Особенности педагогической рефлексии учителя физической культуры в педагогической деятельности
|
Только Word
Введение…………………………………………………………………….…..3-6
Глава I. Теоретические основы педагогической рефлексии с деятельности педагога
1.1 Психолого-педагогический аспект развития рефлексии………………7-12
1.2 Рефлексивность современного образования…...…………………….12-35
1.3 Педагогическая рефлексия в образовательной
деятельности педагогов……………………………………………….36-39
Глава II. Педагогические условия развития педагогической
деятельности учителя физической культуры.
2.1 Теоретические предпосылки осознания себя в педагогической деятельности учителя .ФК……………………………………….…….40-51
2.2 Самопознание, отражающее специфику профессиональной деятельности учителя Ф.К, способствующей эффективному педагогическому процессу……………………………………………51-56
2.3 Анализ опытной работы и результатов педагогического исследования…………………………………………………………..56-70
Заключение……..…… ………………………………………………………71-72
Рекомендации учителю ФК………………………..…….…………………72-80
Библиографический список……...…………………………………….……81-84
Введение…………………………………………………………………….…..3-6
Глава I. Теоретические основы педагогической рефлексии с деятельности педагога
1.1 Психолого-педагогический аспект развития рефлексии………………7-12
1.2 Рефлексивность современного образования…...…………………….12-35
1.3 Педагогическая рефлексия в образовательной
деятельности педагогов……………………………………………….36-39
Глава II. Педагогические условия развития педагогической
деятельности учителя физической культуры.
2.1 Теоретические предпосылки осознания себя в педагогической деятельности учителя .ФК……………………………………….…….40-51
2.2 Самопознание, отражающее специфику профессиональной деятельности учителя Ф.К, способствующей эффективному педагогическому процессу……………………………………………51-56
2.3 Анализ опытной работы и результатов педагогического исследования…………………………………………………………..56-70
Заключение……..…… ………………………………………………………71-72
Рекомендации учителю ФК………………………..…….…………………72-80
Библиографический список……...…………………………………….……81-84
Одной из актуальных проблем педагогической науки на современном этапе является разработка путей совершенствования профессионального мастерства педагогов, что обусловлено закономерностями общественного развития и высокой социальной значимости проблемы повышения качества подготовки специалиста - профессионала, основанной на гуманистических идеалах и принципах [1,3,9.13,15,18].
В работе учителей, как и любой другой возникают немалые трудности. Анализ собственной деятельности помогает учителю осознать возникающие у него трудности в работе, найти грамотные пути их преодоления. «Трудность – субъективное состояние напряженности, неудовлетворенности, которое вызывается внешними факторами деятельности и зависит от характера самих факторов образовательной, нравственной и физической подготовленности человека к деятельности и отношение к ней» Н.В. Кузьмина [22, с. 63]. А.Н. Леонтьев определял трудности как состояние, когда появляется «разрыв в деятельности». Трудности могут быть преодолимыми и объективно или субъективно непреодолимыми. Первые, как показывает практика и специальные исследования выполняют стимулирующую функцию, заставляют учителя провести тщательный анализ, выявить причины, наметить пути их устранения. Вторые выступают в качестве тормоза, препятствуют процессу и его совершенствованию. Трудность возникает лишь в том случае, когда учитель осознает стоящую перед ним задачу, но не знает путей ее решения, или когда его не удовлетворяют результаты работы. Иными словами, трудности возникают только у ищущих, творчески работающих учителей. Поэтому анализ своей деятельности и постоянное самообразование могут помочь своевременно их осознать и найти педагогически целесообразный выход из них.
Исследователи педагогического самосознания в частности, СБ. Елканов и др.,[15,с.20-22] называют четыре вида самооценки: Актуальная - как себя видит и оценивает учитель в настоящее время; Ретроспективная - каким себя видиг и оценивает учитель, по отношению к начальным этапам работы;
Идеальная - каким бы хотел видеть себя учитель, его эталонное представление; Рефлексивная - как с его точки зрения, его оценивает профессиональное окружение.
А.В.Петровский [41, с.246] называет два вида самоанализа: включенный в непосредственную деятельность учителя и осуществляемый одновременно с ходом процесса обучения; ретроспективного типа, обращенный в прошлое, когда учитель анализирует свою прошлую деятельность.
Актуальная самооценка - это ежечасная, ежедневная оценка своей деятельности, сопоставление ее с прошлым опытом и идеальным образцом. Это постоянное не успокоенность профессионального самосознания учителя, как субъекта педагогической деятельности. Рефлексивная самооценка включает в себя все выше названные, так как только на уровне развитой педагогической рефлексии я как учитель могу, отстранено воспринимать и оценивать себя в ходе учебновоспитательного процесса, объективно оценить себя в прошлом, реально соотнести с эталоном. Идейным отцом метода интроспекции, « смотрения внутрь», считается Дж. Локк, хотя его основания содержались также в декартовом тезисе о непосредственном достижении мысли. Деятельность нашего ума, с которой Дж. Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. «Рефлексия - это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Рефлексия предполагает особое направление внимание на деятельность собственной души, а так же достаточную деятельность субъекта. Еще Д.РаЙнери вычленив два типа рефлексии «онтологическую» ,(способность прибывать в логике содержания знания) и «психологическую», обращенную к субъекту как к источнику знаний, способного поступать либо в логике содержания знания, либо в логике своего состояния, открыл путь изучения психологической рефлексии. Она функционирует при самоопределение субъекта внутри собственного представления о себе (установление внутренних ориентиров и способов разграничения «Я» и «не Я»). Специфика рефлексивных процессов при самоопределение обусловлено духовным миром человека, его мнений, отношений и т.д. Такую рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которого является переосмысление себя и своих отношений с миром Семенов И.Н.[52, с.154-182] сегодня называют часто личностной. Рубинштейн С.Л [51, с. 54], который связывал с появлением рефлексии особый способ существования человека в мире. Акцентируя наличие у человека двух способов существования в этом мире, он считал первый способ - это обычное существование, когда «человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным его явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять даже мысленно позицию вне ее, для .рефлексии над ней». Второй способ существования собственно и есть рефлексия. «Развитая рефлексия как бы прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы ... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к духовному опустошению ... либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе»...
