Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ хищника в наскальном искусстве Среднего Енисея. Вопросы сохранение и популяризация сюжетов

Работа №152290

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Образы хищников в наскальном искусстве древних народов Среднего Енисея 8
1.1.Эпоха неолита 8
1.2. Эпоха бронзы 11
Глава II. Хищники скифо-сибирской изобразительной традиции на писаницах Хакасско-Минусинской котловины 17
2.1 Общая характеристика памятников 17
2.1.1. Абакано - Перевоз 17
2.1.2. Шалаболинская писаница 19
2.1.3. Тепсей 20
2.1.4. Анаш 22
2.1.5. Бычиха 22
2.1.6. г. Кедровая 24
2.1.7. Суханиха 25
2.2. Хищники и сюжеты с ними 27
2. 2. 1. Сюжет противостояния 27
2. 2. 2. Сюжет преследования 29
2. 2. 3. Сюжет терзания 31
2. 2. 4. Сюжет «шествия зверей» 33
Глава III. Интерпретация образов хищников 35
3.1. Кабан 35
3.2. Медведь 38
3.3. Волк 43
3.4. Кошачьи хищники 45
3.5. Синкретический хищник (фантастический) 47
Глава 4. Вопросы сохранения и популяризации сюжетов в петроглифах 53
4.1. Современнное состояние памятников 53
4.2. Вопросы сохранения и популяризации сюжетов в петроглифах 57
Заключение 59
Список литературы и источников
Список сокращений
Список иллюстраций
Иллюстрации

Изображения на скалах были первым способом человека через рисунок передать образ окружающего его мира. Изобразительная традиция зародилась задолго до появления речи и продолжает существовать и поныне. Вначале люди не изображали своих «портретов», поэтому, на первых этапах развития наскальной живописи, главными фигурами в их творчестве были животные.
Первыми изображаемыми представителями фауны являлись копытные животные. Вероятно, это связано с возникновением ритуальных представлений и верой древних людей в то, что изображение животного имеет магическую силу и поможет им при охоте.
С развитием общества стала появляться примитивная мифология, в которой уже возникает сюжет космогонической охоты, борьбы добра со злом, воплощенный в противостоянии копытных и хищных существ. Также стали появляться и одиночные рисунки хищников и существ с чертами хищника.
Данная работа посвящена исследованию формирования и развития образа хищника в наскальном творчестве, изучению вопросов возникновения и распространения этого персонажа на территории Среднего Енисея (Хакасско-Минусинской котловины)
Актуальность и научная новизна исследования.Данная работа даст новые представления о развитии образа хищника в наскальном искусстве на территории Хакасско-Минусинской котловины, в частности, ее севера (юг Красноярского края), где находятся малоизвестные писаницы с уникальным изобразительным материалом.
На примере развития образа хищника и связанных с ним сюжетов наиболее ярко прослеживаются мироззренчские представления народов Среднего Енисея, на базе которых формировались мифологемы и архитипичные представления об окружающем мире и месте человека в нем.
Цельработы – определение генезиса и смыслового содержания образа хищника в наскальном искусстве Среднего Енисея.
Эта цель достигаются при условии решения следующих задач:
• выявить и выделить изображения хищников на территории Хакасско-Минусинской котловины (от эпохи неолита до скифского времени);
• определить их культурно-хронологическую принадлежность;
• охарактеризовать выявленные изображения;
• проанализировать и обобщить изобразительный материал описания петроглифов;
• сравнить изображения, встречающиеся на данной территории с подобными петроглифами других регионов;
• определить семантику образов;
• провести аналогию между наскальными изображениями хищников и пластическим искусством;
• определить современное состояние наскальных композиций;
• рассмотреть вопросы сохранения и популяризации сюжетов в петроглифах.
Объектомисследованияявляется образ хищника в мировоззрении древнего населения Среднего Енисея.
Предметом работы является изображение хищников и фантастических зверей в наскальном искусстве на территории Хакасско-Минусинской котловины.
Источники и литература. Основными источниками для написания данной работы являются копии наскальных рисунков, полевые материалы (полевые дневники, карто-схемы, фронтальные планы, вертикальные и горизонтальные разрезы скальных обнажений, фото-материалы и др.), архивные данные (научные отчеты, учетная и паспортная документация).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе был проведен семантический анализ наскальных изображений хищников. Было прослежено развитие данного сюжета в петроглифах Среднего Енисея с эпохи позднего неолита до эпохи раннего железа (тагарская культура).
На территории Среднего Енисея и сопредельных с ней территориях, образ хищника, запечатленного на скале, впервые появился еще в эпоху неолита. Найденные здесь первые образы представителей местной фауны (медведей) встречаются крайне редко, по сравнению с другими животными на которых охотились неолитические племена.
Дальнейшее свое развитие этот персонаж продолжает в бронзовом веке, а точнее, во время существования окуневской культуры – одной из ярчайших культур на данной территории. В это время помимо реально существующих хищников стали появляться изображения фантастических синкретических зверей, которые часто сочетали в себе черты разных существ.
Подобные образы получили широкое распространение на территории Хакасско-Минусинской котловины в период существования здесь тагарской культуры, на время которой пришелся расцвет скифо-сибирского звериного стиля – уникальной манеры исполнения, возникшей в эпоху раннего железного века, во время существования скифской общности, распространившей свою культуру на большую часть евразийской территории.
С исчезновением скифской изобразительной традиции исезли и изображения хищников, уступив место таштыкским батальным сценам.
Проследив генезис образа хищника можно прийти к выводу, что все среднеенисейские народы перенимали традиции своих предшественников, впоследствие дополняя их новыми деталями, позаимствованными у мигрантов из соседних регионов (скорее всего, Передней или Центральной Азии), что указывает на обширные межкультурные связи народов Евразии.
Высокая степень разрушения скальных поверхностей определила крайнюю степень фрагментарности многих композиций и образов, что не позволило, наряду с ограниченными рамками объема данной работы, произвести всеобъемлющий анализ петроглифов с целью определения семантики изображений.
Данная работа является очередным шагом в изучении наскального искусства Средней Енисея.



