Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ КАРТИННЫХ ГАЛЕРЕЙ В ОПЫТЕ МУЗЕЕВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ

Работа №152305

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы94
Год сдачи2023
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1 Теоретические аспекты образовательных возможностей виртуальных картинных галерей в опыте музеев изобразительного искусства в России 17
1.1 Определение образовательных возможностей изобразительного
искусства 17
1.2 Виртуальные музеи и картинные галереи в контексте образовательных
возможностей 26
1.3 Деятельность музеев изобразительного искусства в России: создание
виртуальных галерей 37
2 Анализ образовательных возможностей виртуальных картинных галерей в опыте музеев изобразительного искусства в России 50
2.1 Обзор виртуальной картинной галереи «Русский музей: виртуальный
филиал» 51
2.2 Обзор виртуальной картинной галереи Государственной Третьяковской
галереи 56
2.3 Идеи по усилению образовательных возможностей виртуальной картинной
галереи 61
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложение А 78
Приложение Б 79
Приложение В 80
Приложение Г 81
Приложение Д 82
Приложение Е 83
Приложение Ж 84
Приложение И 85
Приложение К 86
Приложение Л 87
Приложение М 88
Приложение Н 89
Приложение П 90
Приложение Р 91
Приложение С 92
Приложение Т

Актуальность темы исследования
Музей как культурная институция выполняет определенные функции, такие как экспозиционная, образовательная, просветительская, общественно- преобразующая, коммуникативная и др. Важнейшими задачами выступают транслирование культурного, социального, гражданского наследия, укрепление культурной идентичности, сохранение историко-культурной памяти. Музей изобразительного искусства - это один из самых развитых на сегодняшний день видов музеев.
Информационные технологии, активно развивающиеся в современном мире, не могут не влиять на различные культурные процессы. Актуальность темы исследования в первую очередь связана с процессами развития цифровых технологий и их влияния на все сферы жизнедеятельности человека, в частности, на искусство и культуру. Сегодня многие культурные учреждения создают свои виртуальные аналоги, или же виртуальные музеи вовсе не имеют физического воплощения, что позволяет быть им более доступными и мобильными.
Практика создания виртуальных картинных галерей приобрела масштабный уровень в период пандемии COVID-19. В 2020-м году общество столкнулось с новым вызовом, затронувшим все сферы общественной жизни. Последствия пандемии будут исследоваться на протяжении многих десятилетий и уже сейчас отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны влияния. Негативным фактором выступает временное угасание туристической отрасти, отразившееся и на музеях. Статистика Европейского центра NEMO (Network of European Museum Organizations) в апреле 2020 года предоставила статистические данные, согласно которым из 650 исследованных музеев около 92% были закрыты для посетителей. Ограничения, в первую очередь, отразились на привлечении внимания зрительской аудитории именно к виртуальному аналогу.
В мире сейчас идет большая работа по созданию виртуального культурного наследия для систем виртуальной реальности, дающая в перспективе возможность разместить все музеи и памятники в одном центре виртуальной реальности.
Всё активнее реализуются просветительские и образовательные возможности, применение которых в пространстве музея важно и для культурологов, социологов и педагогов. Увеличение количества образовательных возможностей происходит в связи с ростом экранной культуры. Поток экранных изображений, анимационное моделирование, ежесекундно меняющийся диалоговый характер взаимоотношений экранного текста с партнером, — всё это формирует совершенно иные образовательные черты.
Актуальность темы выпускной работы объясняется востребованностью изучения образовательных возможностей виртуального музея, потребностью в расширении теоретических представлений о структуре и принципах функционирования такого рода музейной площадки в условиях развития современных технологий.
Степень изученности темы исследования
Важнейшая роль в изучении темы работы принадлежит толкованию понятия «музей». У В.И. Даля в «Словаре русского языка», изданное в 1863-1866 гг. написано: «Музеум или музей - собранье редкостей или замечательных предметов по какой-либо отрасли наук и искусств; здание для этого; хранилище, сохранище» . В начале XX века выделяются процессы изменения культур.
