Только Word
Введение 5
Глава 1. Литературный обзор 8
§1.1. Химический эксперимент как особый вид самостоятельной работы обучающихся 8
§1.2. Домашний химический эксперимент и его роль в школьном химическом образовании 12
§1.3. Домашний эксперимент как средство активизации познавательной деятельности обучающихся 15
§1.4. Способы развития познавательных УУД в курсе химии 19
Глава 2. Методическая часть 22
§2.1. Анализ использования домашнего химического эксперимента в курсе химии 9 класса различных авторских линий (О. С. Габриелян, Н.Е. Кузнецова, И. И. Новошинский, Г. Е. Рудзитис) 22
§2.2. Разработка химического практикума с применением домашнего химического эксперимента для обучающихся 9-х классов 25
2.2.1. Опыты по изучению химических явлений 26
Опыт 1. «Получение углекислого газа» 26
Опыт 2. «Зависимость скорости растворения веществ от температуры» 27
Опыт 3. «Примерзание стакана» 29
Опыт 4. «Смешивание жидкости с водой» 30
Опыт 5. «Светофор» 31
2.2.2. Опыты по оценке качества продуктов питания 32
Опыт 6. «Иод — индикатор содержания крахмала» 32
Опыт 7. «Определение термоустойчивости молока» 33
Опыт 8. «Определение качества сметаны» 35
Опыт 9. «Определение свежести яиц» 36
Опыт 10. «Определение качества меда» 37
§2.3. «Домашняя химия»: как снизить опасность ее использования 39
§2.4. Апробация методических рекомендаций для проведения уроков по химии у обучающихся 9-х классов с применением домашнего химического эксперимента 49
Заключение 53
Список использованных источников 54
Приложение 57
В настоящее время в российских школах происходит изменение содержания химического образования, определяются новые приоритеты в обучении. Единственное, что остается неизменным – это отношение к химическому эксперименту [4]. Химия является наукой экспериментальной, и овладеть химическими знаниями возможно только при выполнении лабораторных и практических работ [8].
В современной образовательной концепции делается большой акцент на практическую деятельность, в контексте учебного предмета «Химия» – это ориентация на учебный химический эксперимент. Тем не менее, средствами только школьного эксперимента эта идея не может быть реализована в полной мере. Фундаментальные исследования по школьному эксперименту проводились в нашей стране в 50-60-е гг. ХХ века. Химические опыты, разрабатывавшиеся в то время, были рассчитаны на другие цели обучения, иные программы, на большее количество учебного времени, отводимого на изучение химии, на другую материальную базу школы и т. д. [25].
В современных условиях данная проблема может быть решена, если помимо традиционных видов эксперимента (демонстрационного, лабораторного) в большей мере использовать домашний химический эксперимент. Такой вид эксперимента должен выступать как дополнительное закрепление ранее полученных знаний, совершенствование практической базы, химического кругозора ребенка и воспитывать в нем самостоятельность [2]. Методика использования домашнего эксперимента в условиях современной школы исследована не в полной мере, в то время как потребность в ней велика. Однако механическое внесение в учебный процесс любой инновации может дать непредсказуемый результат, и хотя домашний эксперимент применялся в практике обучения химии и в отечественной, и в зарубежной школе достаточно давно, современная ситуация в образовании требует особого подхода.
Домашний химический эксперимент является таким видом самостоятельной работы, который может применяться как отдельно, так и вместе с другими видами самостоятельной работы, требующими отчетности и творческого подхода к процессу выполнения заданий [15].
Речь идет не о замене школьного химического эксперимента, а о постановке опытов, позволяющих обучающимся глубже понять природу явлений и их механизмы в свете приобретенных в школе знаний.
Эксперимент в домашних условиях способствует более осознанному усвоению материала, доводя уровень знания предмета до нового, более высокого уровня. Такой вид деятельности школьников способствует возникновению потребности узнать больше, чем дается на уроке, развивает самостоятельность и практические навыки.