Appelgren-Kivalo H. Alt-altaishe Kunstdenkmler. Brife und Bildermfterial von J.R.Aspelins Reisen in Sibirien und Mongolei 1887-1889 / H. Appelgren-Kivalo. – Helsingfors, 1931. Abb 2.
2. Адрианов А.В. Писаницы Енисейской губернии. Отчет за 1904 год. Архив МАЭС ТГУ. Д. 55.
3. Алексеенко Е.А. Культ медведя у кетов // ИСЭ, 1960. № 4. С. 93-104.
4. Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях среднего Енисея. 1986. – 177 с.
5. Волков В.В. Оленные камни Монголии. М.: Научный мир, 2002. – 248 с.
6. Волков В.В. Оленные камни Монгольского алтая // Памятники археологии и древнего искусства Евразии. М.: ИА РАН, 2004. С. 9–21.
7. Гачев Г.Ю. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988. – 445 с.
8. Грязнов М.П. Древнейшие памятники героического эпоса народов южной Сибири // Археологический сборник. 1961. Вып.3. С. 7-31.
9. Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства. Изучение, сохранение, использование [Текст]: автореф. дис. по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06. / Дэвлет Ектерина Георгиевна. Москва, 2003. – 47 с.
10. Ермолова Н.М. Животные в жизни и искусстве скифов Сибири // Тезисы докладов Всесоюзной археологической конференции по проблемам скифо-сибирского культурно-исторического единства. Кемерово, 1979. С. 133-136.
11. Есин Ю.Н. Тайна богов древней степи. – Абакан: Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, 2010. – 184 с.
12. Заика А.Л. Новые петроглифы Енисея // Наскальное искусство Азии. – Кемерово: «Кузбассвузиздат», 1997. Вып. 2. С. 97-101.
13. Заика А.Л. О развитии мировоззрений народов Нижней Ангары в эпоху неолита и палеометалла (по материалам культовых комплексов) (в соавт. с Журавковым С.П.) // Северная Азия в эпоху бронзы: пространство, время, культура. Барнаул: Изд- во АГУ, 2002. С. 43-45.
14. Заика А.Л. Образ медведя в наскальном искусстве Среднего Енисея и Ангары (в соавт. с Журавковым С.П.) // Историко – культурное наследие Северной Азии. Барнаул: Изд- во АГУ, 2001. С. 464-466.
15. Заика А.Л. Приложение № 1 к Учетной карте (п. VI) объекта культурного наследия федерального значения, представляющего собой историко-культурную ценность «Шалаболинская писаница». 2010 г. // Архив Музея археологии и этнографии Средней Сибири КГПУ им. В.П. Астафьева. Оп. 0057. Д. 002. – 261 л....62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