Г. Люббе в статье «Прогресс и музей» выделяет процессы изменения культуры, именуя их процессом музеезации. Среди них отмечается общий рост числа учреждений и расширение их на крупные регионы. Впервые затрагивается вопрос о размещении объектов за пределами музея, то есть в пространстве ландшафта, так как в музейный состав включены объекты, которые не могут быть расположены в помещениях. Г. Люббе определяет соотношение музеизации культуры и движения авангарда как созависимые процессы .
Изучение понятия «музей» неразрывно связано с этимологией слова и его историей. Особое внимание уделяется трудам таких авторов как Н.М. Дмитриенко, И.С. Караченцев, Э.И. Черняк, которые указывают, что архетип музея не храм муз, а музейон .
С культурологической позиции музей изучали Т.Ю. Юренева , Е.Н. Мастеница , Е.С. Грачева , Е.М. Акулич , которые рассматривали деятельность музея как института с позиции культурообразования.
Для того, чтобы понять специфику музеев изобразительного искусства, нужно в первую очередь обратиться к понятию искусства, которое может быть полезно с точки зрения образовательных возможностей самого произведения искусства.
Согласно автору В.И. Жуковскому, произведение искусства, в сущности, это художественный образ как процесс и результат отношения зрителя с произведением. К формированию художественного образа приводит процесс коммуникации между зрителем и «произведением-вещью», образом становится результат такой коммуникации .
Исходя из этого, ряд исследователей (В.И. Жуковский, М.В. Тарасова, М. Г. Смолина, М.М. Миркес, А.В. Кистова, Н.Н. Пименова, Н.А. Бахова) выделяют многоаспектность образовательной силы идеалов художественной культуры. Образование мироотношения выступает одной из функций идеалов культуры . Концептуальные проблемы, связанные с сущностью произведения изобразительного искусства как художественного образа, плодотворно решает современная теория изобразительного искусства, разрабатываемая В.И. Жуковским и Н.П. Копцевой .
Что касается исследований, посвященных изучению музеев изобразительного искусства, то такие исследования в основном посвящены изучению развития и вписанности конкретного регионального музея в культурно-познавательную сферу и историко-культурную жизнь города. Ф.Г. Вагапова, Р.В. Нуриева, А.В. Паршукова на основе конкретных данных анализируют предпосылки возникновение музея изобразительного искусства, исследуют генезис развития музея. Музей рассматривается через позицию туристической привлекательности региона, отчего выделяется ряд проблем, препятствующих развитию музея как культурно-познавательного объекта .
Е.В. Калабухова рассматривает роль конкретного музея изобразительных искусств в сохранении культурного наследования региона и выделяет функциональный аспект деятельности музея изобразительных искусств как механизм наследования культуры .
Как пишет М.И. Букова, феномены современных музейных практик формулируются на основе определенных концепций, сформированных западными и отечественными музейными специалистами. Осуществляется попытка вывести специфику каждого вида музейной работы в отдельности. Новая метамодернистская парадигма, синтезирующая современные и традиционные практики, проецируется и на музейную работу, предпринимая попытку соединить саму «природу» современный музеев и метод визуальной антропологии .
Исследователи уделяют внимание и возможностям, которые реализуются в музеях. Образовательные возможности в пространстве музея транслируют посетителю определенные культурные коды. С. Кагана, который выдвинул концепцию, опирающуюся на представление о культуре как о механизме, который транслирует культурное наследие .
Ряд исследователей (В.С. Библер, Н.И. Ильинская, О.А. Еремеева) стали обращаться к изучению музея как образовательного продукта и того, как образовательные возможности формируют культурный опыт . Н.И. Ильинская музей рассматривает как культурно-образовательный организм . Однако, как утверждает О.А. Еремеева, существуют определенные риски манипулирования и смещение угла обзора на патриотические и педагогические возможности, что удаляет на второй план рассмотрение феномена с позиции культуры .
