Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические особенности непрерывного образования в сфере банковских услуг 7
1. 1. Непрерывное профессиональное образование в сфере банковских услуг: понятие, сущность, формы 7
1.2. Корпоративное образование как субъект системы непрерывного
образования 25
1.3. Компетентностный подход как основа развития непрерывного образования 41
Выводы по главе 1 71
Глава 2. Корпоративное образование как интеграционный элемент системы непрерывного образования в ПАО «Сбербанк» и компетенции сотрудников 76
2.1. Состояние и современные тенденции корпоративного образования в ПАО «Сбербанк» 76
2.2. Состояние и особенности развития предпринимательских компетенций сотрудников ПАО «Сбербанк» 103
2.3. Разработка и апробация модели развития предпринимательских компетенций сотрудников ПАО «Сбербанк» 125
Вывод по второй главе 206
Заключение 210
Список использованной литературы 215
Актуальность темы исследования заключается в вопросе развития непрерывного образования и обусловлена ускорением научно-технического прогресса, постоянным появлением новых технологий и их проникновением в большинство сфер человеческой жизнедеятельности. Это требует новых знаний и умений, постоянного обновления имеющихся, полученных надпрофессиональных навыков и универсальных, системных знаний. Эта тенденция тесно соседствует с проблемой функциональной неграмотности, когда человек оказывается неподготовленным к своим профессиональным обязанностям или изменившимся условиям. Кроме того, качество персонала влияет на менеджмент организации, качество которого является одним из основных факторов выживания на высоконкурентных рынках. Важно отметить, что:
- во-первых, вопросы эффективного развития российских организаций и их персонала являются одними из актуальнейших научных задач и диктуют изменения требований к подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных сотрудников. Поэтому в последние годы в России расширяются действия в области профессионального развития человеческих ресурсов не только на всех уровнях системы профессионального образования, но и в рамках частных инициатив отдельных коммерческих компаний, которые активно внедряют и развивают программы корпоративного образования своих сотрудников
- во-вторых, в условиях рыночной экономики конкурентоспособность специалиста напрямую зависит от его готовности к непрерывному образованию на протяжении всей профессиональной карьеры, так как независимо от чьего-либо желания существует профессионально-квалификационный цикл, который определяет зарождение и устаревание знаний, умений и владений, мотиваций и ценностных ориентации. Корпоративное образование призвано стимулировать и развивать стремление сотрудников к непрерывному повышению образовательного уровня, с одной стороны, а с другой - за счет создания системы корпоративного образования формирует лояльность персонала, обеспечивает снижение текучести кадров и высокую производительность труда.
- в-третьих, корпоративное образование в последние годы стало привычной тенденцией современного бизнеса. Большое количество крупных компаний либо уже реализуют, либо апробируют различные форматы создания системы корпоративного образования сотрудников. В наибольшей степени это касается промышленных предприятий. Однако, предприятия, реализующие свою хозяйственную деятельность в сфере банковских услуг также активно развивают системы внутреннего образования персонала
- в-четвертых, специфика услуг (неосязаемость, нематериальность, несохранность во времени и пр.) и компаний, функционирующих в этой сфере, заставляет эффективных производителей использовать и развивать технологии образования персонала, способные обеспечивать идентичность и высокое качество предоставления услуг без учета «человеческого фактора».
Все вышеуказанное обусловливает необходимость развития научных представлений о создании моделей корпоративного образования, способных быть наиболее эффективно встроенными в структуру предприятий сферы услуг.
Степень разработанности проблемы. Корпоративное образование является предметом междисциплинарных исследований, работы, посвященные особенностям данного вида образовательных услуг, можно отнести к таким областям, как экономика, педагогика, психология, менеджмент, маркетинг, управление человеческими ресурсами и управление персоналом, управление образовательных систем и т.д. Однако, не смотря на то, что в современной научной и отраслевой литературе существует достаточное количество публикаций, посвященных системам корпоративного образования, назвать данную тему глубоко изученной не представляется возможным...
Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития человека, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства.
Для каждого человека непрерывное образование становится процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов, духовных потребностей, развития задатков и способностей в различных учебных заведениях, с помощью разных видов и форм обучения, а также путем самообразования и самовоспитания. Актуальность темы заключается в том, что инновации в сфере непрерывного профессионального образования позволяют разрабатывать гибкие, эффективные подходы к решению задач оптимизации процесса обучения. Это активизирует познавательную деятельность специалистов в вузовский период и в системе повышения квалификации, способствует раскрытию творческого потенциала личности, самоактуализации специалиста. Объектом работы является система непрерывного образования, реализующая цели формирования профессиональной компетентности специалистов на основе концептуального единства базового (вузовского) и неформального (послевузовского) образования. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Теоретические предпосылки современного образования, выявленные в процессе генезиса основных этапов развития экономической мысли в России, свидетельствуют о том, что в результате перехода страны к рыночной экономике появилась острая необходимость в экономической подготовке специалистов, успешно работающих в новых социально-экономических условиях. Решение этой задачи возможно при организации непрерывного образования в системе профессионального образования. На основе анализа социальной роли непрерывного образования в жизни человека отечественные исследователи определяют образование как фактор социального развития, как условие производственной деятельности, условие обогащения духовной жизни человека, развития самосознания и умственного развития, а также как фактор, способствующий общению через развитие речи, расширение круга общения.
