Только Word
Введение………………………………………………………………....
Глава 1. Теоретические аспекты педагогического авторитета………
1.1. Авторитет педагога как основа организации процесса образования, в том числе, в школе…………………………………………...
1.2. Понятие о педагогическом авторитете…………………………
1.3. Критика педагогики авторитета………………………………...
1.4. Модель образовательного процесса в школе, основанного на авторитете учителя, в том числе, физической культуры……………………
Глава 2. Педагогические условия формирования авторитета учителя………………………………………………………………………….
2.1. Некоторые особенности изучения компонентов авторитета……
2.2. Из опыта изучения авторитета учителя физической культуры в учебном процессе……………………………………………………………..
Заключение.……………………………………………………………..
Выводы………………………………………………………………….
Библиография…………………………………………………………...
Практические рекомендации…………………….……………………..
Актуальность. Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетностью личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета. Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.
По существу именно в авторитете, основанном на доброжелательном отношении к детям, Я.А. Коменский видит важнейшее средство добиться от детей следования воле наставника, исполнения его указаний и предписаний. При этом он не исключает возможность принуждения и наказания, указывая на необходимость «держать детей в строгости и страхе».
И.Ф. Гербарт видел в авторитете и средство организации педагогического общения, и основание педагогического взаимодействия с ребенком. При этом он значительно более детально рассматривает этот феномен и выступает против слепого следования авторитету при организации того, что называет подлинным воспитанием.
Именно в обеспечении послушания А.С. Макаренко видел смысл авторитета. Он считал, авторитет – это не талант, даваемый от природы, а средство достижения целей воспитания, которое должно соответствующим образом организовываться.
В.В. Зеньковский был убежден, что педагогическая ценность авторитета заключается в стимуляции творческих сил, в создании условий для более глубокого и более плодотворного педагогического взаимодействия, окрыляющего учеников. Авторитет не может быть навязан, он может быть только свободно признан. Психология авторитета рассматривалась В.В. Зеньковским почти как психология влюбленности, как духовное соединение с тем, кто авторитетен, а в христианских терминах – как переживание чувства соборности.
М.Ю. Кондратьев связывает феномен авторитета с внутренним признанием окружающими права любого человека взять на себя ответственность в условиях совместной деятельности. Он подчеркивает, что ролевая позиция педагога предполагает принятие им решений, определяющих поведение и действия воспитанников.
В первом томе «Российской педагогической энциклопедии» авторитет определяется как «влияние какого-либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте выражается в способности носителей авторитета направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки других людей, а также в признании последними за носителями авторитета права на руководство, в готовности следовать их указаниям и советам».
Успешная педагогическая деятельность учителя зависит от авторитета педагога. Становление авторитета учителя является серьезной педагогической проблемой. Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования: «Педагогический авторитет учителя физической культуры и его влияние на обучение школьников».
Цель исследования: исследовать проблему педагогики авторитета как традиционной основы организации процесса преподавания физической культуры.
Объект исследования: педагогический процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: проявление авторитета учителя физической культуры в процессе преподавания....
1. Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о значении педагогического авторитета учителя физической культуры, дать определение и выявить его компоненты: профессиональный и личностный. Педагогический авторитет это - влияние учителя физической культуры, основанная на знаниях нравственных достоинствах жизненном опыте, выражается в способности учителя направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки своих учеников, а также в признании последними за ним право на руководство в готовности следовать его указаниям и советам.
2. Выявлены значения ложного и истинного авторитета учителя. Ложный авторитет учителя — это попустительство, заискивание, равнодушие, декларативность и авторитарность, стеснение воли и ума школьников, неоправданная насильственность. Истинный авторитет учителя — это деятельность на основе нравственного закона; разумного, творческого, ясного и непогрешимого убеждения и стремления; огромных знаний; безупречного поведения.
3. Модель преподавания физической культуры в школе, основана на педагогическом авторитете учителя физической культуры. Учитель физической культуры, моделируя и реализуя на практике процесс фоизического развития учащихся определяет цель обучения школьников, планирует их желаемые изменения, проектирует знания, умения, свойства и качества, которые должны быть развиты и сформированны в результате авторитетного педагогического воздействия с учетом инициативы и самостоятельности учащихся.
4. Входе исследования были выявлены педагогические условия эффективной реализации педагогического авторитета учителя физической культуры в процессе обучения учащихся, что позволило значительно (на 25,0 %) повысить качество обучения учащихся физической культуре:
• учитель физической культуры знает сущность, содержание и психолого-педагогическую структуру педагогического авторитета.
• учитель физической культуры умеет разграничить истинный и ложный авторитет;
• учитель физической культуры имеет четкую позицию относительно проявления своего педагогического авторитета в преподавании физической культуры в школе.
. Авторитет педагога // Рабочий путь.-1988,-2окт.-с. 1.
2. Авторитет учительства // Первое сентября. -1995,-14марта.
3. Авторитет учителя // Парт. Жизнь.-1989, №8.-с.56.
4. Адриади И.И. Авторитет учителя и процесс его становления. – М.,1997.
5. Андриади И.П. Истоки становления авторитета учителя // Школа и производство.-2001,-№8 с.2.
6. Андриади И.П.Основы педагогического мастерства-М.: Издательский центр "Академия", 1999.
7. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М: Физическая культура и спорт, 1978.
8. Березняк Е. Авторитет учителя: из чего он складывается.// Учитель. 1997, -№3.-с6.
9. Березняк Е. Дети другие. А учитель? Откровенно об авторитете педагога.//Правда.-1987,-23 сентября.
10. Братченко С.Л., Рябченко С.А. Авторитарный стиль педагогического общения //Magister. 1996. №3.
11. Вавилов Ю. П. Специфика профессии учителя начальных классов //Педагогическое образование и наука.2002.-№1.с.33-35.
12. Васильев И. Идея и дело.//Учительская газета.-1987,18 августа.
13. Волков В.М. Возрастные и индивидуальные особенности школьников. – Смоленск: «Подросток и физическая культура», 1971, -с145.
14. Гессен С.И. Основы педагогики. М.,1995.
15. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании. М., 1986....46