В конце XIX — начале XX вв происходит процесс педагогизации музеев, появляются интерактивно-образовательные музеи. Выделяется также процесс музеефикации культуры как часть большого процесса постепенно нарастающей историзации современной культуры .
Очень важно рассмотреть образовательные возможности, которые может получить участник такого процесса с позиции образования собственного мироотношения и формирования личности. А.В. Сидоров сформировал задачи именно образования и образовательных возможностей, главным становится формирование определенных качеств личности, целостного мировоззрения
Здесь возникает разноаспектность (проблемность) взглядов, ведь образовательные возможности наделяют просветительскими целями и путают с просветительскими возможностями, но хранение и передача информации не исчерпывает всех образовательных возможностей.
Как утверждает О.С. Мишуровская музей как место хранения и передачи культурной информации напоминает скорее архивы и библиотеки. Образовательные возможности в таким случае должны быть сконцентрированы на овладение культурной информацией .
Активная цифровизация поспособствовала появлению онлайн-площадок, которые уже не являются редкостью, а скорее обыденностью. Д.Н. Дзюба виртуальный музей рассматривает как феноменологическую модель и одновременно как технологию и считает, что возможности виртуального музея наиболее востребованы в образовании .
Изучение виртуального музея с позиции феномена культуры было изложено в работах А.В. Лебедева, который рассматривает виртуальный музей как часть сетевой культуры с позиции феномена, который существует в быстроменяющихся условиях развития технологий мультимедиа .
Существуют и другие понятия, характеризующие «виртуальный музей». К примеру, Т.Е. Максимова определяет виртуальный музей как продукт компьютерной индустрии, осуществляющие бесплатный массовый доступ к культурному наследию .
В.В. Гвазава определяет виртуальный музей как форму веб-сайта, предназначенного для экспонирования музейных предметов в сети Интернет, отличительной особенностью которого является решение основной музейной проблемы, например быстрого и лёгкого доступа к экспонатам .
Новые концепты «виртуальная реальность» и «виртуализация культуры» рассматриваются Н.Б. Кирилловой и П.А. Ляпустиной. Авторы отмечают трансформацию музейной сети, вызванной виртуализацией культуры в XXI веке, описывает технологии виртуализации современного музея.
Сайт музея — это визитная карточка учреждения и самое основное представительство музея в виртуальном пространстве, поэтому эта часть вызывает значительное количество дискурсов. В.В. Определёнов утверждает, что визуальная часть, дизайн сайта должны отвечать содержанию, иметь одну запоминающуюся «фичу». Необходимы элементы и иллюстрации, которые будут нейтральны к зрителю, то есть не будут никого оскорблять, интерфейс должен быть наполнен, но не перегружен .
Значимым теоретическим блоком выступают труды, посвященные феномену виртуальности . Современное человечество живет в окружении виртуальных технологий и виртуальной реальности. Как пишет американский социолог М. Кастельс - «реальной виртуальности» . В общественном сознании так или иначе стала воспроизводиться виртуальная реальность, и это стало одной из изучаемых тем культурологами. Виртуальная реальность, наряду с цифровой культурой стали восприниматься как часть культуры и ее отличительный продукт. Культура, по-мнению А.Л. Крёбера, отличительный продукт деятельности человека .
Е.Н. Соколина и О.А. Федосова подтверждают мысль о том, что цифровая культура в современном мире необходима абсолютно всем специалистам, как в технических, так и в гуманитарных профессиональных областях . С мнением этих авторов согласен и другой автор - С.Ю. Житенёв утверждающий, что цифровая культура является одной из форм сохранения культуры .