2. Корпоративное образование является структурным элементом непрерывного образования. Инструментом (средством) образовательной навигации в системе непрерывного образования (пространстве непрерывного образования) служит корпоративное образование, которое своей целью ставит не только образование и развитие сотрудников, но и развитие, и процветание компании. В современных условиях корпоративное образование стало неотъемлемой частью концепции непрерывного образования. Чтобы двигаться к достижению стратегической цели необходимо понимать: какой следующий шаг развития организации, службы, отдела, менеджера, сотрудника. И соответственно уметь адекватно оценить на каком этапе развития находится компания, руководители, сотрудники. Концепция - это своеобразная идеология обучения, уникальная для данной компании и создающая конкурентное преимущество организации.
3. Компетентностный подход является основой развития непрерывного образования. Для нашей страны актуальным является вопрос развития системы прогнозирования перспективных компетенций, которыми должны обладать работники, выходящие на рынок труда. Эта система должна дополнить количественное прогнозирование параметров рынка труда, которое осуществляется в России и которого уже недостаточно для развития человеческого потенциала страны. Частью этой системы прогнозирования также должно стать прогнозирование в контексте непрерывного образования. В настоящее время важным видится развитие системы непрерывного образования, базирующейся на компетентностном подходе прогнозирования потребности экономики в кадрах. Работники, проходящие переподготовку и повышение квалификации, составляют важную часть потребности экономики в квалифицированных кадрах. В настоящее время прогнозирование потребности в трудовых ресурсах преимущественно осуществляется количественными методами. Переход к качественному прогнозированию возможно осуществить через формирование перечней востребованных компетенций и их отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС). Минобрнауки России разработало новое поколение ФГОС, которые обладают такими отличительными особенностями, как выраженный компетентность^ характер, наличие требований к результатам освоения основных образовательных программ в виде компетенций, подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные). Профессиональные стандарты и ФГОС тесно взаимосвязаны. Национальная система профессиональных стандартов представляет собой описания профессиональных квалификаций и ориентирована на различные уровни взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда. Через эту взаимосвязь рынок труда дает сигнал о своих обобщенных требованиях к человеческим ресурсам. Использование компетентностного подхода для качественного прогнозирования или прогнозирование профессионально значимых компетенций на рынке труда является требованием времени для успешного долгосрочного развития страны. Компетентностный подход заключается в привитии и развитии у студентов/работников набора ключевых компетенций, которые определяют их успешную адаптацию в обществе и позволяют повысить их конкурентоспособность на рынке труда, найти баланс между потребностями рынка труда и возможностями системы образования.
В ходе анализа состояния обучения в КГПУ им. В.П. Астафьева выявлена проблема, а именно отсутствие предпринимательских компетенций. В связи с этим, была разработана рабочая программа дисциплин по направлению подготовки банковский сервис, которая была апробирована в ходе реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению 43.03.01 Сервис в КГПУ им. В.П. Астафьева: программа нацелена на формирование предпринимательских компетенций. Проведенный эксперимент показал, что разработанная программа дисциплин позволяет повысить качество и эффективность образовательного процесса, развивает продуктивную мыслительную деятельность студентов; повышает их мотивацию к обучению; вселяет уверенность в успешном трудоустройстве и профессиональной деятельности. Это позволяет использовать рабочую программу дисциплины для дальнейшего профессионального образования.
1. Алиев И. М. «Непрерывное профессиональное образование» / «Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета» // 2016. - № 5. - С. 86-89.
2. Андреев В. Н. «Система непрерывного образования как ключевая составляющая обеспечения инновационного развития региона» - 2013. С 167- 168.
3. АСИ «Сколково». «Атлас новых профессий» - 2014, Москва.
4. Белоусова И.Д. "Теория и метедика профессионального образования", 2015., с. 51.
5. Бовин А. А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. 3-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», с. 2009. – 415.
6. Богомолов А. В., Белимова Е. А., Кушекбаев Е. Б. «Формирование и значение корпоративной культуры в системе управления», Вестник ВГУИТ 2017г, с. 418.
7. Бордовская Н., Реан А. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов. – Москва [и др.] : Санкт-Петербург , 2011.
8. Боцманова Н. В. Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 283 - 286.
9. Бурчакова И. Ю. Обеспечение современного качества профессионального образования студентов колледжа на основе компетентносного подхода.// Среднее профессиональное образование. 2012. №1. – с. 48-54.
10. Ваулина Т. А. Современные подходы к определению понятия «инновационное по- ведение» [Электронный ресурс] //Вестник Томского государственного университета. № 340. С. 168 - 171.
11. Википедия – свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница. – Загл. с экрана
12. Волков Ю. Г. «Дополнительное профессиональное образование – новый социальный институт в России.» 2004г №3 с. 197-207.
13. Головин Ю. В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2010.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). Федеральный закон от 26.01.1996 г., № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.) // Справочно-право- вая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_76306/
15. Грибов В. Д., Никитина Л. П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2013....74