В работе учителей, как и любой другой возникают немалые трудности. Анализ собственной деятельности помогает учителю осознать возникающие у него трудности в работе, найти грамотные пути их преодоления. «Трудность – субъективное состояние напряженности, неудовлетворенности, которое вызывается внешними факторами деятельности и зависит от характера самих факторов образовательной, нравственной и физической подготовленности человека к деятельности и отношение к ней» Н.В. Кузьмина [22, с. 63]. А.Н. Леонтьев определял трудности как состояние, когда появляется «разрыв в деятельности». Трудности могут быть преодолимыми и объективно или субъективно непреодолимыми. Первые, как показывает практика и специальные исследования выполняют стимулирующую функцию, заставляют учителя провести тщательный анализ, выявить причины, наметить пути их устранения. Вторые выступают в качестве тормоза, препятствуют процессу и его совершенствованию. Трудность возникает лишь в том случае, когда учитель осознает стоящую перед ним задачу, но не знает путей ее решения, или когда его не удовлетворяют результаты работы. Иными словами, трудности возникают только у ищущих, творчески работающих учителей. Поэтому анализ своей деятельности и постоянное самообразование могут помочь своевременно их осознать и найти педагогически целесообразный выход из них.
Исследователи педагогического самосознания в частности, СБ. Елканов и др.,[15,с.20-22] называют четыре вида самооценки: Актуальная - как себя видит и оценивает учитель в настоящее время; Ретроспективная - каким себя видиг и оценивает учитель, по отношению к начальным этапам работы;
Идеальная - каким бы хотел видеть себя учитель, его эталонное представление; Рефлексивная - как с его точки зрения, его оценивает профессиональное окружение.
А.В.Петровский [41, с.246] называет два вида самоанализа: включенный в непосредственную деятельность учителя и осуществляемый одновременно с ходом процесса обучения; ретроспективного типа, обращенный в прошлое, когда учитель анализирует свою прошлую деятельность.
Актуальная самооценка - это ежечасная, ежедневная оценка своей деятельности, сопоставление ее с прошлым опытом и идеальным образцом. Это постоянное не успокоенность профессионального самосознания учителя, как субъекта педагогической деятельности. Рефлексивная самооценка включает в себя все выше названные, так как только на уровне развитой педагогической рефлексии я как учитель могу, отстранено воспринимать и оценивать себя в ходе учебновоспитательного процесса, объективно оценить себя в прошлом, реально соотнести с эталоном. Идейным отцом метода интроспекции, « смотрения внутрь», считается Дж. Локк, хотя его основания содержались также в декартовом тезисе о непосредственном достижении мысли. Деятельность нашего ума, с которой Дж. Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. «Рефлексия - это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Рефлексия предполагает особое направление внимание на деятельность собственной души, а так же достаточную деятельность субъекта. Еще Д.РаЙнери вычленив два типа рефлексии «онтологическую» ,(способность прибывать в логике содержания знания) и «психологическую», обращенную к субъекту как к источнику знаний, способного поступать либо в логике содержания знания, либо в логике своего состояния, открыл путь изучения психологической рефлексии. Она функционирует при самоопределение субъекта внутри собственного представления о себе (установление внутренних ориентиров и способов разграничения «Я» и «не Я»). Специфика рефлексивных процессов при самоопределение обусловлено духовным миром человека, его мнений, отношений и т.д. Такую рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которого является переосмысление себя и своих отношений с миром Семенов И.Н.[52, с.154-182] сегодня называют часто личностной. Рубинштейн С.Л [51, с. 54], который связывал с появлением рефлексии особый способ существования человека в мире. Акцентируя наличие у человека двух способов существования в этом мире, он считал первый способ - это обычное существование, когда «человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным его явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять даже мысленно позицию вне ее, для .рефлексии над ней». Второй способ существования собственно и есть рефлексия. «Развитая рефлексия как бы прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы ... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к духовному опустошению ... либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе»...
Подобные работы
- ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Повышение психологической устойчивости спортсменов к неблагоприятным внешним условиям соревновательной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-педагогические и правовые факторы в управлении общеобразовательной школой
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Подготовка учителя к просветительной деятельности в области в области основ индивидуального здоровья школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Социально-педагогическое сопровождение развития одаренности подростков в детском оздоровительном лагере
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Социально-педагогическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в школе полного дня
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Спортивные традиции региона, как средство патриотического воспитания студентов факультета физической культуры
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2007 - Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности посредством использования технологии развития критического мышления
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Проектирование урока физической культуры в условиях реализации ФГОС
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017