После рассмотрения предыдущего опыта исследователей формируется определенный угол обзора. Проблема исследования состоит в том, что на данный момент все еще существует некоторая неустойчивость терминологии, связанная прежде всего с виртуальным музеем, виртуальной картинной галереей, называемыми разными терминами. Также не обнаружено целенаправленного изучения именно деятельности музеев изобразительного искусства в их образовательной стратегии, связанной с цифровыми средами.
Общество в XXI веке меняется с большой скоростью. Появляются новые потребности. Виртуальные возможности не стоят на месте, расширяются и возможности учреждений культуры, в том числе музея. Виртуальный музей и его формы становятся значимыми представителями виртуальной сети. Одной из важнейших тенденций в современном культурном пространстве являются образовательные возможности, реализуемые в виртуальных художественный музеях в целом и в виртуальных картинных галереях в частности.
Поэтому можно выдвинуть гипотезу исследования: виртуальные музеи имеют большие образовательные возможности благодаря мультимедийному и интерактивному контенту, и, в частности, виртуальные картинные галереи, созданные при российских музеях изобразительного искусства, могут стать инструментом образовательного процесса.
Теоретическая база исследования:
1. Концепция культуры как идеалообразования Д.В. Пивоварова. Образовательные возможности виртуальных галерей в выпускной работе рассмотрены с позиции идеалообразования: того, какие культурные тенденции проявляются в данном пространстве и какие образовательные результаты может получить зритель в этой среде.
2. Теория изобразительного искусства В.И. Жуковского и представление об образовательной функции искусства.
Объект исследования - опыт российских музеев изобразительного искусства, связанный с виртуальными галереями.
Предмет исследования - образовательные возможности виртуальных картинных галерей в опыте российских музеев изобразительного искусства.
Целью исследования является анализ образовательных возможностей виртуальных картинных галерей, созданных при российских музеях изобразительного искусства.
Задачи исследования
1. Определить образовательные возможности произведений
изобразительного искусства;
2. Рассмотреть виртуальные музеи и картинные галереи в контексте образовательных возможностей;
3. Изучить деятельность музеев изобразительного искусства в России и их опыт создания виртуальных галерей;
4. Рассмотреть виртуальные картинные галереи на примере Русского музея;
5. Проанализировать виртуальные картинные галереи на примере Государственной Третьяковской галереи;
6. Предложить идеи усовершенствования образовательных возможностей определенной виртуальной картинной галереи.
Методология исследования
Исследование носит междисциплинарный характер, охватывает культурологию, искусствоведение, музееведение, педагогику.
В основу работы положены общенаучные методы: описание, анализ, синтез, индукция, дедукция. Данные общенаучные методы позволили на начальном этапе исследования собрать необходимую первичную информацию, мысленно разложить ее на составные элементы, проанализировать как каждый элемент отдельно, так и в синтезе, а также рассмотреть элементы как от общего к частному, так и от частного к общему.
Помимо общенаучных методов были использованы методы культурологии и музеологии. Среди культурологических методов:
1. структурно-функциональный анализ. Этот метод позволяет разложить изучаемые виртуальные картинные галереи на составные части и выявить связи, структуры и функции;
2. анализ произведений искусства по философско-искусствоведческому методу школы кафедры культурологии и искусствоведения ГИ СФУ, он весьма востребован при анализе образовательных решений, так как выбор визуального материала значим при конструировании картинных галерей в принципе, что касается и виртуальных.
Теоретическая и практическая значимость
Теоретическая и практическая значимость исследования связана с популяризацией виртуализации искусства, а также с активным проникновением виртуальных возможностей в сферу культуры.
Данная работа может способствовать дальнейшему изучению феномена виртуальных картинных галерей, а сформулированные идеи применяться в музеях.
Структура работы
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на 6 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе была поставлена цель - изучить образовательные возможности виртуальных картинных галерей в опыте музеев изобразительного искусства в России, для осуществления которой были последовательно решены задачи. В ходе работы были изучены теоретические аспекты выбранного объекта исследования и предложены идеи усовершенствования образовательных возможностей виртуальной картинной галереи на примере Музея-усадьбы В.И. Сурикова.
