Только Word
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С СОХРАННЫМ И НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ 7
1.1 Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе у детей с сохранным слухом 7
1.2 Особенности произносительной стороны речи у слабослышащих детей 10
1.3 Содержание коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи у слабослышащих детей 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 21
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента по выявлению особенностей произносительной стороны речи у второклассников с III степенью тугоухости 21
2.2 Анализ результатов исследования произносительной стороны речи у второклассников с III степенью тугоухости 26
2.3 Методические рекомендации по преодолению нарушений произносительной стороны речи у второклассников с III степенью тугоухости. 37
Заключение 45
Список литературы 47
Актуальность исследования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации") психолого-медико-педагогическая комиссия решает вопрос о сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Следовательно, логопед может оказывать сопровождение детям из любой нозологической группы: с расстройством поведения и общения; с нарушениями слуха; с нарушениями зрения; с речевыми дисфункциями; с изменениями опорно-двигательного аппарата; с отсталостью умственного развития; с задержкой психического развития. Из этого следует, что актуальным является вопрос о различиях в содержании работы логопеда с разными группами детей с ОВЗ.
Одним из направлений логопедической работы является работа над произносительной стороной речи, в том числе и с детьми с нарушениями слуха. Рассмотрением данного вопроса занимались следующие авторы: Левина Р.Е., Быкова Л.М., Головчиц Л.А., Леонгард Э. И., Назарова Л.П., Нейман Л. В., Рау Ф.Ф., Шматко Н.Д. и другие. Для всех исследований данных авторов характерны поиски оптимальных условий обучения детей с нарушениями слуха и стремление повысить эффективность педагогического процесса по формированию их устной речи. Однако, эти авторы рассматривали данный вопрос с точки зрения сурдопедагогики. Сегодня этими компетентностями должен владеть и современный логопед. В этом и заключается актуальность выбранной нами темы: «Особенности произносительной стороны речи у второклассников с III степенью тугоухости».
Проблема исследования заключается в поиске педагогических методов и средств, способствующих формированию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Объект исследования: произносительная сторона речи.
Предмет исследования: особенности произносительной стороны речи второклассников с III степенью тугоухости.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у второклассников с третьей степенью тугоухости будут выявлены особенности произносительной стороны речи. Данные особенности, по-нашему предположению будут заключаться в: нарушении внятности и интонационной стороны речи; дефектах звукопроизношения; нарушениях речевого дыхания и голоса.
Цель исследования: составить методические рекомендации по формированию и коррекции произносительной стороны речи у второклассников с III степенью тугоухости.
В соответствии с поставленной целью можно обозначить задачи исследования:
1. Анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению особенностей произносительной стороны речи у второклассников с III степенью тугоухости и их анализ.
3. Подбор методов и средств коррекционной работы над произносительной стороной речи для логопедов массовых образовательных учреждений.
Методологической и теоретической основой исследования явились: положения общей и специальной психологии об единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Выготский Л.С, Лурия А.Р.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Лурия А.Р., Левина Р.Е.), исследования отечественных авторов в области сурдопедагогики (С.А. Зыков, А.Г. Зикеев, Л.П. Носкова).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические методы: анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение медицинской и психолого-педагогической документации на детей; так и эмпирические: констатирующий эксперимент....
Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе у детей с сохранным слухом происходит в 4 этапа:
• подготовительный (с момента рождения - до 1 года);
• преддошкольный (от 1 года до 3 лет);
• дошкольный (от 3 до 7 лет);
• школьный (от 7 лет).
Произносительная сторона речи у детей с нарушениями слуха напрямую зависит от степени нарушения, времени нарушения (потери) слуха и слухопротезирования, времени начала педагогической коррекции и социальной среды ребенка.
Содержание коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи у слабослышащих детей опирается на три метода: аналитико-синтетический, концентрический и полисенсорный. Эти методы направлены на устранение нарушений произносительной стороны речи.
Нами было проведено обследование произносительной стороны речи второклассников с третьей степенью тугоухости на базе КГБОУ «Красноярской школы №9» для обучающихся с нарушениями слуха.
Анализ проведенного нами обследования показал следующие результаты:
1. Звукопроизношение у всех испытуемых было нарушено в разной степени. Основные ошибки:
• нарушения свистящих звуков (призубный сигматизм, шипящий сигматизм, внутригрупповые замены свистящих);
• нарушения шипящих звуков (замены шипящих звуков свистящими, смягчения шипящих, призубный сигматизм, оглушение звонких шипящих);
• нарушения произношения соноров (искажения, замены);
• взрывные согласные звуки [Б], [Д], [Г], и их мягкие варианты заменялись парными глухими звуками;
• йотированные гласные звуки Я, Ё, Ю, Е заменялись на ИА, ИО, ИУ, ИЭ.
2. Речевое дыхание у учеников с третьей степенью тугоухости также имеет особенности. Основные трудности:
• регулирование расхода воздуха при произнесении предложений;
• выделение речевых пауз при чтении длинных предложений.
3. Задания на знание правил орфоэпии вызвали основную трудность в обследовании. Половина испытуемых показала низкий уровень знаний.
4. Словесное и логическое ударение также нарушено было в большинстве случаев, речь учащихся была часто монотонна и эмоционально бедна.
5. Внятность речи обследовалась при чтении испытуемыми слов. В целом, речь была разборчивой, многие слова были понятны даже при неправильном произношении звуков.
6. Обследование голоса, темпа показало, что у большинства испытуемых голос и темп речи соответствовали норме.
Исследовав и проанализировав произносительную сторону речи учащихся, нами была выбрана методика и составлены примерные упражнения на выработку правильного дыхания, голоса, темпа, отработку и закрепление правил орфоэпии. Также были составлены упражнения на формирование умения правильно выделять ударный слог в слове и интонировать слова в предложениях.
Таким образом, задачи нашего исследования решены, цель исследования достигнута. Гипотеза подтвердилась.
1. Агаева И.Б., Проглядова Г.А. Курсовая и выпускная квалификационная работа как формы организации самостоятельной работы студента: учебное пособие. Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – 188 с.
2. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого – педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». - М., 2010.
3. «Наша новая школа». - М., 2010. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.- М.: АСТ: Астрель, 2007.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей, 2008.
5. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. - М.: Педагогика, 2009.
6. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977.
7. Беляева О.Л., Карпова Г.А. Современная сурдопедагогика: из прошлого в настоящее: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – Красноярск, 2015. – 308 с.
8. Беляева О.Л. Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями слабослышащего ребенка, интегрированного в общеобразовательную школу/ О.Л. Беляева, Н.В. Ольховская// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007.
9. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
10. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
11. Брюховских Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии. Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2012.
12. Бурова Н.И. Педагогические условия обеспечивающие эффективность формирования общеучебных умений у глухих учащихся младших классов. Методические рекомендации для учителей начальной школы I вида. – Челябинск, ИИУМЦ «Образование», 2005.
13. Васильева Т.И. Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников / Т.И. Васильева // Дефектология. - 2005. - № 5.
14. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 1987.
15. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: ВЛАДОС, 1996. – 240 с....60