Только Word
Введение …………………………………………………………………………...…4
1. Технико-тактическая подготовка спортсменов ………………………...………5
1.1Техническая подготовка вспорте ……………………………………………..…8
1.2 Тактическая подготовка …………………………………………………….....11
1.3 Анатомо-физиологические особенности в самбо ………………………….....13
2.Особенности технико-технической подготовке борцов-самбистов……….…17
2.1Методы, методики, средства совершенствования технико-тактической подготовки борцов- самбистов……………………………………………….........18
2.2Проблемы тактико-технической подготовки борцов-самбистовв тренировочном периоде………………………………………………………........22
Заключение ……………………………………………………………………...…..25
Список литературы ……………………………………………………………...….28
Актуальность. Современный уровень развития спорта предъявляет повышенные требования к качеству подготовки спортсменов. Спортивная подготовка самбистов–это многолетний круглогодичный специально организованный процесс воспитания и обучения, включающий в себя техническую, тактическую, психологическую подготовки.
В последнее время в связи с изменениями в правилах соревнований в 2015 году,борцы будут бороться до 8 балов. Теперь поединок будет и заканчиваться досрочно при разнице в 8 баллов. Напомним, раньше победителю необходимо было оторваться от своего оппонента на 12 баллов. Предполагается, что это изменение сделает поединки самбистов более динамичными и стремительными, появятся новые методики тренировок.
Также из теории, да и практики самбистских судей пропадет «активность» как оцененное действие. Минусы этой судейского инструмента специалисты видят в том, что использование «активности» перегружало судейское табло, а главное, приводило к тому, что видимость борьбы и явно ложные атаки заменяли собой зрелищные и яркие технико-тактические действия.
Предъявляется требование–ведение спортивного поединка в высоком темпе с сохранением достаточной эффективности и надежности технико- тактических действий .Таким образом, высокий уровень общей специальной физической подготовки спортсменов является одной из главных предпосылок, определяющих спортивное мастерство борца.
Специалисты в единоборствах: С.В.Ерегина, Г.С.Туманян, В.Б.Шестаков,Ю.А.Шуликаутверждают,чтонаиболееинтенсивныйприростфизическихкачествнаблюдаетсяуюношейс12до16лет. Но, несмотря на существование, наиболее благоприятных периодов развития физическихкачеств,можноутверждатьотом,чтоив14-16летимеются хорошие предпосылки для развития специальных физических качеств.
Изучение уровня специальной технико-тактической подготовки самбистов 14-16 лет и подбор эффективных средств и методов, направленных на его повышение одна из важнейших задач, которая стоит перед каждым тренером.
Объект исследования: тренировочный процесс борцов-самбистов.
Предмет исследования: технико-тактическая подготовка борцов-самбистов.
Цель исследования: изучить особенности технико-тактической подготовки борцов-самбистов.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие технико-тактической подготовке в спорте.
2. Выявить анатомо-физиологические особенности борцов-самбистов.
3. Изучит методы и методики технико-тактической подготовки борцов-самбистов
4. Определить проблемы тактико-технической подготовки борцов-самбистов в тренировочном периоде.
Самбо является международным видом единоборств в одежде. Борьба проходит по правилам, утверждённым Всемирной федерацией любительского самбо (ФИАС) и Федерацией самбо России. Как вида спорта, самбо характеризуется сложносоставным характером подготовки, требующим условно равного внимания к развитию всех физических качеств спортсмена, необходимостью освоения сложно координационной техники выполнения приёмов в борьбе стоя и в борьбе лёжа, базирующейся на управлении разнонаправленными не циклическим движением собственного тела и пары противоборствующих тел. Заранее непредсказуемые тактические ситуации диктуют необходимость постоянного принятия быстрых и эффективных тактических решений, смены направления и уровня прилагаемых усилий от максимальных по уровню и амплитуде, до основанных на полном расслаблении и высочайшей точности.
Наличие весовых категорий накладывает необходимость стратегически продуманной физиологической подготовки к соревнованиям, решения частой задачи набора или сгонки собственного веса, а также использования индивидуальных антропометрических особенностей и антропометрических особенностей соперника для достижения победы и построения эффективного тактического рисунка схватки.
Для достижения высокой степени готовности к ведению эффективного поединка в самбо предусмотрена программа спортивной подготовки. Спортивная подготовка–это тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлена физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с настоящей программой.