По итогам теоретического анализа были сделаны следующие выводы:
Произведение искусства выступает в качестве носителя образовательной возможности. В виртуальном пространстве изменяется диалог зрителя с произведением искусства, вследствие отсутствия физического взаимодействия, на зрителя не влияет физическая материальная форма.
Под влиянием цифровизации и виртуализации появилась такая форма музея, как виртуальный музей. Мировые музеи, стремившиеся создать собственный сайт, от простого аналога физической копии перешли к созданию оригинальных чисто виртуальных проектов. Наиболее активной в использовании образовательных возможностей виртуальных картинных галерей стала сфера образования. Виртуальные галереи стали активно использоваться зрителями в качестве образовательной возможности как для неформального, так и для формального образования, но самое главное - для самообразования.
Российский опыт виртуализации музеев и создания полностью виртуальных галерей рассматривается обычно с 2010-х годов. История музея в России прошла длинный путь: от коллекций картин А. Рублева, до Русского музея и Третьяковской галереи как крупных национальных собраний русского искусства. Актуальность обращения к образовательным возможностям учреждений культуры обусловлена высоким значением исследований в данной области, ориентированных на решение конкретно поставленных проблем. Такое образовательное воздействие имеет колоссальное значение на развитие общества и общественной мысли. В работе были рассмотрены российские виртуальные картинные галереи по четырем блокам:
1 - государственные музеи, использующие практику виртуальных галерей;
2 - современные российские коммерческие проекты;
3 - российские проекты виртуальных музеев изобразительных искусств, изначально созданных не как галерея, но развившихся до этого;
4 -российская региональная практика на примере Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова.
Во второй главе были определены два примера виртуальных картинных галерей на базе художественных музеев России (Русский музей и Третьяковская галерея), проанализированы по, введенным в первой главе, критериям и была предложена идея по усилению образовательных возможностей для виртуальной картинной галереи Музея-усадьбы В.И. Сурикова.
Определяются основные рекомендации:
- создать музейные мультимедийные технологии, которые послужат возможностью «погружения» зрителя, который становится соучастником действия, в виртуальное пространство;
- применять новейшие методы оформления виртуальной экспозиции, которые должны отвечать принципам доступности, экспрессивности, креативности, коммуникативности, мобильности, динамичности;
- публиковать виртуальные экспонаты с наиболее полными пояснительными записками, чтобы расширить заявленную в экспозиции тематику;
- использовать возможность технологий в экспозиции, позволяющих представить музейный экспонат в увеличенном или уменьшенном размере, показать его внутреннюю структуру;
- использовать при виртуальном экспонировании идею о визуализации и материализации идейного концептуального замысла, достижения единства содержания и формы, интерпретации научного и художественного значение произведений искусства;
- уделять внимание «голосу» произведения, предлагающего определенную схему действия с собой, правила образовательной игры-отношения;
- использовать в качестве образовательной возможности модель, которая базируется на сложившихся традициях и совокупности идей многоступенчатости и многоуровневости образования, на модульных принципах организации обучения, разработанных для каждой ступени.
Результатом исследования стало предложение идей по усовершенствованию образовательных возможностей определенной виртуальной картинной галереи, а также ответ на вопрос - в чем заключаются образовательные возможности виртуальных картинных галерей?
Виртуальный опыт позволяет посетителю сфокусироваться на самом искусстве. Зритель в виртуальном пространстве осваивает новую реальность, что уже представляет собой образовательную возможность и в перспективе выступает возможностью формирования нового специфического мировоззрения.
Со стороны образовательной возможности внутри виртуальной картинной галереи зритель самостоятельно устанавливает специализированную контролируемую образовательную среду, свободно выбирает собственный путь получения знания, разбираясь в высказываниях и формируя собственный опыт.