Для того чтобы действия учителя были успешными, необходимо знать условия, в которых они дадут наибольший педагогический эффект. Очевидно, что организация таких условий при введении в процесс обучения химии домашнего эксперимента теснейшим образом связана с проблемой развития соответствующей мотивации школьников.
Согласно новым образовательным стандартам главной целью образования является развитие личности школьников посредством формирования у них системы универсальных учебных действий (УУД), а также приобретения опыта деятельности. Познавательные УУД включают ставить цели, анализировать, сравнивать и обобщать информацию из различных источников, применять полученные знания на практике, делать выводы. Все эти умения формируются в процессе экспериментальной деятельности по химии как на уроках, так и при организации домашнего химического эксперимента.
Поэтому целью данной работы является: разработка методических рекомендаций по использованию домашнего химического эксперимента для развития познавательных УУД в курсе химии у обучающихся 9-х классов....
По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Анализ рабочих программ различных авторских линий по дисциплине «Химия» для 9-х классов показал, что домашнему химическому эксперименту в учебном процессе уделяется недостаточное внимание, в то время как именно домашний эксперимент способствует развитию у школьников познавательных универсальных учебных действий наилучшим образом.
2. Разработаны методические рекомендации по использованию домашнего химического эксперимента в курсе химии у обучающихся 9-х классов и апробированы на уроках химии в 9 «Б» классе МАОУ СШ №153.
3. Активное использование домашнего химического эксперимента как дополнительного средства формирования познавательных УУД школьников показало эффективность данного приема и выявило расширение кругозора, углубление экспериментальных навыков обучающихся и повышение мотивации к изучению химии.
4. Результаты исследования были доложены на XI межрегиональной научно-практической конференции «Химическая наука и образование Красноярья», посвященной 150-летию Российского химического общества им. Д.И. Менделеева.
1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1995.
2. Аскаров И. Р., Думанов Б.М. Домашний химический эксперимент на начальном этапе обучения // Химия в школе. 2009. — № 9. — С.61-62.
3. Балаев И. И. Домашние опыты опыты для учащихся IХ – Х классов // Химия в школе. — 1971. № 3. — С.71-75.
4. Балаев И. И. Домашний эксперимент по химии: Пособие для учителей. Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1977.
5. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход к качеству образования в условиях модернизации [Текст]: докл. на августов. конф. работников и организаторов образования г. Ростова-на-Дону/ Е.В. Бондаревская; Рос. акад. образования, юж. отд-ние (Ростов-на-Дону). -Ростов н/Д: б. и., 2003. -39, [1] с. — (Пед. Форум — 2003)
6. Буржинская Т. Г., Колчанова Л. В., Дейнека Л. А. Домашний эксперимент как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Химия в школе. — 2016. — № 5. С.49-52.
7. Величева Т. А. Занимательные опыты по химии [Электронный ресурс], — http://globuss24.ru/doc/zanimatelynie-opiti-po-himii — статья в интернете.
8. Вивюрский В. Я. О дифференцированном подходе к формированию экспериментальных умений // Химия в школе. 1984. — № 2. — С.52.
9. Габриелян О. С. Химия. Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2005 — 267с.
10. Гласкова О.В., Клеянкина М.К., Зайцев О.С. О психолого-педагогических основах химического практикума // Химия в школе. — 1998. — № 3. — С.64-66.
11. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. — Л. : Химия, 1978.
12. Зайцев О.С. Методика обучения химии. — М.: ВЛАДОС, 1999. — с.384.
13. Зверев И.Д., Максимова А.А. Межпредметные связи в современной школе. — М.: Просвещение, 1981 — с.160.
14. Иванова Р.Г., Иодко А.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — С.144-145.
15. Исаев Д.С. Об использовании домашнего эксперимента в 8-11-м классах // Химия в школе. 2009. — № 9. — С.56-61...36