Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность понятий «игра», «игровая деятельность», «игровые умения».....................................................................................................................7
1.2. Игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста......................................................................................................................................11
1.3. Особенности развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста ......................................................................................................... 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Диагностика игровых умений детей среднего дошкольного возраста 24
2.2. Реализация психолого-педагогических условий развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию игровых умений детей среднего дошкольного возраста 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Актуальность темы исследования. Проблема развития игровых умений детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что каждая стадия развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности.
По мнению А.Н. Леонтьева, на дошкольном этапе ведущим видом деятельности является игровая деятельность, которая становится фундаментом будущих социальных отношений ребенка, его успешности в мире других людей.
Игра несет в себе образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме. Она в первую очередь объединяет мир взрослых и мир детей, обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребенка к будущей жизни.
Актуальность заявленной нами темы на социально-педагогическом уровне подтверждается социальным заказом общества. В современном обществе востребованы коммуникабельные, приспосабливающиеся к жизненным условиям, умеющие сотрудничать, владеющие основами культуры общения и взаимодействия члены общества. В связи с тем, что игровая деятельность является ведущей на данном этапе развития, именно с помощью нее можно развивать данные качества. Это подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). В п.2.7 ФГОС ДО к одним из видов деятельности, в процессе которых реализуется воспитание и обучение детей, является «ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры».
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования психолого-педагогического сопровождения развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста обусловлена недостаточной теоретической разработанностью определенного комплекса условий развтия игровых умений детей.
Проблеме развития игровых умений детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Первые попытки разработать теорию игры были предприняты К. Гроосом, Г. Спенсером и др. Одни из исследований были направлены на изучение теории ролевой творческой игры
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, и др.), в других исследованиях определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, и др.), организацией детской игры занимались Б.Б. Ананьев, Н.Н. Поддъяков, Е.Ф. Рыбалко, Д.Б. Эльконин.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что, несмотря на разработки зарубежных и отечественных ученых, которые служат теоретической основой проблемы психолого- педагогического сопровождения развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста, недостаточно проработаны методические приемы, обеспечивающие процесс ее решения необходимыми технологическими средствами.
Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий, имеющихся в развитии игровых умений детей.
Это противоречия между:
- между возрастающим интересом детей к игровой деятельности и тенденцией ее исчезновением из жизни детей [12];
- между потребностью современного общества в развитии умения детей взаимодействовать друг с другом и отсутствием в практике дошкольных образовательных учреждений специальной, последовательной, дифференцированной работы по развитию игровых умений детей среднего дошкольного возраста [9]....
В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по развитию игровых умений детей среднего дошкольного возраста.
В исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать критерии проверки гипотезы.
4. Определить эффективность разработанных педагогических условий психолого-педагогического сопровождения развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста.
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике дошкольного образования, уточнен понятийный аппарат исследования. Был сделан вывод, что игровые умения – совокупность умственных и практических действий, освоенных способов игровой деятельности. Под понятием «психолого-педагогическое сопровождение развития игровых умений» стоит понимать систему профессиональной деятельности педагога, направленную на создание условий для успешного развития совокупности умственных и практических действий, освоенных способов игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Решая вторую задачу, мы изучили особенности развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста: производимые действия не повторяются бесконечно, а сменяют друг друга; основным содержанием становятся отношения между людьми; роль формулируется до начала игры; в основе сюжета лежат разнообразные бытовые ситуации и новые впечатления о жизни и труде людей; игровые объединения носят вполне самостоятельный характер; учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.
В рамках третьей и четвертой задач был выделен и экспериментально проверен комплекс психолого-педагогических условий, которые эффективно способствуют развитию игровых умений детей среднего дошкольного возраста:
- специальная организация предметно-пространственной среды группы, побуждающая детей к созданию и развитию игровых замыслов;
- обогащение игрового опыта детей;
- создание воспитателем проблемных ситуации, побуждающих детей к ролевому поведению.
Основной целью экспериментальной работы явилась проверка выдвинутой гипотезы. Экспериментальная работа проводилась с детьми среднего дошкольного возраста МБДОУ. Результаты констатирующего этапа показали, что развитие игровых умений находится на недостаточном уровне развития: необходима специальная, целенаправленная работа в этом направлении. Нами были определены критерии эффективности развития игровых умений: распределение ролей, основное содержание игры, ролевое поведение, игровые действия, использование атрибутики и предметов-заместителей, использование ролевой речи, выполнение правил.
Конечный этап исследования показал, что проведенная работа была эффективной: к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 12,5 % и 25% и количество детей с низким уровнем уменьшилось на 37,5%. Результаты диагностики показали наличие положительной динамики. А это свидетельствует о том, что комплекс психолого-педагогических условий является необходимым и достаточным для развития игровых умений.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
Андриади А.Г. Основы педагогического мастерства / А.Г. Андриади. – М.: Просвещение, 2001. 189 с.
2. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2009. 144 с.
3. Бабаева Т.Н. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Т.Н. Бабаева. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. 192 с.
4. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. – М.: Перспектива, 2010. 290 с.
5. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие для студ. вузов / В.Н. Белкина. – М.: Академический проект, 2005. 256 с.
6. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Перспектива, 2011. 278 с.
7. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
8. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ / Л.М. Волобуева // Управление ДОУ. – 2012. - №6. - С. 70 -78.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006. – №6. – С. 25-29
10. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 121 с.
11. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2008. 345 с.
12. Дуброва В.Н. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.Н. Дуброва, Е.П. Милашевич. – М.: Новая школа, 2010. 128 с.
13. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 160 с.
14. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М.: Проспект, 2010. 560 с.
15. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. – М.: Просвещение, 2005. 220 с....60