Поэтому необходимо сделать путь движения по галереи удобным для посетителя. Образовательная возможность заключается в создании условия для того, чтобы помочь зрителю, находящемуся географически далеко от музея, получить творческие навыки через изучение художественной культуры, сформировать систему ценностей.
Виртуальная картинная галерея выступает образовательным источником, служит средством для улучшения качества восприятия в проектах виртуальных музеев, посредством использования анимации размещенных объектов.
Расширяются виды учебной деятельности зрителя, предоставляются возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией.
Образовательный феномен виртуальной картинной галереи заключается в том, что само виртуальное пространство является новым социокультурным институтом, быстро реагирующим на происходящие в обществе изменения, связанные как с развитием технологий, так и с общими тенденциями в сфере культуры, искусства науки.
Виртуальная картинная галерея, являясь динамичным и географически мобильным продуктом, выводит зрителя в мир общечеловеческих ценностей и культуры.
При экспонировании картин виртуальные галереи могут применять не только текстовые материалы, но и аудиовизуальные, что позволит детальнее ознакомиться с произведением. Благодаря использованию особых средств восприятия информации зритель будет сконцентрирован на произведении, а не на тексте - это позволит выделить важные части экспозиции, вовлечься в процесс диалога с произведением. Использованные виртуальной галереей мультимедиа программы позволят раскрыть тематический замысел экспозиции и облегчить путь посетителя по галерее.
Сайт виртуальной картинной галереи - это информационно-образовательная среда с большим количеством разнообразных виртуальных ресурсов, позволяющих строить индивидуальные образовательные траектории.



1. Акулич, Е.М. Музей как социальный институт: дисс док.соц.наук: 22.00.04/ Акулич Евгений Михайлович. - Тюмень, 2004. - 52 с.
2. Асмус, В.Ф. Сочинения Аристотеля «Метафизика»: сочинения в 4 т. том.
1. / В.Ф.Асмус. - Москва: «Мысль», 1975.
3. Баумгартен, А.Г. Метафизика [Электронный ресурс] / А.Г. Баумгартен //
Галле в Магдебурге 2012. — 4-е изд. Галле в Магдебурге—М.: Немецкий идеализм: истоки и влияние. - 2012. - № 12. - Режим доступа:
https://einai.ru/PDF/2012-01-Baumgarten.pdf
4. Библер, B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) / В.С.Библер // Журнал Вопросы философии. - Москва, 1989. № 6. - С. 34.
5. Богомазова, Т.Г. Изучение поведения посетителя виртуального музея: в поисках пути/ Т.Г. Богомазова // Тезисы докл. Всерос. научной конф. - Новороссийск, 2009.
6. Букова, М.И., Современные музейные практики: 2000-2012гг./
М.И.Букова / Современные проблемы науки и образования. Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2013. № 1. - 339 с.
7. Вагапова, Ф.Г., Нуриева, Р.В., Паршукова, А.В. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан и его роль в развитии культурно-познавательного туризма. // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2018. № 1. - С. 102-108.
8. Гвазава, В.И. Виртуальный музей в вузовском образовании / В.И.Гвазава // Мир русского слова. - Калининград, 2014. №3. - С. 99-102.
9. Грачева, Е.С. Культурно-образовательная деятельность музея: социологический аспект: учебник / Е.С.Грачева. - Саратов: Молодой ученый, 2010.
10. Гук, Д.Ю., Определёнов, В.В. Виртуальные музеи: терминология, методология, восприятие. // XX годичная научная конференция ИИЕТ РАН: Москва, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, 18-20 февраля 2014 г.: Труды конференции. - 2014. - С. 4.
11. Дзюба, Д.Н. Инновационность виртуального музея как образовательной технологии / Д.Н. Дзюба // Достижения науки и образования. - Киров, 2018. № 18. - С. 96-99.
12. Дмитриенко, Н.М., Караченцев, И. С., Черняк, Э. И. Храм муз или очаг науки: к этимологии слова музей. // Материалы Всерос.науч конф. с междунар. участием. - Томск, 2019. - С. 214-218.