Независимо от квалификации времени занятий спортсмена система позволяет подобрать адекватные средства для оптимальной подготовки к основному роду деятельности. Все упражнения решают определенные задачи в тренировочном занятии: в подготовительной части происходит разделение на общую(для подготовки сердечно сосудистой системы и опорно- двигательного аппарата)и специальную(для подготовки нервной системы к выполнению сложных по координации и психическому напряжению поединков). В основной части урока решаются главные задачи с использованием координационных и кондиционных упражнений. Завершают тренировку рекреационные упражнения. На всем протяжении тренировочного занятия тренер отдает различные команды, побуждая спортсменов выполнять построения, перестроения и другие передвижения в зале, используя строевые упражнения.
На основании проведенного анализа научно-методической литературы мы выяснили, что для повышения качества спортивной подготовки самбистов эффективно использовать средства и методы для повышения их уровня физической подготовленности, применяя весь арсенал современных знаний, учитывая психологические, социальные, материально- технические и все другие аспекты подготовки спортсмена. В процессе педагогического исследования были обобщены понятия спортивной подготовки, рассмотрены возрастные особенности организма подростков 14 - 16лет,средства и методы физической подготовки.
Таким образом, методика совершенствования подготовки борцов высших спортивных разрядов базируется на учете уровня подготовленности спортсменов и осуществляется на основе принципов и методов, разработанных в теории и методике физического воспитания.
1. Архипова, Л.А. Физкультурное образование в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие /Л.А. Архипова; Тюм.гос.ун-т.- Тюмень:Изд-воТюмГУ,2008– 80с.
2. Ашкинази, С.М.Совершенствование системы специальной физической подготовки спортсменов комплексных(смешанныхединоборств)/С.М.Ашкинази,Е.А.Бавыкин//Теорияипрактика физической культуры, 2014 –№ 6– С. 94-98.
3. Бавыкин, Е.А. Скоростно-силовая тренировка как фундамент специальной физической подготовки в комплексных единоборствах/ Е.А.Бавыкин//Теория и практика физической культуры,2014–№2–С.20-22.
4. Балыбердин, О.Развитие двигательных качеств/ О. Балыбердин //Легкая атлетика,2009–№ 12– С. 15-16.
5. Вержбицкий, И.В. Развитие скоростно-силовой выносливости у самбистов с учетом структуры их подготовки /И.В.Вержбицкий, Е.Г.Вержбицкая//Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта,2013– №7(101) – С.36-38.
6. Волков, В.Н. Определенные условия подготовки спортсменов к соревнованиям //В.Н.Волков, В.И.Сиваков//Теория и практика физической культуры,2001–№3.– С. 31-32.
7. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – К.: Олимпийская литература,2002–294с.
8. Горбунов, С.А. Реализация инновационных подходов в системе физического воспитания/С.А. Горбунов, С.С. Горбунов//Теория и практика физической культуры,2010–№ 5–С. 33-35.
9. Гришина, Ю.И.Общая физическая подготовка: Знать и уметь: учебное пособие /Ю.И.Гришина.– Ростовна Дону:Феникс, 2010–250с.
10. Гузь, С.М. Педагогическая оценка силовой подготовки школьников /С.М.Гузь// Физическаякультуравшколе,2012–№4.-С.50-53.
11. Гузь, С.М.Силовая подготовка школьников/С.М.Гузь// Физическая культура в школе, 2009.– № 4.–С.17-23.
12. Давыдова, Е.М. Развитие физических качеств на уроке лёгкой атлетики/ Е.М.Давыдова, В.В.Матвийчук// Физическая культура в школе, 2013.– №6.– С.7.
13. Дмитриева, С.В. Изучение физического состояния самбистов12-14лет/С.В.Дмитриева,О.Е.Неменко//Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции с участием зарубежных специалистов.-Тюмень:ВекторБук, 2013.– ч.2.– С. 78-83.
14. Дугаева, Н.С.Развитие внимания у школьников средствами самбо/ Н.С. Дугаева //Физическая культура вшколе,2014.– №6.– С. 41-43.
15. Емельянова, И.Н. Возрастная педагогика: учебное пособие/И.Н. Емельянова; Тюм. гос. ун-т, Ин-т психологии и педагогики. -Тюмень: Изд-во ТюмГУ,2014.–140с.....49