-your-brain [ электронный ресурс]- 13.05. 2018 г.
10. http://razvitie-intellecta.ru/sport-i-mozg-kak-fizicheskaya-aktivnost [электронный ресурс]- 13.05. 2018 г.
11. https://moluch.ru/archive/98/22112 [электронный ресурс]- 14.05. 2018 г.
12. http://red-health.ru/the-effect-of-physical-exercise-on-mental-ability [электронный ресурс]- 17.05. 2018 г.
13. http://webkonspect.com/?id=66&labelid=1520&room=group- [электронный ресурс]- 18.05. 2018 г.
14. https://infopedia.su/14x4dfb.html- [электронный ресурс]- 18.05. 2018 г.
15. https://studfiles.net/preview/2180466/page:25/- 18.05. 2018 г.
16. Федюкович Н.И. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА- Ростов-на-Дону «Феникс» 2003. – 100 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