13. Доброхотов, А.Л. Онтология и теория познания: фрагменты сочинений: книга перевод и комментарии к сочинениям Фома Аквинский / Доброхотов А.Л., Шичалин Ю.А. - Москва, 2001. - 206 с.
14. Еремеева, О.А. Роль музейного пространства в образовательном процессе вуза / О.А. Еремеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Москва, 2013. - № Т3. - С. 2411-2415.
15. Жарникова, Р.М. Образовательные возможности произведений изобразительного искусства / Р.М.Жарникова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук / Красноярский государственный художественный институт. - Красноярск; Красноярск, 2005. - № 4. - С. 339-343.
16. Житенёв, С.Ю. Новые информационные технологии и современная
культура коммуникаций: состояние, определения и вопросы развития / С.Ю. Житенёв // Всеросс. Научнщ-практическая конф. «Цифровизация культуры и культура цифровизации: современные проблемы
информационных технологий» - Москва, 2020. - 204 с.
17. Жуковский, В.И. Художественный образ как процесс и результат игрового отношения произведения изобразительного искусства в качестве вещи и зрителя: монография / В. И. Жуковский, Н. П. Копцева. - Красноярск: Вестник Красноярского государственного университета, 2005. - С. 4-14.
18. Жуковский, В.И. Теория изобразительного искусства : монография / В. И. Жуковский. - Санкт-Петербург : АЛЕТЕЙЯ, 2011. - 495 с.
19. Земляков, Д.В., Иванов, Е.В., Коротков, А.М., Штыров, А.В. Виртуальные музеи как часть единой образовательной информационной среды. // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2013. - №4. - С. 40-42.
20. Ильинская, Н.И. Культурно-образовательное пространство музеев как педагогический феномен / Н.И.Ильинская // Знание. Понимание. Умение. - Москва, 2011. - № 4. - С. 194-199.
21. Каган, М.С. Музей в системе культуры / М.С. Каган // Вопросы искусствознания. - Москва, 1994. - С. 445-460.
22. Калабухова, Е.В. Роль Ставропольского краевого музея изобразительных искусств в сохранении культурного наследования региона/ Е. В. Калабухова // Культурная жизнь Юга России, 2016. - № 1. - С. 118-123.
23. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - Москва: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
24. Кастельс, М. Становление общества сетевых структур: под ред. В. Л. Иноземцева. - Москва: Academia, 1999. - С. 492 - 505.
25. Кириллова, Н.Б., Ляпустина П.А. Виртуализация культуры как фактор формирования нового музейного пространства / Н.Б. Кириллова, П.А.Ляпустина // Вестник культуры и искусств. - Москва, 2020. - № 3. - С. 51-60.
26. Кистова, А.В., Лузан, В.С., Темникова, О.А. Специфика применения информационных технологий в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова // Электронные ресурсы и технологии библиотек, музеев, архивов: современные решения, инновации, возможности. - 2019. - С. 3¬10.
27. Крёбер, А.Л. Избранное: Природа культуры / А. Л. Крёбер - Москва: РОССПЭН, 2004. - 1008 с.
28. Кручинина, А.В. Немецкая классическая философия: учебное пособие / А.В. Кручинина. - Екатеринбург: ФАПО ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2007.
29. Коллингвуд, Р. Принципы искусства / пер. с англ. А. Г. Раскина; под ред. Е. И. Стафьевой. - Москва: «Языки русской культуры», 1999. - 328 с.
30. Легенченко, М.В. Некоторые аспекты создания музейного веб-сайта / А. В. Легенченко // Мир науки, культуры, образования, 2009. - № 6. - С. 30¬32.
31. Лебедев, А.В. Виртуальные музеи и виртуализация музея / А.В. Лебедев // Мир музея - Москва. 2010. - № 10. - C.5-9.
