Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование толерантности у учащихся начальных классов средствами физической культуры

Работа №152291

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки формирования толерантности у обучающихся начальных классов общеобразовательной школы 9
1.1. Сущность, содержание и структура понятия «толерантность» 9
1.2. Обучающиеся начальных классов как субъекты межкультурного взаимодействия 16
1.3. Уровни сформированности толерантности у обучающихся начальных классов 22
Выводы по первой главе 30
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности у обучающихся начальных классов средствами физической культуры 32
2.1. Обоснование программы формирования толерантности у обучающихся начальных классов средствами физической культуры 32
2.2. Апробация программы формирования толерантности у обучающихся начальных классов средствами физической культуры 39
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности у обучающихся начальных классов средствами физической культуры 52
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Библиографический список 64
Приложения 70

Актуальность. Этнически наше государство представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей, экономическим и социальным характеристикам, уровню политической организации, языку и культуре, по духовному складу и национальному характеру.
Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране привели к ломке прежних общественных отношений, противоречивым тенденциям их развития, кризисам во многих сферах человеческой деятельности, к росту межэтнической напряженности. Сегодня на улицах российских городов и деревень нередки проявления вражды к людям иных национальностей, расистских, неофашистских настроений в отношениях между различными этническими группами, зачастую приводящих к конфликтам на национальной почве.
Особенно велико влияние сложившейся ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, поскольку от того, какие установки процесса общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании подрастающего поколения, зависит её будущее. Поэтому в настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.
В последнее время в ряде государственных документов расставлены акценты на мирное решение вопросов в области межнациональных отношений. В основополагающих документах в области образования (Декларации принципов толерантности, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Региональных концепции и программе-ориентире воспитания детей и молодёжи Красноярского края и др.) определены приоритеты отечественного и краевого образования и воспитания. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании, выступает проблема формирования культуры межнационального общения и толерантности. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» акцентируется внимание на том, что современному обществу нужны высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности [20].
Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться и не проявиться. Поэтому она должна быть специально воспитана, сформирована. Вместе с тем, анализ проведенных исследований (работы А.Г. Асмолова, В.В. Бойко, А. Грачева, Н. Едыгова и др.) свидетельствует о том, что процесс формирования толерантности школьников на уроках физической культуры ещё не получил должного научного обоснования.
Проблему воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали в своих научных работах и публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P. Валитова, Н.К. Рерих, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Тишков, Б. Уильямс и др.; психологи: A.Г. Асмолов, Е.Ю. Клепцова, И.В. Крутова, Г.У. Солдатова и др. Педагогическим аспектам решения проблемы толерантности посвящены исследования Н.В. Бордовской, Б.С. Гершунского, П.Ф. Каптерева, А.А. Реана, К.Д. Ушинского и др.; воспитание терпимости в контексте формирования культуры межнационального общения рассматривали А.Г. Абсалямова, Ю.В. Арутюнян, З.Т. Гасанов, Л.М. Дробижева и др.; технологические вопросы воспитания толерантности поднимали Н.П. Едыгова, В.А. Ситаров, О.Б. Скрябина, П.В. Степанов и др.; теории и концепции формирования физической культуры личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, П.И. Лукьяненко, В.И. Лях и др.)....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема толерантности в педагогике сформировалась не так давно и стала следствием тенденций изменения содержания образования, которое направлено на реализацию прав человека, приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания и уважения чужих взглядов. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании, выступает проблема формирования культуры межнационального общения и толерантности. В «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» акцентируется внимание на том, что современному обществу нужны высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности.
Исходя из анализа научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование толерантности у учащихся начальных классов на уроках физической культуре в школе мало изучена. Проблема создания организационно-педагогических условия формирования толерантности у учащихся начальных классов не рассматривалась как отдельная теоретическая и практическая проблема. Всё это послужило основание для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей (работы Е.В. Гаврилова, Б.С. Гершунского, В.И. Ляха, А.И. Матвеева, Е.Н. Сидорова) , мы обосновали необходимость и возможность формирования толерантности у учащихся начальных классов средствами физической культуры, разработали и реализовали программу по формированию толерантности у учащихся начальных классов средствами физической культуры, включающую в себя проведение системы уроков по олимпийскому образованию учащихся начальных классов (уроки образовательно-познавательной направленности); организацию и проведение на уроках физической культуры подвижных игр как эффективных средств формирования толерантности учащихся начальных классов (уроки образовательно-предметной направленности); выполнение упражнений прикладной направленности (уроки образовательно-тренировочной направленности).
Цель нашего исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить программу формирования толерантности у учащихся начальных классов средствами физической культуры.
Изучив степень разработанности данной проблемы в философской, психологической и педагогической науке, мы сделали вывод о том, что в науке создана теоретическая база, основные положения, определены подходы к проблеме, интересующей нас.
Анализ теоретических источников по проблеме формирования толерантности у учащихся начальных классов средствами физической культуры позволил уточнить основные понятия, используемые нами в исследовании.
Нами уточнено понятие толерантности: это готовность спокойно принимать поведение, убеждения и взгляды людей, которые отличаются от собственных. Таким образом, мы приняли за рабочее определение понятия толерантность следующее определение: под толерантностью мы понимает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие.
Нами была организована опытно-экспериментальная работа на базе средней школы № 24 г.Красноярска.
При диагностике сформированности толерантности у учащихся начальных классов средствами физической культуры нами были выделены компоненты толерантности (эмоционально-ценностный, когнитивный и поведенческо-деятельностный); определены три уровня её проявления (высокий, средний, низкий), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования толерантности у учащихся начальных классов средствами физической культуры.
Так, сравнительный анализ начального и конечного уровня проявления толерантности у учащихся в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует, что количество учащихся (на конец опытно-экспериментальной работы) с высоким уровнем увеличилось в экспериментальной группе при результатах диагностики тестом «Индекс толерантности» на 12%, в контрольной группе 8%, со средним уровнем на 16%, в контрольной группе на 4%, количество учащихся с низким уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 28%, а в контрольной группе только на 4%.
При проведении теста «Методика изучения толерантности детей» результаты такого показателя как «Толерантность в кругу друзей» свидетельствуют, что количество учащихся (на конец эксперимента) с высоким уровнем увеличилось в ЭГ на 12%, в КГ 4%, со средним уровнем ЭГ на 12%, в КГ на 6%, количество учащихся с низким уровнем уменьшилось в ЭГ на 24%, а в КГ только на 8%; показателя «Толерантность и окружающий мир» с высоким уровнем: ЭГ на 8%, КГ на 4%; со средним − ЭГ на 4%, КГ на 2%; с низким ЭГ на 12%, КГ на 8%; показателя «Толерантность у себя дома», с высоким уровнем: ЭГ на 8%, КГ 4%; со средним ЭГ на 16%, КГ на 8%; с низким ЭГ на 24%, КГ 12%.
В ходе исследования были решены поставленные задачи. Была достигнута цель исследования − теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы формирования толерантности у учащихся начальных классов средствами физической культуры. Также полностью подтвердилась выдвинутая нами гипотеза.
Педагогические рекомендации учителям физической культуры помещены в приложениях 1-4.


1. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. – М: Смысл, 2000. – 255 с.
2. Батрак Я. А. Развитие толерантности младших школьников. – Братск: ГИМНЦ, 2010. – 97 с.
3. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. − М.: Вербум-М, 2003. − 168 с.
4. Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова − 2-е изд., испр. − М.: ФЛИНТА, НОУ ВПО «МПСИ», 2011. − 176 с.
5. Бондырева К.С. Колесова Д.В. Толерантность: введение в проблему. – Москва МПСИ; Воронеж НПО «МОДЭ», 2003. – 240 с.
6. Варфоломеева, З.С. Олимпийское образование как средство формирования этнической толерантности младших подростков в процессе обучения физической // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-8. – С. 1831-1835;
7. Воспитание толерантности: хрестоматия / Авт.-сост. И.И. Барахович, В.П. Калинина. − Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2012. − 214 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 671 с.
9. Гаврилова Е.В. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве // Социальная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 15.
10. Ганаева, Е.Э. Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности / Е.Э. Ганаева // Педагогика высшей школы. – 2016. – №1. – С. 25-27.
11. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе целевых приоритетов образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. − 2002. − № 7. − С. 3-13.
12. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М: «Просвещение», 2009. – 26 с.
13. Данилюк А. Я., Кондаков А. М. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. – 2009. – № 5. – С. 7.
14. Декларация принципов толерантности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (дата обращения 10.02.2018)
15. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. В. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. – 2012. – №1. – С. 8-14....52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