32. Люббе, Г. В ногу со временем : Сокращенное пребывание в настоящем / Г. Люббе ; пер. с нем. А. Григорьева, В. Куренного ; под науч. ред. В. Куренного. - 2-е изд. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 456 с.
33. Максимова, Т.Е. Виртуальные музеи: анализ понятия / Т.Е. Максимова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - Москва, 2012.
34. Мастеница, Е.Н. Музей в условиях глобализации / Е.Н. Мастеница // Вестник СПБГУКИ. - Санкт-Петербург, 2015.
35. Михайлова, А.В. Собрание сочинений в 6 тт: книга / А. B. Михайлова и Н.С. Плотникова. - Москва: Дом интеллектуальной книги, 2000. - С. 270-730.
36. Мишуровская, О.С. Музей как один из языков культуры / О. С. Мишуровская // Человек. Культура. Образование. - 2013. - №4. - С. 1-9.
37. Несговорова, Г.П. Обзор виртуальных музеев в сети интернет / Г.П.Несговорова // Методы и инструменты конструирования и оптимизации программ. - Новосибирск, 2005. - С. 161-172.
38. Образовательная функция художественной культуры : [монография] /
В.И. Жуковский [и др.]. - Красноярск : Сибирский федеральный
университет, 2013. - 222 с. - ISBN 978-5-7638-2924-2.
39. Определёнов В.В., Сайт музея Чек-лист, который позволит оценить существующий сайт или спланировать работу над новым [Электронный ресурс] / В.В. Определёнов // Сайт Политехнического музея. URL: https://polytech.bm.digital/article/777088407620051694/glava-2-sajt-muzeya(дата обращения: 10.03.2023)
40. Пивоваров, Д.В. Культура как идеалообразование / Д.В. Пивоваров // Культурология и художественная культура. - Красноярск: Краснояр. ун-т, 2000. - С. 5-8.
41. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон. № 273-ФЗ : [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен 16 сентября 2003 года; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Москва: Эксмо-Пресс, 2023. - 224 с.
42. Рыжов, А.Н. Генезис педагогических терминов в России: XI - начало XXI вв. : автореф.дис.доктора педагогических наук : 13.00.01 / Рыжов Алексей Николаевич. - Москва, 2013. - 42 с.
43. Свиркин В.В., Пятилетова Л.В. Образ человека в философской антропологии А. Гелена и Х. Плеснера [Электронный ресурс] / В.В.Свиркин, Л.В.Пятилетова // Гуманитарные научные исследования. - 2018. - № 2. - Режим доступа: https://human.snauka.ru/2018/02/24818(дата обращения: 10.05.2023).
44. Сидоров, А.В. Музей и современное искусство / А.В.Сидоров // Вестник СПБГУ. - Санкт-Петербург, 2010. - № 1. - С. 31-35.
45. Соколина, Е.Н., Федосова, О.А. О цифровой культуре, как неотъемлемой части общей культуры человека в современных условиях. // Международный научный журнал «Символ науки». - 2022. - № 2-1. - С. 15-24.
46. Технические рекомендации по созданию виртуальных музеев // Министерство культуры Российской Федерации Режим доступа: https://cutture.gov.ru/documents/po-sozdaniyu-virtualnykh-muzeev-250714/(дата обращения: 16.05.2023).
47. Толковый словарь: в 4-х т. : избр. ст. / сост. В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - Москва: Олма-Прес, 1989. - 781 с.
48. Хохлова, Ю.Е. Глоссарий по информационному обществу: книга / Ю.Е. Хохлова. - Москва: Институт развития информационного общества, 2009 - 160 с.
49. Шипицин, А.И. Компьютерные социальные сети в контексте виртуализации современной культуры: дисс. канд. философ. наук: 09.00.13 / Шипицин Антон Игоревич. - Волгоград, 2014. - 161 с.
50. Юренева, Т.Ю. Музейная коммуникация: основания и модели
культурологического анализа / Т. Ю. Юренева // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. - Москва. - 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